Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока технологии по теме «Моделирование фартука», 5 класс

Конспект урока технологии по теме «Моделирование фартука», 5 кл
Автор: Дуброва Татьяна Евгеньевна, учитель технологии МБОУ лицей г. Лобня Московской обл.
Описание материала: Предлагаю конспект урока по моделированию для учеников 5 класса. Данный материал будет полезен учителям технологии. На уроке ученики знакомятся с понятиями «художественное и техническое моделирование», узнают способы изменения конструкции фартука. Выполняют они и творческую работу – создают свою модель в виде эскиза и макета из цветной бумаги. Урок направлен на развитие познавательной и практической деятельности учащихся.
Конспект урока технологии по теме «Моделирование фартука», 5 класс.
Цель урока: создать условия для изучения и систематизации учебной информации по теме. Познакомить учащихся со способами моделирования фартука.
Задачи:
а) образовательные: активизировать познавательную деятельность учащихся;
показать способы моделирования фартука на основе базовой конструкции;
б) развивающие: формировать художественное воображение, чувство меры, навыки работы в группе;
в) воспитывающие: вырабатывать умение слушать учителя и товарища; формировать художественный вкус и творческое отношение к выполнению задания.
Тип урока: изучение нового материала с использованием технологии дифференцированного обучения.
Методы и приемы: технология дифференцированного обучения, игровые приемы, практическая работа учащихся.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, групповая, практическая работа.
Оборудование урока: образцы фасонов фартука, эскизы, шаблоны, линейки закройщика, цветная бумага, клей.
Оформление: занятие проходит в кабинете технологии.
Ход урока.
I. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.
II. Вступительное слово учителя. Актуализация прежних знаний.
Учитель: На прошлом уроке вы познакомились с конструированием фартука. Давайте вспомним, что называют конструированием?
- Какие мерки необходимы для построения чертежа фартука?
- Какой линией обводят чертеж, почему?
- Какой линейкой мы пользовались для построения чертежа, почему?
В прошлый раз нам очень пригодились знания математики и умение четко проводить линии, а сегодня понадобится умение хорошо рисовать, потому что сегодня мы займемся моделированием фартука.
III. Изучение нового материала.
Учитель: Как вы думаете, что означает «моделировать одежду», «моделировать фартук»?
Ответы учащихся.
Учитель: Моделирование одежды – это разработка эскиза изделия с изготовлением его образца.
Занимается моделированием одежды художник-модельер. Он может придумать новую вещь или усовершенствовать уже существующую. Что же он должен принимать во внимание? Потребность в данном изделии, его назначение, форму, цвет и свойства материалов, требования моды. Иногда нам кажется, что быть модельером просто, достаточно уметь хорошо рисовать. Это не совсем так: модельер должен знать анатомию человека, его пропорции, а также законы и правила гармоничного сочетания отдельных частей костюма, линий кроя, отделки, хорошо разбираться в дополнениях и украшениях, а также в технологии швейного дела.
Процесс создания любого изделия начинается с эскиза, то есть с рисунка будущей модели. Этот этап называется художественным моделированием. Далее эскиз изучают по плану, чтобы представить, как он будет выглядеть в реальности:
- название, назначение;
- стиль;
- ткань;
- особенности деталей;
- отделка.
Как вы думаете, что такое стиль, отделка?
Ответы учеников.
После изучения эскиза модели приступают к разработке фасона – изменению выкройки основы, то есть к техническому моделированию. В нашем случае основные элементы технического моделирования – это:
- изменение длины изделия;
- изменение фасона фартука (цельнокроеный или на поясе);
- изменение формы нагрудника;
- изменение формы низа фартука;
- изменение формы карманов.
Давайте рассмотрим, как можно изменить простой чертеж фартука.
Учащиеся под руководством учителя изучают приемы технического моделирования по учебнику.
Работа с карточками-заданиями.
Учитель раздает карточки-задания, предлагает ученикам внимательно их рассмотреть и предложить варианты сочетания деталей фартука, объяснить свой выбор.
Пример карточки-задания
Упражнение по техническому моделированию. Работа в тетради. Ученики работают на горизонтально расположенной странице. Подписывают тему урока «Моделирование фартука».
Учитель раздает шаблоны фартука.
Задание: Обвести шаблоны на цветной бумаге и аккуратно вырезать. Наклеить в тетрадь, располагая их через равные промежутки.
Учитель показывает, как можно изменить простой крой фартука, выполняя эту работу на доске, ученики копируют приемы в тетради с помощью линейки закройщика. Учитель демонстрирует на бумажных макетах, какие модели при этом получаются.
Работа с шаблонами
Учитель демонстрирует различные варианты моделирования фартука.
Эскизы фартуков.
Учитель: А теперь вы попробуете себя в роли и художника и технолога, потому что мы будем заниматься разработкой фасона фартука. Каждый из вас сможет придумать и нарисовать свою модель, а затем описать ее внешний вид. Но не забывайте о назначении фартука и чувстве меры, ведь вам придется шить его своими руками.
IV. Практическая работа.
1. Художественное моделирование. Разработка модели на основе чертежа фартука. Учащиеся рисуют эскиз в тетради, выбирая крой и цветовое решение.
2. Техническое моделирование. Учащиеся выполняют моделирование на основе чертежа в соответствии с выбранной моделью. Используют шаблон. В итоге должен получиться макет фартука из цветной бумаги.
Учитель консультирует выполнение задания.
3. Описание модели. На основе эскиза учащиеся делают описание внешнего вида своей модели по плану:
- название, назначение;
- ткань;
- особенности деталей;
- отделка.
Учитель во время работы делает целевые обходы, направляя деятельность учащихся и контролируя правильность выполнения задания.
V. Итог урока. Рефлексия.
1. Выставка-обсуждение работ. Учащиеся раскладывают свои эскизы, обсуждают выполнение задания.
- Какой фасон выбрали, почему?
- Реально ли сшить такое изделие?
- Какая ткань больше подходит для изготовления фартука (вид, цвет), почему?
- Как можно украсить выбранные модели, нужно ли их чем-то дополнять?
2. Выставление оценок, их аргументация.

