Из опыта работы педагога дополнительного образования. Роль эстетического воспитания в структуре педагогического процесса
Основой воспитательного процесса является система отношений, которая определяет взаимодействие между преподавателем и воспитанником. Воспитание есть влияние, действие со стороны педагога на ученика с целью организации жизни ребенка, но это действие следует понимать не как механическую или словесную, а как глубинную внутреннюю работу воспитателя и воспитанника, которая служит причиной активности сторон.
Таким образом, воспитание рассматривается как один из видов педагогической деятельности, имеющей целью целенаправленное преобразование человека или группы людей. Это преобразование проникает во всю систему личностных качеств, нравственно-этических убеждений и принципов, системы жизненных ценностей и идеалов, в том числе обще-культурной линии поведения. Особо четко о процессе воспитания, дает определение этого процесса Новиков А.М. в точки зрения педагогической науки: «воспитание – это формирование убеждений личности, ее мировоззрения, идеалов, стремлений, интересов и желаний .
Воспитательный процесс, как структура, состоит из взаимосвязанных основных элементов: цели, этапов, принципов, методов и средств, направлений, а также результатов данного процесса.
Основная цель воспитания в настоящее время состоит в формировании и организации такой среды, где происходит успешная реализация личности, становления комплекса социальных ценностей, взглядов, убеждений, качеств, раскрытие ее творческих потенциалов.
К основным задачам в работе педагога-балетмейстера относятся:
- воспитание учащихся;
- развитие их хореографических способностей;
- всесторонность хореографической подготовки;
- приобщение к хореографическому творчеству.
Как и в любой области педагогической деятельности, в воспитательной работе в качестве организующего и руководящего начала выступают основные начала общей педагогики.
Рассмотрим один из главных основ воспитательного процесса – этапов (рис.1). См. Рисунок 1. Основные этапы воспитательного процесса в начале статьи .
Первый этап процесса воспитания - воспитанник должен осознать, требуемые от него правила и нормы поведения. Результат формирования личности не может быть успешным без формирования заданного типа поведения. Применительно к процессу эстетического воспитания данная задача реализуется в объяснениях хореографа: чем воспитанники будут заниматься на уроках танца, требований к форме одежды, правил поведения и техники безопасности на уроках и т.д.
Следующий этап формирования личности имеет цель сфор¬мирование «правильные» убеждения. «Правильные» убеждения – это твердые, основанные на определенных нравственных принципах и мировоззренческих позициях, взгляды, которые служат руководством в жизни .
Поставленная цель подразумевает формирование у воспитанника данных убеждений. Без наличия сформировавшихся убеждений процесс воспитания не всегда может достигнуть поставленных целей.
Главная задача педагога-хореографа - показать разнообразие мира хореографии, заинтересовать ребенка на занятиях танца, рассказать о будущих перспективах. Создать все условия, чтоб воспитанник захотел почувствовать себя значимой частичкой большой танцевальной команды.
Третий этап. Эмоциональная окраска воспитательного процесса должна иметь положительный оттенок. Через эмоции человек постигает истину: учится различать хорошее от плохого, значимое от ненужного и т.д. Сформировав большой спектр эмоций, приобретая чувственность, воспитанник, опираясь на свой полученный опыт более быстрее и правильнее воспринимает, усваивает требуемые нормы и правила. Задача педагога на данном этапе обострить данные чувства, чтоб процесс воспитания проходил так, чтобы ребенок чувствовал себя искателем и открывателем знаний. Благодаря этому условию, скучная, однообразная, утомительная деятельность приобретает радостный характер – поиск чего-то нового и интересного. Пробудить данные чувства можно посредством правильно организованного процесса воспитания.
Организация деятельности является важным и главным процессом воспитательной деятельности. Эффективность воспитательного процесса на прямую зависит от организации целесообразной, хорошо организованной структуры данной деятельности. Задача педагога на четвертом этапе правильно организовать процесс воспитания и обучения, сформировать группы согласно возрастным параметрам и т.д.
Эффективная организация воспитательной работы осуществляется на основе принципов воспитания, при помощи которых возможен учет закономерностей воспитательного про¬цесса и обеспечение возможности достижения его целей.
К принципам воспитательной работы можно отнести:
- принцип гуманизации и демократизации воспитательного процесса.
Данный принцип предполагает равноправие между участниками педагогического процесса, но каждый может иметь свою определенную обязанность, которая является значимой единицей системы деятельности. Разнообязанность участников педагогического процесса позволяет чувствовать участнику себя значимым и нужным элементом системы. Но в то же время предполагает взаимосвязь и взаимоуважении между всеми единицами. Это вызывает у воспитанников положительный настрой, открытость к восприятию гражданских ценностей: искренности, доброты, справедливости, доброжелательности, сочувственности, милосердия и т.п.
- принцип самоактивности и саморегуляции, подразумевает таких характеристик как, самокритичность, принятие самостоятельных решений, и формирование гражданской позиции личности, чувство ответственности.
- принцип комплексной и междисциплинарной интегрированности. Социальное окружение воспитанника: его семья, детские и молодежные организации и объединение, школа и т.д. должны быть в тесном взаимодействии.
