Чтение художественной литературы в работе с детьми среднего дошкольного возраста
Автор: Лаханова Светлана Владимировна, воспитатель, МАДОУ детский сад №1 "Алёнушка", Г. Асино, Томская область.
Описание материала: предлагаю вам статью по проблеме воспитания на тему: "Чтение художественной литературы в работе с детьми среднего дошкольного возраста". В ней содержатся некоторые советы, основанные на личном опыте. Данная информация будет полезна воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям.
Книга - могучее средство воспитания. Дети, слушая художественное произведение, верят всему, что в нём происходит, волнуются за героев, радуются их успехам, печалятся неудачам. У них вырабатывается свой взгляд на взаимоотношения людей, на явления окружающей действительности. Развивается познавательный интерес, формируются нравственные качества, дружеские взаимоотношения.
На воспитание детей оказывают влияние самые разнообразные жанры художественного слова - сказки и рассказы, стихи и потешки,пословицы и поговорки.
В средней группе детского сада я, прежде всего, продолжаю учить детей:
1. Слушать чтение воспитателя художественной литературы;
2. Оценивать поступки главного персонажа;
3. Пересказывать близко к тексту сказки, короткие рассказы;
4. Рассматривать иллюстрации в книге, рассказывать об их содержании;
5. Связывать события, происходящие в произведении;
6. Соотносить жизненный опыт с событиями художественного произведения;
7. Выражать свои впечатления о прочитанном;
8. Заучивать стихи, потешки;
9. Бережно относиться к книгам.
Но для детей дошкольного возраста очень сложно воспринимать литературу на слух. Они ещё не всегда могут ясно и чётко изложить свои мысли относительно прочитанного произведения. Чтобы удержать внимание, сохранить эмоциональный настрой к художественному произведению я использую различные
приёмы:
- выразительное чтение,
- пояснения,
- вопросы,
- дидактические игры,
- обыгрывание сюжетов,
- рассматривание иллюстраций,
- заучивание стихов или отрывков и т.д.
Время от времени применяю такой
приём: даю задание по прочитанному произведению чуть выше уровня развития ребёнка и побуждаю обязательно выполнить его, при этом прихожу ему на помощь. В таком случае, выполнив задание, ребёнок испытывает удовлетворение и радость от своего успеха.
Положительное влияние на усвоение литературного произведения оказывает предварительная работа, так как она делает текст более понятным и доступным детям.Например: за несколько дней до занятия, посвящённого чтению стихотворной сказки Чуковского "Мойдодыр", предлагаю детям рассмотреть иллюстрации с изображением умывальника, мыла, полотенца, таза, умывающихся котят, паучков, Тотоши и Кокоши, грязнули. Беседуем о предметах гигиены, об их назначении. Во время чтения произведения на занятии дети радуются встрече со знакомыми персонажами, внимательно слушают текст, охотно беседуют по его содержанию, отвечают на вопросы. В заключении можно предложить детям запись с песней Мойдодыра. А заканчивая занятие по художественному произведению можно спросить у детей: что им больше всего понравилось и почему.
После занятия помещаю книжку в групповой книжный уголок, чтобы дети ещё раз могли рассмотреть её, обсудить или рассказать друг другу по иллюстрациям о событиях, произошедших в произведении.
Так же можно через какое-то время предложить детям инсценировать запомнившийся отрывок, провести дидактические игры "Доскажи", "Угадай, кто это сказал".
Так как интерес у детей к книге разный, привить любовь к художественному слову помогает индивидуальная работа. В таком случае применяю различные игровые приёмы. Например: предлагаю ребёнку рассмотреть игрушку. Спрашиваю, в какой книжке, которую мы недавно читали, живёт такая же, прошу принести её из книжного уголка, рассматриваем в ней иллюстрации, вспоминаем события или заново читаем.
Программные произведения имеют большое воспитательное значение для детей. Они способствуют развитию у них мышления, фантазии, вызывают стремление быть добрыми, справедливыми, честными и храбрыми, учат дружить и любить Родину. И здесь многое зависит от нас, воспитателей, от нашего умения преподнести содержание текста детям ярко и образно, чтобы дети прочувствовали смысл произведения, сопереживали, восхищались или осуждали поступки персонажей.
Положительный герой требует тёплого, доброжелательного отношения читающего, ласковых, одобрительных интонаций. Отрицательному герою сопутствуют сухие, неприязненные интонации, передающие осуждение и возмущение. А, умело переданный при чтении юмор, радует детей, вызывает смех.
Большое внимание уделяю литературным развлечениям. Это и показы кукольных и настольных театров, и чтение стихов, и викторины, и обыгрывание каких-либо сюжетов.
Привить любовь к книге - это значит, не только с интересом слушать её содержание, но и бережно обращаться с ней. Положительное влияние на детей в этом оказывает так называемый "Книжный день". В книжном уголке вместе с детьми мы "лечим" пострадавших, то есть подклеиваем надорванные страницы и корешки книг, стираем загрязнения. Время от времени меняю и пополняю книжный репертуар.
Родители тоже не остаются без внимания. Регулярно помещаю в папку "Советы родителям" список детской литературы и рекомендации по их подбору и чтению. Советую выбирать книжки с яркой обложкой и интересными иллюстрациями.
Подобную работу с учётом возрастных особенностей буду продолжать и дальше.
Рекомендуем посмотреть:
Образовательная деятельность в режимных моментах
Из опыта работы воспитателя детского сада
НОД в средней группе "Чтение художественной литературы"
Сказки на английском языке для детей 9-12 лет
Похожие статьи:
Организация воспитательного и образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ
Изготовление книжек-малышек в ДОУ
Развитие интереса к народному творчеству через ознакомление с русскими народными сказками у детей младшего дошкольного возраста
Реализация принципа интеграции в образовательном процессе, на примере преподавания изобразительного искусства в ДОУ
Родительское собрание «Развитие читательского интереса у дошкольников». Конспект