Работы учеников.
VI. Заключительное слово учителя.
Сегодня на уроке вы узнали, что создание любого изделия начинается с художественного моделирования, расчета чертежа базовой конструкции и технического моделирования. Теперь, когда вы определились с фасоном фартука, можно выбирать нужную ткань и покупать все необходимое для его изготовления.
Анализ урока. Каждый год мы с пятиклассницами шьем фартуки. Девочки полны идей. Необходимо научить их объяснять свой выбор изделия, этому и помогает данный урок по моделированию. Изучив материал, ученицы делают эскиз и макет, описывают свою модель. После этого они начинают более реально представлять выбранный фасон изделия и объем предстоящей работы. В итоге получаются красивые и практичные фартуки, которые мы в дальнейшем используем на уроках кулинарии.
Приложение.
Рекомендации по подбору отделки:
Если фартук шьется из пестрой ткани, отделку следует сделать однотонной, причем она должна совпадать с одним из цветов ткани.
Чем ярче и крупнее рисунок основной ткани, тем меньше должно быть отделочной.
Ткани ярких расцветок лучше сочетать с менее яркими или белым, чёрным, серым цветами.
И наоборот, бледные, бесцветные ткани хорошо оживить яркой отделкой.
Виды отделок для фартука.
1. Тесьма и вьюнчик.
2. Аппликация
3. Декоративная строчка.
4. Бейки и канты.
5. Вышивка, кружева.
6. Оборки и воланы.
Бейки и канты.
Выполняют из отделочной ткани, однотонной или с рисунком. Бейки настрачивают по краям деталей или располагают в любом направлении.
Гладкокрашеные бейки на гладкокрашеных тканях можно сочетать с отделочными стежками. Канты из отделочной ткани делают различной ширины и располагают по краям деталей-карманов, нагрудника и нижней части фартука.
Вышивка и кружева.
Украшающие стежки располагают по прямой линии (вдоль обработанных срезов деталей) или по какому – либо рисунку на любой детали фартука. Вышивку можно сочетать с отделочной тесьмой или бейкой.
Отделка кружевами придает изделию нарядный вид. Перед пришиванием к фартуку кружево лучше собрать на нитку, а затем настрочить сверху детали или выпустить из-под обработанного края изделия.
Оборки и воланы.
Их делают из основной или отделочной ткани. Оборки и воланы можно настрачивать вдоль бретелей. Оборки также можно расположить в любом месте фартука в один или несколько рядов.

Рекомендуем посмотреть:

Урок изучения швейной машины в 5-6 классе. Раздел-машиноведение Интеллектуальная игра по технологии для девочек 5-6 классов Конспект урока технологии - 5 класс. Защита творческих проектов Коллективный проект в 5 классе
Конспект урока кулинарии по теме «Приготовление блюд из творога», 6 класс | Выставка творческих проектов по технологии, 8 класс
Опубликовано: 2823 дня назад (1 апреля 2017)
Просмотров: 4555
+2
Голосов: 2
Юлия Николаевна Давыдова # 1 апреля 2017 в 18:22 +1
Очень полезная информация! Мне понравилась ваша методика. Представляю, какие восторги были у девчонкок!
Татьяна Евгеньевна Дуброва # 2 апреля 2017 в 10:33 +1
Юлия Николаевна, большое спасибо за добрые слова. Очень приятно, когда твой труд кому-то интересен или даже полезен. А девчонки, на самом деле, нафантазировали такого, что шьем уже второй месяц.
Ольга Николаевна Медведкова # 2 апреля 2017 в 23:02 +1
Татьяна Евгеньевна, с интересом просмотрела ваш материал. По опыту знаю, что очень благодатная и интересная тема. Дествительно, полет фантазии уносит девочек далеко. Спасибо Вам за ваш труд.
Татьяна Евгеньевна Дуброва # 3 апреля 2017 в 18:52 +1
Ольга Николаевна, спасибо за благожелательный отзыв о работе. Будем стараться продолжать в том же духе.