Родительское собрание «Развитие читательского интереса у дошкольников». Конспект

Конспект собрания-беседы с родителями дошкольников «Время доброго общения»

Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

В. Сухомлинский

В последние годы нередко приходится слышать, что в наше время уменьшилось значение детской книги и «чем читать «Мойдодыра», лучше включить диск с записью этого произведения, и пускай ребенок смотрит». Конечно, это возможный выход из положения для занятых родителей, но заменить ребенку чтение матери или отца он не может. Ведь процесс чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, доверительности. Совместное чтение поможет укрепить любовь, внесет в жизнь ребенка дивные впечатления и ни с чем не сравнимую радость. Чтение может стать надежной опорой для обучения и воспитания ребенка.

Лучшие детские книги, представляя высокие образцы художественного слова — прозы или поэзии, — воспитывают у детей чувство прекрасного, доброго. Родители читают малышу книжки не для того, чтобы позабавить его. Детские книги с малых лет внушают ребенку добрые чувства, побуждают к хорошим поступкам. Благодаря чтению повышается грамотность, развивается речь и увеличивается словарный запас ребенка. Можно было бы продолжить разговор о пользе чтения, и мы нашли бы достаточно доказательств того, что процесс чтения влияет на нравственное развитие малыша.

Детская литература — великая сила, но беспорядочное, поверхностное чтение не приносит пользы, и чтением надо руководить.

А что значит руководить чтением? Это прежде всего сформировать у ребенка интерес к книгам, а затем следить за их выбором, помогать понимать прочитанное, т. е. воспитывать культуру чтения. Семья располагает для этого большими возможностями, чем детский сад и школа, потому что здесь легче осуществлять индивидуальный подход к ребенку.

А что значит воспитывать культуру чтения? Это формирование у ребенка сознательного отношения к книге и библиотеке, обучение самостоятельному выбору книг, внимательному и вдумчивому чтению.

Как учить детей внимательно и вдумчиво читать книги? Для этого применяются разные методы, и один из них — чтение вслух. Научные исследования подтверждают, что семейное чтение вслух:

✓ учит конкретно мыслить,

✓ повышает словарный запас,

✓ строит мощную связь между родителями и ребенком,

✓ расширяет кругозор ребенка,

✓ повышает его эрудицию,

✓ облегчает обучение в школе.

И потому найдите время для домашнего чтения, откройте ребенку удивительный мир литературных героев!

О пользе чтения вслух говорил русский педагог К.Д. Ушинский: «...необходимо приучать детей не только читать, но и слушать внимательно, а потом усваивать и передавать услышанное». Дети, которым мало читали в раннем детстве, не умеют сосредоточенно слушать, поэтому им трудно в школе.

Если родители систематически занимаются с ребенком, используя каждую свободную минутку для общения и чтения книг, воспитывают у него интерес и любовь к книге, то можно быть уверенным, что основы культуры чтения заложены, а значит, созданы предпосылки для развития малыша.

Когда же следует начинать приобщение ребенка к книге? Психологи считают — чем раньше, тем лучше. Даже кроха, которому нет еще и годика, способен проявлять интерес к книгам. Раннее приобщение ребенка к чтению способствует развитию речи и мышления.

В последнее время большой популярностью пользуется теория опосредованного чтения еще в дородовой период. То есть чем больше будущая мама читает вслух детских сказок, стихов, песенок, тем лучше будет развиваться малыш интеллектуально. Ученые доказали, что «ребенок может слышать звуки голоса матери, когда на подсознательном уровне закрепляется у младенца своеобразный шаблон, каркас языка. Отсюда более быстрое овладение речью, происходит «воспоминание» слышанного когда-то».

Раннее детство — стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в первые годы жизни закладываются основы здоровья и интеллекта человека.

Давайте поговорим сегодня о том, как организовать чтение дошкольника в семье.