- принцип культуросоответствия. История и культура, народные традиции и обычаи, которые обеспечивают преемственность и наследственность поколений составляют единство с воспитательным процессом.
- принцип интеркультурности предусматривает интегрированность национальной культуры в контекст общегосударственных, европейских и мировых ценностей в общечеловеческую культуру;
- принцип гармонизации родственного и общественного воспитания. Объединение и координация воспитательных усилий всех участников процесса: общественных учреждений, родителей и т.д.
- принцип непрерывности и преемственности оказывает содействие подготовке сознательной интеллигенции, созданию необходимых условий для развития личности, ее мышление, общей культуры, пропагандирование здорового образа жизни.
Правильное управление данным процессом – главная задача педагога. Опираться на личностный потенциал, способствовать его развитию, уважение личности воспитанника, признание его индивидуальности, прав и свобод, поощрение активности детей.
Цели, задачи, интересы являются основой содержания учебно-воспитательного процесса, который опирается на общечеловеческие ценности и на сущность природы всего человечества.
В зависимости от того или иного аспекта воспитания, в содержании воспитательного процесса имеют места следующие основные направления: интеллектуальное, нравственное, трудовое, физическое, эстетическое, гражданское, патриотическое, экологическое, экономическое и другие (рис. 2) . См. Рисунок 2. Основные направления содержания воспитания выше.
Более подробно мы остановимся на нравственном и эстетическом воспитании, так как по средствам хореографии более полно реализуется эти направления.
Нравственное воспитание – это целенаправленное и си¬стематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Его основу составляет этика. Этические требования общества являются ориентиром для постановки задач, а так же определяют содержание воспитания нравственности подрастающего молодого поколения.
Основное содержание процесса воспитания нравственности подрастающего молодого поколения являются следующие задачи:
- формирование нравственного сознания как целостной системы нравственных норм и принципов;
- воспитание и развитие нравственных чувств и убеждений;
- национальное и интернациональное воспитание – формирование чувства национального достоинства и одновременно уважения к другим нациям и народам, к их культуре и традициям;
- политическое воспитание, состоящее в формировании политического сознания и понимания сущности политических процессов в стране и мире;
- патриотическое воспитание, то есть формирование чувства любви к своей родине и ответственности за ее судьбу;
- нравственное просвещение в вопросах морали, этики и норм межличностных отношений;
- формирование духовных начал человека, его стремления к глубокому познанию себя, своего предназначения и места в мире;
- воспитание чувства личной ответственности за свои поступки, решения и действия, за характер и содержание своей деятельности;
- формирование и развитие механизмов нравственного самовоспитания и самосовершенствования, саморегуляции поведения;
- формирование убеждений человека .
Обобщая все задачи в единую цель: формирование нравственного человека. К основным критериям нравственного человека можно отнести его четкие нравственные убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, его поведение в обществе, отношение к себе, близким и окружающей его социальной среде.
Методы, которые чаще всего используются в процессе нравственного воспитания, а так же которые являются эффективными можно назвать следующие убеждение и личный пример, совет, по¬желания и одобрительный отзыв, положительная оценка нравственных действий и поступков, достоинств человека и другие, а также корректные пожелания по искоренению привычек и недопущению действий, которые не вписываются в нравственные нормы и ценностные требования общечеловеческой морали.
Эстетическое воспитание, как и другие виды воспитания имеет неразрывный, целенаправленный характер, в процессе которого развиваются способности личности полного понимания и правильного восприятие прекрасного в мире искусства, стремление к этому прекрасному, и построение своей жизнедеятельности на основе законов эстетики. Эстетические эмоции оказывают благотворное действие на все психофизические процессы, происходящие в человеческом организме . Данный вид воспитательного процесса будит и развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Личность, стремящаяся к прекрасному, наполняет себя и свою жизнь красотой и светом повсеместно.
Хореография в процессе эстетического воспитания занимает особое место. Хореографическая деятельность развивает эстетическое восприятие и представление в передаче движения. Уроки хореографии позволяют сформировать умение прочувствовать и дать оценку музыкальному материалу, передать художественный образ в танце с помощью мимики, пантомимики; профессионально исполнять танцевальные комбинации. Импровизация под заданную или просто услышанную музыку, сочинение танцевальной композиции, сюжета и линии танца, художественно-сценическое оформление к ним (костюм для исполнения, реквизит, световые эффекты и т.д.), этическое отношение к партнерам в танце и к зрителю. Ничто другое, как уроки танца, смогут сформировать данные умения и сформировать зрелую, эстетически наполненную личность.
Процесс воспитание должен рассматриваться, как взаимодействие воспитателей и воспитуемых, их взаимодействии. Воспитанник должен быть не только объектом воспитания, но и субъектом. Субъект- субъектные отношения предполагают формирования навыков саморазвития личности. Данное условие предполагает не приспособление к имеющимся в обществе формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт, а как целенаправленное развитие каждого ребенка как неповторимой человеческой индивидуальности.
Рекомендуем посмотреть:
Пути повышения мотивации и эффективности обучения школьников в процессе коллективно-групповой деятел
Напутствие молодому специалисту – хореографу
План – конспект занятия «Аппликация как средство выражения», 2-3 класс
Урок по ритмике в 1 классе