Перспективный план развития и руководства сюжетно-ролевой игрой

Автор: Пикалова Надежда Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 201» г. Оренбурга

Игра – это основной вид детской деятельности. Этот факт давно известен и неоспорим.  Однако очень часто случается так, что игра детей «пущенная на самотек», состоит из действий, которые носят стереотипный характер, а взаимодействия с игрушками является ничем иным как манипулированием предметом. Как следствие, игра не выполняет полноценно ту развивающую функцию, которую она несет, поэтому нередко можно увидеть «одинаковые» по содержанию  игры у детей младшего и старшего дошкольного возраста. Точно также как учить детей правильно держать ложку, одеваться, выполнять гимнастику их надо учить и играть. Речь  идет не о копировании игровых действий взрослого, а о взаимодействии взрослого и ребенка в игре.

Содержание перспективного плана развития и руководства сюжетно-ролевой игрой «Водители» отражает:

1.  постепенное усложнение игровых действий;

2.  взаимодействие взрослого и ребенка во время игры (дети всегда охотно играют с взрослыми);

3.  интеграцию разных видов деятельности, связанных с темой (рисование, конструирование, рассматривание иллюстраций и т.д.);

4.  взаимосвязь с обучением детей правилам дорожного движения.

Перспективный план развития и руководства сюжетно-ролевой игрой

Тема: «Водители»

Информационная часть, ознакомление с окружающим

Создание проблемной ситуации, обогащение игрового опыта

Предметно-игровая среда

Сентябрь

1.Чтение: История о происхождении автомобиля

2. Рассматривание иллюстраций с изображениием легкового автомобиля

3. игра «Назови часть целого» (гараж, машина)

4. Наблюдение за легковым автомобилем во время прогулки

5. ПДД – история происхождения светофора

Действие: построение машины (с опорой на личный опыт детей)

Проблемная ситуация: прокол колеса

Ролевые взаимодействия: водитель (взрослый) – пассажир (ребенок)

Руководство игрой: взрослый следит за соответствием между ролью и ролевым поведением, речью детей; участвует в создании и разрешении проблемной ситуации; следит за применением атрибутов для игры (чтобы избежать манипуляции предметами)

Стулья, руль, предметы-заместители (колеса, насос)

 

Иллюстрации с изображением автомобиля

 

 

Октябрь

1. Чтение: История о происхождении троллейбуса

2. игра «Автомобиль из геометрических фигур»

3. Рисование автомобиля цветными карандашам  (с использованием трафаретов)

 4. Подвижная игра «Цветные автомобили»

5. Наблюдение за транспортом во время прогулки

6. ПДД – игра «Три сигнала светофора»

Действие: построение машины, дополнение образа (руль, педали, колеса, сигнал)

Проблемная ситуация: группа (взрослый и несколько детей) хочет попасть на речку, как это сделать, если в легковой автомобиль все не поместятся (построение автобуса)

Ролевые взаимодействия: водитель (ребенок) – пассажиры (взрослый + дети)

Руководство игрой: закрепление игрового опыта детей,  взрослый следит за соответствием между ролью и ролевым поведением, речью детей, участвует в создании и разрешении проблемной ситуации

Стулья, руль, предметы- заместители (педали, колеса, сигнал).

Набор геометрических фигур.

Трафареты–«Транспорт», цветные карандаши, бумага.

Набор разноцветных кругов для детей и взрослого.

Круглые жетоны для детей красного, желтого и зеленого цвета

 

Ноябрь

1. Рассматривание иллюстраций: легковой автомобиль, грузовик, скорая помощь, пожарная машина, троллейбус, милицейская машина и др. (сравнение)

2. Наблюдение за транспортом во время прогулки

3. Загадки о разных видах транспорта

4. игра «Узнай по описанию»  (разные виды транспорта)

5. ПДД – игра «Что за знаки придумали эти взрослые»

Действие: построение машины (грузовика) с использованием личного и игрового опыта детей

Проблемная ситуация: идет стройка, нужно доставить строительный материал, какую машину лучше построить (легковую, грузовую или др.)

Ролевые взаимодействия: водитель (ребенок) – строители (взрослый + дети)

Руководство игрой: взрослый следит за соответствием между ролью и ролевым поведением детей, закрепление игрового опыта детей, поощрение самостоятельности и инициативы детей при развитии сюжета, поощрение использования детьми личного опыта, знаний

Стулья, предметы – заместители, крупный строительный материал.

