Духовно-нравственное в современном дошкольном учреждении
Дошкольный возраст – уникальный возраст, когда закладывается фундамент личности детей. Поэтому так важно дать детям не только набор знаний, умственных навыков, но самое главное заложить в их души основы духовности, нравственности.
Это очень важно сделать в дошкольном возрасте, так как в этот период происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцового поведения на основе подражания. В связи с этим вопрос духовно-нравственного воспитания имеет чрезвычайную значимость.
В нашем детском саду данной проблеме действительно уделяется большое внимание. Вопросы по этому направлению решаются на педсоветах, семинарах-практикумах, консультациях, открытых просмотрах.
Содержание работы с детьми успешно интегрируется с образовательными областями программы: «познавательное развитие», «социально-коммуникативное», «речевое», «художественно-эстетическое» и «физическое».
Формирование у детей духовно-нравственных ценностей должно идти путем приобщения к различным видам культурно-творческой деятельности. Широкий спектр предлагаемых ребенку видов деятельности позволяет ему, во-первых, проявить и реализовать свои способности или склонности. Во-вторых, помогает усвоить морально-этические нормы поведения и взаимоотношения с людьми, поскольку осознанные усвоения личностью этих норм возможно только в процессе игровой, трудовой, познавательно-исследовательской деятельности.
Как показала практика, из всех направлений работы по данной проблеме наибольшая эффективность отводится художественной литературе. Для пояснения детям значения слов: «Что такое дружба?», «Что такое милосердие?» можно обратиться к сказкам «Морозка», «Крошечка-хаврошечка», «Золушка» и т.д.
Так, как наш детский сад уже более 7-ми лет углубленно работает над театрализованной деятельностью, у нас часто показываются спектакли. Тематика и содержание спектаклей носят нравственную направленность. Это дружба, отзывчивость, доброта, смелость. Содержание сказок помогает сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомиться с традициями, обрядами, православными праздниками.
Духовным наставником нашего дошкольного учреждения уже несколько лет является отец Михаил. Каждую неделю он проводил с детьми старших групп уроки православия. В настоящее время он помогает педагогам самостоятельно строить и проводить работу по этой проблеме. Воспитательная работа по этому направлению обеспечивает единство воспитательных, образовательных, развивающих и обучающих целей и задач и проходит через все формы работы с детьми.
Анализируя работу по этому направлению, мы пришли к выводу, что нельзя добиться больших успехов в духовно-нравственном воспитании, если не будет создано единое духовно-нравственное, образовательное пространство: семья и детский сад. Именно поэтому необходимо укреплять статус семьи в духовном становлении детей. Родители должны помнить, что воспитание – самое святое.
Если мы сами и родители не сможем научиться различать позволительное и запретное, правду ото лжи, добро от зла – так как трудно это детям.
Ведь все лучшее, что начнет формироваться в детском саду, найдет свое отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующие духовно-нравственные достижения человека.
Рекомендуем посмотреть:
Из опыта работы воспитателя детского сада
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
Из опыта работы воспитателя ДОУ
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Похожие статьи:
Социальное развитие дошкольников