Из опыта работы преподавателя хореографии. Методическое сообщение на тему: "Театрализация хореографического творчества".
Автор: Косых Ирина Владимировна.
Может быть полезно: хореографам детских школ искусств.
Содержит информацию: Описание инновационного экспериментального проекта в области хореографического искусства. Проект выделяет особым образом работу над актёрским мастерством хореографов в процессе обучения.
Цель проекта: Развитие творческих способностей и художественно-эстетическое воспитание детей средствами хореографического и театрального искусств.
Задачи проекта:
• знакомство с современными видами танцев;
• развитие актёрского мастерства;
• формирование навыков сценического поведения;
• формирование коммуникативных навыков.
В современном обществе всё больше преобладает общение через мобильные устройства и в сети «интернет», нежели живое общение. Из-за этого живые эмоции испытываются реже. Если не чувствовать этих эмоций в жизни, то каким образом их воплотить на сцене? Именно с проблемой неумения эмоционально исполнять сценические композиции мы боремся с помощью общеразвивающей программы по хореографии «Театр танца».
На базе нашей школы действует несколько программ по хореографии: это предпрофессиональная программа «Хореографическое творчество», рассчитанная на 7 лет. И общеразвивающие программы, которые создают единый цикл из трёх этапов: 1 этап - программа «Основы хореографии» для учащихся младшего школьного возраста; 2 этап - программа «Театр танца» для подростков от 10 до 14 лет, о которой пойдет речь в моём выступлении; и 3 этап - программа «Режиссура танца» для старших школьников.
Программа «Театр танца» реализуется в рамках проекта «Театрализация хореографического творчества». Она рассчитана на подростковый возраст - от 10 до 14 лет. В этот психологически сложный для ребенка период, важно научить его управлять своими эмоциями как на сцене, так и в жизни. Проект направлен на развитие у современного поколения культурного мировосприятия через искусство танца.
Следует отметить положительную роль проекта в развитии эмоциональности исполнения. Ученики, занимающиеся по программе «Театр танца» более свободно ведут себя на сцене, легко вживаются в нужную роль и передают нужные эмоции.
Танцевальное искусство близко и доступно детскому пониманию. Своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает хорошее настроение. Объединяя хореографию и театр детям предоставляется возможность пережить новые для них роли и образы, ситуации. Это развивает их мировоззрение, побывав в «чужой шкуре», дети становятся более отзывчивыми, проявляют внимание к переживаниям и эмоциям друг друга. А участие в постановочной деятельности развивает воображение, креативность, позволяет раскрыться творчески. Всё это обеспечивает психологическую разгрузку, даёт чувство защищенности, уверенности в себе, своих силах.
Основное значение в развитие эмоциональности учащихся имеет предмет «Основы актерского мастерства», где они овладевают навыками пантомимной игры, культуры речи, пробуют себя в небольших театрализованных этюдах. Включение в программу этого предмета даёт возможность отдельно от занятий хореографией прорабатывать различные ситуации, требующие большого выплеска эмоций. Учащиеся с большим старанием относятся к этому предмету, активно пробуют на себе новые роли.
Театр танца — это хореографический коллектив, осуществляющий масштабные творческие проекты. Каждый номер театра танца - это мини-спектакль со сложной музыкально-танцевальной драматургией и сценографией. Эстетика основана на жёстком подчинении движения художественному образу и содержанию всего произведения. Синтез музыки, актерского мастерства, пластики, а так же костюма, света, подчинены единой художественной идее. Основой репертуара театра танца являются хореографические спектакли. Эта форма танцевального воплощения получает всё большее распространение в современном сценическом пространстве, особенно детской сферы.
Хореографический спектакль - художественное произведение, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. Хореографический спектакль набирает всё большую популярность в профессиональных и любительских хореографических коллективах, различной жанровой направленности, как в крупных городах, так и в регионах.
Особенно популярно применение этой формы в детских хореографических коллективах, потому, что в основу такого действа очень часто берётся сказочный сюжет. Это вполне объяснимо, так как добрая и поучительная сказка не подразумевает психологических сложностей в реализации хореографических образов, и такая масштабная работа позволяет занимать разновозрастные группы и привлекать исполнителей различного профессионального уровня подготовки.
Использование хореографического спектакля даёт возможность раскрытию различных качеств: природной одарённости, актерского мастерства, самовыражения и приобщения ребёнка к проживанию создаваемых сценических образов. Реализация творческого потенциала хореографа начинается уже в процессе его подготовки, куда входят: учебно-танцевальный процесс, развитие коллективного творчества, овладение актерским мастерством, из чего и складывается хореографический спектакль.
Проект призван не только познакомить детей, обучающихся на хореографическом отделении с современным хореографическим искусством, но и развить с его помощью свои творческие способности, а результат их работы - концертные выступления обогатят кругозор слушателей и создаст немало зрелищных и интересных моментов общения зрителей и выступающих.
Содержание проекта даёт возможность знакомства детей с различными современными танцевальными направлениями, и позволяет им самим участвовать в постановочной деятельности.
В процесс обучения включены такие виды деятельности: разучивание различных видов танцев (классический, современный, бальный, народный стилизованный), актёрские тренинги, пластическая импровизация, постановочная деятельность. Программа «Театр танца» является профессионально ориентированной, так как в доступной и увлекательной форме даёт глубокие знания по современному хореографическому искусству, включает их в творческую художественную деятельность.
Занятия по проекту «Театрализация хореографического творчества» способствуют общему эстетическому, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей через процесс познания хореографического и театрального искусств. Помогают развить многостороннюю культурную личность.
В нашей школе проект начал действовать в 2014-2015 учебном году. И первым продуктом его работы стал хореографический спектакль «Приключения Буратино», на сюжет сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино». Работа над спектаклем шла в течение всего года, учащиеся с большим интересом включались в процесс подготовки отдельных номеров, особенно в работе над сольными номерами. На суд зрителей спектакль был показан в конце апреля. В качестве зрителей выступали дети из детских садов и младшие школьники. Каждого героя сказки встречали с улыбкой и легко узнавали: доброго сверчка, старую вредную крысу Шушару, хитрых разбойников кота Базилио и лису Алису, и конечно же главных героев: Буратино, Мальвину, Пьеро, пуделя Артемона.
ВСЕ ФОТОМАТЕРИАЛЫ СДЕЛАНЫ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ "ТЕАТР ТАНЦА" ИННОВАЦИОННОГО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА"
Рекомендуем посмотреть:
Напутствие молодому специалисту – хореографу
Конспект открытого урока по хореографии (4-5 класс) в коррекционной школе
Занятие по ритмике для детей 9-10 лет: Кадриль для детей
Инновационный проект в дополнительном образовании детей