 

Иллюстрации с изображением разного вида транспорта.

 

 

Набор дорожных знаков.

 

Декабрь

1. Заучивание – «Моя улица» С. Михалков

2. игра «Путешествие автомобиля по волшебной дорожке» (геометрические фигуры)

3. игра «Что лишнее?»

4. Игры с набором предметов (объединение общим сюжетом  3-4 разных мелких предметов)

5. Наблюдение за транспортом во время прогулки

6. ПДД – действия регулировщика

Действие: построение машины (автобуса), действия регулировщика.

Ролевое взаимодействие: водитель (ребенок) – пассажиры (дети) – регулировщик (взрослый)

Обогащение игрового опыта: введение билетов за проезд, остановка автобуса на показ знака «Остановка», подчинение действиям регулировщика, сигналам светофора.

Руководство игрой: закрепление игрового опыта детей, взрослый следит за соответствием между ролью и ролевым поведением, речью детей

Стулья, предметы-заместители, «билеты», знак «Остановка»,  светофор, полицейский жезл, фуражка инспектора ГИБДД.

 

Набор разных мелких предметов.

 

 

Январь

1.Чтение – «Автомобиль» А. Меркулов

2. игра «Перечисли как можно больше способов использования автомобиля»

3. игра «Путешествие шофера и автомобиля по волшебной дорожке» (части суток)

4. Конструирование  - гараж  для машины (из строительного материала), машина (из снега)

5. Наблюдение за транспортом во время прогулки

6. ПДД – игра «Запрещается – разрешается», заучивание считалки «Стоп, машина…»

Действие: конструирование обстановки для игры «Водители», конструирование обстановки для игры «Семья»

Ролевое взаимодействие:  водитель (ребенок) – пассажиры (дети + взрослый); мама (взрослый) – дочка или сын (ребенок или кукла)

Обогащение игрового опыта: взрослый  берет на себя дополнительную роль (мама + пассажир), строит свои игровые действия и речь в зависимости от роли, выполняемой в данный момент (пассажир или мама)

Руководство игрой: следит за соответствием роли и поведения, речи у играющих детей, а также создает условия для того, чтобы дети могли также, по образцу, брать на себя дополнительные роли, поощрение самостоятельности при подборе необходимых для игры атрибутов

 

Атрибуты для игры «Водители»; атрибуты для игры «Семья».

 

 

 

«Волшебная дорожка», карандаши.

 

Строительный материал.

 

Лопаты, формы для конструирование из снега.

Февраль

1. Заучивание – «Машина моя» Я. Пишумов

2. игра «Кто кем будет? Кто кем был?»

3. Рисование – «Нарисуй фантастическую машину»

4. Придумывание истории (введение сказочного персонажа)

5. Наблюдение за транспортом во время прогулки

6. ПДД – загадки о дорожных знаках,

чтение – стихотворение Г. Ладонщикова «Светофор»

 

Действие: конструирование обстановки для игры «Водители», конструирование обстановки для игры в «Магазин»

Ролевое взаимодействие: водитель (ребенок) –  пассажиры (дети + сказочный персонаж, н-р, Карлсон); продавец (ребенок) – покупатели (сказочный персонаж + дети), при построении ролевого диалога используется телефон.

Обогащение игрового опыта: взрослый и дети (под руководством взрослого) берут на себя дополнительные роли (пассажиры + покупатели), опыт построения ролевого диалога от имени игрового персонажа.

Проблемная ситуация: у Карлсона закончилось варенье, он звонит в магазин, спрашивает – есть ли у них в продаже варенье. Затем едет в магазин на машине (автобусе) – роль пассажира. Покупает варенье – роль покупателя (ролевое поведение и речь должны соответствовать роли, выполняемой в данный момент). Первоначально роль игрового персонажа берет на себя взрослый, постепенно привлекая детей к использованию в играх других сказочных персонажей.