Психологи и педагоги утверждают, что родители должны учить любви к книге с младенчества. Насколько рано ребенок познакомится с книгой, зависит во многом от мамы. Мир чтения неразрывно связан с миром слова. Ребенок постоянно слышит различные слова, многие остаются в его памяти, некоторые он любит повторять, они становятся его любимыми. И вот наконец приходит время, когда кроха понимает, что эти слова можно найти в книгах, просто нужно уметь их читать.

Дошкольный возраст — понятие общее. В детской педагогике и психологии существует детальная его периодизация. Рассмотрим периоды дошкольного возраста в связи с восприятием детьми печатного слова.

Грудной возраст (от 0 до 1 года). Ученые сравнительно недавно подтвердили, что возраст ребенка до одного года — самый трудный для родителей. Но даже в этот период младенчества, когда малыши еще и ходить не умеют, можно проводить с ними развивающие занятия.

Колыбельные песни. В народной педагогике они рассматриваются как обереги, поскольку вместе со звуком голоса матери, ее словами несут в себе материнский свет и добро. Колыбельные песни передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней. Колыбельная песня несет ребенку здоровье и спокойствие. Слушая лиричную и красивую колыбельную песню, ребенок приобщается к миру прекрасного и воспринимает всем своим существом ласку, любовь и доброту матери. В колыбельной песне — неисчерпаемый источник эмоционального и художественного воздействия на ребенка. Плавная мелодия, ритмические слова и движения колыбельных песен снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе.

Через колыбельную песню происходит знакомство малыша с миром, дается представление об опасности:

Придет серенький волчок,

Тебя схватит за бочок

И утащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

Возьмите в помощники народную поэзию. Для малышей здесь есть все: песенки на пробуждение («Потягушки-потянушеньки»), умывание («Водичка, водичка, умой мое личико»), игры с ручками («Ладушки», «Сорока-белобока»).

Поэзия многих современных детских поэтов может быть направлена на занятия с детьми грудного возраста. Творчество Е. Благининой, И. Токмаковой выражено в особых жанрах: потешках, потягушках, прибаутках. Например, проговаривая потягушки, мама поглаживает малыша, что способствует появлению у него уверенности в защищенности:

Потягушечки-потягушечки

От носочков до макушечки.

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся.

Сегодня большую помощь в приобщении детей к книге оказывают книжки-картинки и книжки-игрушки...

Мамы начинают показывать малышу книжки с картинками, читают ребенку, повторяя вновь и вновь нехитрый сюжет, показывая, где у котика глазки, лапки, хвостик. Ребенок показывает вслед за мамой, запоминая при этом слова ярко иллюстрированных русских народных сказок, песенок.

Классическим примером книжек — игрушек является книжка «Сказки в картинках» В. Сутеева.

Книжки-игрушки необходимы для малышей. По форме они похожи на знакомые ребенку предметы, различных животных, по ним удобно познавать окружающий мир, рассматривая вместе со взрослыми одну страничку за другой.

Младший дошкольный возраст (от 2 до 3 лет). Это один из самых сложных периодов в жизни. Характеризуя этот возраст, психологи отмечают, что «за первые три года растущему человеку приходится запомнить и усвоить такой объем новой информации, какой он не приобретет за все последующие годы. Мышление малыша очень конкретно, внимание привлекают яркие образы, четко выделенные. То, что привлекло его внимание, малыш хорошо запоминает, и ему нравится повторять то, что он запомнил».

Педагоги советуют мамам продолжать читать малышам прибаутки, песенки, колыбельные, сказки. Для этого возраста хороши книжки с яркими картинками. Очень подойдут для восприятия ритмичные стихи с двумя-четырьмя рифмующимися строками, которые ребенок хорошо запоминает. Например, это стихи А. Барто «Игрушки», С. Маршака «Детки в клетке». Трудно найти взрослого, кто бы не помнил четверостишие:

Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался зайка,

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

При чтении ребенку потешек, сказок, стихотворений обязательно нужно менять интонацию, выделять голосом значимые слова:

Т и ли-тили-тили-бом!

Загорелся Кошкин дом!

Кошка выскочила,

Глаза выпучила.

