Методика проведения физкультурно- оздоровительных мероприятий с использованием средств фольклора с детьми и родителями в ДОО
Физкультурно-оздоровительные мероприятия с использованием средств фольклора рекомендуется планировать с учетом характера деятельности детей в разные отрезки дня и обеспечения вариативности упражнений в целях улучшения психофизического состояния дошкольников.
При организации процесса физического воспитания в дошкольной образовательной организации большое значение приобретает рациональная организация двигательной активности детей. Для развития физиологических систем растущего организма жизненно важным является использование циклических движений, в первую очередь оздоровительного бега.
В работе с дошкольниками должны преобладать прежде всего беговые упражнения (скорость для детей 1,0-1,2 м/с, то есть два коротких шага в сек.) и особенно их комбинации (бег, прыжки, метание мяча, плавание, лыжи, велосипед и т. п.) во всех видах двигательной деятельности как способы тренировки и совершенствования общей выносливости - наиболее ценного оздоровительного качества.
Эти упражнения составляют основное содержание ежедневных занятий детей физической культурой. В процессе оздоровительного бега можно использовать средства фольклора - пословицы и поговорки, народные советы о здоровье.
В дошкольных образовательных организациях можно проводить утреннюю гимнастику, как в целом основанную на фольклоре, так и с «вкраплением» фольклорного материала.
На утренней гимнастике используются строевые и общеразвивающие упражнения, основные движения. В процессе проведения утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.
Комплексы для утренней гимнастики состоят из физических упражнений, освоенных детьми на физкультурных занятиях и знакомых детям из произведений устного народного творчества (потешки, прибаутки, загадки, музыкально-ритмические движения в русском стиле, русские народные песни). Например, такие комплексы утренней гимнастики, как «Потешки для малышей», «В гостях у бабушки-загадушки», «Кошкин дом», «Теремок» и др.
На учебный год для каждой возрастной группы составляется примерно 12-16 комплексов утренней гимнастики, из которых 8 можно проводить с использованием средств фольклора. Длительность проведения утренней гимнастики колеблется от 5-6 до 10-12 минут в зависимости от возрастной группы детей.
Ритмическая гимнастика оказывает благотворное влияние на весь организм в целом, поэтому рекомендуется для людей большого возрастного диапазона, в том числе и для дошкольников.
Данная гимнастика позволяет детям осознанно владеть своим телом, передавая в движениях ритм музыки, укрепить здоровье. Ритмическая гимнастика способствует всестороннему гармоничному развитию форм тела и функций организма ребенка, формированию музыкально-ритмических умений и навыков, воспитанию морально-волевых и этических качеств, эстетических чувств, общей культуры поведения.
Необходимо признать, что «Программой воспитания и обучения в детском саду» предусмотрено достижение определенного уровня вокально-ритмического развития детей дошкольного возраста.
Однако анализ данных научно-методической литературы, беседы с музыкальным руководителем, результаты педагогических наблюдений показали, что старшие дошкольники затрудняются в освоении предлагаемых русских танцевальных упражнений.
Почти все элементы русской пляски в полной форме трудны для детей дошкольного возраста, поэтому отдельные элементы плясок необходимо разучивать в несколько упрощенной форме, но с сохранением их выразительности и характерного русского колорита.
Составление и разучивание комплексов ритмической гимнастики включает в себя следующие этапы:
- определение задач комплекса;
- подбор соответствующих возрасту и подготовленности детей упражнений, их дозировки и темпа;
- определение основной и заключительной частей комплекса, распределение времени на выполнение упражнений;
- подбор соответствующей музыки;
- разучивание комплекса с детьми без музыки;
- выполнение комплекса ритмической гимнастики под музыку.
Разучивание комплекса ритмической гимнастики проводится в 4 этапа.
1. Первичное ознакомление и начальное разучивание комплекса.
2. Углубленное разучивание (работа над точностью движений).
3. Совершенствование (работа над выразительностью движений).
4. Развитие творчества и самостоятельности детей, варьирование музыкально-ритмических движений.
Методические рекомендации к проведению ритмической гимнастики в русском стиле с детьми старшего дошкольного возраста:
1. Русские танцевальные упражнения должны быть знакомы и доступны детям, вместе с тем в комплексе должны присутствовать и сложные по структуре упражнения.
