Традиционно в дошкольных учреждениях используются следующие формы работы по ознакомлению детей с растительным миром.
1. Занятия — основная форма ознакомления дошкольников с растительным миром. На занятиях сообщаются новые сведения о различных объектах растительного мира; уточняются, закрепляются, обобщаются и систематизируются имеющиеся знания. Занятия тесно связаны с другими формами работы.
2. Экскурсии — знакомство с представителями растительного мира в естественных условиях — в парке, лесу, саду, на лугу и т.д. Перед началом экскурсии педагог должен заранее наметить ее маршрут, определить последовательность наблюдений за объектами растительного мира. Так, например, в парке сначала необходимо рассмотреть хорошо знакомые детям деревья (береза, клен, дуб), а затем показать незнакомые (платан, лиственница и др.).
3. Ежедневные прогулки. На участке детского сада воспитатель организует ежедневные наблюдения за внешними отличительными признаками, сезонными изменениями в жизни растительного мира. Систематические наблюдения способствуют развитию наблюдательности у детей.
4. Уход за комнатными растениями. В групповой комнате детского сада обычно произрастают различные комнатные растения. Необходимо организовать деятельность детей по уходу за ними (поливать, протирать листья влажной тряпочкой, рыхлить почву, добавлять удобрения). Постепенно дети могут наблюдать за ростом растений, появлением листьев, цветов.
К наглядным методам относят прежде всего наблюдение за растениями, их произрастанием в естественных условиях (в саду, парке, лесу), в теплице, на огороде.
Метод наблюдения позволяет детям усвоить важнейшие отличительные признаки каждого объекта растительного мира, основные закономерности их произрастания в природной среде.
Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным.
Непосредственное наблюдение — чувственное познание и восприятие какого-либо объекта растительного мира во всем многообразии его жизнедеятельности. Метод непосредственного наблюдения за растениями применяется в ряде занятий, проводимых в детском саду, на экскурсиях в парк, сад, при рассматривании растений во время прогулок на участке детского сада.
В дошкольном образовательном процессе при организации наблюдения важно использовать натуральные объекты окружающей действительности, а также гербарий. При рассматривании объектов растительного мира или гербария необходимо обратить внимание детей на форму и размер отдельных частей растения (например, у березы листья круглые, ствол тонкий, а у дуба листья — резные, ствол — толстый). Детей учат показывать части растения (ствол / стебель, корень, ветки, листья, цветы, плоды / семена), сравнивать контрастные размеры на примере различных видов растений (например, дерево и кустарник), а также растений одного вида (яблоня и ее побег). При возможности надо обязательно дать детям попробовать на ощупь листья, ствол или стебель различных растений (например, листья мать-и-мачехи и подорожника), попросить каждого ребенка выразить словами, что он чувствует, когда трогает отличающиеся на ощупь растения (например, листья мать-и-мачехи с одной стороны гладкие и холодные, с другой — мягкие и теплые, а листья подорожника — жилистые, тонкие, гладкие). После выделения важных признаков растения (например, дерева), существенных для дальнейшего анализа их роли в природе и жизни людей, детям задаются вопросы проблемного характера. Такие вопросы способствуют воспитанию у детей умения делать самостоятельные выводы, например: Почему растение может засохнуть? Чем отличается дерево от кустарника?
Для активизации познавательной деятельности при изучении объектов растительного мира необходимо сочетать наблюдение с любой практической деятельностью детей. Так, знакомясь с комнатными растениями, дети с удовольствием рыхлят почву, поливают растения, протирают их листочки. При этом они не только знакомятся с правилами по уходу за растениями, но и обогащают свой словарь.
Таким образом, можно определить значение использования натуральных объектов живой природы при организации наблюдений:
— дети познают реальное растение в естественных условиях (выделяют его место в растительном мире среди других представителей, определяют соотношение с ними по величине, форме, цвету,
— дети учатся правилам ухода за отдельными объектами растительного мира, заботятся о них, наблюдают за изменениями, происходящими в природе, что способствует их более глубокому пониманию;
— наблюдение за объектами растительного мира пробуждает у детей живой интерес и любознательность — это развивает их эмоциональную сферу, познавательные способности и мышление;
— определенный эмоциональный настрой у детей, возникающий при уходе за растениями, их выращивании, помогает более быстрому и прочному усвоению изучаемого материала.