Бежит курица с ведром,

Заливает кошкин дом.

Чтение можно превратить в увлекательную игру, особенно если в ней будет участвовать любимая игрушка вашего ребенка (например, мишка или кукла). Сначала игрушка будет играть роль пассивного слушателя, а затем ее можно сделать участником того сюжета, который описывается в рассказе или стихе. В этом случае малыш легче усвоит и выучит простые четверостишия:

Уронили мишку на пол.

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

Особое значение в круге чтения детей этого возраста занимают сказки со своим особым миром, со своей философией. Дети этого возраста еще не понимают человеческих поступков, но хорошо осознают, что такое добро — зло, хорошо — плохо, весело — грустно. Сказки многому учат ребенка. Они «подсказывают» правильное поведение; развивают нравственные оценочные суждения ребенка.

Итак, остались позади потешки. Самое время переходить к сказкам. Начинать лучше со сказок бытовых («Курочка ряба», «Репка») и о животных («Колобок», «Теремок», сборник сказок «Терем-теремок»), сказок народов мира («Красная шапочка», «Дюймовочка», «Золотой ключик»). Они прекрасно отвечают основному возрастному качеству малыша — конкретности мышления. Выбирайте сказки с повторами — они содействуют усвоению и пониманию содержания сказки.

Не нужно читать сказки одну за другой, стремясь прочесть как можно больше, и чаще всего идите навстречу желанию и потребности малыша перечитывать многократно уже знакомую сказку.

Сказки введут ребенка в необыкновенный мир, где звери разговаривают, думают и поступают, как люди. И ваш ребенок будет учиться добрым поступкам. Очень точно выразил значение сказки в жизни маленького человека С. Маршак: «Сказка — это концентрат разных витаминов — вроде молока для маленьких. В ней есть все элементы питания. Она учит говорить, мыслить, чувствовать».

Двух-трехлетние малыши быстро устают, и поэтому занятия с ребенком должны быть не более 15-20 минут.

Психологи отмечают в поведении ребенка «симптомы плохого поведения», или кризис трех лет «Я сам». Чтобы кризис прошел мягче, следует заранее, не дожидаясь, когда «гром грянет», пересмотреть свои отношения с малышом, а главное, замечайте и цените большие и маленькие достижения ребенка, выдавайте малышу «лавры в кредит», хвалите его много и преувеличенно.

И вот еще один совет психолога: «Призовите на помощь всю свою фантазию, игрушки, сказки, книжки. Не хочет слушать вас, так, может быть, послушает зайку, мышку или медвежонка (от имени которого будете говорить вы).

И главное, ребенку всегда нужна ваша любовь, ваше внимание. Уделяйте малышу время каждый день, даже если вы заняты: обнимите его покрепче, почитайте или расскажите сказку».

Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет). В этот возрастной период у ребенка развивается любознательность, более осмысленным становится выбор книг для чтения. Приобретают значение не только иллюстрации (их красочность), но и название сказки или рассказа.

Во время чтения ребенок уже может комментировать прочитанное, высказывать свое мнение. В этот же период большинство детей делают первые попытки научиться читать самостоятельно. Важно в этом возрасте не переусердствовать, не отбить у ребенка возникший интерес к чтению.

К концу четвертого года жизни можно читать короткие познавательные произведения — поэтические и прозаические, которые могут удовлетворить многочисленные вопросы малыша. Произведения, которые отбираются для чтения, должны быть разнообразны по жанровому составу: сказки авторские и народные, рассказы, стихи. Это стихи К.И. Чуковского, Д. Хармса, Г. Остера и мн. др. Это рассказы и сказки Б. Заходера, Т. Александровой «Кузька», С. Козлова «Ежик в тумане», А. Усачева «Если бросить камень вверх», и многие другие произведения.

В этом возрасте в круге чтения детей 4-5 лет могут появиться детские журналы. Самыми интересными и полезными будут «Воробушек», «Карапуз», «Поиграем в сказку» издательского дома «Карапуз», а также «Мой кроха и я», «Наш малыш».