Руководство игрой: взрослый следит за соответствием между выбранной ролью и игровыми действиями, речью; использует при построении ролевых диалогов телефон (или предмет-заместитель); строит ролевой диалог от имени игрового персонажа; привлекает детей к использованию в игре других персонажей; поощряет самостоятельность и инициативу детей при развитии сюжета игры

Атрибуты для игры «Водители»; атрибуты для игры в «Магазин»; телефон (предметы-заместители); сказочный персонаж  (н-р, Карлсон)

 

Бумага, цветные карандаши

 

 

 

Набор дорожных знаков

Март

1. игра «Хорошо - плохо»

2. Разрезные картинки – разные виды транспорта

3. игра «Наоборот»

4. Наблюдение за транспортом во время прогулки

5. игры с набором предметов (объединение 4-5 мелких предметов общим сюжетом)

6. ПДД – «Разрезные дорожные знаки»  

Действие: конструирование игровой обстановки для игры «Водители», конструирование игровой обстановки для игры «Больница»

Ролевое взаимодействие: водитель (ребенок) – пассажиры (дети); врач (ребенок) – пациенты (взрослый + дети); при построении ролевого диалога используется телефон (или предмет – заместитель)

Обогащение игрового опыта: ребенок, опираясь на имеющийся игровой опыт, берет на себя дополнительные роли – водитель-пациент. Взрослый (пациент) «звонит»  водителю, разговаривает с ним, по мере разговора, подводит ребенка к тому, чтобы тот посетил врача (т.е. ребенок совмещает две роли – водитель и пациент, при этом его поведение и речь должны соответствовать роли, выполняемой в данный момент).

Руководство игрой: поощрение самостоятельного создания  игрового пространства, подбора атрибутов для игр, развития сюжета; закрепление опыта использования предметов – заместителей; взрослый следит за соответствием между ролью и ролевыми действиями детей

 

Атрибуты для игры «Водители»; атрибуты для игры «Больница»; телефон (или предметы – заместители).

Разрезные картинки с изображением разного вида транспорта.

Набор разрезных дорожных знаков.

Апрель

1.Чтение – стихотворение «Если бы…» О. Бедарев

2. игра «Придумаем новую машину»

3. игра «Чем похожи? Чем отличаются?»

4. Наблюдение за транспортом во время прогулки

5. ПДД -  игра «Это я, это я, это все мои друзья»

 

 

 

Действие: конструирование  игровой обстановки для игры «Водители», конструирование игровой обстановки для игры «Парикмахерская», конструирование игровой обстановки для игры «Семья»

Ролевое взаимодействие: водитель  (ребенок) – пассажиры (дети); мама (взрослый) – папа (ребенок) – дочка (ребенок или кукла); парикмахер (ребенок) – клиент (ребенок); при построении ролевого диалога используется телефон (предмет-заместитель)

Обогащение игрового опыта: усложнение игрового сюжета - ребенок, опираясь на имеющийся игровой опыт, берет на себя дополнительные роли – водитель-папа-клиент парикмахерской. Взрослый, исполняющий роль мамы, «звонит» водителю (папе) и говорит, чтобы он заехал за ней и за дочкой и отвез их в парикмахерскую (салон красоты). По мере развития сюжета, взрослый предлагает постричься и «папе» (т.е. ребенок  совмещает три роли – водитель, папа, клиент парикмахерской, при этом его поведение и речь должны соответствовать роли, выполняемой в данный момент).

Руководство игрой: использование имеющегося у детей игрового опыта; взрослый следит за соответствием между ролью и игровыми действиями, речью детей; расширение игрового опыта детей

(умение совмещать несколько ролей и выполнять соответствующие игровые действия, построение ролевых диалогов)

 

Атрибуты для игры «Водители»; атрибуты для игры «Семья»; атрибуты для игры в «Парикмахерская»; телефон (или предметы – заместители)

 

 

Май

1. игра «Перевертыши»

2. игра «Противоречия»

3. Системный оператор – машина

4. Наблюдение за транспортом во время прогулки

5. ПДД - викторина

Действие: конструирование  игровой обстановки для игры «Водители», конструирование игровой обстановки для игры «Семья», конструирование игровой обстановки для игры «Магазин»

Ролевое взаимодействие: водитель  (ребенок) – пассажиры (дети); мама (взрослый) – папа (ребенок) – дочка (ребенок или кукла); продавец (ребенок) – покупатель (ребенок); при построении ролевого диалога используется телефон (предмет-заместитель)

Обогащение игрового опыта: усложнение игрового сюжета - ребенок, опираясь на имеющийся игровой опыт, берет на себя дополнительные роли – водитель-папа-покупатель. Взрослый, исполняющий роль мамы, «звонит» водителю (папе) и говорит, чтобы он заехал в магазин после работы и купил для дочки что-нибудь (н-р, игрушку, фрукты и т.д.)

