Автор: Сологубова Елена Александровна, воспитатель Детский сад №177 ОАО «РЖД» г. Новокузнецк
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире. Без целенаправленного воспитания усвоение происходит стихийно, и оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому необходима организация систематической работы педагога с детьми по развитию и обогащению чувственного опыта ребенка, который будет способствовать формированию его представлений о свойствах и качествах предметов. Данные направления реализуются педагогом ДОУ в ходе сенсорного воспитания детей.
В современной психолого-педагогической литературе достаточно полно описана сущность и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. В то же время практический опыт организации сенсорного воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ утрачен. Возникает необходимость обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания, систематизации рекомендаций по совершенствованию сенсорного воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста с целью определения эффективных путей и средств организации сенсорного воспитания детей в современных условиях и внедрения их в практику.
Выдающиеся зарубежные ученые (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.П.Усова и др.), справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития детей, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Анализ психолого-педагогической литературы (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, А. Г. Рузская) по проблеме позволил нам выделить сущность сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Опираясь на определение, данное Л. А Венгером, сенсорное воспитание рассматривали как целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. Результатом целенаправленного сенсорного воспитания детей дошкольного возраста является сенсорное развитие. Поэтому на каждом возрастном этапе задачи сенсорного воспитания детей должны соответствовать уровню сенсорного развития детей.
В экспериментальном исследовании, который осуществляли в двух детских садах, были сформированы группы испытуемых: контрольная и экспериментальная. В контрольную группу вошли дети из ДОУ №А, а в экспериментальную группу дети из ДОУ № В. Эксперимент проходил в три этапа.
В процессе экспериментального исследования нами были подобраны методики для выявления уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста (автор Г. А. Урунтаева), который устанавливался на основе изучения восприятия формы; изучения восприятия цвета; изучения умения ориентироваться в величине предметов; изучения особенностей осязательного восприятия предметов.
Результаты констатирующего эксперимента показали недостаточный уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах. Было выявлено, что в контрольной группе с высоким уровнем сенсорного развития 1 ребёнок (10%). Ребенок по образцу и просьбе взрослого без ошибок находил предметы такого же цвета, ориентировался в контрастных величинах, а так же без затруднений ориентировался в формах, подбирал их по образцу. 6 детей (60%) показали средний уровень сенсорного развития. Дети по предложенному образцу с помощью педагога находили предметы названного цвета, ориентировались в величинах, но путались в названиях контрастных форм. 3 ребенка (30%) были выявлены с низким уровнем сенсорного развития. Эти дети затруднялись по образцу найти предметы данного цвета, путали цвета, так же не ориентировались в величинах, формах.
В экспериментальной группе высокий уровень сенсорного развития был выявлен так же у 1 ребенка (10%) который без затруднений находил предметы нужного цвета, не путал их, ориентировался в трех величинах и контрастных формах. 5 детей (50%) показали средний уровень сенсорного развития. Дети знали названия цветов, ориентировались в величинах, но иногда путали их, хорошо ориентировались в формах. 4 ребёнка (40%) затруднялись в выборе фигуры, затруднялись при выборе цвета, не ориентировались в трех величинах, т.е. продемонстрировали низкий уровень сенсорного развития.
Констатирующий эксперимент показал, что в контрольной и экспериментальной группе преобладает средний и низкий уровень сенсорного развития детей, что, подвели нас к необходимости изучить имеющиеся подходы в организации сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста в этих ДОУ.
Анализ педагогической документации в экспериментальных детских садах показал, что в ДОУ №В ведется более целенаправленная работа по сенсорному воспитанию с детьми. Занятия, содержащие задачи сенсорного воспитания проводятся 4 раза в месяц. Дидактические игры включены в перспективное планирование. Практически после каждого занятия даются определенные домашние задания, для закрепления знаний и чувственного опыта детей которые предлагают выполнить родителям вместе с детьми. В ДОУ №А педагоги так же планируют занятия, но не везде прослеживается взаимосвязь содержания специально организованной работы по сенсорному воспитанию детей на обязательных занятиях и самостоятельной деятельности детей в течение дня. Анкетирование педагогов показало что, в детских садах воспитатели знают содержание раздела программы по сенсорному воспитанию, выделяют наиболее эффективные средства, такие как дидактические игры, пирамидки, кубы. Ориентируются в содержании программы при этом, знают формы работы и используют их в своей деятельности.
