Росписи Северной Двины. Традиции и современность.
Описание материала: работа посвящена северодвинской росписи, ее месту в декоративно-прикладном искусстве, истории и современным тенденциям.
Назначение:содержание статьи адресовано педагогам художественных школ и педагогам дополнительного образования, данную информацию можно использовать на занятиях по МХК.
Цель: раскрытие актуальности и значимости северодвинской росписи, как составляющей декоративно-прикладного творчества.
Роспись по дереву – универсальное занятие, не имеющее возрастных ограничений. Оно привлекательно и доступно как для детей, так и людей старшего возраста. В современном мире интерес к росписи по дереву активно возрождается и достаточно актуальной становится профессия художника росписи по дереву. Во многих учебных заведениях страны это направление пользуется популярностью среди молодежи. Это может быть, как самостоятельный профиль обучения, так и дисциплина в рамках другого художественного направления, например, «Дизайн» «Декоративно-прикладное искусство» или «Изобразительное искусство». Роспись по дереву – это один из самых живописных и ярких народных художественных промыслов нашей страны. Художественная обработка и декорирование дерева всегда занимали важное место в истории русского крестьянского искусства. На сегодняшний день они получили свое распространение уже среди всех слоев населения, несмотря на то, что сейчас нет такой четкой градации. Но все-таки примечательно то, что народные росписи имеют место быть как в интерьере статусного ресторана, так и в декоре предметов, находящихся в повседневном обиходе любого человека.
Росписи Русского Севера – это уникальное явление русской культуры, продолжающееся несколько столетий и не утратившее свое значение в настоящее время. Изучение росписей по дереву Русского Севера вызывает особый интерес как у искусствоведов, так и у обывателей. Наибольшую привлекательность для ценителей искусства составляет роспись Северной Двины, получившая распространение в Архангельской области. На сегодняшний день этот край до конца не изучен, но существует немалое количество гипотез по поводу его возникновения. Неопровержимым фактом остается то, что в лесном Архангельском крае всегда активно развивалось искусство резьбы и росписи по дереву. Опыт копился людьми годами, и сейчас изучать роспись по дереву остается возможным благодаря тем людям, которые могут истолковать ее в результате передачи информации из поколения в поколение. Северодвинская роспись как народное искусство – это уникальный мир духовных ценностей, уходящий корнями в далекие традиции, которые питают современные виды культуры.
Берега Северной Двины издревле являлись прибежищем для недовольных, а также землей уединения для тех, кто жаждал спокойствия и размеренной жизни по своим правилам. Осевшие на Русском Севере поляки, старообрядцы, крестьянские переселенцы и перебравшиеся к месту торговли купцы – все вносили в сложившийся уклад северодвинской жизни что-то свое. Так важным вкладом стало активное распространение искусства переписи книг. Одно из главнейших мест в этом процессе занимали мастера-писцы. В монастырях, пустынях и старообрядческих общинах писали, переписывали, а также оформляли книги. Можно сказать, что свое развитие искусство росписи Северной Двины берет начало с традиций книжного рукописного издания. Рукописные книги представляли не просто начисто текстовые переписи, они оформлялись с помощью различных декоративных приемов, снабжались заглавными буквами, иллюстрациями, красивыми виньетками. Мастера привнесли этот дух и в повседневную жизнь, начали заниматься росписью утилитарных предметов, придавая праздничность и легкость достаточно суровому быту. Наиболее ранние дошедшие до нас северодвинские изделия с росписью датируются серединой XVIII века, но стоит заметить, что к этому времени уже наблюдается достаточный уровень мастерства художников и сложившийся стиль. То есть можно предположить, что художественные промыслы уже существовали продолжительное время.
В основе всех северодвинских росписей лежат сложные и простые стилизованные флористические орнаменты и узоры. Нередко в растительные узоры включается изображение сказочных птиц. Листья, побеги, цветы и целые кусты переплетаясь, создают декоративный, композиционно выверенный ряд. Значительное место в росписи отводится разнообразным бытовым и жанровым сценкам, типичными являются изображения всадников или катания в повозках и санях, а также другие сюжеты в зависимости от времени и вида росписи.
