Конспект занятия-путешествия для старших дошкольников 5-6 лет «Страна эмоций»
Автор: Обедина Татьяна Валентиновна, педагог-психолог, МБДОУ «Детский сад № 294 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей» г. Красноярск.
Описание материала: предлагаю вашему вниманию конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по теме «Страна эмоций». Данная разработка будет интересна педагогам-психологам МБДОУ. Занятие направлено на тренировку отдельных элементов эмоционально-волевой регуляции поведения.
Конспект занятия-путешествия «Страна эмоций».
Интеграция образовательных областей «Познанавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: тренировка механизмов словесно-образного и деятельностного регулирования поведения.
Задачи:
• концентрировать внимание на мышечных ощущениях,
• демонстрировать заданную эмоцию,
• определять внутреннюю локализацию мышечных ощущений при возникновении эмоции,
• обсудить социально-приемлемые в обществе способы проявления гнева,
• познакомить с вариантами конструктивного взаимодействия при возникновении страха наказания.
Предметно-практическая среда:
• плакат №2 «Как я справляюсь со своим гневом» для психотерапевтической работы с детьми («Психологический инструментарий на каждый день» Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс),
• карточки с изображением эмоций,
• обручи,
• аудиозаписи (спокойная музыка, злорадный смех, веселые детские песенки для сопровождения игр)
• свеча,
• спортивный вид одежды у детей.
Ход занятия-путешествия:
Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, мы отправимся в волшебную страну. И для того, чтобы там оказаться надо закрыть глаза и прислушаться к себе (фоном звучит спокойная мелодия). Музыка нас расслабляет и помогает почувствовать себя, услышать дыхание, стук сердца. Расположите руку на своё сердечко и послушайте его звучание.
Психолог: ребята, когда мы успокаиваемся и прислушиваемся к себе, мы можем получить знания о своём внутреннем мире.
Психолог: а кто знает, что такое внутренний мир человека? Из чего он состоит? Ответы детей.
Психолог: внутренний мир, он не заметен сразу, и нужно очень постараться, чтобы его увидеть. Он проявляется в поступках, творчестве человека. Внутренний мир человека отражается на его лице и в поступках. Ребята, а как вы понимаете отражается на лице, это как? Ответы детей (мимика, эмоции).
Психолог: я вам предлагаю отправиться сегодня в путешествие в страну чувств, эмоций. Чтобы туда попасть нужно, купить билетик, на котором изображена эмоция, продемонстрировать ее. А мы будем отгадывать.
Игра «Настроение в кармашке»
Дети по очереди подходят к психологу, вытягивают картинку с изображенной на ней эмоцией (радость, страх, удивление, злость, печаль), демонстрируют после хором сказанных слов:
Утром рано поутру, в детский садик я спешу.
А в кармашке я с собой настроение несу.
(задача ребенка изобразить мимикой и пантомимикой настроение, изображенное на вытянутой картинке. Дети отгадывают увиденное).
Психолог: замечательно, вот мы с вами и очутились в стране эмоций. Давайте по ней прогуляемся. Вставайте со своих стульчиков. Давайте оглядимся.
Проводится зрительная гимнастика.
Психолог: сейчас зажмурьте глаза крепко-крепко, а теперь широко и удивленно раскройте их (2-4 раза). Увидели страну?
А теперь часто-часто поморгайте глазами (1-2 сек). Успели разглядеть ее? Тогда посмотрите на расстоянии вытянутой руки, а теперь далеко-далеко вдаль (3-4 раза).
Психолог: в стране есть правила поведения на улице, которые нарушать ни в коем случае нельзя (сталкиваться, обижать друг друга). Давайте, соблюдая правила, погуляем по волшебной стране.
Игра «Стоп, один! Стоп, два!» К Фопель.
Психолог: ой, ребята, что это за страшные звук? Кто это кричит (звучит злорадный смех в записи)? Дети высказывают предположения.
Психолог: вы знаете, похоже, здесь кто-то очень злился и разрушил своим гневом даже горы. А давайте уберем эти каменные завалы.
Игра «Силачи».
Камни с пола собираем, сильно держим и бросаем.
Наши мышцы не устали, а еще сильнее стали.
Дети поднимают воображаемые камни, сопровождая движения напряжением и расслаблением мышц рук, ног и корпуса.
Психолог: ой, ребята у нас на пути препятствия какие-то, это заросли. Встанем в круг и будем пробираться сквозь них.
«Волшебные водоросли».
Психолог: встаем в тесный круг плечом к плечу и беремся за руки – вы волшебные водоросли. И отлично понимаете нежные слова и чувствуете ласковые прикосновения. Это помогает вам стать добрыми, расслабиться и пропустить участника в круг, а если водоросли плохо «просят», то можно не пропускать путника. Участник, которого я назову должен пройти сквозь водоросли внутрь круга.
Работа с плакатом «Как я справляюсь с гневом»
Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс.
Психолог: вот это злость, представляете какая она разрушительная, даже горы разломала в стране. А как вы справляетесь со своим гневом? Ответы детей.
