Ничто не может изгладить первых впечатлений детства.
В. Гете.
Колыбельные сопровождают человека всю жизнь: сначала их поют малышу, затем он начинает петь их своим детям. Колыбельные песни — это то, что объединяет всех людей. Они появились очень давно, и будут существовать вечно. Все или почти все дети слушали их от своих мам, бабушек или нянь. Под звуки колыбельной малыш засыпает, погружаясь в мир сновидений. Через нее он узнает первые сведения об окружающем мире. Колыбельная содержит сведения о проблемах и радостях взрослого мира, дает первые представления о родном языке, знакомит с народной музыкой. Само название «колыбельная» произошло от глагола «колыбать» — колыхать, колебать, качать, зыбать. Наши предки заметили, что при монотонном покачивании малыш быстро затихает, успокаивается и засыпает. Для того чтобы малыш быстрее засыпал, была придумана специальная кроватка для укачивания — колыбелька (зыбка), а песни, под которые малыш засыпал, назвали колыбельными. В древности технике исполнения колыбельных песен учили в детстве. «Байкать» девочки начинали своих младших братьев и сестер с 5 лет. Между прочим, таких нянь называли «байкалы», «байкалыцицы», «баюкалки».
Структура колыбельной песни формировалась на протяжении многих веков. Что-то уходило, что-то оставалось. Так, например, стало понятным, что слова в колыбельной не главное. Ведь малыш в раннем детстве еще не в состоянии воспринимать слова, он воспринимает только звуки, интонации. Поэтому в колыбельной важным является размеренный ритм, однообразная, спокойная напевность. Для этого даже ударения в словах подчиняются определенному ритмическому рисунку, схожему с раскачиванием люльки: «Баю, баю, баю. Тебе песенку спою я про серого кота. Как у серого кота колыбелька золота, позолоченная... «К тому же в текст таких песен входят слова с большим количеством шипящих и свистящих звуков, как бы усыпляющих малыша. Например: «Шла наша Дрема, зашла наша Дрема... « или «Шиш вы, куры, не шумите, мою детку не будите...».
Древние придавали большое значение колыбельным, ведь для них это было не просто пение, а некое таинство, волшебство, через которое поддерживается связь малыша через мамин голос со всем окружающим миром. Не слова и мелодия самое главное в колыбельной, а те чувства, которые через нее передаются. Древние считали, что малышу одиноко и неуютно в мире взрослых, а через колыбельную до малыша доходит понимание, что он не одинок в этом мире. С этой же целью в колыбельных очень много ласковых слов, большое количество уменьшительно-ласкательных суффиксов, через них взрослые выражают свою нежность к малышу: дорогулечка, золотая золотиночка, жемчужная жемчужиночка, деточка-крохотулечка...
Колыбельная играла роль оберега, защищающего малыша от сглаза, проблем, бед, болезней. Главные мотивы колыбельных песен — пожелание сна, здоровья, хорошей жизни, заговоры-обереги. Наши предки считали, что колыбельная обладает особой магией. Неспроста в колыбельку укладывали различные ритуальные вещи, выполняющие охранительную функцию: коготь медведя, ломоть хлеба, железный предмет, зерна ячменя, ржи. Считалось, что они помогут малышу вырасти сильным, крепким, здоровым, удачливым. Существовала даже традиция сочинения персонального мифа для каждого родившегося малыша, у некоторых народов при рождении младенца мать сочиняла песню, которая должна была сопровождать его всю жизнь. Колыбельные населялись различными мифическими животными и существами, которые могли помочь малышу. Часто упоминаются добрые языческие существа: Сон, Дрема, Угомон, Упокой, считавшиеся носителями сна. Почти в каждой колыбельной встречается кот. В русских народных сказках,
Значение колыбельной было не только в том, чтобы поскорее убаюкать младенца, это было и средство воспитания. Недаром ученые говорят, что младенчество — самый ответственный период в развитии человека. Все основы закладываются в этом возрасте, именно в этот период формируется характер, индивидуальность человека. Через повторяющиеся слова колыбельной дитя запоминает слова родного языка, быстрее осваивает языковую культуру своего народа. В словах этих песен большое количество образов, персонажей, явлений, о которых должен знать малыш. Здесь есть и названия животных (киса, волчок; голуби, гули), и образы ближайших родственников, и хозяйственные занятия, и первые понятия о сельской общине. Колыбельная также помогала ребенку осознать себя как отдельного индивида, ведь она напрямую обращается к малышу по имени, и он же является главным действующим лицом и слушателем одновременно. С другой стороны, через колыбельную малыша предупреждали об опасностях взрослого мира. Например, всем с детства известны слова следующей колыбельной: «Придет серенький волчок и ухватит за бочок, он утащит во лесок под ракитовый кусток...» Есть и другие колыбельные страшилки. Такие песни показывали малышу, что мир делится на добрый — свой и злой — чужой. Есть граница между миром чужих и своих, и малышу пересекать ее нельзя. Таким образом, колыбельная как часть народной культуры собирала в себе весь опыт народа, передавала малышу понятие о значимых нравственных ценностях, приобщала к народной культуре, давала представление о будущей взрослой жизни.
