Воспитание любви к чтению у старших дошкольников
Опыт работы «Сотрудничество с библиотекой». Старший дошкольный возраст.
Автор: Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ СОШ № 842, город Москва
Описание работы: Предлагаю вам опыт работы по теме «Сотрудничество с библиотекой» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной к школе групп. Он направлен на формирование интереса и потребности в чтении у дошкольников.
Опыт работы «Сотрудничество с библиотекой»
Процесс общения ребенка с книгой – это процесс становления в нем личности. Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное, эстетическое, речевое развитие ребенка. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и отношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Беседы с детьми и анализ родительских анкет показали, что современные родители очень мало и не часто читают детям книги из-за своей сильной занятости или не читают вовсе. Поэтому в нашем учреждении ведется большая работа по формированию у детей устойчивого интереса к художественной литературе, как виду искусства. Мы приучаем детей к постоянному общению с книгой, показываем многообразие жанров, воспитываем чувство слова.
Мы используем различные формы работы с литературным текстом:
Во время утренней беседы с детьми проводим пятиминутки «Что мы читаем?». Дети рассказывают о том, что им вчера читали, понравилась ли им книга и почему. В ходе пятиминуток воспитатель учит детей анализировать, оценивать прочитанное, что полезного ребенок приобрел в ходе чтения.
Когда дети научатся анализировать прочитанное, мы предлагаем им не просто рассказывать о прочитанном, а сочинить рекламу или презентацию книги. В рекламе можно использовать юмор, рисунки, театрализацию.
Эффективной формой работы является ведение дневников читателя. Ребенок сам или с помощью взрослых записывает книги, которые прослушал и оформляет иллюстрациями.
С целью воспитания детей как творческих читателей можно предложить творческие задания:
1. Рассказывание сказки от имени одного из ее персонажей.
2. «Что было потом». Домысливание судьбы литературного героя.
3. «Герои среди нас». Персонажи переносятся в современную обстановку и реагируют на все происходящее в соответствии со своими характерами.
4. «Салат из сказок». Объединение героев разных литературных произведений в одно, например, сочинить сказку, в которой героями являются Буратино, Незнайка и Красная Шапочка.
Книга дает ребенку возможность мыслить творчески. Поэтому дети охотно откликаются на предложение создать свои поэтические формы и эксперименты со словом. Начиная со средней группы, дети сочиняют небольшие стихотворения, рассказы, сказки, придумывают загадки. Так искусство слова воспитывает в маленьком человеке творческую личность и неповторимую индивидуальность. Пусть стихи и сказки кому-то покажутся смешными и наивными, но мы высоко ценим это замечательное творчество своих воспитанников.
Много лет наше учреждение сотрудничает с центральной городской детской библиотекой. Подписан договор о сотрудничестве, совместно составляется план на год. Выработана система работы, которая отражена в «Образовательной программе», «Программе развития учреждения», годовом плане. Традиционно наше взаимодействие проходит в форме проектов. В год реализуется 2-3 темы. Прошлый учебный год был посвящен творчеству Г.Х. Андерсена, К.И. Чуковского, А.С. Пушкина.
План сотрудничества учреждения с библиотекой
1. «Добро пожаловать в Библиотеку!» Знакомство с творчеством Г.Х. Андерсена – сентябрь.
2. «Осенний вернисаж» выставка детских рисунков – октябрь.
3. «Эти удивительные животные» выставка детских иллюстраций к рассказам Евгения Чарушина в рамках юбилея писателя – ноябрь.
4. «Сказки Г.Х.Андерсена» литературно-игровая программа – декабрь.
5. «Г.Х.Андерсен глазами детей» выставка детских рисунков – декабрь.
6. «Радость от встречи с книгой» знакомство детей с творчеством К.И. Чуковского – январь.
7. «Хороша ты, Зимушка-зима!» выставка детских рисунков – февраль.
8. «Как у наших, у ворот чудо-дерево растет» познавательно-развлекательная программа к 130-летию со дня рождения К.И. Чуковского – апрель.
9. «Сказки дедушки Корнея» выставка детских рисунков – апрель.
10. «Детской поэзии мир необъятный» поэтический час. Знакомство с творчеством А.С. Пушкина – май.
11. «Жили-были сказки» игровая программа к Пушкинскому дню России – июнь.
12. «У Лукоморья дуб зеленый» выставка детских рисунков – июнь.
13. «В мире природы с любимым журналом» обзор периодических изданий для детей – июль.
