Автор: Шмидт Татьяна Владимировна, МБДОУ “Детский сад комбинированного вида “Ягодка” с. Александровское”, воспитатель, II к.к.
Работаю воспитателем 19 лет. Мои увлечения продиктованы спецификой моей работы: рисование, рукоделие, комнатные цветы. Участвую во всевозможных конкурсах: районных, региональных, всероссийских. За время работы в детском саду некоторое время была предметником – преподавателем ИЗО, вела кружковую работу по рисования. Прогресс идёт вперёд и мы вместе с ним, вот уже и компьютер освоен, внедрена в работу проектная деятельность, изучена интерактивная доска, что же дальше?
“Организация воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе”.
Данная тема мало изучена и меня бы она тоже не заинтересовала, если бы не дети, разного возраста, которые пришли в мою группу. Информацию пришлось искать по крупицам. Когда пришлась выбирать тему по самообразованию, то выбор темы был продиктован самой проблемой – разновозрастной группой.
Цель самообразования: разработать планирование воспитательно-образовательного процесса для более эффективного проведения занятий и успешного усвоения программы детьми разного возраста.
Соответственно был составлен план. И вот что получилось.
В группе воспитываются дети смежных возрастов – с 4 до 7 лет. Организация работы ориентировалась на программы двух возрастов.
По утверждённой сетке занятий было понятно, что занятия должны проводиться в разных формах, но как это сделать, чтобы не ущемлять интересы детей.
В связи с этим, я испытывала трудность, при планировании обучения на занятиях, которые проводятся как с одной возрастной группой, так и со всеми детьми одновременно, т.к. ранее с этим не сталкивалась.
Вариативность комплектования групп предполагает вариативность в организации учебного процесса. Какой вариант наиболее оптимален для его группы, воспитатель должен решать сам. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что эффективность обучения, в конечном счёте, зависит от личности педагога, его профессионального мастерства, а также от стиля взаимоотношений, которые складываются у него с детьми.
Стиль взаимоотношений во многом определяется формой организации педагогического процесса: фронтальной, групповой и индивидуальной. На фронтальных занятиях решаются задачи общего характера. При этом занятие бывает посвящено только одному разделу программы, а учебные задания дифференцируются для каждой возрастной подгруппы.
Фронтально мы занимались на таких занятиях как познавательное развитие, аппликация, конструирование, экологическое воспитание, развитие речи, лепка, и конечно физическое развитие и музыкальная деятельность.
Однотемные занятия, в разновозрастных коллективах, наиболее целесообразны и эффективны. Разработанное, по программе “Детство”, перспективного планирования, в начале учебного года, очень в этом помогло. К таким занятиям легче подготовиться: дифференцировать для каждого возраста программное содержание, задачи воспитания и обучения, подобрать необходимые дидактические пособия. Однотемные занятия дают возможность рационально использовать время, экономя его на объяснении задания и способа выполнения.
Занятия проводятся со всеми одновременно, по одной теме, но с разными программным содержанием, для каждой возрастной подгруппы. Например, на занятии по аппликации “Фруктовый сад” дети 4 лет учат правильно держать ножницы, вырезать фрукты по силуэту, наклеивать их; дети 5-6 лет закрепляют умение пользоваться ножницами, создавать сюжетную аппликацию и дополняют её.
В соответствии с программой дети 4-х лет должен заниматься не более 20 мин., дети 5 лет – 25 мин. и 6 лет – 30 мин. Следовательно, дети 4 лет или позже приступают к совместным занятиям, или раньше уходят с них.
Необходимо заранее продумывать, что будут делать дети, пока остальные занимаются. К тому же часто дошкольники по необходимости остаются в том же самом помещении. Таким образом, необходимо научить детей играть в течение 8-12 мин., практически не общаясь друг с другом или делая это лишь в крайних случаях, шёпотом.
Перед началом занятия необходимо продумать, исходя из его темы, условия проведения, вида деятельности, как удобнее разместить детей. В поле зрения должна находиться каждая возрастная группа. Это облегчит дифференцированный подход к детям.
Такая организация занятия помогает осуществлять индивидуальную работу с детьми. Например, если ребёнок 5 лет слабо владеет навыками рисования, лепки, аппликации следует в течение некоторого времени разрешать ему выполнять те задания, которые запланированы для 4-х летних детей. И наоборот, если ребёнок 4 лет проявляет особые способности в той или иной деятельности, ему целесообразнее заниматься по программе старшей подгруппы.
