Информационная часть, ознакомление с окружающим
|
Создание проблемной ситуации, обогащение игрового опыта
|
Предметно-игровая среда
|
Сентябрь
|
1.Чтение: История о происхождении автомобиля
2. Рассматривание иллюстраций с изображениием легкового автомобиля
3. игра «Назови часть целого» (гараж, машина)
4. Наблюдение за легковым автомобилем во время прогулки
5. ПДД – история происхождения светофора
|
Действие: построение машины (с опорой на личный опыт детей)
Проблемная ситуация: прокол колеса
Ролевые взаимодействия: водитель (взрослый) – пассажир (ребенок)
Руководство игрой: взрослый следит за соответствием между ролью и ролевым поведением, речью детей; участвует в создании и разрешении проблемной ситуации; следит за применением атрибутов для игры (чтобы избежать манипуляции предметами)
|
Стулья, руль, предметы-заместители (колеса, насос)
Иллюстрации с изображением автомобиля
|
Октябрь
|
1. Чтение: История о происхождении троллейбуса
2. игра «Автомобиль из геометрических фигур»
3. Рисование автомобиля цветными карандашам (с использованием трафаретов)
4. Подвижная игра «Цветные автомобили»
5. Наблюдение за транспортом во время прогулки
6. ПДД – игра «Три сигнала светофора»
|
Действие: построение машины, дополнение образа (руль, педали, колеса, сигнал)
Проблемная ситуация: группа (взрослый и несколько детей) хочет попасть на речку, как это сделать, если в легковой автомобиль все не поместятся (построение автобуса)
Ролевые взаимодействия: водитель (ребенок) – пассажиры (взрослый + дети)
Руководство игрой: закрепление игрового опыта детей, взрослый следит за соответствием между ролью и ролевым поведением, речью детей, участвует в создании и разрешении проблемной ситуации
|
Стулья, руль, предметы- заместители (педали, колеса, сигнал).
Набор геометрических фигур.
Трафареты–«Транспорт», цветные карандаши, бумага.
Набор разноцветных кругов для детей и взрослого.
Круглые жетоны для детей красного, желтого и зеленого цвета
|
Ноябрь
|
1. Рассматривание иллюстраций: легковой автомобиль, грузовик, скорая помощь, пожарная машина, троллейбус, милицейская машина и др. (сравнение)
2. Наблюдение за транспортом во время прогулки
3. Загадки о разных видах транспорта
4. игра «Узнай по описанию» (разные виды транспорта)
5. ПДД – игра «Что за знаки придумали эти взрослые»
|
Действие: построение машины (грузовика) с использованием личного и игрового опыта детей
Проблемная ситуация: идет стройка, нужно доставить строительный материал, какую машину лучше построить (легковую, грузовую или др.)
Ролевые взаимодействия: водитель (ребенок) – строители (взрослый + дети)
Руководство игрой: взрослый следит за соответствием между ролью и ролевым поведением детей, закрепление игрового опыта детей, поощрение самостоятельности и инициативы детей при развитии сюжета, поощрение использования детьми личного опыта, знаний
|
Стулья, предметы – заместители, крупный строительный материал.
Иллюстрации с изображением разного вида транспорта.
Набор дорожных знаков.
|
Декабрь
|
1. Заучивание – «Моя улица» С. Михалков
2. игра «Путешествие автомобиля по волшебной дорожке» (геометрические фигуры)
3. игра «Что лишнее?»
4. Игры с набором предметов (объединение общим сюжетом 3-4 разных мелких предметов)
5. Наблюдение за транспортом во время прогулки
6. ПДД – действия регулировщика
|
Действие: построение машины (автобуса), действия регулировщика.
Ролевое взаимодействие: водитель (ребенок) – пассажиры (дети) – регулировщик (взрослый)
Обогащение игрового опыта: введение билетов за проезд, остановка автобуса на показ знака «Остановка», подчинение действиям регулировщика, сигналам светофора.