В процессе наблюдений за объектами растительного мира одновременно формируются чувственная сфера, конкретные представления, обогащается словарь детей. Так, при восприятии различных растений, их отличительных признаков, сравнении их с другими растениями дети учатся выделять наиболее интересные и значимые признаки отдельных видов, усваивают на практике, как эти характеристики растений находят свое отражение в устойчивых оборотах и образных выражениях родного языка (например, хуже горькой редьки, осиновая талия и т.д.). Таким образом, при правильной организации наблюдения за реальными представителями растительного мира в окружающей действительности у каждого ребенка не только формируется обобщенное понятие о данном растении, но и рождается личное отношение к объекту такого наблюдения. Работая с детьми дошкольного возраста, необходимо помнить, что образование понятий — процесс длительный и сложный, требующий большой целенаправленной работы.
Проведение наблюдений требует от воспитателя тщательной подготовки. Чтобы наблюдение за растением способствовало развитию ребенка, воспитателю необходимо не только правильно спланировать собственную деятельность, но и детально продумать применительно к разным детям объем и последовательность выполнения различных заданий.
Подготовка к проведению наблюдения:
— планируя наблюдение, воспитатель должен выбрать объект растительного мира для исследования, предварительно определив наиболее благоприятные условия для его организации;
— определить основную цель наблюдения, составить четкий план;
— перед проведением наблюдения необходимо провести предварительную беседу, в процессе которой поставить конкретную задачу.
Детям должно быть понятно, что они будут наблюдать и с какой целью. Например, во время предварительной беседы воспитатель сообщает детям, что на экскурсии в парк они будут наблюдать, как изменились деревья в связи с наступлением осени;
— воспитатель должен заранее наметить вопросы беседы, сопровождающей наблюдения детей;
— готовясь к наблюдению, воспитатель должен предварительно определить объем работы по обогащению и активизации словаря детей и разработать индивидуальные лексические задания с учетом эмоционально-личностных особенностей и коммуникативных навыков каждого ребенка.
Во время проведения наблюдения необходимо таким образом изучать травянистые растения, кустарники, деревья или грибы, чтобы эта деятельность стимулировала познавательную активность детей, вызывала неподдельный интерес у каждого ребенка. Например, детям дается задание — собрать самые красивые листья для составления осеннего букета или собрать разнообразные листья для гербария. Для стимуляции познавательной активности воспитатель может провести игру «Узнай цветок», в ходе которой детям будут предложены для рассматривания или для восприятия запаха различные цветы. На экскурсии можно сравнить натуральные цветы с фотографиями детей на этом же фоне в другое время года. Детям будет легко сделать вывод о том, какие цветы растут в парковой зоне, когда они цветут, в какое время года цветов больше, сравнить весенние и осенние цветы и т.д.
Во время непосредственного наблюдения решаются основные задачи словарной работы — обогащение словаря детей, его активизация, закрепление знакомых слов, использование этих слов в самостоятельной речи. В процессе проведения наблюдения воспитатель задает вопросы, акцентируя внимание дошкольников на новых для них словах, стимулируя употребление их в речи, или использует знакомые слова в новом для них значении. Уточняя высказывания детей, воспитатель должен следить за использованием разнообразных определений, обозначающих отличительные признаки растений, а также за правильностью грамматического оформления речи детей. В процессе проведения наблюдения педагог обращает внимание детей на приметы, характерные для различных объектов растительного мира в определенное время года или при изменении погодных условий, с детьми заучиваются поговорки, стихотворения.
После проведения наблюдения целесообразно обобщить то, что дети узнали в ходе наблюдений. В зависимости от возраста детей такое обобщение может быть организовано в форме ответов на вопросы воспитателя, формулирование вопросов о растении, которые могут быть заданы другому ребенку, завершения ребенком нескольких фраз необходимыми по смыслу словами при составлении воспитателем короткого описательного рассказа о конкретном растении и т.п.