2. Чередовать сложные по координации танцевальные упражнения с более легкими, простыми по структуре.
3. Русские танцевальные упражнения должны разносторонне воздействовать на детский организм.
4. Нагрузка должна возрастать постепенно и снижаться к концу комплекса.
Для успешного освоения комплекса ритмической гимнастики желательно каждую группу танцевальных упражнений выполнять под определенную русскую мелодию.
Первые занятия ритмической гимнастикой не следует насыщать большим количеством упражнений, требующих запоминания их чередования, лучше давать меньше упражнений, но больше их повторять и варьировать.
Комплекс ритмической гимнастики в русском народном стиле рекомендуем использовать в работе в течение 3-4 недель, продолжительность ритмической гимнастики от 10 до 15 минут в зависимости от возраста детей.
Модифицируя движения и заменяя по 1-2 упражнения в ритмической гимнастике, можно постепенно перейти к другому, более сложному комплексу. В работе можно использовать такие комплексы ритмической гимнастики в русском народном стиле, как «Калинка», «Сударушка», «На зеленом, на лугу».
Психогимнастика направлена на совершенствование автоматизированной и выразительной моторики, выражение различных эмоциональных состояний и отдельных черт характера персонажей посредством образных выражений, потешек, отрывков из сказок. При составлении комплексов психогимнастики рекомендуем опираться на исследования М. И. Чистяковой (1990), включать выразительные движения мышц лица (мимика), мышц тела (пантомимика), выразительность речи (вокальная мимика), имитационные, ритмические и релаксационные упражнения, игры и этюды.
Исследования 3. И. Аршавской, В. Д. Розановой показывают, что «физкультура в постели» дает прекрасный оздоровительный эффект и при этом доступна и приятна детям. Пробуждение должно быть «для всех» и «для каждого в отдельности ребенка».
Для проведения комплекса оздоровительной гимнастики после сна подбираются простейшие по структуре и несложные по выполнению физические упражнения, а также средства фольклора для более выразительного и качественного выполнения физических упражнений. Оздоровительная гимнастика после сна с использованием средств фольклора проводится ежедневно от 5-6 до 12-15 минут во всех возрастных группах дошкольной образовательной организации.
Точечный массаж в работе с детьми дошкольного возраста используется в целях профилактики простудных заболеваний, общего укрепления организма для мобилизации защитных сил, поддержания хорошего самочувствия, сохранения здоровья. Делать точечный массаж рекомендуется 2 раза в день: перед занятиями и после дневного сна детей, продолжительность массажа от 30 секунд до 1 минуты. Рекомендуется использовать в работе пословицы и поговорки, народные советы о здоровье.
Г. П. Лескова, Н. А. Ноткина отмечают, что статическая нагрузка является одной из самых тяжелых для дошкольников. Эффективным средством предупреждения утомления, улучшения общего состояния являются физкультминутки. Учитывая образность мышления детей, их стремление к подражанию и игровой деятельности на занятиях по родному языку, математике и изобразительной деятельности, можно использовать физические упражнения в сопровождении речевого материала: речитативов, потешек, считалок (продолжительность 1-3 минуты).
Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Обращение к детскому игровому фольклору объясняется тем, что современные дети, в связи с разрушением традиций русской культуры, становятся в своих играх все менее певучи, «безгласнее». Они утрачивают благотворную возможность научиться в игре соотносить интонацию, ритмику, эмоциональность, музыкально-поэтические образы и пластику, ритм, жесты, рожденные человеческим телом, то есть согласованности движений, внешнего действия и заключенного в нем внутреннего смысла.
К сожалению, бытует такая точка зрения, что русские народные подвижные игры устарели, поэтому и малоинтересны современным детям и не представляют воспитательной ценности. На наш взгляд, это глубоко ошибочное мнение. В утрате этих традиций играет роль то обстоятельство, что педагоги во время проведения расчленяют песню, ритм, слово, движения, слитые между собой в народных играх.
А. В. Кенеман, Т. И. Осокина, М. Ф. Литвинова, М. Ю. Новицкая классифицируют народные игры по специфике национального быта, по природным, историческим и географическим особенностям разных народов, по признаку преобладающего вида движений.
