Автор: Пантелеев Константин Анатольевич, учитель географии, МБОУ гимназия городского округа г. Урюпинск
Описание работы: Образовательная программа дополнительного образования детей «Пешеходный туризм» для учащихся 8-х классов (от 14 лет). Сроки реализации – одно полугодие (17 часов) Данная программа будет полезна для учителей географии, краеведения и физической культуры.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной образовательной программы «Пешеходный туризм» – туристско-краеведческая. Данная программа является модифицированной и составлена на основе авторской программы курса «Пешеходный туризм» (Ткачев Г. С.).
Новизна программы проявляется в том, что формируют у учащихся простейшие туристские навыки по пешеходному туризму (установка палатки, вязка узлов, ориентирование на местности и по картам с помощью компаса и по местным признакам, разные способы переправ через преграды, типы костров и т. д.). Занятия туризмом и краеведением помогают в становлении личности, так как развивают волевые качества, целеустремленность, настойчивость, упорство, самостоятельность и инициативу, решительность и смелость, выдержку и самообладание. Данные занятия помогают в формировании общей культуры личности, учат правильному поведению в природе и обществе, способствуют профессиональному самоопределению учащихся.
Актуальность: Данный курс призван сформировать у учащихся простейшие туристские навыки по пешеходному туризму, обеспечить безопасные походы и развивать экологическое мировоззрение. Физическая нагрузка, связанная с систематическими движениями на свежем воздухе в любую погоду, оказывает благоприятное влияние на нервную систему и весь организм.
Педагогическая целесообразность: В экскурсиях и походах учащиеся глубже познают окружающую природу в целом, природу родного края, закаляют здоровье, учатся организовывать свой досуг, развивают смекалку и находчивость. Данный курс способствует расширению и углублению знаний по школьным курсам географии, биологии, экологии, краеведению и ОБЖ и пропагандирует здоровый образ жизни.
Цели: Сформировать у учащихся простейшие туристские навыки по пешеходному туризму, развивать и формировать здоровый образ жизни, воспитывать патриотизм и любовь к окружающей природе родного края.
Задачи:
Образовательные: обучить умениям и навыкам туристического мастерства пешеходного туризма;
Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю, к окружающей природе, формировать здоровый образ жизни;
Развивающие: развивать координацию, выносливость, ловкость.
Отличительной особенностью данной программы от существующих является то, что она реализуется в достаточно короткие сроки за счет сокращение теоретического материала и увеличения практических форм работы с детьми. Это поддерживает высокую мотивацию учащихся и результативность занятий.
Возраст детей, участвующих в реализации программы 13-14 лет (8 класс). Срок реализации данной программы 1-е полугодие. Курс обучения рассчитан на 17 часов.
Ожидаемые результаты. Основные умения и навыки к концу обучения.
Учащиеся должны знать:
1. Правила техники безопасности по курсу «Пешеходный туризм».
2. Знать терминологию, связанную с тематикой курса.
3. Знать основы гигиены туриста.
4. Знать теорию организации и проведения походов.
Учащиеся должны уметь:
1. Владеть картографическими навыками.
2. Ориентироваться на местности по компасу и местным признакам.
3. Уметь подбирать и использовать личное и групповое снаряжение в походе.
4. Применять простейшие туристические навыки на практике.
Способы проверки:
1. - игра-викторина,
2. - туристическая игра,
3. - деловая игра,
4. - конкурс,
5. - тест,
6. - тест-азимут,
Формы проведения итогов реализации программы:
1. - награждение грамотами за активное участие в работе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
|
Наименование тем курса
|
Всего
часов
|
Теория
|
Практика в помеще-нии
|
Практика на местности
|
ПЕШЕХОДНЫЙ ТУРИЗМ (17 ч.)
|
1
|
Введение. Организация и проведение походов. Возможные туристические маршруты по родному краю. Техника безопасности на занятиях и в походе.
|
2
|
2
|
|
|
2
|
Личная гигиена туриста. Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.
|
2
|
1
|
1
|
|
3
|
Понятие о топографической и спортивной карте. Топографические знаки.
|
2
|
1
|
1
|
|
4
|
Компас. Работа с компасом. Способы ориентирования.
|
3
|
1
|
1
|
1
|
5
|
Ориентирование по местным признакам.
|
1
|
1
|
|
|
6
|
Узлы и их применение. Преодоление крутых склонов
|
2
|
1
|
1
|
|
7
|
Преодоление естественных препятствий.
|
3
|
1
|
|
2
|
8
|
Установка и снятие палатки. Укладка рюкзака.
|
2
|
1
|
|
1
|
ИТОГО:
|
17
|
9
|
4
|
4
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
ВВЕДЕНИЕ. КРАЕВЕДЕНИЕ (2 ч.)
Родной край, его природные и туристические возможности. Организация и проведение походов. Возможные туристические маршруты по родному краю. Техника безопасности на занятиях и в походе.
Оборудование: географические карты, блокноты, ручки.
Дидактический материал: литература о городе Урюпинске, Волгоградской области, буклеты, проспекты.
ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ И ПЕРВАЯ МЕД. ПОМОЩЬ (2 ч.)
Личная гигиена туриста. Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.
Оборудование: предметы личной гигиены, аптечка, гербарии.
Дидактический материал: литература по оказанию первой доврачебной помощи, медицинские плакаты, литература по школе выживания.
ТОПОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ (6 ч.)
Понятие о топографической и спортивной карте. Топографические знаки. Спортивные знаки. Компас. Работа с компасом. Азимутальный ход. Поиск КП. Способы ориентирования. Ориентирование по местным признакам.
Оборудование: топографические карты, карточки с топографическими знаками, компасы разных устройств.
Дидактический материал: учебник географии 6 класс, атласы.
ТЕХНИКА ТУРИЗМА (7 ч.)
Опасности в туризме, мнимые и действительные. Преодоление естественных препятствий. Преодоление крутых склонов. Узлы и их применение. Установка и снятие палатки. Укладка рюкзака.
Оборудование: веревка, туристическая обвязка с карабинами, палатки, рюкзаки.
Дидактический материал: спец. литература по пешеходному туризму, инструкции ТБ, схемы различных переправ.