Опосредованное наблюдение — восприятие какого-либо объекта через его художественное изображение — игрушку или картинку. Опосредованное наблюдение рекомендуется в случаях, когда реальные объекты живой природы невозможно представить детям для непосредственного наблюдения из-за соображений безопасности (ядовитые грибы, крапива) или из-за того, что занятие проводится в помещении детского сада, а не на экскурсии в парк или лес (растения жарких стран).
В таких случаях в качестве наглядной опоры используются иллюстративный и художественный материал, муляжи овощей и фруктов, макеты деревьев и кустарников. Иллюстративное изображение предметов помогает в работе и после того, как дети познакомились с реальными объектами растительного мира в естественных природных условиях. Иллюстративный материал (предметные, сюжетные картинки) способствует уточнению и активизации словаря дошкольников и детально разработано в дошкольной педагогике.
Основа словарной работы при рассматривании картины другая, чем при непосредственном наблюдении. В раннем возрасте детей учат сравнивать реальный объект и его изображение на картинке при одновременном предъявлении и картинки и реального объекта. В дошкольном возрасте дети, как правило, видят только изображение объекта, их учат узнавать объект на картине, т.е. сравнивать изображение с известным ранее объектом. Чтобы рассмотреть, назвать картинку, ребенку надо вспомнить и ранее увиденный объект, и ранее воспринятое слово. Таким образом, опосредованное наблюдение — более сложный для ребенка вид восприятия.
Задача воспитателя — учить детей воспринимать эмоциональный смысл и содержательный контекст картины как художественного произведения. Надо постепенно вести ребенка от беспорядочного рассматривания к последовательному наблюдению, выделению существенного. Таким образом, цель рассматривания картины, а также цель задаваемых вопросов — выявить ее основное содержание, определить отношение ребенка к изображенному объекту, активизируя при этом определенную группу слов.
Все задаваемые вопросы по картине не должны ограничиваться только изучением ее основного содержания, необходимо делать специальный акцент на воспитание у детей эмоционального сопереживания изображаемым событиям, умения выразить личное отношение к объекту или явлению окружающей действительности. Например, при рассматривании сюжетной картины «Комнатные растения» детям задаются не только вопросы типа: За какими растениями ухаживают дети? Зачем дети рыхлят землю? Зачем нужна лейка? Что наливают в лейку? Чем дети рыхлят землю? Почему дети ухаживают за цветами? И т.д. Обязательно надо выяснить, хорошо ли делают дети, которые ухаживают за цветами. Необходимо обратить внимание на расстроенного мальчика, уколовшего палец о кактус, и подчеркнуть соблюдение правил осторожного обращения с некоторыми видами цветов. Подобного рода беседы, несомненно, способствуют переходу от формального «натаскивания» на определенные лексические темы к анализу явлений окружающей жизни и их творческому переосмыслению.
На начальных этапах обучения дети наблюдают отдельных представителей растительного мира, их определенное состояние в зависимости от времени года (распускаются почки, желтеют и опадают листья, появляются цветы на деревьях, зреют плоды), примеры биологического цикла отдельных растений. Дети должны научиться сравнивать результаты наблюдений за одним и тем же объектом растительного мира в течение небольшого промежутка времени.
В дальнейшем представления детей о растительном мире должны отражать не только характерные особенности каждого вида, но и представителей класса, постепенные изменения внешних признаков отдельных видов растений, связанные с развитием приспособлений каждого вида к своей среде обитания (например, кактус домашний и произрастающий в жарких странах), со сменой одного сезона другим в течение года. В итоге дети получают первоначальные представления о влиянии явлений неживой природы на состояние представителей растительного мира, т.е. приобретают круг элементарных знаний о взаимосвязи явлений и их причинной обусловленности. Параллельно проводится работа по формированию эмоционально окрашенного отношения детей к цветам, кустарникам, деревьям и грибам родного края. Постепенно увеличивается и степень самостоятельности в ведении наблюдений за растительным миром и в умении выразить свои чувства и переживания по этому поводу.
Важно помнить, что организация наблюдения (непосредственного или опосредованного) — значимый, но не единственный способ ознакомления детей с растительным миром.
Не менее широко используются на занятиях в детском саду практические и словесные методы.