Но не все занятия целесообразно проводить одновременно со всеми воспитанниками. Часть занятий проводится только с детьми 4 лет, часть – только с детьми 5-6 лет. Так, с подготовительной к школе подгруппой проводятся занятия по подготовке к обучению грамоте и занятия по математике, а с детьми 4-х лет занятия по математике и рисованию. На занятиях с подгруппами решаются учебные задачи частного характера, которые относятся только к детям данного возраста.
Очень эффективно сотрудничество младших и старших дошкольников. Сотрудничество детей обладает огромным воспитательным потенциалом. В разновозрастной группе это сотрудничество особенно результативно, так как старшие дети передают свой опыт младшим товарищам. При этом первые совершенствуют свои знания и умения, а вторые легче и успешнее осваивают материал. Особенно это заметно в продуктивных видах деятельности.
Среди всего многообразия детских игр особое место занимают сюжетно-ролевые игры, они являются первой социальной практикой ребёнка и в наибольшей степени способствуют сплочению разновозрастного детского коллектива.
Однако организовать детей для взаимодействия в этих играх – дело очень сложное, особенно в первые месяцы, так как в этот период происходит адаптация детей 4 лет к новой обстановке.
Постепенно дети 4 лет, привыкая к новым условиям, начинают проявлять интерес к играм старших и нередко выражают желание принять в них участие. Но старшие дошкольники чаще отказывают малышам, а если и принимают в игру, то лишь на пассивные роли. Моя задача состояла в том, чтобы совместные игры стали эффективным средством формирования дружного коллектива. А вот занимаясь трудовым воспитанием я не испытала трудностей и иной раз малыши были примером для старших.
Как обеспечить активность и работоспособность детей во всех подгруппах? Необходимо избегать длинных бесед, многословных объяснений, находить правильный темп и ритм занятия. Целесообразны хоровые ответы детей всех возрастных подгрупп, но при условии, что дошкольники хорошо поняли задание. Наличие наглядного материала поддерживает внимание и работоспособность детей разного возраста.
Я старалась не удалять детей из группы, при организации подгрупповых занятий. Почему? Дети, которые не участвуют непосредственно в занятии (в данном случае дети 4-х лет), становятся более дисциплинированными, а так же невольно заинтересованными, в том что делают старшие, они становятся слушателями и хоть что-то но запомнят для себя. Например, на занятиях обучению грамоте, я привлекаю 4-х леток к части занятия, по развитию фонематического слуха. Дети сообща отгадывают загадки, находят заданный звук, повторяют чистоговорки и скороговорки. И, наоборот, при проведении занятия по рисованию с детьми 4 лет, остальные дети так же присутствуют, но выполняют более усложнённый вариант, по данной теме.
Таким образом, в основе организации процесса обучения в группе, состоящей из детей 4-6 лет, лежит планирование однотемных занятий, предусматривающее вместе с тем дифференцированное решение учебных задач для каждой возрастной подгруппы.
Подобрана и изучена литература по данной теме:
1. Дидактическая игра как форма организации обучения в разновозрастной группе сельского детского сада. М. Перетятку – статья из журнала “Дошкольное воспитание”, №7, 1990 г.
2. Малокомплектный детский сад (старшая разновозрастная группа): Пособие для воспитателя детского cада / В. В. Гербова, А. Н. Давидчук, Т. Н. Доронова и др.; Под ред. М. А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1988.
3. Обучение детей в дошкольных учреждениях села (в условиях разновозрастной группы) / А. Г. Арушанова, Е. Н. Вавилова, В. В. Гербова и др.; Под ред. А. С. Алексеевой. – М.: Просвещение, 1990.
4. Особенности взаимодействий дошкольников в разновозрастной группе. Е. Герасимова – статья из журнала “Дошкольное воспитание”.
5. Проблемы межвозрастного общения детей. С.Г. Якобсон, Л. Д. Зенченко – статьи из журнала “Дошкольное воспитание”, № 2-3, 2003 г.
6. Разновозрастная группа: сенсорное воспитание и развитие элементарных представлений. А. Давидчук – статья из журнала “Дошкольное воспитание”.
7. Утренняя гимнастика в разновозрастной группе. Л. Пензулаева – статья из журнала “Дошкольное воспитание”, № 4-5, 2002 г.
Ирина Викторовна Ануфриева # 12 сентября 2016 в 11:21 0 | ||
|
Татьяна Шмидт # 12 сентября 2016 в 11:24 0 | ||
|
Элеонора Валерьевна Анфилова # 24 сентября 2016 в 18:38 0 | ||
|