Реализация принципа интеграции в образовательном процессе, на примере преподавания изобразительного искусства в ДОУ

Из опыта работы воспитателя детского сада

Автор: Матвеева Евгения Александровна воспитатель МДОУ – детский сад №16 «Малышок» г. Серпухов, М. О.

Введение.

Согласно федеральным государственным требованиям одним из направлений программы является познавательно - речевое развитие детей. По этому направлению работает и наше ДОУ.

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики, и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения. Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность, невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Но вопрос направленного комплексного развития ребенка требует от педагога грамотной интеграции всех образовательных областей в непрерывном процессе формирования всесторонне развитой личности ребенка. Под интеграцией понимается состояние или процесс, ведущие к такому виду связи, взаимодействию и взаимопроникновению образовательных областей, которая обеспечивает целостность и комплексность образовательного процесса.

Сейчас как никогда перед педагогами остро встал вопрос об интегративном устройстве образовательного процесса в ДОУ. Этого требует и примерная общеобразовательная программа и федеральные государственные стандарты. Поэтому,  на мой взгляд, будет актуальным рассмотреть принцип интеграции одной из образовательной области с другими областями, на примере личной работы в ДОУ.

Одним из направлений моей работы является познавательно-речевое развитие детей средствами изобразительно искусства. С этой целью мною были проведены циклы занятий по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства, народно-прикладного искусства.

Задачи:

- рассмотреть взаимосвязь художественного творчества с другими разделами программы;

- изучить рациональные подходы интегративного принципа обучения дошкольников по разделу «Художественное творчество», направленные на познавательно-речевое развитие дошкольников;

- разработать серию конспектов НОД по художественному творчеству с интеграцией в несколько образовательных областей;

- подвести аналитический итог работы.

Основное содержание

В домашних условиях дети много времени проводят около телевизора, компьютера, часто свободное время старших дошкольников отведено посещению различных кружков и студий, чаще всего спортивных или танцевальных, где, несомненно, идет формирование физического развития ребенка, но не речевого. Современные родители, к сожалению, перестали использовать чтение художественной литературы дома, как способ досугового времяпрепровождения с ребенком, читая совместно книгу анализируя вместе с ее содержание, и давая анализ новым словам. При появлении современных компьютерных и цифровых технологий досуг ребенка теперь перешёл на несгибаемые плечи техники и электроники. И поэтому формирование познавательно-речевой деятельности в основном ложится на воспитателей в ДОУ.

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития традиционны:

• Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.

• Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно - поисковая деятельность.

• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

Основные задачи познавательно-речевой деятельности:

1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.

6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

Согласно примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой» ,  познавательно-речевое развитие объединило в себе  три образовательные области: коммуникацию, познание, чтение художественной литературы.

Художественное творчество интегрирует с образовательными областями: познание, коммуникация, художественная литература, труд.

Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития детей.

Занятия по изобразительной деятельности кроме учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструирования способствует умственному, нравственному эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Интеграция с образовательной областью познание.

Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни.  В начале, это непосредственное знакомство со свойствами материалов, познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок начинает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалам будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира.

Чтобы правильно изобразить предмет, надо иметь четкое представление о нем, т.е. видеть характерные черты предмета, их соотношение друг с другом, форму и цвет.

В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах.

В дошкольном возрасте кроме наглядно-действенных форм мышления, связанных непосредственно с процессом практической работы, возможен и более высокий уровень развития мышления – наглядно-образный. Ребенок на основе умственных операций может представить результат своей работы и затем начать действовать.

Для умственного развития детей и роста их познавательной активности большое значение имеет постепенно расширяющийся запас на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При организации  восприятия предметов и явлений внимание также обращено на изменчивость форм и величин (человек – ребенок, человек – взрослый, отличия роста, сложения, черт лица, поведений, занятий и т.д.); цветов (спелая – не спелая ягода, листва на дереве в разное время года, небо в разное время суток и в разные погодные условия и т.п.); разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летит, плывет, клюёт, деревья в спокойную погоду или в ветреную).

Занимаясь рисованием, дети усваивают опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть ножницы). Также дети знакомятся с различными свойствами воды (, рисование по- сырому, рисование в технике набрызга).

Интеграция в художественную литературу.

Художественный образ, воплощенный в слове (стихотворение , рассказ, загадка) обладает своеобразной наглядностью. В нем заключено то характерное, типичное, что свойственно данному явлению и выделяет его среди других. Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения.

С этой целью художественное слово используется не только на занятиях по иллюстрированию произведений литературы, но и при изображении предметов после их восприятия.

Во всех возрастных группах занятие, начатое с загадки, вызовет интерес в сознании детей, яркий образ предмета. Также для оживления в памяти детей ранее воспринятых образов можно использовать короткие стихотворения и отрывки из художественных произведений. В некоторых случаях словестный образ сопровождает показ с натуры или приемов изображения.