В научно-методической литературе нами не обнаружена классификация народных игр, содействующих не только физическому, но и психическому развитию детей.
На основании педагогических наблюдений и результатов исследования нами разработана классификация русских народных подвижных игр, учитывающая их преимущественную направленность, позволяющая воздействовать на развитие физических и психических качеств детей (табл.).
Использование данной классификации позволяет рационализировать образовательный процесс в ДОО. Русские народные подвижные игры рекомендуется проводить ежедневно от 15-20 до 30-40 минут в зависимости от возраста детей.
Особое внимание в режиме дня дошкольной образовательной организации и в семье должно уделяться проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями с использованием средств фольклора (потешки, пословицы и поговорки) содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Поэтому важна система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей. Это обеспечивает постепенное увеличение мер воздействия на организм ребенка в течение длительного времени.
При разработке мероприятий активного отдыха детей мы придерживались рекомендаций о том, что правильная организация двигательной деятельности дошкольников в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребенка и его психики в течение дня.
Для проведения физкультурных досугов подбирать следует освоенные физические упражнения, в которых можно состязаться в быстроте, ловкости, силе, и знакомый фольклорный материал.
Таблица
Классификация русских народных подвижных игр (по М. П. Асташиной, 1997)
Игры с преимущественным проявлением двигательных качеств
|
Игры с преимущественным проявление психических качеств
|
Игры по характеру использования фольклорного подкрепления
|
Игры по способу распределения на роль
|
1. Игры на развитие ловкости и точности движений.
2. Игры на развитие быстроты реакции.
3. Игры на развитие меткости, глазомера.
4. Игры на развитие ритмичности и пластики движений.
5. Игры на ориентирование в пространстве.
|
1. Игры на развитие концентрации и устойчивости внимания.
2. Игры на развитие зрительной, слуховой, моторной памяти.
3. Игры на развитие творческого воображения.
4. Игры на развитие наглядно-образного мышления.
5. Игры на развитие связной речи.
|
1. Народные игры с речевым сопровождением (миниатюры устного народного творчества).
2. Народные игры без речевого сопровождения.
|
1. Игры с выбором водящего при помощи считалок.
2. Игры с делением на группы при помощи скороговорок и жеребьёвок.
|
По содержанию физкультурные досуги могут быть различными. Нами разработаны три варианта физкультурных досугов.
1-й вариант. Вариант физкультурного досуга проводится на основе русских народных подвижных игр, игр-аттракционов и игр-поединков, игр-забав.
Структура физкультурного досуга:
1. Русская народная игра средней подвижности, повышающая эмоциональный настрой дошкольников (повторяется 2-4 раза в зависимости от возраста детей).
2. Игры-аттракционы, игры-поединки (не более трех) проводятся по подгруппам. Двигательные задания игровой направленности дают возможность детям проявить свои умения и навыки, физические и психические качества, выразить свои эмоции в качестве болельщиков.
3. Русская народная игра большой подвижности (3—4 раза).
4. Спокойная народная игра или игра-забава.
2-й вариант. Вариант физкультурного досуга строится на основных движениях (прыжках, метании, упражнениях в равновесии, ползании) с использованием средств фольклора (речитативов, потешек, загадок) и является своеобразным зачетом по овладению детьми определенными видами движений. Данный вариант проводится в игровой форме как в одной возрастной группе, так и между группами с одинаковыми по возрасту детьми.
3-й вариант. Вариант музыкально-ритмического досуга предусматривает индивидуальные и коллективные соревнования детей по выполнению общеразвивающих упражнений (без предметов, с предметами и на предметах), русских танцевальных упражнений. Включение в план досуга народных мелодий содействует в полной мере красивому и выразительному выполнению движений, способствует развитию творческой инициативы, воображения, наглядно-образного мышления.
Физкультурные досуги с детьми проводятся 1-2 раза в месяц, продолжительность в зависимости от возраста детей от 20-30 до 45-50 минут.
С целью демонстрации здорового жизнерадостного состояния детей и их достижений в области физической культуры следует приводить 2-3 раза в год спортивные праздники, в сценарии которых включаются общеразвивающие и танцевальные упражнения, подвижные игры и веселые аттракционы, песни и пляски, а также загадки, эпизоды из сказок, пословицы и поговорки.