К практическим методам относят выполнение детьми трудовых заданий, связанных с уходом за растениями (дети рыхлят землю, поливают, протирают листочки, сбрызгивают листья, обрезают сухие листья, рассаживают отростки и т.д.). В дошкольном учреждении практические методы чаще всего носят игровой характер. Универсальный метод закрепления полученных знаний — дидактическая игра, направленная на обобщение представлений о свойствах предметов растительного мира, сравнение внешних признаков растений, их группировку. В работе со знакомыми литературными произведениями широко применяются игры-драматизации, инсценировки.
К словесным методам относятся работа с картинным материалом, чтение художественных произведений, рассказы воспитателя, беседы.
Рассказ воспитателя о различных представителях растительного мира расширяет знания детей, дополняет наблюдения и знакомит с объектами, недоступными для наблюдения. Часто рассказ дополняет показ картинок, наблюдения детей.
Чтение художественных произведений необходимо умело сочетать с непосредственным и опосредованным наблюдением. Художественные произведения делают восприятие детей более ярким, вызывают у них больший интерес к наблюдению. Из художественных произведений (сказок, стихотворений, рассказов) дети получают важные сведения о растительном мире.
Беседа состоит из вопросов педагога и ответов детей. Она должна стимулировать детей к сопоставлению фактов, установлению причинно-следственных связей. Беседа может быть вводной, итоговой или связанной с приобретением новых знаний.
Цель вводной беседы — активизация имеющихся у детей знаний, создание мотивации предстоящей деятельности. Обычно такие беседы проводят перед экскурсией или практической деятельностью детей.
Беседы, связанные с приобретением новых знаний, входят как элемент почти во все занятия, экскурсии, игры, т.е. во все виды деятельности детей.
Итоговые беседы включают уточнение и обобщение знаний детей, полученных в процессе наблюдения или трудовой деятельности. Вопросы, задаваемые воспитателем в процессе итоговой беседы, должны оживить в памяти детей полученные представления.
Знакомство с художественной литературой — важнейшее направление педагогической работы в детском саду, которое влияет на умственное и эстетическое развитие ребенка, выразительность и образность его речи. На важность раннего приобщения детей к богатствам художественного слова обращали внимание такие известные педагоги и психологи, как К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, Л.C. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, О.С. Ушакова и др. Чтение произведений различных литературных жанров (сказки, рассказы, стихотворения, малые фольклорные формы — пословицы, поговорки, потешки) развивает у ребенка чувство родного языка, внимание к художественному слову, умение воспроизводить выразительные средства в своих высказываниях.
Особое место в воспитании и развитии дошкольников занимают литературные произведения, посвященные представителям растительного мира: цветам, травам, кустарникам, деревьям, грибам.
Ознакомление детей с литературными произведениями, посвященными растениям и другим представителям флоры, предполагает предварительное решение ряда важных воспитательно-образовательных задач, а именно:
— знакомство с реальными травянистыми растениями, кустарниками, деревьями, грибами или их натуральными копиями (гербарий), достоверными изображениями, разучивание их названий;
— формирование первоначальных представлений об их внешних признаках, строении, естественной среде произрастания;
— организация наблюдений за травянистыми растениями, кустарниками, деревьями и другими представителями флоры в условиях городской или сельской местности, а также с привлечением возможностей современных информационных технологий (просмотр мультфильмов, видеозаписей о растительном мире, прослушивание аудиозаписей, компьютерные игры и т.п.);
— воспитание любви к природе родного края, эмоционально значимого отношения к каждому представителю растительного мира;
—знакомство с биологическим циклом растений в разные времена года (смена окраски листьев, появление отростков, плодов, цветов, опадание листьев и т.д.), с изменением характерных признаков в разные времена года.
Собственно знакомство с литературными произведениями по данной тематике не должно исчерпываться только знакомством с представителями растительного мира родного края. Чтобы дети могли лучше представить себе особенности представителей флоры других регионов, необходимо целенаправленно формировать у них представления о сходстве и различиях среды обитания родственных видов растений в разных климатических условиях, уточнять знания детей об особенностях произрастания растений на Севере, в Африке, в труднодоступных горных районах.
