Конспект познавательного занятия с детьми старшего дошкольного возраста
Автор: Родионова Нина Григорьевна, воспитатель высшей категории детского сада №334 города Самара.
Задачи:
- дать детям понятие о сороке, месте ее обитания, пище, строении ее тела, повадках;
- расширять и активизировать словарь детей по теме «птицы»;
- развивать связную речь, умение составлять предложения по опорным картинкам и без них;
- развивать внимание, память, целостное восприятие,
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- формировать произвольность поведения на занятии.
Оборудование:
Демонстрационный материал
Перышко, предметные картинки (сорока, жук, гусеница, птичьи яйца); плакат с изображением птиц (воробьи, голуби, сорока, ворона, синица); фланелеграф; большой конверт, карточка с парой предметных картинок; схематичные детали частей тела сороки из бумаги для выкладывания на фланелеграфе. Силуэты птиц для штриховки, аудиокассета с голосами птиц леса и спокойной музыкой, магнитофон; блестящие предметы (ключик, фольга, заколка и т.д.), бумажки, спичечный коробок; сюрприз.
Раздаточный материал
Карточки с предметными картинками, схематичные детали частей тела птиц. Силуэтные картинки птиц для штриховки.
Ход занятия:
Организационный момент. Ребята, посмотрите, какой секрет я вам принесла. Что это? Правильно, перышко. Кто его потерял?
Сегодня мы будем говорить о птицах. Я расскажу вам об удивительной птице – сороке (показываю картинку)
Сорока живет в лесу. Гнездо вьет высоко на дереве из веток. Летает сорока по лесу – стрекочет, а к гнезду подлетает - замолкает, никому его не хочет показывать.
Сорока находит для себя разную пищу: ест она жуков, личинок, гусениц (показываю картинку), очень любит птичьи яйца, крадет их из гнезд других птиц. За это и прозвали ее сорокой-воровкой. Ловит сорока мышей, лягушек, может утащить и цыпленка.
Сорока находит корм в любое время года, не страшна ей зима. Сорока – зимующая птица. Зимой жуки и личинки не показываются, прячутся от холода под корой деревьев, нет зимой в птичьих гнездах яиц. Вот и летит сорока из леса поближе к людям, к нам в Самару.
Кто из вас видел сороку? Что она делала? Сорока, где корочку хлеба найдет, где косточку мясную съест – и теплее ей становится, ведь сытой птице мороз не страшен. Сороки – птицы очень любопытные. Всюду они поспевают, все новости в лесу первыми узнают, и друг другу рассказывают – быстро-быстро трещат, стрекочут: стрр, стрр.
Сороки - птицы хищные, настоящие разбойники. Однажды иду я по лесной тропинке и вижу: скачет заяц по полянке, а около него две сороки: то взлетят, то на землю сядут и громко стрекочут. Заяц на них так и наскакивает. Только подлетит близко какая-нибудь сорока, он – прыг! Прямо к ней, хочет ее лапами ударить, (показываю иллюстрацию) А. Келейникова, к рассказу Г. Скребицкого («Длиннохвостые разбойники».) Зашумела я. Заяц в лес поскакал. А за ним маленький зайчонок. Это его, оказывается, сороки схватить хотели. Вот ведь какие разбойники эти сороки!
Любят сороки всякие яркие вещи собирать: обертки от конфет, бусинки, бумажки, блестящие игрушки и даже спичечные коробки. Все это они несут в гнездо. Как-то раз мне удалось заглянуть в сорочье гнездо. Что же я там увидела? (показываю детям коробочку) в ней лежат разные предметы. Вместе с детьми называем все эти предметы.
Сороки - птицы запасливые. Все, все что найдут, все, что не съедят, - тщательно прячут, несут в гнездо.
Сороки – птицы, очень нужные и полезные. Они деревья от жуков и личинок спасают, всякий мусор, как дворники, клювом своим подбирают.
Ребята, я принесла для вас письмо (показываю большой конверт). Оно от сороки.
- «Дорогие ребята, придумайте, пожалуйста, про меня предложения по картинкам», - пишет сорока. Раздаю карточки с картинками и предлагаю составить предложения про сороку.
- Птицы из леса передают вам привет. Сорока просит их послушать и по голосам узнать, кто передает привет. Звучит аудиозапись голосов птиц. Ответы детей.
Выставляю таблицу с изображением птиц. Каких здесь узнали птиц? Назовите их. (Дети называют ворону, воробья, синичку, сороку, галку, голубя, дятла).
Все эти птицы зимующие. Они никуда не улетают зимой, находят себе корм в морозы. Что же они едят?
Давайте вспомним. Ответы детей.
Ребята, а вы сразу узнали сороку среди других птиц. Какая она? Чем отличается от других птиц? (показываю на выставленные картинки). Ответы детей.
Давайте, сравним сороку и синичку. В чем их отличие? (ответы детей).
Сорока приготовила нам еще один сюрприз. В этих пакетиках лежат крылья, хвосты, туловища разных птиц (раздаточный материал). Все они разного цвета и разной формы. Давайте мы с вами выберем нужные и выложим из них сороку.
Звучит спокойная музыка, дети отбирают нужные детали и выкладывают сороку.
Ребенок, быстрее других справившихся с заданием, выходит к фланелеграфу и выкладывает на нем сороку из деталей. Контролирую выполнение задания другими детьми. Сравниваем результаты работы с образцом на фланелеграфе. У всех получилась такая сорока? Молодцы.
Физкультминутка.
Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Вы, сейчас, будете сороками и полетите в лес. Встретите там…. Кого сороки могут встретить в лесу?
Дети отвечают.
Любопытные сороки по лесу летали,
белобокие сороки громко стрекотали.
(дети летают, стрекочут)
По лесу летали – громко стрекотали,
к гнезду подлетали – сразу замолкали.
(дети подлетают к гнезду)
Сороки, сороки, где же вы летали?
Кого там повстречали?
дети рассказывают, кого они видели.
Воспитатель: Сорока просит, вас ребята, обвести и заштриховать любую зимующую птицу.
Ребята, давайте подумаем, что имеется у всех птиц?
Дети отвечают (клюв, крылья, перья, лапы и т д.) Мы сейчас будем лепить птиц. (раздаю шарики из теста).
Звучит музыка. Дети лепят из соленого теста птиц.
Дети работают самостоятельно. Воспитатель помогает тем, кто затрудняется, напоминает (индивидуально), с чего начать лепку.
Итог занятия:
Молодцы ребята, вы сегодня очень хорошо занимались, и многое успели сделать, а каких красивых птиц вы слепили. Пусть они у нас постоят на этой подставке и высохнут, а на следующем занятии мы их распишем. Они будут яркие и красивые, и вы подарите их своим друзьям.
Приложения
Материал, который использовала во время занятия.
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рекомендуем посмотреть:
Тематические дни в подготовительной группе детского сада
Перспективный план воспитательно-образовательной работы в группе кратковременного пребывания детей 4-5 лет
Активная консультация для воспитателей ДОУ. Сенсорное воспитание дошкольников
Перспективный план развития и руководства сюжетно-ролевой игрой
Ознакомление дошкольников с растительным миром