Конкурсы

Конспект родительского собрания в первой младшей группе

Родительское собрание в ДОУ по теме «волшебный мир книги»

Автор: Балабанова Рахиля  Мансуровна - воспитатель  МКДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей № 40 «Калинка» города Лесосибирска

Предлагаю Вашему вниманию конспект родительского собрания в первой младшей группе по теме «Волшебный мир книги».

Считаю, что детский сад не должен брать на себя полностью воспитательные функции. Как бы хорошо  ни работали педагоги, значимой для ребёнка остается семья. Она – целый мир для ребёнка, здесь он учиться любить, радоваться, сочувствовать. И чтобы влияние семьи было только плодотворным для малыша, педагоги должны помочь родителям преодолевать желание только указывать и наставлять. Многих родителей приходиться учить внимательно, слушать ребёнка, уметь отвечать на детские вопросы. И один из способов наладить контакт с ребёнком это вечернее чтение книг.

Пожалуй, нет такого ребёнка, который не любил слушать чтение вслух, но мало кто задумывался о том, что семейное чтение может служить совершенно разным целям: оно может развлечь или утешить ребёнка, дать ему новые знания и избавить от застарелых страхов, подтолкнуть к самостоятельному чтению или вдохновить на творческий порыв. Проведенное мною собрание позволяет понять, как работать с книгой, какую книгу выбрать ребёнку.

Материал может быть использован воспитателями, для работы с родителями.

Тема родительского собрания: «Волшебный мир книг».

Цель:  подведение родителей к выводу о том, что чтение детских книг играет огромную роль для  всестороннего развития детей.

Задачи:

·  расширять представления родителей о роли книг в воспитании ребёнка;

·  стимулировать самообразование родителей;

·  прививать навыки читательской культуры;

·  воспитывать бережное отношение к книге.

Предварительная работа с детьми:

- беседа  о бережном отношении к книге;

- чтение и заучивание произведений С. Я. Маршака

Предварительная работа с родителями:

- анкетирование;

- подготовить буклеты к собранию;

Материал

- подготовить выставку книг;

 - объявление о собрании;

- фишки

Повестка собрания

1.     Выставка книг С. Я. Маршака

2.     Литературная викторина.

Ход собрания

(Воспитатель обращает внимание родителей на выставку книг.  Предлагает внимательно рассмотреть иллюстрации,  запомнить названия, если позволяет время прочитать текст стихов или сказок.)

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы расскажем вам о пользе семейного чтения. О том, как выбирать детскую книжку и как её нужно читать. Проведем викторину по творчеству С. Я. Маршака. А сейчас давайте представим, чтобы было, если бы не было книг.

Мы дружны с печатным словом,

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали 6 ничего!

 

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если не было бы книг,

Если б всё исчезло разом,

Что писалось для детей:

От волшебных добрых сказок

До весёлых повестей?..

 

Ты хотел развеять скуку,

На вопрос найти ответ.

Протянул за книжкой руку,

А её на полке нет!

 

Нет твоей любимой книжки –

«Чипполино», например,

И сбежали, как мальчишки,

Робинзон и Гулливер.

 

Нет, нельзя себе представить,

Чтоб такой момент возник

И тебя могли оставить

Все герои детских книг.

 

От бесстрашного Гавроша

До Тимура и до Кроша –

Сколько их, друзей ребят,

Тех, что нам добра хотят!

 

Книге смелой, книге честной,

Пусть немного в ней страниц,

В целом мире, как известно,

Нет и не было границ.

 

Ей открыты все дороги,

И на всех материках

Говорит она на многих

Самых разных языках.

 

И она в любые страны

Через все века пройдёт,

Как великие романы

«Тихий Дон» и «Дон Кихот»!

 

Слава нашей книге детской!

Переплывшей все моря!

И особенно российской –

Начиная с Букваря!

(«Как бы жили, мы без книг»  С. Михалков.)