Продолжительность проведения спортивного праздника от 20-30 минут до 45-50 минут для детей 3-4 лет, до 1 часа 30 минут с детьми 6-7 лет.
Особое место в работе с детьми необходимо отводить народным праздникам, посвященным датам обрядового календаря, христианским праздникам. Такие праздники проводятся с целью знакомства детей с родной культурой, приобщения их к русским традициям, а также развития физических качеств и способностей дошкольников (например, праздники «Рождество», «Русские узоры», «Проводы зимы» и др.). Такие праздники можно проводить с детьми 4-5 лет не менее 2 раз в год до 1 часа, с детьми старшего дошкольного возраста - 3 раза в год, продолжительность до 1 часа 30 минут.
С целью оздоровления детей, поддержания положительного эмоционального состояния детей проводятся Дни здоровья - дни отдыха, игр и развлечений (не реже 1 раза в квартал). Большое внимание при планировании данной формы работы необходимо уделять самостоятельной двигательной и игровой деятельности детей. Пешие туристические походы с детьми старшего дошкольного возраста содействуют укреплению здоровья детей, совершенствованию двигательных, интеллектуальных умений и навыков, развитию физических и психических качеств детей в меняющейся обстановке. Пешие турпоходы проводятся 1-2 раза в год по 1 часу 30 минут - 2 часа.
Самостоятельная двигательная активность детей дошкольного возраста в зависимости от возрастных особенностей проходит под опосредованным руководством или наблюдением педагога. Активная деятельность дошкольников целесообразна во время утренней и вечерней прогулок.
Создавая полноценные условия для самостоятельной двигательной деятельности детей дошкольного возраста в повседневной жизни, педагог тем самым обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для поддержания здорового психофизического состояния ребенка в течение дня. Благодаря самоорганизации двигательных действий расширяется двигательный опыт дошкольников; совершенствуются приобретенные навыки, развиваются физические и морально-волевые качества и способности детей, повышается их интерес к занятиям физической культурой и спортом.
При планировании работы по организации самостоятельной двигательной деятельности детей необходимо уделить внимание использованию физкультурного инвентаря (игрушек, пособий, мелкого и крупного оборудования), подбирая его по признаку разнообразия движений и варьирования двигательных действий в целях дальнейшей работы с детьми по закреплению и совершенствованию приобретаемых навыков; формированию культуры здоровья каждого ребенка.
Большое место в самостоятельной двигательной деятельности должны занимать народные подвижные и спортивные игры, которые способствуют развитию творческих способностей и организаторских навыков детей. Участие детей в спортивных играх и упражнениях содействует более качественному усвоению правил этих игр, овладению простейших элементов их техники, дальнейшим занятиям данными видами спорта.
Важно при этом, чтобы дети чередовали свою деятельность, требующую определенное умственное напряжение с активным отдыхом, что позволяет поддерживать у ребенка жизнерадостное настроение и оптимальную работоспособность детского организма на протяжении всего дня.
Данную работу в дошкольной образовательной организации важно проводить во взаимодействии с семьей, используя такие формы, как день открытых дверей, совместные с участием детей и родителей мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности, функционирование «Школы семейного здоровья», консультации и семинары-практикумы, родительские конференции и т. д., что позволяет активно вовлекать родителей в работу по организации здорового образа жизни, воспитанию гармонично развитого и здорового ребенка.
Разработанная комплексная методика работы по физическому воспитанию с использованием средств фольклора апробирована и внедрена в систему занятий ДОО г. Омска, Иркутска, Нового Уренгоя, Надыма, Новосибирска, Челябинска.
Педагог, творчески используя фольклор как эмоционально- образное средство влияния на детей, поддерживает их интерес к физической культуре посредством русских национальных традиций. Это вызывает у детей радость и удовольствие, желание заниматься физической культурой.
Автор: Maринa Петрoвнa Acтaшинa
Рекомендуем посмотреть:
Физическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ
Фольклор для детей 2-4 лет в детском саду
Сценария фольклорного праздника для старших дошкольников
Тематическое занятие в старшей группе. Славянская мифология
Колыбельные в развитии ребёнка