Из опыта работы педагога дополнительного образования
Статья на педагогическую тематику: «Напутствие молодому специалисту – хореографу»
Для успешного ведения классического танца необходима согласованная работа педагога хореографа и аккомпаниатора, их совместная творчески взаимообогащающая подготовка к занятиям. С первых занятий по освоению основных элементов танца до построения сложных танцевальных композиций, необходимо, чтобы музыкальное сопровождение было высокохудожественным, включающим произведения классической и современной музыки. Правильно подобранное сопровождение обогащает духовный мир учащихся, способствует выработке культуры и красоты движений, а также развитию чувства коллективного ритма.
Аккомпанемент к упражнениям следует выбирать с учётом поставленных задач, он должен быть приятен обучающимся.
Творческая подготовка занятий, тщательный подбор упражнений и музыкального сопровождения, их соответствие возрастным особенностям, постепенное нарастание сложности упражнений и музыкального сопровождения приводят к успешному решению задач обучения, развивают у занимающихся способность ценить в музыке прекрасное.
В хореографической студии «Дебют», где я работаю аккомпаниатором, занимается свыше ста девочек и мальчиков. Эта три возрастных категории: старшая, средняя и младшая.
Старшая группа – дети занимающиеся хореографией от пяти до семи лет. Подбор музыкального материала для танцевальных движений ведётся совместными усилиями, девочки очень хорошо воспринимают и любят романтичные мелодии, например, мелодию «Вчера» Д. Леннона и П. Макартни, мелодии из репертуара ансамбля «АВВА». Наиболее распространена такая последовательность упражнений для смешанной разминки:
1. Ходьба на месте (исполняю различные марши: С.Прокофьев «Марш», И. Дунаевский «Марш» из к/ф «Весёлые ребята», Р. Щедрин «Марш монтажников» из к/ф «Высота» и т.д.);
2. Прыжки и бег (полька К. Фауста, «Карнавал» К.Б. Халланды и т.д.)
3. Упражнения для рук (вальс «Берёзка» Е. Дрейзина, «Лирический вальс» Д.Шостаковича);
4. Plie (приседание), deti plie (полуприседание), grand plie (полное приседание). Музыкальное сопровождение плавного характера на 2/4,3/4 и 4/4. Использую в работе «Вальс» А. Грибоедова, музыку А Петрова из к8ф «Осенний марафон», вальс А Делиба из балета «Коппелия»;
5. Battement tendu, battement tendu jete, затем dattement tendu deti plie – движения, требующие активной работы ног, развивают их выворотную постановку. Музыкальное сопровождение в характере польки: А. Дюкамен «Полька», «Итальянская полька» С. Рахманинова, «Шутка» из оркестровой сюиты №2 И.С. Баха, произведения Scotta Joplina;
6. Дробные – здесь огромный выбор русских народных песен: «Калинка», «Барыня», «Светит месяц» и т.д.;
7. Подготовка к верёвочке и верёвочка - я часто использую украинские и русские народные песни;
8. Адажио – плавные классические произведения, такие как «Адажио» из балета Л. Минкуса «Дон-Кихот», «Романс» Д. Шостаковича из к/ф «Овод»;
9. Растяжка – мелодии из к/ф композитора И. Лученка, лирические мелодии;
10. Yrand battement jete – большой энергичный бросок работающей ноги на 90 градусов и выше. Музыкальное сопровождение – широкий энергичный вальс или марш на первую долю такта, например, вальс из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель» Г. Свиридова.
Средняя группа – это дети занимающиеся от двух до четырёх лет хореографией. Разминка проходит в том же порядке, что и в старшей группе. Единственное изменение – небольшие упрощения некоторых упражнений и в связи с этим, музыкального сопровождения.
Младшая группа – это детишки от четырёх до шести лет, самые непоседливые и шустрые. Мы считаем, что заниматься с детьми (то есть приобщать их к искусству) следует с самого раннего возраста. Буквально к каждому ребёнку, независимо от степени его одарённости ( и даже в том случае, если у него не обнаруживается в начале заметной тяги к искусству), можно найти соответствующий подход, «подобрать ключи» для вхождения в страну прекрасного. Секрет того, что принято называть умением заниматься с маленькими детьми, заключается в способности педагога, нисколько не отрывая детей от естественной для их возраста «игровой» фазы, незаметно ввести в мир музыки и танца, пробудить в них любовь. Осуществление умело поставленных перед учеником задач доставляет радость не только детям, но и педагогам.
Детям мы предлагаем упрощенную разминку я элементами игры, большое количество мелодий из полюбившихся мультфильмов.
Для развития чувства ритма мы с хореографом Смирновой С.В. придумываем игры и упражнения, задаем несложные домашние задания. Дети очень любят фантазировать на заданный музыкальный материал. В этом году мы разучили с детьми кроме танцевальных композиций музыкальные распевки и несложные песенки, например «Песенку о дружбе» из к/ф «Тихие троечники» композитора В. Иванова, «Песенку кота Леопольда» композитора Б.Савельева. Нравятся малышам и русские народные шуточные песни: «Как под горкой под горой», «Скок, скок». В конце учебного года мы для родителей провели открытый урок, где наши юные друзья показали всё своё мастерство. Чувствовалась раскованность и желание детей заниматься, умение фантазировать и даже импровизировать.
В своей работе мне приходиться использовать большое количество музыкального материала, произведений разных жанров, стилей и эпох. Очень важно сформировать у ребёнка эстетический вкус, при этом учитывать индивидуальные особенности развития личности, его музыкального восприятия, эмоций.
Так на уроке в средней группе, хореографом была задана тема: изобразить вихрь. Я выбрала в качестве музыкального сопровождения «Революционный» этюд Шопена, он, по-моему, очень хорошо отражал музыкальную сторону задания. После нескольких «выступлений» детей, Нина Б. заплакала. Оказывается, движения детей и музыка навеяли на неё воспоминания о гибели её любимца-попугайчика…
Приведу ещё пример: в младшей группе, во время разминки, вместо песенки «Улыбка» (к которой за несколько занятий привыкли дети), я исполнила «Колыбельную» И. Дунаевского из к/ф «Цирк». К концу упражнения все малыши начали дружно зевать. Эта замечательная реакция детей прекрасную колыбельную музыку. Мне нравиться, что хореограф не делает им замечаний, ведь это очень хорошо, что дети чувствуют музыку, вслушиваются и запоминают не только движения разминки, но и музыкальное сопровождение.
Слишком частая смена музыкального сопровождения рассеивает внимание у детей, не усваивается ими, поэтому я постепенно пополняю и вношу разнообразие в музыкальное оформление.
Рекомендуем посмотреть:
Взаимосвязь развития профессионального мастерства педагога и успешности личности ребенка
Интерактивная игра для школьников 12-15 лет
Театрализация хореографического творчества
Инновационный проект в дополнительном образовании детей
Похожие статьи:
Сценарий «Посвящение в истоковцы»
Сценарий итогового отчётного концерта вокальной студии «Мы рождены в России»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Пешеходный туризм»
Конспект первого занятия по вокалу для детей 7-9 лет
Формирования мотивации к занятиям хореографией