Пожалуй, нет такого ребёнка, который не любил слушать чтение вслух, да и большинство родителей с удовольствием читают своим  малышам, но мало кто задумывался о том, что семейное чтение может служить совершенно разным целям: оно может развлечь или утешить ребёнка, дать ему новые знания и избавить от застарелых страхов, подтолкнуть к самостоятельному чтению или вдохновить на творческий порыв.

Для самых маленьких чтение – это прежде всего общение с родителями, по терминологии выдающегося американского психолога Дж. Кэмпбелла, период «пристального внимания», остро необходимого любому ребёнку. Как удивительно, когда наступает этот прекрасный миг, и папа или мама откладывают все дела, сажают на колени, обнимают за плечи. Можно крепко-крепко прижаться к маме, слышать её голос, чувствовать запах  её волос, вместе с ней сопереживать любимым героям, смеяться над их приключениями. Когда ребёнок устал или болен после долгой разлуки или ссоры нет ничего полезнее такого эмоционального «чтения-общения».

Во многих семья есть прекрасная традиция успокаивающего чтения на ночь. Не думайте, что вы балуете малыша, читая ему в постели, эти минуты приносят крохе не меньше пользы, чем сам сон. Хотя некоторым детям и нравиться слушать на сон грядущий захватывающие приключения, большинство детей все же предпочитают спокойные, нестрашные сказки, лучше уже знакомые. Встречаются даже такие упрямцы, которые способны годами слушать одну и ту же сказку на ночь. Не стоит с этим бороться, возможно, повторение знакомой дает малышу ощущение стабильности, помогает расслабиться перед сном. Если малыш болен, не переутомляйте его чтением и не пугайте страшными историями, но и не отказывайте: интересная книга заставит забыть о жаре и насморке, удержит в постели выздоравливающего непоседу.

Чтение новых книг стоит отложить на то время, когда малыш активен и бодр, к примеру, сразу после дневного сна.

Есть дети, которые с готовностью начинают слушать любую новую книгу, но если ваш малыш относится с осторожностью ко всему новому, расскажите ему заранее, что вы планируете почитать с ним новую книгу, дайте самостоятельно рассмотреть картинки, попытайтесь заинтриговать: «А знаешь один человечек жил в маленьком домике на крыше и умел летать! Хочешь я тебе про него почитаю?».

Возможно, средства вам покупать такие книги, (хотя самая детская дорогая книга стоит намного дешевле куклы Барби или роботатрансформира, которых сегодня стараются купить своим чадом семьи даже с весьма скромным доходом). Но даже в этом случае можно найти выход. Создайте обменный фонд с родителями друзей вашего малыша, попросите родных и близких дарить ребёнку хорошие книги на праздники, запишитесь в библиотеку.

Особое место занимает познавательное чтение словарей, энциклопедий и научно-популярной литературы. Оно ни в коем случае не должно заменять  или вытеснять литературное чтение. Иначе вы рискуете превратить малыша в эмоционально неразвитого сухаря-знайку, который будет считать, что сказки – это только для маленьких, а от стихов никакой пользы. Но в умеренном количестве познавательное чтение очень полезно, оно расширяет кругозор малыша, учит его работать со справочной литературой.

Если ребёнок задавал вам серьезный «научный» вопрос, предложите ему вместе поискать ответ в словаре. Заодно поучите его пользоваться алфавитным указателем. Находить нужную статью в словаре или энциклопедии. Главное, даже если вы заранее знали ответ, не забудьте порадоваться  и изумиться, найдя его вместе  с малышом. Тогда он надолго, а может, и на всю жизнь сохранить, воспоминание о том, как вместе с вами узнал, как устроен магнит или крылья птицы.

Дети входят в мир книги ещё совсем несмышлеными крошками, и от того, как мы этот для него мир обустроим, зависит, как сложатся их дальнейшие отношения с книгой: полюбят ли они читать настоящую, большую литературу, или чтение станет для них лишь источником получения информации, а то и просто средством убить время.

