Образовательная программа дополнительного образования детей «Пешеходный туризм»

Автор: Пантелеев Константин Анатольевич,  учитель географии, МБОУ гимназия городского округа г. Урюпинск

Описание работы: Образовательная программа дополнительного образования детей «Пешеходный туризм» для учащихся 8-х классов (от 14 лет). Сроки реализации – одно полугодие (17 часов) Данная программа будет полезна для учителей географии, краеведения и физической культуры.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной образовательной программы «Пешеходный туризм» – туристско-краеведческая. Данная программа является модифицированной и составлена на основе авторской программы курса «Пешеходный туризм» (Ткачев Г. С.).

Новизна программы проявляется в том, что формируют у учащихся простейшие туристские навыки по пешеходному туризму (установка палатки, вязка узлов, ориентирование на местности и по картам с помощью компаса и по местным признакам, разные способы переправ через преграды, типы костров и т. д.). Занятия туризмом и краеведением помогают в становлении личности, так как развивают волевые качества, целеустремленность, настойчивость, упорство, самостоятельность и инициативу, решительность и смелость, выдержку и самообладание. Данные  занятия помогают в формировании общей культуры личности, учат правильному поведению в природе и обществе, способствуют профессиональному самоопределению учащихся.

Актуальность: Данный курс призван сформировать у учащихся простейшие туристские навыки по пешеходному туризму, обеспечить безопасные походы и развивать экологическое мировоззрение. Физическая нагрузка, связанная с систематическими движениями на свежем воздухе в любую погоду, оказывает благоприятное влияние на нервную систему и весь организм.

Педагогическая целесообразность: В экскурсиях и походах учащиеся глубже познают окружающую природу в целом, природу родного края, закаляют здоровье, учатся организовывать свой досуг, развивают смекалку и находчивость. Данный курс способствует  расширению и углублению знаний по школьным курсам географии, биологии, экологии, краеведению и ОБЖ и  пропагандирует здоровый образ жизни.

Цели: Сформировать у учащихся простейшие туристские навыки по пешеходному туризму, развивать и формировать здоровый образ жизни, воспитывать патриотизм и любовь к окружающей природе родного края.

Задачи:

Образовательные: обучить умениям и навыкам туристического мастерства пешеходного туризма;

Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю, к окружающей природе, формировать здоровый образ жизни;

Развивающие: развивать координацию, выносливость, ловкость.

Отличительной особенностью данной программы от существующих является то, что она реализуется в достаточно короткие сроки за счет сокращение теоретического материала и увеличения практических форм работы с детьми. Это поддерживает высокую мотивацию учащихся и результативность занятий.

 Возраст детей, участвующих в реализации программы 13-14 лет (8 класс). Срок реализации данной программы 1-е полугодие. Курс  обучения рассчитан на 17 часов.

Ожидаемые результаты. Основные умения и навыки к концу обучения.

Учащиеся должны знать:

1. Правила техники безопасности по курсу «Пешеходный туризм».

2. Знать терминологию, связанную с тематикой курса.

3. Знать основы гигиены туриста.

4.  Знать теорию организации и проведения походов.

Учащиеся должны уметь:

1. Владеть картографическими навыками.

2. Ориентироваться на местности по компасу и местным признакам.

3. Уметь подбирать и использовать личное и групповое снаряжение в походе.

4. Применять простейшие туристические навыки на практике.

Способы проверки:

1. - игра-викторина,

2. - туристическая игра,

3.  - деловая игра,

4. - конкурс,

5. - тест,

6. - тест-азимут,

Формы проведения итогов реализации программы:

1. - награждение грамотами за активное участие в работе.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

п/п

 

Наименование тем курса

 

Всего

часов

 

Теория

 

Практика в помеще-нии

 

Практика на местности

ПЕШЕХОДНЫЙ ТУРИЗМ (17 ч.)

1

Введение. Организация и проведение походов. Возможные туристические маршруты по родному краю. Техника безопасности на занятиях и в походе.

2

2

 

 

2

Личная гигиена туриста. Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.

2

1

1

 

3

Понятие о топографической и спортивной карте. Топографические знаки.

2

1

1

 

4

Компас. Работа с компасом. Способы ориентирования.

3

1

1

1

5

Ориентирование по местным признакам.

1

1

 

 

6

Узлы и их применение. Преодоление крутых склонов

2

1

1

 

7

Преодоление естественных препятствий.

3

1

 

2

8

Установка и снятие палатки. Укладка рюкзака.

2

1

 

1

 ИТОГО:

17

9

4

4

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

ВВЕДЕНИЕ. КРАЕВЕДЕНИЕ (2 ч.)

Родной край, его природные и туристические возможности. Организация и проведение походов. Возможные туристические маршруты по родному краю. Техника безопасности на занятиях и в походе.

Оборудование: географические карты, блокноты, ручки.

Дидактический материал: литература о городе Урюпинске, Волгоградской области, буклеты, проспекты.

ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ И ПЕРВАЯ МЕД. ПОМОЩЬ (2 ч.)

Личная гигиена туриста. Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.

Оборудование: предметы личной гигиены, аптечка, гербарии.

Дидактический материал: литература по оказанию первой доврачебной помощи, медицинские плакаты, литература по школе выживания.

ТОПОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ (6 ч.)

Понятие о топографической и спортивной карте. Топографические знаки. Спортивные знаки. Компас. Работа с компасом. Азимутальный ход. Поиск КП. Способы ориентирования. Ориентирование по местным признакам.

Оборудование: топографические карты, карточки с топографическими знаками, компасы разных устройств.

Дидактический материал: учебник географии 6 класс, атласы.

ТЕХНИКА ТУРИЗМА (7 ч.)

Опасности в туризме, мнимые и действительные. Преодоление естественных препятствий. Преодоление крутых склонов. Узлы и их применение. Установка и снятие палатки. Укладка рюкзака.

Оборудование: веревка, туристическая обвязка с карабинами, палатки, рюкзаки.

Дидактический материал: спец. литература по пешеходному туризму, инструкции ТБ, схемы различных переправ.

Страницы: 1 2

Ирина Николаевна Мелентьева # 27 марта 2014 в 08:15 +1
Подскажите, какую программу брали за основу? Смирнова?  Разделы очень схожи, если нет,  сделайте ссылочку на автора, так сложно найти типовые программы в нашем деле scratch
Елена Николаевна Тихонова # 24 июля 2014 в 21:13 0
Хорошая программа. Прописана актуальность, цель, ЗУН, способы их проверки. Есть план каждого занятия с целями и контролем. На мой взгляд не хватает методического обеспечения, ожидаемых результатов, дидактического материала. Согласна с предыдущим коментарием, программ по туризму мало.
Оксана Геннадьевна Медведева # 6 ноября 2014 в 14:29 0
Данные занятия помогает в формировании общей культуры личности, учат правильному поведению в природе и обществе, способствуют профессиональному самоопределению учащихся. Данная программа актуальна в наше время.
Марьяна Ивановна Гебра # 17 июня 2015 в 19:24 0
Очень интересная программа.
Программа поможет сформировать у учащихся простейшие туристские навыки по пешеходному туризму, обеспечить безопасные походы и развивать экологическое мировоззрение. Физическая нагрузка, связанная с систематическими движениями на свежем воздухе, окажет благоприятное влияние на нервную систему и весь организм. В экскурсиях и походах учащиеся глубже познают окружающую природу в целом, природу родного края, закаляют здоровье, учатся организовывать свой досуг, развивают смекалку и находчивость.