Этот возрастной период чрезвычайно важен в интеллектуальном развитии ребенка. Интересная и полезная книга, детский журнал могут и должны помочь ребенку в накоплении знаний и представлений о мире.

Детская поэзия — огромный неповторимый мир, где все важно, все имеет большое значение — тема, образ, художественная выразительность и даже такая деталь: легко ли запоминаются стихи? Маленькие дети любят стихи. И. Тимофеева — автор сборника «100 книг вашему ребенку: беседы для родителей» — пишет: «Если ребенку с первых дней жизни поют песни..., а позднее — читают стихи, ухо его привыкает к гармонии русского слова, он приобщается к прекрасному». К хорошим стихам возвращайтесь вновь и вновь, советует она, обращайте внимание ребенка на отдельные строчки, поэтические выражения. Устраивайте детские праздники, где будут звучать веселые стихи Д. Хармса, В. Берестова, Б. Захо- дера, С. Маршака и др.

Подарил мне папа

льва.

Ох, и струсил я сперва!

Я два дня его боялся,

А на третий — он сломался...

Б. Заходер «Мой лев»

Для развития творческих способностей детей можно предложить детям «поиграть» с веселыми стихами С. Маршака:

Ходит, ходит

Попрошайка.

Просит, просит:

«Дай-ка, дай-ка,

Дай кусочек пирожка,

Дай глоточек молока

Полкотлетки,

Полсосиски,

Полконфетки,

Полредиски,

Пол __________

Пол __________

Пол ___________

Пол _________».

С. Маршак

Придумай продолжение.

Как ты думаешь, что это: смешилка, скороговорка, дразнилка, считалка? Почему?

Старший дошкольный возраст (6-7 лет). Справедливости ради надо сказать, что сегодня у многих детей этот возраст является уже школьным. К этому возрасту ребенок уже может сосредоточиться на предмете своего интереса. Он в состоянии контролировать свои эмоции. К этому времени у шестилетнего ребенка происходит формирование совестливости, появляются моральные оценки и собственные суждения о поступках других людей и своих собственных.

Начинается период активного обучения самостоятельному чтению. Вместе с тем у ребенка в этом возрасте сохраняется желание слушать чтение мамы. Поэтому не спешите оставлять детей один на один с книгой, пусть вам будет интереснее всей семьей. Совместное чтение с вашим ребенком поможет укрепить любовь, внесет в жизнь новые впечатления, радость. Если ребенку сложно читать самостоятельно, то на первых порах читайте ребенку вслух текст, затем он читает его самостоятельно. Отмечайте каждый успех ребенка похвалой, тогда малыш будет стараться порадовать вас своими успехами.

Педагоги рекомендуют в этом возрасте разыгрывать с ребенком сценки, играть в сюжетно-ролевые игры по прочитанной книге. Детям нравится вместе с родителями рисовать персонажей книг, придумывать им костюмы.

Когда ребенок пошел в школу, его можно отнести к категории «читатель». При этом большая нагрузка, связанная со школьными заданиями, необходимость читать не то, что нравится, выводит чтение из разряда игры в разряд полезного навыка. Все это снижает интерес ребенка к чтению на досуге. Чтобы не допустить угасания интереса к книге и чтению, педагоги и библиотекари советуют мамам продолжать совместные чтения вслух. Пусть ребенок возвратится к привычной роли слушателя.

Здесь важно заметить, что при чтении книг огромное значение имеют выразительность чтения, умение передавать чувства и переживания, темп, продолжительность и частота чтения. Простой и понятный совет дает Анна Герасимова в книге «Уникальное руководство по развитию речи»: «Читать нужно обязательно, но не превращая это в отбывание повинности. Читайте тогда, когда вы и малыш можете расслабиться, когда вы в хорошем настроении (...), читайте выразительно и не торопясь».

Ведущие литературоведы считают, что наряду с произведениями известных детских авторов (А. Волков, Н. Носов, В. Драгунский, А. Линдгрен, Ю. Дружков, С. Прокофьева и др.), маленьким читателям неплохо бы познакомиться с творчеством современных писателей, пишущих для детей. Это Андрей Усачев, Марина Бородицкая, Марина Москвина, Эдуард Успенский.