Как выбрать книгу, как её читать детям, как заучивать стихи с детьми вы узнаете из буклета, который мы вам приготовили. (раздать буклеты)

Ведущий.  Дорогие уважаемые взрослые!   Ещё сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о замечательном детском писатели – Самуил Яковлевиче Маршаке. Его стихи и сказки приносят радость всем. Не только дети, но взрослые мамы и папы, дедушки и бабушки не представляют своего детства без сказочных героев из произведений Маршака. Мы любим его стихии сказки за то, что они добрые, весёлые, интересные и поучительные. Его стихи легко запоминаются.  

Ведущий. В нашем  детском саду много книг С. Я. Маршака они представлены здесь на выставке.

Предметы, принадлежащие героям его сказок, бережно хранятся  в специальном «Коробке сказок».  Предлагаю Вам немного поиграть. Вам необходимо угадать, какому герою принадлежит предмет. За правильный ответ вы получите фишку.

Игра. «Коробок сказок»

Сковорода – Рассеянный.

Письмо – почтальон.

Колечко – девочка Оля  

Коньки – коты ленивые.

Подснежник  – девочке из сказке «Двенадцать месяцев».

Ведущий. Следующее задание «Доскажи строчки»

Кто стучится в дверь ко мне,

С толстой сумкой на _____________,

С цифрой « 5» на медной бляшке,

В синей форменной _____________?

Это он, это он

Ленинградский ________________ !

 

Жил человек _________________

С улицы Бассейной

Сел он утром на ______________

Стал рубашку надевать

В рукава просунул руки

Оказались это  _______________

 

Бим-бом! Тили-бом!

На дворе высокий ____.

Ставенки резные,

Окна _______________,

А на лестнице ковер –

Шитый золотом  узор.

По узорному ковру

Сходит  _____________ поутру.

 

Дама сдавала в ___________

Диван, чемодан, ___________

Картину, корзину, картонку и  маленькую _________.

 

Вот тебе под спинку

Мягкую __________ .

Сверху на перинку

Чистую ___________.

Вот тебе под ушки

Белые___________ .

Одеяльце на пуху

И платочек наверху.

Ведущий. С. Я. Маршак  Написал стихотворение « Где обедал воробей? Перечислите, пожалуйста, где побывал и чем угощался воробей.

( лева, лисица, морж -  попил водицы, слон – морковка,  журавль - пшено, носорог – отруби, кенгуру, медведь, крокодил)

Ведущий. Я загадываю загадку, которую сочинил Маршак, , кто знает отгадку поднимает руку.

Загадки.

Что такое перед нами: Две оглобли за ушами,

 На глазах по колесу

И сиделка на носу. (Очки) 

Бьют его рукой и палкой

Никому его не жалко,

А за что беднягу бьют,

А за то, что он надут. (Мяч) 

Принялась она за дело,

Завизжала и запела,

Ела, ела Дуб, дуб

Поломала Зуб, зуб. (Пила) 

Держусь я только на ходу,

А если встану упаду. (Велосипед)

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели.

(Дерево) 

Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда

Мы не уйдем.

Мы бьем исправно

Каждый час.

А вы, друзья,

Не бейте нас!

(Часы) 

Подведение итогов викторины вручение подарков родителям.

Кто-то известный сказал: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Но книга учит только тогда, когда ребёнок умеет с ней работать т. е. понимает смысл прочитанного, от этого зависит и его воспитанность и умственное развитие. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Мы желаем вам успеха на этом нелегком, но радостном пути.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект родительского собрания в детском саду «Мой безопасный путь домой»

Сценарий родительского собрания по ПДД в ДОУ

Конспект итогового родительского собрания во второй младшей группе

Конспект родительского собрания во 2 младшей группе «Бусы осени»