Северодвинскую роспись отличает яркость и интенсивность цвета. Она имеет свой небольшой секрет выделки. Все мелкие детали обводятся черной краской. Рисунки на изделиях народных художественных промыслов из дерева обычно контрастируют с фоном, черным или ярко-красным. В яркости рисунка и выборе красного цвета как преобладающего помимо эстетических целей крылся и некоторый практический расчет. Дерево в ежедневной эксплуатации подвергается воздействию воды, перепадам влажности, трению, механическим нагрузкам. Поэтому для сохранения декоративности в таких условиях предпочтительнее использовать яркие, контрастные цвета, которые даже чуть стеревшись, останутся заметными и позволят предмету росписи оставаться нарядным долгое время. Также важным моментом является то, что в суровом климате Русского Севера, особенно в зимний сезон, всегда преобладали холодные белые, серые и черные тона, поэтому в повседневной жизни были необходимы теплые, яркие краски, напоминающие о лете и солнечном свете.
В северодвински росписях можно выделить три основные разновидности. Первый вид росписи –
пермогорский, включающий работы мастеров из деревень Большой Березник, Черепаново и Грединская, которые расположились в четырех километрах от пристани Пермогорье.
Основу пермогорской росписи составляет растительный орнамент. На гибкие побеги нанизаны тюльпановидные цветы, напоминающие древние цветки крина или лилии и трехлопастные, немного изогнутые листья с острыми кончиками. Среди них можно наблюдать кустики с округленными листьями, сиринов и других нарядных сказочных птиц. В народных росписях Пермогорья XIX века помимо растительного узора можно было встретить разнообразные жанровые сцены из крестьянской жизни, которые вписывались почти на все предметы быта. Цвета красок, используемые в пермогорской росписи, немногочисленны, но яркие, часто чередующиеся вследствие дробных участков расцветки и мелкого рисунка. Для этой росписи характерны геометрический орнамент, красочная деталировка одежды героев, предметов обстановки.
Цветовая гамма пермогорской росписи состоит из двух преобладающих цветов: белый, в качестве фона и красный, как основной цвет узора. Также присутствуют желтый и зеленый цвета, они являются дополнительными, сопутствующими основным. Важную роль в росписи играет тонкий черный контур. В старину он наносился гусиным пером свободно и мастеровито, со временем его вытеснили новые инструменты. Проанализировав современное искусство пермогорской росписи можно сделать вывод, что оно сохранили форму и характер росписи традиции искусства предыдущих веков.
В качестве примера я представляю свои работы, выполненные в технике пермогорской росписи.
Другой, не менее крупный вид северодвинской росписи,
борецкие росписи. Содержание народной росписи Борка весьма самобытно. Она содержит много моментов, сближающих ее с русским рисованным лубком и древнерусским искусством переписи и оформления книг. Всегда горячий колорит росписи характерен для мастеров Борка, также характерными признаками для борецкой росписи являются одежда персонажей, женские головные уборы, шитые жемчугом, композиционное решение сюжетов верховой езды со всадником, напоминающим Георгия Победоносца.
Ракульская роспись – третий вид северодвинской росписи. Она имеет определенные отличия от пермогорской и борецкой. Вся композиция росписи выдерживается в золотистых тѐплых тонах. Основными цветами являются золотисто-охристый и черный. Сопутствующими красками чаще всего выступают коричнево-красный и глубокий зеленый. Также белый и желтый являются характерными дополнительными цветами. Ракульская роспись свободная кистевая. Важнейшим моментом в ней является гармония красок. Плавно изогнутые ветви легко обводятся по контуру черным цветом, а также рисуются прожилки и усики, внутри листьев для разделения цветов используется и белая обводка, создавая впечатление движения. Орнамент обычно очень крупный, в росписи преобладают фантастические цветы с большими декоративными лепестками.
В основе развития народного искусства всегда лежало стремление человека украсить предметы домашнего обихода, свою одежду и жилище. Роспись по дереву представляет собой такой вид искусства, который не затерялся в прошлом. Современные мастера декоративного искусства выполняют сейчас большое количество вариантов нанесения рисунка, беря за основу традиционные росписи, и используют при этом различные технологии и приемы. Важно привить это чувство детям с малого возраста в процессе занятий творчеством. Положительным моментом будет включение темы росписей Русского Севера в программу занятий дополнительного образования. Знать и уважать традиции декоративно-прикладного и изобразительного искусства своего народа нужно начинать с раннего возраста.
Примеры использования росписей Северной Двины в современном мире
Рекомендуем посмотреть:
Роспись птицы из дерева. Мастер-класс с пошаговыми фото
Роспись матрешки поэтапно для начинающих. Мастер-класс с фото
Самоанализ занятия в дополнительном образовании. Уличный танец Хип-хоп
Серьги своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Похожие статьи:
Конспект кружкового занятия. Роспись по дереву