Интеграция в коммуникацию.

На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усвоение названий форм (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник и т.д.), цветов и их оттенков, пространственных обозначений (верх – низ,  право – лево, выше – ниже, шире - уже) – способствует обогащению словаря.

Высказывания во время наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на формирование связной речи. Педагог также активно включает детей в объяснение задания, последовательности его выполнения. В процессе анализа работ в конце занятия дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей. Привлечение образных сравнений, стихотворных текстов для эстетической характеристики предметов  способствует развитию у детей образной, выразительной речи.

Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается еще и  в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и  потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.д. В процессе создания коллективных работ у детей воспитываются умения объясняться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.

Общегрупповые занятия изобразительной деятельностью содействуют воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений. Коллективные просмотры работ приучают детей быть внимательными к рисунку, лепке товарищей, справедливо и благожелательно их оценивать, радоваться не только своей,  но и общей удаче.

Интеграция в труд.

Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется в том , что в рисунке, лепке, аппликации и конструировании дети передают явления общественной жизни. Детей волнуют и полеты в космос, профессии людей в городе и деревне, выступления спортсменов на олимпиадах, и многое другое.

В изобразительной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с глиной и пластилином. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата. 

Формированию трудолюбия, трудовых навыков способствует также участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.

Художественное творчество и здоровьесбережение воспитанников.

Все виды занятий по изобразительной деятельности при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка. Они способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения.

Большое значение для рисования  имеет зрение. В этой работе особенно важна работа зрительного аппарата. В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта.

Занятия рисованием, аппликацией, лепкой, конструированием способствует развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.

Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как изобразительная деятельность почти всегда связана со статичным положением и определенной позой.

Заключение.

Таким образом, на основании проведенных исследований можно твердо сделать вывод,  что интеграция познавательных областей незаменима на протяжении  всего процесса обучения дошкольников. Интегрируя в обучении одну или несколько познавательных областей в другую, педагог способствует лучшему усвоению знаний, умений и навыков дошкольников в различных областях. Повторение одного и того же материала посредством итерации его в различной непосредственной образовательной деятельности, ведет к его лучшему запоминанию. Ребенок учится применять одни и те же навыки и знания в различных областях повседневной жизни и научной  деятельности.

Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством на различных занятиях (художественная литература, музыка, познание, труд) в сочетании с широким использованием в оформлении детского сада создают  условия для полноценного восприятия детьми произведений разных жанров. Дальнейшее приобщение детей к искусству происходит в школе. С помощью искусства дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями жизни, проникаются высокими идеями, приобщаются к социальной среде, в которой они живут.

Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования  таких мыслительных операций , как анализ, синтез, сравнение, обобщение. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей,  обогащается  словарь что, положительно влияет на формирование связной речи. Таким образом , развитию познавательно-речевой деятельности дошкольником несомненно способствуют занятия изобразительным искусством, успешно интегрируя с другими образовательными областями.

Литература:

- «Методика обучению изобразительной деятельности и конструированию», под редакцией Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой,М. «Просвещение», 1979 г.

- «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду», В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова, М. «Просвещение» 1985 г.

- Программа «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева, М. «Мозаика-Синтез» 2012 г. 

Рекомендуем посмотреть:

Активная консультация для воспитателей ДОУ. Сенсорное воспитание дошкольников

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе ДОУ

Перспективный план развития и руководства сюжетно-ролевой игрой

Перспективный план воспитательно-образовательной работы в группе кратковременного пребывания детей 4-5 лет

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста в ДОУ

Анастасия Алексеевна Косинцева # 20 января 2014 в 21:03 0
Очень полезная статья, актуальная, ведь планирование по ФГТ заставляет не раз задуматься над интеграцией образовательных областей.
Лина Владимировна Свирепина # 4 февраля 2014 в 20:02 0
Интересная статья, обязательно порекомендую своим педагогам.
Губеева Наиля # 22 февраля 2015 в 09:28 0
Опыт работы заинтересовал, так как пишу авторскую программу по изобразительной деятельности. Теперь обязательно свяжу её с познавательно-речевым развитием. Действительно, прежде чем что-то нарисовать необходимо проговорить данную тему. И у ребёнка тоже следует расспросить, а не просто показать и рисовать. Коллективные просмотры помогают увидеть, как делает тоже самое другой ребёнок и дать ему оценку.
Татьяна Сергеевна Фролова # 2 января 2017 в 15:42 0
Хочется добавить, что педагогический процесс в ДОУ должен строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитатнников, спецификой и возможностями образовательных областей и основывается на комплекно-тематическом принципе построения образовательного процесса.