МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ. КРАЕВЕДЕНИЕ (2 ч.)
Занятие 1 и 2
Вводная лекция: Техника безопасности на занятиях и в походе. Правила поведения во время теоретических и практических занятий. Родной край, его природные и туристические возможности. Организация и проведение походов. Возможные туристические маршруты по родному краю.
Формы занятий: индивидуальная и групповая работа.
Формы контроля: тест «Безопасность - основа похода»
ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ И ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ (4 ч.)
Занятие 3
Теоретическое занятие: Основы гигиены туриста.
Цель: изучить основы гигиены туриста. Состав походной медицинской аптечки. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.
Методы: коммуникативные (рассказ, беседа), наглядные методы.
Виды деятельности:
педагога: анализ темы, постановка проблемных задач.
учащихся: восприятие, анализ, разрешение поставленной педагогом проблемной ситуации, рассуждения.
Содержание лекции: Основы гигиены туриста, личная гигиена туриста. Примерный состав походной медицинской аптечки. Перечень и назначение, показания и противопоказания лекарственных препаратов. Личная аптечка туриста, индивидуальные лекарства необходимые при хронических заболеваниях. Первая доврачебная Помощь пострадавшему.
Формы занятий: индивидуальная и групповая работа, дискуссия.
Занятие 4
Практическая работа: Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.
Цель: проверить и закрепить знания по теме «Походная медицинская аптечка. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи».
Методы: коммуникативные (беседа), наглядно-практические методы.
Виды деятельности:
педагога: постановка проблемных задач, побуждение учащихся к дискуссии и поиску решения проблем.
учащихся: выполняют практические задания по темам:
1. Состав походной аптечки.
2. Угадай лекарственное растение.
3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.
4. Переноска пострадавшего.
Формы занятий и контроля: тест-гигиена, тест на знание гербария, сдача нормативов по изготовлению средств транспортировки пострадавшего. «Аптека под ногами» - викторина.
Занятие 5
Теоретическое занятие: Понятие о топографической и спортивной карте. Топографические знаки.
Цель: изучить топографические знаки, спортивные знаки.
Методы: коммуникативные (рассказ, беседа), наглядные методы.
Виды деятельности:
педагога: анализ темы, постановка проблемных задач.
учащихся: восприятие, анализ, разрешение поставленной педагогом проблемной ситуации, рассуждения.
Содержание лекции: Основные элементы топографии. Топографическая карта и условные топографические знаки. Маршрутная топографическая съемка. Масштаб. Виды масштабов, масштабы топографических и географических карт. Определение расстояния по карте. Определение крутизны склона по карте. Определение сторон горизонта по карте.
Формы занятий: индивидуальная и групповая работа, дискуссия.
Занятие 6
Практическая работа: Понятие о топографической и спортивной карте. Топографические знаки. Спортивные знаки.
Цель: проверить и закрепить знания по теме «Понятие о топографической и спортивной карте. Топографические знаки. Спортивные знаки».
Методы: коммуникативные (беседа), наглядно-практические методы.
Виды деятельности:
педагога: постановка проблемных задач, побуждение учащихся к дискуссии и поиску решения проблем.
учащихся: выполняют практические задания по темам:
1. 3арисовка топографических знаков.
2. Чтение топографических карт.
3. Топографический диктант. Разбор диктанта.
4. Маршрутная съемка. Составление плана маршрута (камеральная обработка) в разных масштабах.
5. Копировка карт.
Формы занятий и контроля: топографический диктант.
Занятие 7
Теоретическое занятие: Компас. Работа с компасом. Способы ориентирования.
Цель: изучить устройство и типы компасов, пользование компасом в походе. Изучить способы определения азимута на ориентир и способы движения по заданному азимуту.
Методы: коммуникативные (рассказ, беседа), наглядные методы.
Виды деятельности:
педагога: анализ темы, постановка проблемных задач.
учащихся: восприятие, анализ, разрешение поставленной педагогом проблемной ситуации, рассуждения.
Содержание лекции: Устройство и типы компасов. Компас Андрианова, его устройство, достоинства и недостатки. Жидкостные компасы их устройство. Отличия в работе с ними. Цена деления лимба и точность определения углов с их помощью. Пользование компасом в походе. Азимут. Определение азимута на ориентир.
Формы занятий: индивидуальная и групповая работа, дискуссия.
Занятие 8 и 9
Практическая работа: Компас. Работа с компасом. Способы ориентирования.
Цель: проверить и закрепить знания по теме «Компас. Работа с компасом. Способы ориентирования».
Методы: коммуникативные (беседа), наглядно-практические методы.
Виды деятельности:
педагога: постановка проблемных задач, побуждение учащихся к дискуссии и поиску решения проблем.
учащихся: выполняют практические задания по темам:
1. Устройство и типы компасов. Компас Андрианова, его устройство, достоинства и недостатки. Жидкостные компасы их устройство. Отличия в работе с ними.
2. Пользование компасом в походе. Азимут.
3. Определение азимута на ориентир разными видами компасов.
Формы занятий и контроля: тест–азимут, топографическая игра «Путешествие по карте».
Занятие 10
Теоретическое занятие: Ориентирование по местным признакам.
Цель: изучить способы ориентирования по местным признакам.
Методы: коммуникативные (рассказ, беседа), наглядные методы.
Виды деятельности:
педагога: анализ темы, постановка проблемных задач.
учащихся: восприятие, анализ, разрешение поставленной педагогом проблемной ситуации, рассуждения.