Конечно, сейчас мы не придаем большого значения этим символам, утратили большую часть мудрости древних, и все же где-то на уровне подсознания в нас хранится информация об этом. Возможно, скептики скажут: «Это было давно, а в наш век современной техники так ли уж нужны колыбельные?» Многие родители считают, что пение колыбельных — занятие бесполезное, пережитки прошлого. Этого мнения придерживались и многие педагоги, воспитатели еще 10-20 лет назад. Считалось, что качать ребенка вредно и недопустимо, ребенок должен неукоснительно соблюдать режим дня, нельзя идти у него на поводу, даже если он плачет, капризничает. Дисциплина, закаливание, минимум потакания капризам. Сегодня ситуация меняется, педагоги предлагают воспользоваться опытом предков, хотя бы вернуться к пению колыбельных.
Имеют ли реальную пользу колыбельные? Когда начинать их петь? Как их петь? Что лучше: живой непрофессиональный голос любящей мамы, не обладающей тонким слухом, или профессиональное исполнение. Эти вопросы, встающие перед современными родителями, требуют ответов.
Доказано, что колыбельная — лучшее усыпляющее средство для малышей. Это происходит благодаря плавной мелодии, особому ритму слов, особым движениям (покачиванию, похлопыванию). Сон для малыша имеет очень важное значение, тем более что большую часть времени в грудничковом возрасте он находится в состоянии сна. Однако, как утверждают ученые, умение спать приходит со временем. Мозг должен созреть, чтобы включались механизмы засыпания. Эти механизмы формируются благодаря влиянию ряда внутренних и внешних ритмических факторов. Колыбельные с их ритмом, способом укачивания как раз запускают механизмы сна. Обязательно пойте малышу колыбельные песни во время засыпания и еще несколько минут после того, как малыш уснул. Колыбельная оказывает успокаивающее, расслабляющее, снотворное действие не только на детей, но и на взрослых. Это доказано в результате научных исследований. В Гетгингенском университете Германии велась работа над выявлением эффективности различных средств против бессонницы. В эксперименте использовались лекарственные снотворные препараты, народные средства, среди которых были записи старинных колыбельных песен. Выводы поразили ученых — на первое место по эффективности были колыбельные средства, они приводили к быстрому засыпанию, крепкому и глубокому сну.
Считается, что младенец способен слушать музыку уже в плодный период своего развития.
Причем ребенок помнит, узнает и реагирует на музыку, которую слышал до рождения. Сам Аристотель считал, что музыкой можно влиять на формирование характера еще до рождения ребенка. Психологи давно пришли к выводу, что тихая классическая музыка успокаивает и будущую маму, и ее будущего малыша. Малыши, которые до рождения слышали музыку, которым пели колыбельные песни, рождаются с абсолютным слухом. К тому же считается, что звук воздействует на эндокринную и сосудистую системы еще не родившегося ребенка. Звуковые вибрации оздоравливают организм, играя роль своеобразного массажа, положительно влияют на интеллектуальные способности малыша, Слышать плод начинает уже 15-20-й неделе внутриутробной жизни, а за полтора месяца до рождения младенец способен запоминать стихи и мелодию колыбельной. Уже в начале XX века было известно о роли колыбельных песен в формировании ребенка. Так, в 1913 г. русский психоневролог академик В. М. Бехтерев указывал на огромную роль колыбельных песен в полноценном развитии плода. Им был организован Комитет по изучению воспитательного и лечебного действия музыки. Ученый утверждал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет усталость и придает физическую бодрость. Пение колыбельных во время беременности может положительно повлиять на интеллект, творческие и музыкальные способности ребенка, его эмоциональное развитие.