Руководство игрой: закрепление игрового опыта детей, взрослый следит за соответствием между ролью и ролевым поведением, речью детей
|
Стулья, предметы-заместители, «билеты», знак «Остановка», светофор, полицейский жезл, фуражка инспектора ГИБДД.
Набор разных мелких предметов.
|
Январь
|
1.Чтение – «Автомобиль» А. Меркулов
2. игра «Перечисли как можно больше способов использования автомобиля»
3. игра «Путешествие шофера и автомобиля по волшебной дорожке» (части суток)
4. Конструирование - гараж для машины (из строительного материала), машина (из снега)
5. Наблюдение за транспортом во время прогулки
6. ПДД – игра «Запрещается – разрешается», заучивание считалки «Стоп, машина…»
|
Действие: конструирование обстановки для игры «Водители», конструирование обстановки для игры «Семья»
Ролевое взаимодействие: водитель (ребенок) – пассажиры (дети + взрослый); мама (взрослый) – дочка или сын (ребенок или кукла)
Обогащение игрового опыта: взрослый берет на себя дополнительную роль (мама + пассажир), строит свои игровые действия и речь в зависимости от роли, выполняемой в данный момент (пассажир или мама)
Руководство игрой: следит за соответствием роли и поведения, речи у играющих детей, а также создает условия для того, чтобы дети могли также, по образцу, брать на себя дополнительные роли, поощрение самостоятельности при подборе необходимых для игры атрибутов
|
Атрибуты для игры «Водители»; атрибуты для игры «Семья».
«Волшебная дорожка», карандаши.
Строительный материал.
Лопаты, формы для конструирование из снега.
|
Февраль
|
1. Заучивание – «Машина моя» Я. Пишумов
2. игра «Кто кем будет? Кто кем был?»
3. Рисование – «Нарисуй фантастическую машину»
4. Придумывание истории (введение сказочного персонажа)
5. Наблюдение за транспортом во время прогулки
6. ПДД – загадки о дорожных знаках,
чтение – стихотворение Г. Ладонщикова «Светофор»
|
Действие: конструирование обстановки для игры «Водители», конструирование обстановки для игры в «Магазин»
Ролевое взаимодействие: водитель (ребенок) – пассажиры (дети + сказочный персонаж, н-р, Карлсон); продавец (ребенок) – покупатели (сказочный персонаж + дети), при построении ролевого диалога используется телефон.
Обогащение игрового опыта: взрослый и дети (под руководством взрослого) берут на себя дополнительные роли (пассажиры + покупатели), опыт построения ролевого диалога от имени игрового персонажа.
Проблемная ситуация: у Карлсона закончилось варенье, он звонит в магазин, спрашивает – есть ли у них в продаже варенье. Затем едет в магазин на машине (автобусе) – роль пассажира. Покупает варенье – роль покупателя (ролевое поведение и речь должны соответствовать роли, выполняемой в данный момент). Первоначально роль игрового персонажа берет на себя взрослый, постепенно привлекая детей к использованию в играх других сказочных персонажей.
Руководство игрой: взрослый следит за соответствием между выбранной ролью и игровыми действиями, речью; использует при построении ролевых диалогов телефон (или предмет-заместитель); строит ролевой диалог от имени игрового персонажа; привлекает детей к использованию в игре других персонажей; поощряет самостоятельность и инициативу детей при развитии сюжета игры
|
Атрибуты для игры «Водители»; атрибуты для игры в «Магазин»; телефон (предметы-заместители); сказочный персонаж (н-р, Карлсон)
Бумага, цветные карандаши
Набор дорожных знаков
|
Март
|
1. игра «Хорошо - плохо»
2. Разрезные картинки – разные виды транспорта
3. игра «Наоборот»
4. Наблюдение за транспортом во время прогулки
5. игры с набором предметов (объединение 4-5 мелких предметов общим сюжетом)
6. ПДД – «Разрезные дорожные знаки»
|
Действие: конструирование игровой обстановки для игры «Водители», конструирование игровой обстановки для игры «Больница»
Ролевое взаимодействие: водитель (ребенок) – пассажиры (дети); врач (ребенок) – пациенты (взрослый + дети); при построении ролевого диалога используется телефон (или предмет – заместитель)
Обогащение игрового опыта: ребенок, опираясь на имеющийся игровой опыт, берет на себя дополнительные роли – водитель-пациент. Взрослый (пациент) «звонит» водителю, разговаривает с ним, по мере разговора, подводит ребенка к тому, чтобы тот посетил врача (т.е. ребенок совмещает две роли – водитель и пациент, при этом его поведение и речь должны соответствовать роли, выполняемой в данный момент).