Затруднений в выборе необходимой литературы для детского чтения не будет, если мамы обратятся в детскую библиотеку, где им помогут сориентироваться во всем разнообразии современной детской литературы.

Практическое приложение

Памятка для родителей «Растим читателя»

Уважаемые мамы и папы!

Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал? Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся.

1. Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.

2. Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию книги. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.

3. Систематически читайте сами. Это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.

4. Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравится. Это способствует развитию вашей речи и вашего ребенка.

5. Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

6. Некоторые родители считают, что любое чтение полезно. Это ошибочное мнение. Нужно оградить ребенка от книг, предназначенных не для его возраста.

7. Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредоточивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей. Читают все по очереди. Время чтения — 40-45 минут.

8. Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.

9. Совместное чтение — наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг — важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.

10. Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.

11. Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.

12. Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

 

Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное

чтение.

А.П. Чехов

Анкета для детей

Уважаемый читатель! Библиотеку школы интересует ваше отношение к книгам и чтению.

Ваши ответы помогут выяснить отношение детей к книжной культуре и улучшить работу школьной библиотеки.

Просим вас ответить на предложенные вопросы:

1. Как вы относитесь к чтению?

A) сами любите читать;

Б) не очень любите;

B) безразлично.

2. Как часто вы читаете?

A) постоянно;

Б) довольно часто;

B) иногда.

3. Определите в порядке убывания свои жанровые предпочтения при выборе досугового чтения:

A) классика;

Б) детективы;

B) приключения;

Г) фантастика;

Д) современная проза;

Е) женский роман;

Ж) поэтические сборники;

3) периодика;

И) другое (что именно?).

4. Есть ли в вашем доме детская библиотека?

5. Сколько примерно книг в ней?

6. Каковы ваши читательские интересы? Что и о чем вы любите читать?

7. Какие детские журналы вы выписываете или покупаете?

8. Часто ли вам читают книги родители?

A) Ежедневно;

Б) изредка (сколько раз в неделю);

B) не читаю вообще.

9. Почему вы хотите читать вместе с родителями?

10. Что дает современному ребенку чтение книг?

11. Какую помощь вы хотели бы получить от школьной библиотеки?

Спасибо!

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Библиотеку школы интересует отношение детей и родителей к книгам и чтению.

Ваши ответы помогут выяснить отношение детей и родителей к книжной культуре и улучшить работу школьной библиотеки.

Просим вас ответить на предложенные вопросы:

1. Как вы относитесь к чтению?

A) Сами любите читать;

Б) не очень любите;

B) безразлично.

2. Как часто вы читаете?

A) Постоянно;

Б) довольно часто;

B) иногда.

3. Определите в порядке убывания свои жанровые предпочтения при выборе досугового чтения:

A) классика,

Б) детективы,

B) приключения,

Г) фантастика,

Д) современная проза,

Е) женский роман,

Ж) поэтические сборники,

3) периодика,

И) другое (что именно?).

4. Есть ли в вашем доме детская библиотека?

5. Сколько примерно книг в ней?

6. Какие читательские интересы обнаруживает ваш ребенок? Что и о чем он любит читать?

7. Какие детские журналы вы выписываете или покупаете?

8. Часто ли вы читаете своим детям книги:

A) ежедневно;

Б) изредка (сколько раз в неделю?);

B) не читаю вообще.

9. Почему вы хотите, чтобы ваш ребенок любил читать?

10. Что дает современному ребенку чтение книг?

11. Какую помощь вы хотели бы получить от школьной библиотеки?

Спасибо!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект родительского собрания в первой младшей группе

Сценарий родительского собрания в старшей группе «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника»

Конспект родительского собрания в детском саду «Мой безопасный путь домой»

Родительское собрание в детском саду. Мой ребёнок

Конспект итогового родительского собрания во второй младшей группе

Нет комментариев. Ваш будет первым!