Родительское собрание в детском саду. Мой ребёнок

Лариса Дорогина # 21 августа 2013 в 05:51 +1
Рахиля  Мансуровна, очень актуальную тему вы затронули на собрании. Чтение книг в наше время шло на задний план. По этой причине речь детей, воображение, социальные навыки  развиваются плохо. Нужен стимул для родителей в виде игр, викторин, выставок и т.д.
Юлия Павловна Белова # 18 января 2014 в 21:55 0
Чувствуется творческий подход педагога. Прекрасное родительское собрание. Тема действительно актуальная. Еще можно посоветовать родителям и педагогам использовать пальчиковый театр в предверии прочтения книги, тем самым пробуждая интерес ребенка. Спасибо, возьму на заметку.
Светлана Валерьевна Столярская # 21 января 2014 в 19:18 0
Очень хороший, творческих сценарий. Каждый родитель, пришедший на такое собрание, запомнит его надолго. Тема раскрыта. Хотелось бы поблагодарить автора за работу, которая отлично выполнена!
Данное мероприятие, конечно же, можно и доработать: например дети  более старшего возраста могли бы принять участие (например, в качестве рассказчиков и соведущих).На данном собрании родители могли бы присутствовать со своими детьми в качестве зрителей. Спасибо.
Валентина Владимировна Никишина # 2 апреля 2015 в 12:00 0
Считаю, что тема актуальная, воспитатель формулирует проблему, вовлекает родителей в игры, демонстрируя тем самым приемы организации познавательных игр с ребенком. Но такое собрание лучше провести с родителями детей старшего возраста. В первой младшей группе круг чтения несколько иной. Наша задача оказать помощь родителям и сориентировать их на формирование детской библиотечки в соответствии с возрастом ребенка и немного "навырост". В возрасте 2-3 лет ребенок активно овладевает речью. Первые стихи помогают в этом. Начинаем читать с "договариванием" - про мишку, про Таню, про зайку А.Барто. Многие стихи войдут в жизнь малыша и научат его одеваться ("Где мой пальчик?" Саконской), послужат примером правильного поведения. Первые сказки с повторяющимися ритмичными сюжетами очень динамичны и почти без прилагательных. Это тоже не случайно - ребенок учится воспринимать речь и представлять описанные в книжке образы. Пожалуй, самая сложная задача в этом возрасте - формирование восприятия. Ребенок учится слушать чтение книги. В этом очень помогают картинки. Но научить рассматривать их последовательно, узнавать по ним знакомый литературный текст - это результат усилий родителей и воспитателя - СОВМЕСТНЫХ! Воспитателям необходима поддержка семьи, родителям - знания и труд воспитателя. Воспитатель знает образовательную программу, систематично и последовательно расширяет литературные познания детей, а родители создают дома библиотеку для ребенка и обеспечивают наполнение и расширение круга чтения малыша. Мотивировать работу родителей можно также с помощью описанных автором игр, но на другом литературном материале - можно посоревноваться в знании потешек и прибауток, в чтении стихов с движениями, в подборе вопросов для беседы по сказке.
Мария Николаевна Бровкина # 19 апреля 2015 в 12:20 0
Здравствуйте! Тоже считаю, что тема чтения литературы на сегодня крайне актуальна. Современные родители быстрым темпом отходят от печатных книг, применяя электронные, а некоторые и вовсе не считают нужным читать книги детям. Обязательно проведу консультацию для родителей по этой теме, используя ваш конспект.
Ольга Юрьевна Неверова # 19 августа 2015 в 02:31 0
Очень понравился сценарий- задействованы все.... и детки, и родители...Очень подробно рассказана и показана роль чтения в жизни ребенка, а самое главное-это связь родителя и ребенка....еще небольшое время, проведенное с ребенком, которого так не хватает нашим родителям...
Светлана Юрьевна Тимощенко # 20 ноября 2016 в 16:55 0
Чтобы родители принимали активное участие в жизни детей, понимали значимость дошкольного возраста в формировании личности, педагоги должны просвещать родителей в вопросах воспитания. Самые значимые люди для ребенка - это его родители.Поэтому и так важно тесное сотрудничество с ними. Родительское собрание - традиционная форма работы с семьей. Спасибо за интересный материал.