Содержание лекции: Ориентирование по сторонам горизонта, по местным предметам и признакам. Определение сторон горизонта по солнцу, звездам, по тени, по солнцу и часам, по луне. По местным приметам. По культовым сооружениям. По радиосигналам.
Формы занятий: индивидуальная и групповая работа, дискуссия.
Занятие 11
Теоретическое занятие: Узлы и их применение. Преодоление крутых склонов.
Методы: коммуникативные (рассказ, беседа), наглядные методы.
Виды деятельности:
педагога: анализ темы, постановка проблемных задач.
учащихся: восприятие, анализ, разрешение поставленной педагогом проблемной ситуации, рассуждения.
Содержание лекции: Узлы и их применение. Узлы концевые и петлевые. Отработка в помещении и на местности различных технических приемов преодоления всевозможных препятствий. Меры предосторожности. Страховка и самостраховка. Значение дисциплины при преодолении естественных препятствий.
Формы занятий: индивидуальная и групповая работа, дискуссия.
Занятие 12
Практическая работа: Узлы и их применение. Преодоление крутых склонов.
Цель: проверить и закрепить знания по теме «Узлы и их применение. Преодоление крутых склонов».
Методы: коммуникативные (беседа), наглядно-практические методы.
Виды деятельности:
педагога: постановка проблемных задач, побуждение учащихся к дискуссии и поиску решения проблем.
учащихся: выполняют практические задания по темам:
1. Узлы и их применение. Узлы концевые и петлевые. Вязка узлов.
2. Преодоление крутых склонов: подъемы, спуски по различным склонам.
3. Меры предосторожности. Страховка и самостраховка.
4. Значение дисциплины при преодолении крутых склонов.
Формы занятий и контроля: тест «Безопасность - основа похода», практический тест по тактике преодоления комплекса препятствий.
Занятие 13
Теоретическое занятие: Преодоление естественных препятствий.
Методы: коммуникативные (рассказ, беседа), наглядные методы.
Виды деятельности:
педагога: анализ темы, постановка проблемных задач.
учащихся: восприятие, анализ, разрешение поставленной педагогом проблемной ситуации, рассуждения.
Содержание лекции: движение по густому подлеску, по заболоченному участку. Отработка в помещении и на местности различных технических приемов преодоления всевозможных препятствий. Меры предосторожности. Страховка и самостраховка. Подъем, траверс, спуск по наведенным перилам. Переправа по бревну по наведенным перилам. Подъем, траверс с альпенштоком. Преодоление бурелома. Значение дисциплины при преодолении естественных препятствий.
Формы занятий: индивидуальная и групповая работа, дискуссия.
Занятие 14 и 15
Практическая работа: Преодоление естественных препятствий.
Цель: проверить и закрепить знания по теме «Преодоление естественных препятствий».
Методы: коммуникативные (беседа), наглядно-практические методы.
Виды деятельности:
педагога: постановка проблемных задач, побуждение учащихся к дискуссии и поиску решения проблем.
учащихся: выполняют практические задания по темам:
1. Движение по густому подлеску, по заболоченному участку.
2. Преодоление водных преград.
3. Преодоление горных рек.
Формы занятий и контроля: Практическое занятие по видам переправ.
Занятие 16
Теоретическое занятие: Установка и снятие палатки. Укладка рюкзака.
Методы: коммуникативные (рассказ, беседа), наглядные методы.
Виды деятельности:
педагога: анализ темы, постановка проблемных задач.
учащихся: восприятие, анализ, разрешение поставленной педагогом проблемной ситуации, рассуждения.
Содержание лекции: Установка и снятие палатки. Укладка палатки. Укладка рюкзака. Последовательность укладки рюкзака. Типичные ошибки при укладке рюкзака.
Формы занятий: индивидуальная и групповая работа, дискуссия.
Занятие 17
Практическая работа: Установка и снятие палатки. Укладка рюкзака.
Цель: проверить и закрепить знания по теме «Установка и снятие палатки. Укладка рюкзака».
Методы: коммуникативные (беседа), наглядно-практические методы.
Виды деятельности:
педагога: постановка проблемных задач, побуждение учащихся к дискуссии и поиску решения проблем.
учащихся: выполняют практические задания по темам:
1. Установка и снятие палатки.
2. Укладка палатки.
3. Последовательность укладки рюкзака.
4. Укладка рюкзака.
Формы занятий и контроля:
1. Установка палатки.
2. Укладка рюкзака.
3. Закупка, расфасовка, укладка продуктов.
4. Деловая игра «Завтра в поход»
ЛИТЕРАТУРА.
1. В.В. Титова. Туристско-краеведческие кружки в школе. – М., 1988.
2. К.В. Бардин. Азбука туризма. – М., 1981.
3. Ю.В. Гранильщиков. Семейный туризм. – М., 1983.
4. Э.Н. Кодыш. Туристические слеты и соревнования. – М., 1984.
5. Н.А. Лысогор. Питание туристов в походе. – М., 1980.
6. А.А. Остапец. В походе юные. – М., 1978.
7. Туризм в школе: Книга руководителя путешествия. – М., 1983.
8. Ю.А. Штюмер. Опасности в туризме мнимые и действительные. – М., 1983.
9. Ю.А. Штюрмер «Краткий справочник туриста», - М., 1985.
10. И.С. Юньев «Краеведение и туризм».- М., 1974.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект первого занятия по вокалу для детей 7-9 лет
Взаимосвязь музыки с живописью, архитектурой, танцем, словом
Формирования мотивации к занятиям хореографией
Сценарий «Посвящение в истоковцы»
Сценарий итогового отчётного концерта вокальной студии «Мы рождены в России»