В общей системе образования и воспитания физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Важной задачей, определяющей значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового ребенка, хорошо владеющего своими движениями, любящего физические упражнения, самостоятельно ориентирующегося в окружающей его среде, способного к обучению в школе и к последующей активной творческой деятельности.
Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Формирование физических качеств, двигательных умений и навыков тесно связано с психическим развитием ребенка, с воспитанием эстетических чувств и нравственно-волевых черт личности. Ряд авторов (А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева, 1995; Н. Н. Ефименко, 1999; М. Д. Маханева, 2000; Э. Я. Степаненкова, 2001; С. Б. Шарманова, А. И. Федоров, 2002 и др.) подчеркивают, что задачи физического воспитания должны решаться в комплексе и взаимосвязи с задачами умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.
Инновационные процессы, происходящие в сфере дошкольного образования в целом, касаются и физического воспитания детей дошкольного возраста (М. П. Асташина, 2014). Наряду с положительными изменениями отмечаются и негативные тенденции в дошкольном образовании, к которым можно отнести: сокращение количества дошкольных образовательных организаций; не всегда обоснованное применение зарубежных систем воспитания; возрастание объема и интенсивности познавательной деятельности в ущерб двигательной деятельности детей; недостаток квалифицированных кадров; разобщенность деятельности медицинского и педагогического персонала.
Приоритетным направлением в работе с детьми дошкольного возраста должно быть физическое воспитание дошкольников, направленное на повышение сопротивляемости детского организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды, усвоение теоретических знаний из области физической культуры, формирование двигательных умений и навыков, развитие физических и психических качеств и способностей, интереса и потребности в физическом совершенствовании, всестороннем формировании личности ребенка.
Весь комплекс средств физического воспитания, включающий выполнение режима дня, оздоровительно-закаливающие мероприятия, обеспечение необходимых двигательных нагрузок, рациональное питание, должен быть направлен на решение главной задачи - воспитание здорового ребенка. Лишь осуществляя комплексный подход, можно добиться выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы: укрепления физического и психического здоровья детей, их оптимального физического развития и двигательной подготовленности.
Физическое воспитание дошкольников должно предусматривать систему физических упражнений, приносящих ребенку положительные эмоции, исключение стрессовых ситуаций и страха перед выполнением движений; достаточную интенсивность и большое разнообразие двигательных действий; много- вариативность форм физкультурно-оздоровительной работы и активного отдыха детей, возможность индивидуального и дифференцированного подхода к подбору упражнений; частую смену нагрузок и отдыха в режиме дня ребенка; преемственность в деятельности детей разных возрастных групп дошкольной образовательной организации; гибкий график проведения оздоровительных мероприятий в зависимости от состояния здоровья, утомления, климатических и погодных условий; сезонность применения физических упражнений; ежедневное проведение занятий физической культурой; взаимосвязь задач физического воспитания с другими сторонами воспитания.
Организационными формами работы по физической культуре в ДОО являются: физкультурные занятия; физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные и спортивные игры, физкультминутки, закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями); активный отдых (физкультурные досуги, спортивные праздники, Дни здоровья, туристические походы); самостоятельная двигательная деятельность детей; работа с семьей. Самостоятельная двигательная деятельность детей дошкольного возраста протекает под наблюдением педагога. Содержание и продолжительность занятий физическими упражнениями определяются самими детьми. Характер этих занятий зависит от индивидуальных данных, подготовленности, возможностей и интересов дошкольников. Успешное решение задач физического воспитания возможно лишь при осуществлении индивидуального подхода к детям во взаимосвязанной работе дошкольной образовательной организации и семьи.
Все формы и виды работы взаимосвязаны и дополняют друг друга. В совокупности они создают необходимый двигательный режим, обеспечивающий ежедневные занятия ребенка физической культурой.
Ю. Ф. Змановским выделены принципы рациональной организации двигательной активности детей: преобладание циклических упражнений во всех видах двигательной активности детей; ежедневные занятия физической культурой, преимущественно на открытом воздухе; частая смена упражнений при многократной повторяемости одного упражнения; применение в работе подвижных игр; моторная плотность занятий физической культурой - 80% и более; обязательное музыкальное сопровождение занятий по физической культуре; осознанное отношение детей к выполнению упражнений; мышечное расслабление как необходимый компонент большинства занятий по физической культуре; преобладание положительных эмоций во всех видах двигательной активности детей; обязательность красивого выполнения движений на занятиях по физической культуре.