Когда беременная женщина поет колыбельную, плод получает больше кислорода, его сердцебиение соответствует норме, а колебания околоплодных вод выполняют роль своеобразного массажера, помогая быстрее развиваться. Считается, что вероятность выхаживания недоношенного ребенка резко увеличивается, если мама регулярно поет ему колыбельные песни. Ученые медики пришли к выводу, что от колыбельной улучшается здоровье и настроение не только малыша, но и мамы. Так, например, установлено, что у мам, при исполнении колыбельных, улучшается лактация, снижается ритм сердечных сокращений, нормализуется давление. А у тех будущих мам, которые пели колыбельные до рождения младенцев, сжались проявления токсикоза, беременность протекала без осложнений. С помощью колыбельной мама сама может расслабиться, сбросить с себя усталость, раздражение.
О лечебном эффекте музыки известно и современным медикам, врачи даже назначают в качестве лечебного средства прослушивание музыкальных произведений некоторых композиторов. Так, например, для снятия раздражения нужно слушать «Лунную сонату» Л. В. Бетховена, «Симфонию» Гайдна, «Кантату № 2» и «Итальянский концерт» И. С. Баха. При головных болях — «Венгерскую рапсодию» Ф. Листа, «Фиделио» Л. Бетховена, «Американец в Париже» Гершвина. Избавиться от бессонницы можно, прослушивая перед сном «Грустный вальс» Сибелиуса, «Мелодию» Глюка, «Грезы» Шумана, пьесы П. И. Чайковского. Чтобы успокоиться, снять тревожность, нужно слушать»Колыбельную» Брамса, «Свет луны»Дебюсси, «Аве Мария» Шуберта. К снижению давления при гипертонии приводит прослушивание музыки Ф. Шопена, а именно «Ноктюрн ре-минор», подойдет «Концерт ре-минор для скрипки» И. С. Баха. Для беременных женщин, чувствующих усталость, апатию, страдающих частыми переменами настроения, подойдет тонизирующая музыка. Ее можно давать слушать и малышу, когда он вялый, плохо кушает, капризничает без повода. Для лечения таких состояний подойдет музыка И. С. Баха, В. А. Моцарта, Шуберта, П. И. Чайковского и Вивальди в темпе аллегро или аллегро модерато.
Через колыбельную малыш приобщается к музыке, ведь это первые музыкальные произведения, которые он слышит. Значит, колыбельные способствуют музыкальному развитию малыша. Большое значение имеет и воспитательно-обучающий эффект от исполнения колыбельных песен. Русская пословица гласит: «Хлеб питает тело человека, а колыбель — душу». В первый год жизни малыш только-только начинает понимать разговорную речь, а в первые 6 месяцев он даже не понимает значения обращенных к нему слов. В этом возрасте малыш больше реагирует на мелодику и ритм звучащих слов, ему понятней колыбельные напевы. На раннем этапе развития ребенка большая часть интеллектуальной нагрузки приходится на правое полушарие мозга. Это полушарие отвечает за эмоции, воображение. Возможно, поэтому колыбельная песня понятнее малышу, чем просто разговорная речь. Многие педагоги давно заметили, что дети, которым поют колыбельные песни, быстрее начинают вторить. Гуканье — хорошее упражнение для тренировки голосовых связок. Слушая изо дня в день колыбельные, ребенок быстрее начинает говорить. Ведь повторение одних и тех же слов, запоминание их значения, попытка про- петь-повторить вслед за мамой слова любимой песни — лучший тренажер для освоения родной речи. Тем более что слова окрашенные родными мамиными интонациями запоминаются быстрее. С этой целью слова колыбельных песен для самых маленьких состоят в основном из существительных и глаголов. Глагол обозначает понятное малышу действие и предметы, которые его окружают. Для того же и большое количество слов-повторов, звуков-повторов, отдельных слогов. Малыш, повторяя быстрее запоминает. Например:
Ай, люди, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать.