При изучении предметно-развивающей среды групп данных ДОУ обращали внимание на оснащение предметами, материалами, пособиями, способствующие обогащению сенсорных впечатлений и формированию сенсорных эталонов, а так же соответствие требованиям программы к предметно-развивающей среды. В ДОУ №А все оборудование находится в доступном для детей месте. Дети знают, где расположены игры, игрушки и т.д. Предметно-развивающая среда групп пополняется по мере необходимости. В ДОУ №В учтены все направления развития ребенка и разнообразие сред, рационального их расположения, и разнообразие которых обеспечивает возможность для поисковой деятельности и экспериментирования. В группе имеются разнообразные дидактические игры, материалы которые подобранны в соответствии требованием программы и способствующие совершенствованию сенсорного опыта детей.
Таким образом, изучая практически опыт ДОУ по сенсорному воспитанию детей показал, что работая в этом направлении учтены ни все направления работы по сенсорному воспитанию. Исходя из результатов констатирующего эксперимента нами был сделан вывод о необходимости совершенствования системы сенсорного воспитания детей в группах младшего дошкольного возраста. Была разработана модель сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста, которая отразила предложенную нами систему сенсорного воспитания детей в ДОУ (см. схема№1).
Специально организованная работа по сенсорному воспитанию детей строилась исходя из выделенных условий.
Необходимым и обязательным условием сенсорного воспитания является самостоятельная деятельность детей в специально созданной развивающей среде.
Предметно-развивающая среда экспериментальной группы была дополнена: разнообразными элементами, пирамидками, плоскостными геометрическими фигурами, различными кубами выполненные из разных материалов, треугольниками, машинами с вырезными отверстиями разной формы, смонтирован развивающий сенсорный стол. В создании комфортной для детей среды помогают различные пособия, которые делают воспитатели своими руками. Нами было создано многофункциональное пособие «Чудо-теремок». Пособие способствует развитию движений пальцев рук, т.е. мелкой моторики через пристегивание, затем использование шнуровки, прикрепление элементов на «липучки», «молнии» и т.д. Данное пособие использовали так же в организации театрализованной деятельности. Дети как самостоятельно, так и под руководством воспитателя могут обыгрывать сюжеты сказок.
Для реализации задач формирующего эксперимента, таких как: формирование у детей перцептивных действий и умения самостоятельно их применять формирование систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов и умения пользоваться ими в разнообразной деятельности были использованы следующие формы организации сенсорного воспитания детей 2 младшей группы: сенсорные занятия, дидактические игры, совместные игры-экспериментирования воспитателя с детьми. Проводилась индивидуальная работа с теми детьми, у которых низкий уровень сенсорного развития. Детям предлагались игры-упражнения, в которых они решали определенные задания. Дети выполняли задания с удовольствием, так как они были представлены в игровой форме.
Одним из направлений нашей системы сенсорного воспитания была работа с родителями. При включении данного направления мы исходили из того, что работа, организованная в детском саду, не даст должного эффекта, если не обеспечить сотрудничества ДОУ и семьи. Был разработан перспективный план по ознакомлению родителей с содержанием сенсорного воспитания детей в младшем дошкольном возрасте. Для родителей были организованны консультации, семинары-практикумы, беседы. Были показаны игры, которые способствуют совершенствованию знаний сенсорных эталонов.
Контрольный эксперимент, проведенный на следующем этапе работы, был направлен на выявление динамики сенсорного развития детей после реализации специально разработанной нами системы сенсорного воспитания детей младшего возраста.
