Доклад для педагогического совета в дошкольном учреждении. Экологическое воспитание дошкольников по средствам регионального компонента.
Проблема экологического образования сегодня волнует всех - ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, который часто запоминаются на всю жизнь.
Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. В этом убеждают нас биографии многих ученых-естествоиспытателей (К. А.Тимирязева, И. В. Мичурина) писателей, художников и композиторов (А. С.Пушкина, М. Пришвина, И. Левитана, П. Чайковского и т. д.).
Формирование элементарных экологических знаний у дошкольников – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания.
В настоящее время важную роль в дошкольном образовании имеет региональный компонент, дающий представления об экологии, истории своей местности. У ребенка должны сложиться представления о городе, как о большом доме, где живет много людей, как все жители города должны заботиться о чистоте, красоте и порядке в своем общем доме.
Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий.
Неправильное представление часто служит причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожение ими лягушек, ежей, полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе.
Итак, начальное звено в системе непрерывного экологического образования – дошкольное детство. А главная цель экологического воспитания и образования в дошкольном учреждении – воспитать защитников природы, дать элементарные экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу своего края, бережно распоряжаться её богатствами.
Знакомство с историей родного края.
На первый взгляд может показаться, что историю родного края знают все, во всяком случае, на уровне дилетанта. Однако в достоверности исторических знаний многие люди чувствуют себя не очень уверенно, а тем более дети. И происходит это не только из - за ограниченного запаса знаний, но из - за недопонимания значения своей причастности к истории и культуре родного края.
О важности приобщения дошкольника к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Исходя из вышесказанного следует, что значение регионального компонента в изучении дошкольниками истории края и нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, актуальность проблемы экологического воспитания дошкольник по средствам регионального компонента очевидна. Она обусловлена тем, что в наше время человек нуждается в экологически чистой окружающей среде и дошкольный возраст является главным звеном в экологическом образовании.
Литература:
1. С. А. Веретенникова Ознакомление дошкольников с природой. М.:
Просвещение, 1973
2. «Дошкольное воспитание» 1983 №7
3. «Энциклопедия для детей», изд. «Аванта+», Москва, 1993г.
4. Жуковская Р.Н. Родной край: Пособие для воспитателей детского сада Под ред. С.А.Козловой. М:Просвящение, 1985.
Рекомендуем посмотреть:
Закаливание в дошкольном образовательном учреждении
Педсовет в детском саду. Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ
Педагогический совет в детском саду. ФГОС в практику ДОО
Формы и методы взаимодействия детского сада и семьи