После прочтения литературного произведения педагогическая работа с детьми организуется в соответствии с программным содержанием обучения и воспитания в детском саду в разных возрастных группах и конкретными задачами данного занятия.
Эффективными средствами обобщения всех полученных детьми знаний о жизни растений в природе могут стать тематические праздники, подвижные игры и игры-драматизации, организованные взрослыми с использованием усвоенного на занятиях литературного материала (речевок, считалок, коротких стихотворений, рассказов), конкурс детских рисунков, поделок, посвященный прочитанному литературному произведению или конкретному растению — персонажу одноименного стихотворения.
Главное звено в ознакомлении детей с окружающим миром — формирование на базе полученных знаний обобщенного представления о том, что простейшие явления из жизни растений подчиняются определенным закономерностям. Необходимо упорядочивать и систематизировать знания детей о растительном мире, учить их наблюдать и осмысливать явления живой природы, их закономерности, формировать познавательную активность, стремление к познанию окружающей действительности.
Выдвижение на первый план новых задач личностно-ориентированного воспитания потребовало изменения акцентов в организации разных видов деятельности дошкольника. Для воспитателя в дошкольном образовательном учреждении главной педагогической целью становится активное включение ребенка в познавательную деятельность, воспитание его самостоятельности и инициативности при выполнении любых заданий, что приводит к развитию самой деятельности ребенка, а значит и его личностному развитию. Только благодаря активной эмоциональной включенности ребенка в познавательную деятельность новая информация становится для дошкольника подлинным знанием, которое в дальнейшем сможет обеспечить его жизнедеятельность в любых ситуациях и обстоятельствах.
В дошкольных учреждениях процесс познания и накопления знаний об окружающем мире регулируется целенаправленной педагогической работой. Знакомство с живой природой — одно из важных направлений всего образовательного процесса, эффективное средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, способствующее развитию восприятия, мышления, речи и тем самым обеспечивающее более качественную подготовку детей к школе.
Одновременно с развитием представлений детей о мире живой природы на занятиях с дошкольниками проводится и работа по развитию связной речи. Так, например, сначала при описании отдельных представителей растительного мира дети применяют простые нераспространенные предложения, затем простые распространенные и, наконец, в подготовительной к школе группе — сложноподчиненные предложения. В этот период на основе уже приобретенных знаний и опыта дети могут самостоятельно делать выводы о наблюдаемых изменениях внешних признаков растений, их особенностях в условиях естественной среды и комнатных, составить о них связный рассказ, опираясь на опорные слова или план.
Большое внимание уделяется выделению отличительных признаков каждого растения, их лексическому описанию с помощью стандартных (клишированных) оборотов и выразительных средств (фразеологизмы, синонимы, слова с переносным значением). Так, дети целенаправленно учатся рассказывать об отличительных признаках каждого представителя флоры, сначала с помощью воспитателя, а затем самостоятельно.
Учитывая основной вид деятельности детей дошкольного возраста, при знакомстве с растительным миром живой природы целесообразно использовать различные игры. На занятиях, прогулках и в свободное время с детьми проводятся дидактические игры: «Чудесный мешочек» (с использованием наборов соответствующих игрушек или муляжей), «Собери картинку из 4—6 частей» по темам: «Растительный мир», «Что пропало?», «Мамины помощники», «Конкурс», «Сравни цветы», «Узнай цветок» и т.д.
Знакомство детей с растительным миром — процесс довольно сложный, так как не все растения можно увидеть в городской местности, нельзя потрогать, например, пальму... Решение этой нелегкой задачи значительно облегчит знакомство детей с художественными произведениями: чтение рассказов, сказок, заучивание стихов, пословиц, поговорок, считалок, скороговорок.
С помощью художественного слова у детей накапливаются знания о сезонных изменениях в природе, воспитываются интерес к ней, а также умение чувствовать и понимать ее красоту, желание бережно относиться к этому бесценному дару. Используя богатство слова, надо уметь и сочетать его с непосредственным восприятием детей. Воспитатель должен заранее продумать, когда лучше прочитать то или иное произведение (например, до или после наблюдения). Необходимо подбирать такие художественные произведения, которые своим описанием делают восприятие детей ярче, чтобы они помогали детям открывать новый мир, вызывали восторг, учили видеть красоту природы, воспитывали любознательность, наблюдательность.