Психолог: некоторое время назад мы с вами говорили о том, в каких ситуациях вы сердитесь и злитесь, и как вы это делаете. Когда вы злитесь, то обижаете своих друзей, помните? А давайте теперь вместе подумаем, как можно разрешить конфликт без драк и криков, мирно! Что можно сделать, чтобы справиться с гневом? (ответы детей и заполнение плаката).
Психолог: ребята, мы все с вами разные, но при этом каждый из вас уникален и неповторим. И есть у нас много общего. И именно схожесть помогает нам общаться друг с другом и находить общий язык, дружить!
Игра «Обдуваем плечи».
Психолог: пока мы с вами разбирали завалы, наша одежда испачкалась. Давайте стряхнем с нее пыль. Ставьте ноги на ширине плеч, руки опускаем вдоль туловища, смотрим прямо перед собой. Делаем вдох носом, а выдох ртом, губы при этом свернуты в трубочку. Направления движений: прямо-направо-прямо-налево; прямо-вниз-прямо-вверх.
Психолог: мы с вами помогли волшебной стране, и можем возвращаться домой.
Игра «Лабиринты»
Психолог: сейчас вам понадобится помощь друга. Кого вы хотите себе в помощники? Выберите. Каждой паре я дам обруч-лабиринт. Один из вас должен прочно установить обруч на полу и держать его так, чтобы ваш друг мог проходить через него как через дверь. Чтобы выйти из волшебной страны, пройти лабиринт нужно необычным способам. Сначала пройдите совершенно обычно. Это просто, правда?!
А теперь попробуйте задом наперед, боком, руками вперед, локтем вперед (следите за тем, чтобы он все время был впереди) и другие варианты. А теперь поиграем по-другому. Меняйтесь в паре и тот, кто уже прошел лабиринт, будет говорить своему другу (вместо меня) как нужно проходить (вы ж запомнили пройденный путь, о нем вы и расскажите).
Психолог: ребята, а что делать, если на вас кричит взрослый мама или папа? Вы знаете, что делать в этих случаях? Ребята мы с вами в волшебной стране и здесь случаются чудеса. Чтобы услышать подсказку мы сейчас с вами возьмем в руки ключи, попробуем открыть доступ к этому секрету.
Пальчиковая игра «Ключи»
Соединяем пальцы поочередно с большим на счет. Начнем с указательного - «1-2-3-4». И в обратном порядке «4-3-2-1».
Психолог: ребята, когда на вас кричат взрослые, что вы испытываете? Ответы детей.
Психолог: не надо скрывать свои переживания, лучше ярко выразить их на лице, в жестах и позе свой и страх (большие испуганные глаза и сжавшаяся в туловище голова) и сказать: «Мне страшно! Не надо так кричать. Мне очень страшно!». Давайте попробуем?! Дети изображают «страх».
Психолог: а еще можно почувствовать свое дыхание как входит воздух в ваш живот, и наполняется смелостью и тогда спросить взрослого, который на вас кричит: «Что я могу сделать, чтобы ты успокоилась(-ся), перестал(а) кричать?». Запомнили? Давайте вместе повторим.
Психолог: ребята, мы с вами разобрали способы, как справиться со своим гневом и защититься от него. А противоположное гневу, какое есть чувство? Как оно называется? Ответы детей (доброта).
Психолог: да, верно, это самое главное в нашей жизни. Благодаря этому чувству мы становимся лучше. Именно доброта помогает людям создавать красивые вещи и поступки. А еще доброта - это душевное тепло. Хотите его почувствовать? Тогда подышите своим теплом на руки. (Дети дышат на руки).
Чувствуете, какая она теплая. А как вы думаете, где она живет? (Ответы детей). Правильно, внутри вас, в сердце. Это чувство влияет на всю жизнь человека (психолог берет свечу и зажигая ее, ставит на безопасном расстоянии от детей).
Психолог: доброта, словно огонь, зажигает наши сердца и помогает дарить тепло родным и друзьям. Протяните руки к свече. Ощущаете это тепло? И сердце наше тоже излучает такое же тепло.
Игра на воображение «Чашка доброты»
Детям предлагается устроиться удобно на стульях и закрыть глаза. Далее они представляют свою любимую чашку и наполняют ее внутренней добротой. А потом из нее отливают в другие воображаемые чашки доброту. Через некоторое время выясняется, что их собственная чаша уже наполнилась добротой. По окончании игры дети открывают глаза и вместе с психологом говорят: «Это я! У меня есть такая чашка доброты!»
Психолог: что нужно сделать, чтобы друзья и близкие возле нас были всегда? (ответы детей). Правильно: мы должны их любить, дарить им свое душевное тепло. Ребята, мир вокруг нас такой, каким мы его видим сами. И я вам открою секрет – каждый из вас может стать волшебником. Надо только научиться дарить добро. И тогда мир вокруг станет добрее и краше.
Рефлексия: в группе с воспитателем повторение эффективных способов «выхода» гнева, вариантов конструктивного разрешения конфликтов при угрозах разгневанного взрослого человека.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект открытого занятия педагога-психолога в детском саду для детей 5-7 лет
Конспект занятия по коррекции эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста
Занятие педагога-психолога с элементами тренинга для педагогов ДОУ
Конспект релаксационного занятия с дошкольниками старшей группы