14. «Порхающие цветы» выставка детских рисунков – июль.
15. Конкурс творческих работ в номинации «Природные краски Москвы» (5-7 лет) – апрель- май.
Систему взаимодействия с библиотекой можно проследить на примере совместного проекта «Сказки дедушки Корнея». На 1 этапе проекта дети посетили увлекательную экскурсию в библиотеке, посвященную творчеству писателя. Их познакомили с биографией автора, с интересными моментами его жизни, дети посмотрели отрывки из документального фильма и мультфильмов, с интересом рассматривали книги.
На 2 этапе проводилась работа в учреждении, которая была направлена на формирование литературных впечатлений и представлений. Совместно с родителями, а они наши главные помощники, пополнился книжный уголок. У нас он называется «маленькая библиотечка». Собран и создан уникальный материал по всем возрастам. В книжном уголке представлены не только вновь изданные книги К.И. Чуковского с яркими иллюстрациями, но и книги советского периода с интересной графикой, они очень нравятся детям. С гордостью наши воспитанники говорят: «Эту книжку читали мои родители, когда были маленькими».
Полезной формой работы приобщения детей к художественной литературе является изготовление книжек-самоделок. Неоспоримо достоинство книжек-самоделок в том, что дети с большим интересом принимают участие в их создании, неоднократно перечитывают и перелистывают, делятся впечатлениями друг с другом. Да и сам процесс создания книги своими руками несет в себе элемент волшебства.
В рамках совместных проектов детьми под руководством воспитателей были созданы макеты к любимым сказкам. Это, конечно, любимое детское занятие: моделирование, конструирование и дизайн, когда из подручных средств и бросового материала создается мамина комната с Мойдодыром, страна Дюймовочки и дом Мухи Цокотухи.
Традиционным стал конкурс чтецов. Эмоционально и выразительно дети читали отрывки из любимых стихотворений К.И. Чуковского. Победители получили в подарок книги.
Созданы условия для театрализованной деятельности. Есть пальчиковый, настольный театры, куклы бибабо, уголки ряженья. С помощью родителей приобретены и сшиты великолепные костюмы, созданы декорации для постановок, инсценировок, драматизации. В рамках совместных проектов музыкальным руководителем поставлены замечательные спектакли «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке»», «Муха Цокотуха».
На 3, заключительном этапе, когда у детей сформировался запас литературных впечатлений и представлений, дети вновь пришли в библиотеку на познавательно-развлекательную программу, посвященную 130-летию со дня рождения К.И. Чуковского «Как у наших у ворот чудо-дерево растет». Там они участвовали в викторине, конкурсах, выполняли задания. Дети, надо отметить, показали высокий уровень знаний творчества Корнея Ивановича.
Полученные от чтения художественной литературы яркие впечатления дети отображают в изобразительном творчестве. В течение всего года наши воспитанники принимают участие в выставках рисунков в Галерее детского творчества, проводимых в библиотеке. Это и работы детей к проектам «Сказки дедушки Корнея», «У лукоморья дуб зеленый», «Г. Х. Андерсен глазами детей».
В конце календарного года в библиотеке выпускается сборник «Галерея детского творчества», в котором, наряду с другими учреждениями, можно увидеть творчество наших воспитанников. Традиционные разделы «Осенний вернисаж», «Пришла зима красавица», «Любимые литературные герои», «Наш родной Зеленоград», календарные праздники.
Наше учреждение неоднократно было награждено грамотами, дипломами, благодарностями за тесное сотрудничество с библиотекой, участие в выставках. Еще одним результатом сотрудничества мы считаем то, что многие ребята записались в библиотеку, причем сами привели туда родителей и с удовольствием вместе читают книги.
Мы убеждены, что книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить его, сделать интересным, полным необычных открытий и новых знаний. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, ждать праздника ума и души от общения с нею.
Мы хотим отметить, что наши дошкольники уже являются читателями. Даже если они не умеют читать, а только слушают чтение взрослых. Они выбирают, что будут слушать, они воспринимают то, что слышат, оценивают его, а значит, являются читателями.
Рекомендуем посмотреть:
Чтение художественной литературы в средней группе
Образовательная деятельность в режимных моментах
Какие книги выбрать для ребенка дошкольника
Конспект познавательно-игрового занятия в старшей группе
Похожие статьи:
Социальное развитие дошкольников
Пословицы и поговорки о книгах