Результаты показали, что в контрольной группе высокий уровень сенсорного развития имеет 1 ребёнок (10%), 6 детей (60%) показали средний уровень сенсорного развития, 3 ребенка (30%) - низкий уровень сенсорного развития. Исследования, проведенные с детьми экспериментальной группы показали, что высокий уровень развития имеют 3 детей (30%), 4 детей (40%) имеют средний уровень развития, 3 ребёнка (30%) - низкий уровень сенсорного развития. По результатам контрольного эксперимента нами был сделан вывод о том, что большинство детей экспериментальной группы имеют высокий и средний уровень сенсорного развития: дети успешно справились с заданиями на узнавание формы, цвета, величины, использовали разнообразные перцептивные действия. Качественная оценка результатов эксперимента, показала, что у некоторых детей уровень сенсорного развития в целом не изменился, но произошли качественные изменения в некоторых показателях сенсорного развития: некоторые дети стали уверенно выполнять задания на различение цвета, формы, величины.
Проведенное исследование позволило сделать вывод, что развитие сенсорных способностей, формирование системы сенсорных эталонов и перцептивных действий детей младшего дошкольного возрастав условиях современного ДОУ действительно возможно при включении задач сенсорного воспитания в различные виды деятельности (игры, конструирование, изобразительную деятельность), организованны преимущественно в таких формах, как сенсорные занятия, дидактическая игра, игра-экспериментирование в совместной деятельности воспитателя с детьми.
схема №1
Цель: целенаправленное и систематическое обогащение сенсорного опыта детей как основы познания мира предметов и явлений, их свойств и качеств, а так же развитие сенсорных способностей |
Задачи: 1. Формирование у детей систем перцептивных действий; 2. Формирование у детей систем сенсорных эталонов — обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов; 3. Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в разнообразной деятельности.
|
Принципы: 1.Непрерывная связь содержания сенсорного воспитания с детским опытом. 2. Целенаправленность. 3.Учет возрастных психофизиологических особенностей и индивидуальных различий детей. 4. Систематичности и последовательности, определенной повторяемости и концентричности. 5.Взаимодействие общественного и семейного воспитания. |
Направления работы |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Взаимодействие со специалистами |
||
Организация детской деятельности: познавательно-речевая деятельность, художественно-эстетическая деятельность, конструктивная деятельность, игровая деятельность. |
1.Педагогическое просвещение родителей по вопросам сенсорного воспитания; 2.Организация совместной деятельности родителей и педагогов, способствующая сенсорному воспитанию детей |
Развитие сенсорных способностей детей посредством включения в различные виды деятельности. |
||
Организационно-управленческий компонент |
||||
Формы работы |
||||
Игры: Творческие: театрализованные, сюжетно-ролевые. Игры с правилами: подвижные, дидактические: настольно-печатные, игры с предметами и игрушками, музыкально-дидактические игры. Занятия: Сенсорные занятия. Занятия по продуктивным видам деятельности: рисование, аппликация, лепка, конструирование, ФЭМП. |
1. Консультации, беседы, устная информация, семинары-практикумы, просмотр открытых занятий. 2. Участие в обогащении и создании развивающей среды, домашние задания для закрепления знаний. |
Музыкальные занятия, занятия по физической культуре, дидактические игры, подвижные игры, досуги, развлечения. |
Сенсорное воспитание дошкольников в процессе игр
Перспективный план развития и руководства сюжетно-ролевой игрой
Активная консультация для воспитателей ДОУ. Сенсорное воспитание дошкольников
Лина Владимировна Свирепина # 4 февраля 2014 в 20:08 0 | ||
|
ани # 14 февраля 2014 в 22:01 0 |
Замечательная работа по сенсорному воспитанию |
Мария Викторовна Копыльцова # 18 мая 2014 в 17:11 0 |
ТАСМИЛЯ НАИЛОВНА БИКМУХАМБЕТОВА # 7 августа 2014 в 15:38 0 | ||
|
Алёна Анатольевна Дозорова # 16 января 2016 в 13:51 0 | ||
|