Руководство игрой: взрослый следит за соответствием между ролью и игровыми действиями, речью детей; закрепление игрового опыта детей (умение совмещать несколько ролей, использовать в игре игровые персонажи)

Атрибуты для игры «Водители»; атрибуты для игры «Семья»; атрибуты

для игры «Магазин»

При разработке таких игр, как  «Назови часть целого», «Путешествие автомобиля по волшебной дорожке», «Хорошо - плохо», «Противоречия», использовались элементы ТРИЗ (а это всегда интересно, необычно, творчески).

Структура перспективного плана развития и руководства сюжетно-ролевой игрой «Водители» может быть применима к другим играм.

Рекомендуем посмотреть:

Перспективный план воспитательно-образовательной работы в группе кратковременного пребывания детей 4-5 лет

Интеграция образовательной области «Коммуникация» в ДОУ

Активная консультация для воспитателей ДОУ. Сенсорное воспитание дошкольников

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе ДОУ

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста в ДОУ

Елена Кустова # 18 октября 2013 в 17:09 +2
Спасибо автору за разработку. Действительно, по аналогии можно составлять планы и на другие сюжетно - ролевые игры, применяя, конечно, и свои методы, и подходы к детям. Добавляя что - то свое, мы получим совершенно разные варианты игр.
Ауэр Анастасия Юрьевна # 15 января 2014 в 12:50 0
К педсовету нам дали задание.Разработать и провести сюжетно0ролевые игры. Мне как раз нужна такая игра.Буду использовать в своей работе
Лина Владимировна Свирепина # 4 февраля 2014 в 20:06 0
ОГРОМНОЕ СПАСИБО, ДОЛГО ИСКАЛА ПОДОБНЫЙ МАТЕРИАЛ.
Наталья Алексеевна Мухина # 13 мая 2014 в 15:08 0
Очень интересный и полезный материал, а главное - доступный и понятный. Можно брать и использовать в работе и применить к другим играм.
Мария Викторовна Копыльцова # 18 мая 2014 в 17:08 0
Спасибо за консультацию для воспитателей с приведением примеров и материалов для игр. Игра остается ведущим видом деятельности в детском саду и не стоит это забывать. хороший подбор примеров сюжетно - ролевых, подвижных игр, с указанием материалов.+1
ТАСМИЛЯ НАИЛОВНА БИКМУХАМБЕТОВА # 7 августа 2014 в 15:44 0
игра занимает большое место детей в жизни,если ребенок не наигрался в детстве, то он все равно рано или поздно к этому возвратится.
Людмила Владимировна Туманова # 26 ноября 2014 в 11:49 0
Здравствуйте! С интересом прочитала Ваш материал. Очень нужная тема. В настоящее время мало внимания уделяется сюжетно-ролевой игре, а ведь это "школа жизни" для дошкольника. Хороший и нужный материал. Лично я бы еще добавила различные правила ;например, применительно к этой теме( Водители) : правила поведения в автобусе, правила поведения на речке- пусть дети их сами сформулируют и озвучат, и ,самое главное ,при проигрывании соблюдают. Спасибо. Успехов в работе!
Юлия Юрьевна Ельцова # 23 февраля 2015 в 21:14 0
Для какой группы этот план?
Светлана Александровна Каракутова # 5 июля 2015 в 12:49 0
Спасибо. Очень полезный и продуктивный план, беру себе в копилку.
Ольга Васильевна Анциферова # 19 января 2016 в 12:52 0
Надежда Викторовна, для себя почерпнула многое, попробую и у себя в работе применить предложенный вами материал. Соглашусь с Вами, что учить детей играть один из приоритетов дошкольного учреждения. Не будем этого забывать)))
Ирина Васильевна Белых # 2 января 2017 в 20:45 0
Здравствуйте..Игра в жизни ребенка играет огромное значение.Ребенок в игре проявляет нравственные качества ,учиться правилам поведения, моделирует ситуации, близкие к жизни.Многие современные дети разучились играть.Спасибо большое за вашу работу.Очень полезная для меня информация.Мой голос вам!!!!!!!!!!!