Именно соблюдение принципов рациональной организации двигательной деятельности детей позволит улучшить не только здоровье и двигательную подготовленность дошкольников, но и будет способствовать гармоничному развитию каждого ребенка.
ДОО в своей деятельности должны исходить из необходимости творческого развития личности и содействия ее становлению через реализацию интеллектуальных потребностей и формирование эмоционального восприятия, что возможно лишь только при наличии хорошего здоровья у детей дошкольного возраста. Осуществляя комплексный подход к образованию, развитию и воспитанию ребенка, к его оздоровлению, можно добиться выполнения задач по сохранению, укреплению и формированию здоровья детей.
Совершенствование системы сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у них культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни должно стать одним из приоритетных направлений деятельности дошкольной образовательной организации.
Современная концепция образования предусматривает не только оздоровление дошкольников, но и обеспечение личностно ориентированных подходов к образовательной среде, формирование здоровьесберегающего образовательного пространства. Принципиально новым является осуществление активно-деятельностного подхода к дошкольному физическому воспитанию, который содействует освоению теоретических знаний о здоровье и формированию у детей практических умений и навыков сохранения и укрепления собственного здоровья.
Основой физического здоровья ребенка следует считать уровень развития и особенности функционирования его органов и систем. Уровень развития обусловлен программой, которая природой заложена в каждом ребенке и опосредована его базовыми потребностями. Именно удовлетворение доминирующих базовых потребностей является условием индивидуально-гармоничного развития ребенка. Предпосылкой полноценного психического здоровья детей является состояние душевного комфорта и психологического благополучия, обеспечивающее адекватную регуляцию их поведения в процессе разнообразной деятельности. Это состояние обусловливается потребностями ребенка и возможностями их удовлетворения. Духовный компонент здоровья личности характеризуется ее отношением к образовательному процессу, а также соблюдением общепринятых норм поведения, что также напрямую связано с развитием мотивационной и смысловой сфер ребенка-дошкольника.
Современный педагог, работая с дошкольниками, призванный заботиться о здоровье ребенка, не вправе относиться к нему как к уменьшенной копии взрослого человека, так как каждому возрастному периоду свойственны свои особенности строения и функционирования.
Формирование у детей дошкольного возраста установок на соблюдение основных компонентов здорового образа жизни должно базироваться на двигательной активности. По мнению И. А. Аршавского, «жизнью организма, его ростом и развитием правит двигательная активность».
Известно, что ребенок обладает колоссальными потенциалами восприятия и переработки многообразной информации, идущей извне. Причем у детей дошкольного возраста доминируют преимущественно сложнейшие биологические потребности в саморазвитии, игре и подражании. Следовательно, физическое воспитание детей возможно на основе принципа активности личности ребенка, позволяющего сочетать осознание ценностей здоровья с освоением основ здорового образа жизни через категории интересного и увлекательного для дошколят.
Л. Д. Глазырина (1999) выделяет нетрадиционные принципы обучения дошкольников физическим упражнениям:
1. Принцип синкретичности отражает наличие общих истоков единства в выборе средств и методов воздействия на ребенка.
2. Принцип фасцинации предполагает создание благоприятной социально-психологической атмосферы на занятиях физической культурой.
3. Принцип творческой направленности, результатом которого является самостоятельное создание ребенком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта и наличии мотива, побуждающего к творческой деятельности.
Одним из путей реализации указанных принципов может быть внедрение в работу дошкольных образовательных организаций методики проведения фольклорных физкультурных занятий и физкультурно-оздоровительных мероприятий с использованием средств фольклора. Фольклор позволяет разнообразить процесс физического воспитания путем нахождения новых форм развития двигательно-творческих способностей дошкольников, способствует формированию базового уровня физической и интеллектуальной подготовленности детей к предстоящей образовательной деятельности, развитию эстетических и морально-волевых качеств, чувственно-эмоциональных способностей и культурно-речевой образованности детей дошкольного возраста.
Методика проведения физкультурных занятий в детском саду
Диана Владимировна Гурьянова # 9 апреля 2018 в 17:59 0 |
Анрей # 25 июня 2018 в 14:59 0 |
Очень интересная статья. Мне как педагогу было занятно. Хотелось бы ее дополнить частью из научной работы Методика организации и проведения подвижной игры, правда в чуть более кратком изложении, а именно системой подготовки игр для детей. |