Стали гули ворковать.
Стала детка (имя) засыпать.
Как исполнять колыбельные? Многие мамы отказываются петь колыбельные сами, считая, что у них нет голоса или слуха. Они считают, что лучше или удобнее включить магнитофон, поставить кассету или диск с колыбельной. И все же самая лучшая колыбельная та, которая исполнена собственной мамой. Можно купить такую кассету, прослушать колыбельную и выучить ее близко к оригиналу. Можно тихонечко подпевать магнитофону, конечно, чтобы малыш слышал мамин голос. Поскольку колыбельная имеет довольно простой музыкальный рисунок, после нескольких прослушиваний ее легко запомнить и спеть самому. Во время исполнения колыбельной, хорошо похлопывать малыша по спинке. Если вы остановились на магнитофонном варианте исполнения колыбельных, то должны запомнить несколько правил, которые должны соблюдать родители. Во-первых, магнитофон, воспроизводящий музыку, должен находиться на расстоянии 1 м от места пребывания малыша. Во-вторых, музыка не должна быть громче обычной разговорной речи.
Если вы еще не поете колыбельные своему малышу, начинайте как можно скорее. Ведь колыбельная — это и способ создать комфортные условия засыпания для него и возможность доказать ему всю полноту любви родителей, привить любовь к музыке, помочь как можно быстрее научиться говорить. Колыбельная — отличное средство, проверенное веками, для всестороннего развития ребенка. Когда он подрастет, можно включать в репертуар колыбельные, написанные профессионалами. Многие русские поэты сочиняли колыбельные песни, вспоминая о далеких днях детства. Например, А. Майков, С. Черный. Правда, эти колыбельные больше приобщают малыша к лучшим образцам поэзии, чем выполняют функцию оберега (как незамысловатые русские народные колыбельные).
Для общего развития малыша можно использовать не только колыбельные. У наших предков в ходу были еще особых вида песенки с воспитательным значением: потешки, пестушки и прибаутки. Современные родители могут смело включать их в свой арсенал. Пестушки наши прабабушки и бабушки использовали как сопровождение для зарядки внучонка после сна. Малышу нужно было взбодриться, скинуть остатки сна. Вот, например, пестушка:
Потягушеньки, порастушеньки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки ходюнюшки,
А в роток говорок,
А в голову разумок».
И сегодня можно использовать эти пестушки. Проговаривая их, нужно поглаживать ребеночка вдоль тельца. Это своеобразный массаж перед зарядкой. Для поднятия тонуса малыша можно подбрасывать на коленях со словами:
Поехали, поехали!
С орехами, с орехами,
С калачами, с калачами!
Поскакали, поскакали!
Вприпрыжечку, вприпрыжечку!
По кочкам, по кочкам — бух в ямку!
Знакомый всем с детства приговор при ушибах дошел к нам из глубокой древности: «У лисы боли, у волка боли, у (имя) боль на березу в лес улети» — та же пестушка. Как ни странно, она действительно снимает болевые ощущения от ушиба. Чтобы первые шаги для малыша не были страшными, чтобы ему было весело шагать, можно использовать следующую пестушку:
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
Маленькие ножки
бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ.
Потешки — небольшие стихотворные приговоры, с определенным ритмом, с определенной ситуацией, песенки к первым играм и забавам с пальцами, ручками, ножками. С их помощью малыш усваивает определенные движения, упражнения. Самые известные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока, сорока». С помощью потешек, как и с помощью колыбельных, малыш усваивает новые слова, заучивает их, общается с другими людьми, учится выражать свои эмоции. Через потешки, как и через колыбельные, малыш получает первые уроки воспитания. Что хорошо, что плохо, что должен делать малыш, а чего делать не следует. Например, известна такая потешка:
Сорока-сорока
Кашу варила,
Деток кормила:
«Идите, детки, кашу есть.