Руководство игрой: поощрение самостоятельного создания игрового пространства, подбора атрибутов для игр, развития сюжета; закрепление опыта использования предметов – заместителей; взрослый следит за соответствием между ролью и ролевыми действиями детей
|
Атрибуты для игры «Водители»; атрибуты для игры «Больница»; телефон (или предметы – заместители).
Разрезные картинки с изображением разного вида транспорта.
Набор разрезных дорожных знаков.
|
Апрель
|
1.Чтение – стихотворение «Если бы…» О. Бедарев
2. игра «Придумаем новую машину»
3. игра «Чем похожи? Чем отличаются?»
4. Наблюдение за транспортом во время прогулки
5. ПДД - игра «Это я, это я, это все мои друзья»
|
Действие: конструирование игровой обстановки для игры «Водители», конструирование игровой обстановки для игры «Парикмахерская», конструирование игровой обстановки для игры «Семья»
Ролевое взаимодействие: водитель (ребенок) – пассажиры (дети); мама (взрослый) – папа (ребенок) – дочка (ребенок или кукла); парикмахер (ребенок) – клиент (ребенок); при построении ролевого диалога используется телефон (предмет-заместитель)
Обогащение игрового опыта: усложнение игрового сюжета - ребенок, опираясь на имеющийся игровой опыт, берет на себя дополнительные роли – водитель-папа-клиент парикмахерской. Взрослый, исполняющий роль мамы, «звонит» водителю (папе) и говорит, чтобы он заехал за ней и за дочкой и отвез их в парикмахерскую (салон красоты). По мере развития сюжета, взрослый предлагает постричься и «папе» (т.е. ребенок совмещает три роли – водитель, папа, клиент парикмахерской, при этом его поведение и речь должны соответствовать роли, выполняемой в данный момент).
Руководство игрой: использование имеющегося у детей игрового опыта; взрослый следит за соответствием между ролью и игровыми действиями, речью детей; расширение игрового опыта детей
(умение совмещать несколько ролей и выполнять соответствующие игровые действия, построение ролевых диалогов)
|
Атрибуты для игры «Водители»; атрибуты для игры «Семья»; атрибуты для игры в «Парикмахерская»; телефон (или предметы – заместители)
|
Май
|
1. игра «Перевертыши»
2. игра «Противоречия»
3. Системный оператор – машина
4. Наблюдение за транспортом во время прогулки
5. ПДД - викторина
|
Действие: конструирование игровой обстановки для игры «Водители», конструирование игровой обстановки для игры «Семья», конструирование игровой обстановки для игры «Магазин»
Ролевое взаимодействие: водитель (ребенок) – пассажиры (дети); мама (взрослый) – папа (ребенок) – дочка (ребенок или кукла); продавец (ребенок) – покупатель (ребенок); при построении ролевого диалога используется телефон (предмет-заместитель)
Обогащение игрового опыта: усложнение игрового сюжета - ребенок, опираясь на имеющийся игровой опыт, берет на себя дополнительные роли – водитель-папа-покупатель. Взрослый, исполняющий роль мамы, «звонит» водителю (папе) и говорит, чтобы он заехал в магазин после работы и купил для дочки что-нибудь (н-р, игрушку, фрукты и т.д.)
Руководство игрой: взрослый следит за соответствием между ролью и игровыми действиями, речью детей; закрепление игрового опыта детей (умение совмещать несколько ролей, использовать в игре игровые персонажи)
|
Атрибуты для игры «Водители»; атрибуты для игры «Семья»; атрибуты
для игры «Магазин»
|