Художественное описание растений, недоступных для непосредственного наблюдения, опираясь на общие представления детей, создает новый образ, помогающий найти в природе описываемый объект.
Эстетические чувства у дошкольников пробуждает поэзия. Тонко подмеченная, воспетая в стихах образность природы помогает увидеть волнующую прелесть белоствольных березок, еловых хороводов, пестрых лугов и испытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром.
Опираясь на собственный опыт, ребенок воспринимает растительный мир не только созерцательно, но и действенно: все увиденное стремится потрогать, рассмотреть, обстоятельно обследовать со всех сторон и по-своему его охарактеризовать. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувство бережного, заботливого отношения к растениям.
Поэтическое описание растительного мира помогает ребенку осмыслить жизненные наблюдения. Чем больше он накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение. Поэтическое слово помогает ребенку обобщить впечатления, полученные от наблюдений. В результате многократных повторений образов он начинает представлять и понимать те признаки явлений, которые раньше им не воспринимались.
Используя слово как средство изображения, детские поэты стремятся к особой точности определений, добиваются, чтобы каждое слово имело совершенно конкретное значение, — только тогда оно вызывает определенные зримые представления. Зримость, конкретная образность достигается мягкостью описания различных внешних признаков образа, обобщением наиболее характерных из них,
Художественное описание, соединенное с живым восприятием природы, создавая яркие образы в сознании детей, обогащает их словарь, развивает внимание, память, восприятие, мышление, пробуждает интерес к наблюдениям. Дети должны воспитываться на доступных для понимания и красивых по образности произведениях, как классических, так и современных.
В поэзии природа раскрывается в цветовом, композиционном решении. Поэты очень тонко и выразительно выделяют краски природы в произведениях с помощью:
— эпитетов-прилагательных, прямо или косвенно указывающих на цвет предмета («серебристый», «золотистый» одуванчик, «листья ярко-красные вянущих рябин»); определяющих тона, оттенки («темный лес», «прозрачные леса»); дающих яркую цветовую характеристику той или иной картине природы («белый, праздничный наряд»); подчеркивающие индивидуальные особенности образа («тонкие иголочки», «пушистый»);
— образных выражений, подчеркивающих индивидуальные особенности растений («кормилица-нива», «янтарное зерно»);
— эпитетов-существительных, которые усиливают эмоциональное восприятие образа, подчеркивают его необычность, фантастичность, ярко характеризуют самые существенные признаки (подснежник — «глазок голубой»);
— глаголов («расцвела», «налилась», «повисла», «позолотил»);
— метафор, полученных от необычного использования глаголов в контексте стихотворения («волнуется желтеющая нива», «ландыш серебристый приветливо кивает головой»);
— прямой речи и обращений от лица растений («А у меня, ты только посмотри, едят и корнеплод и листики ботвы»);
— пропусков, помогающих понять контрастность между образами, противопоставление одних другим («Ели на опушке — до небес макушки»);
— лексических и смысловых повторов, помогающих глубже раскрыть образ объекта природы, понять контрастность между образами, противопоставление одних другим («Меня зовут картофелем, а проще говоря, картошкой и картошечкой зовут сейчас меня»; «самый первый, самый белый»);
— превосходной степени прилагательных, используемых при характеристике персонажей («Самый лучший, самый первый»).
Знакомясь с поэтическим, художественным описанием мира живой природы, дети начинают понимать ее красоту, у них воспитываются не только эстетические, но и нравственные, гражданские чувства. Беречь лес, природу, заботиться о представителях растительного мира — этому человек должен научиться с детства.
При выборе произведений о растениях для чтения с детьми дошкольного возраста, в первую очередь, необходимо использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Перечень таких произведений и методика работы с ними широко известны воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Предлагаемые нами отрывки из художественных произведений и игры могут быть использованы при проведении занятий по развитию речи, тематических детских праздников и утренников, а также спортивных праздников в разное время года.
Утренняя гимнастика в подготовительной группе в игровой форме
Методика проведения физкультурных занятий в детском саду
Нет комментариев. Ваш будет первым!