Этому на ложке,
Этому на поварешке,
Этому — весь горшок.
А этому — ничего нет:
Ты круп не драл,
Дрова не рубил,
Воду не носил,
Кашу не давил».
В простых словах этой потешки заложено большое количество информации. Например, «мало» и «много» — понятия о количестве, представление о том, как варится кашка. Дается первый урок морали: работящие люди получают награду за старание, а ленивых ждет наказание. При чтении потешек и пестушек слова нужно произносить четко и ясно, бодрым тоном, чтобы малышу было все понятно и легко запоминалось, чтобы он мог почувствовать ритм.
Прибаутки подходят для детей более старшего возраста, к 2-3 годам запас слов у малыша достаточный, для того чтобы понять смысл этих смешных коротких рассказов, стишков. Они отличаются от потешек тем, что не сопровождаются определенными игровыми действиями. С помощью прибаутки родители могут развивать воображение и фантазию малыша, потому что они очень часто содержат сказочные сюжеты, мифических персонажей. Птицы здесь играют на трубе, насекомые колют дрова, кошки вышивают полотенца, козы собирает орехи и т. д. Например, вот такая:
Кошка в лукошке рубашки шьет.
У нашей кошки
Три сдобные лепешки,
А кот на печи сухари толкет.
А у нашего кота
Три погреба молока.
Другие прибаутки используют в качестве оценки поступков малыша, в качестве похвалы. Например, очень известна такая прибаутка:
Наша доченька в дому,
Что оладушек в меду,
Что оладушек в меду,
Сладко яблочко в саду.
Наверняка она придется по душе современному ребенку, стимулируя его к хорошим поступкам. Среди прибауток встречаются прибаутки, которые осмеивают плохие поступки, отрицательные черты характера, пороки (лень, глупость, нерасторопность). Такие прибаутки помогут малышу избавиться от отрицательных качеств. Например: «Федул, а Федул, чего губы надул?» — «Кафтан прожег!» — «Зачинить можно?» — «Да иглы нет!» — «А велика ли дыра?» — «Один ворот остался!»
Для торопыжек подойдет такая прибаутка:
Сбил, сколотил — вот колесо.
Сел да поехал — ах, хорошо!
Оглянулся назад — одни спицы лежат!
И колыбельные, и пестушки, и потешки, и прибаутки, и сказки дают малышу возможность узнать и запомнить много новых слов, несут в себе полезную информацию, дают представление об окружающем мире.
Следующий шаг на пути освоения народного творчества — сказки. Это очень важная составляющая воспитания растущего ребенка, к ним можно переходить в 3 — 4 года. В сказках, как и в колыбельных или прибаутках, понятным для ребенка языком дается нужная информация, освещаются нравственные проблемы, даются уроки морали. Малыши, которым рассказывали сказки в раннем детстве, скорее начинают говорить, их язык выгодно отличается от языка сверстников яркостью, образностью, правильностью. Через сказку ребенок учится находить выход из различных жизненных ситуаций, она развивает способность к творчеству. Рассказывать или читать сказки нужно в подходящее время, тогда информация, заложенная в ней, усвоится лучше, принесет малышу больше пользы. Выбирайте момент, когда малыш спокоен, когда у вас есть время для неспешного чтения. Читайте с радостью, не отвлекаясь, четко выговаривая слова. Можно читать сказку перед сном и дать время ребенку поразмышлять над услышанным, задать вопросы. Услышанное прочно закрепится, ведь при засыпании информация отложится в подсознании ребенка.
❧ Пойте малышу колыбельные, читайте потешки и прибаутки, это поможет развить способности вашего ребенка, создаст комфортные условия его существования, сделает его счастливым.
Автор: Самойленко Ирина Владимировна
Фольклор для детей 2-4 лет в детском саду
Методика проведения физкультурных занятий в детском саду
Знакомство детей раннего возраста с малыми фольклорными формами
Нет комментариев. Ваш будет первым!