Взаимодействие ДОО с родителями в вопросах формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста
Одним из основных направлений реализации Концепции математического развития в РФ предполагает внедрение системы учебных программ математического образования при непосредственном участии семьи.
Математика в раннем возрасте рассматривается в рамках сенсорного развития. То есть представляет собой формирование у детей сенсорных эталонов (некоторых особенностей формы, величины предметов, количества, расстояний и др.)
Для выполнения реализации данной концепции в ДОО разработана система работы с родителями.
Цель нашей работы: содействовать формированию компетенций родителей в вопросах математического развития детей раннего возраста.
Задачи взаимодействия ДОО с родителями в вопросах формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста:
• содействовать обогащению и систематизации знаний родителей в области математического развития детей;
• содействовать формированию осознанного интереса родителей к вопросам математического развития ребенка в период раннего возраста;
• содействовать формированию адекватного отношения к воспитательной функции;
• содействовать активному овладению родителями умениями формировать математические представления у детей в условиях семейного воспитания.
Для решения таких задач в ДОО используются наглядно-информационные формы работы с родителями по математическому развитию.
Такая работа проводится в детском саду в течение двух лет.
Например, проведение родительских собраний «Да здравствует математика!» и «Юный математик» помогло родителям признать самоценность раннего детства, понять свою ответственную позицию как «первых педагогов» собственных детей.
На собрании мы знакомили родителей с особенностями математического развития детей раннего возраста, с результатами педагогической диагностики, разработанной К.Л. Печорой, которая дает возможность прослеживания динамики изменений в развитии ребенка. Общение в ходе собрания также позволило родителям разобраться в сути математического образования ребенка раннего возраста. При этом в процессе дискуссии мы развеяли миф о «раннем развитии», которое сводится к обучению чуть ли не с рождения цифрам, счёту. Был сделан вывод о том, что ребенок в раннем детстве должен пройти все этапы развития естественным путем, не ускоряя и не тормозя их.
Кроме этого, на собраниях мы презентовали родителям электронный образовательный ресурс по математическому развитию и предложили им скачать материал на флеш-карты для закрепления навыков сенсорного развития дома.
В рамках семинара-практикума «Как у ребенка раннего возраста формировать элементарные математические представления» мы познакомили их с тем, как проходят занятия по формированию элементарных математических представлений в детском саду и как их можно организовать дома.
Наглядно-информационные формы работы с родителями по математическому развитию представлены в ДОО в виде консультаций, памяток, фотоколлажей, ширм, тематических папок, интернет-ресурсов. Все они способствуют распространению информации о математическом развитии детей раннего возраста.
Для распространения семейного опыта по математическому развитию ребенка раннего возраста в семье родителям были предложены мини-сочинения «Математика в семье».
Кроме этого, наши родители приняли активное участие в пополнении предметно-развивающей среды по математическому развитию – сшили коврики «Весёлая математика». Благодаря таким коврикам наши детки с удовольствием занимаются математикой.
Особый интерес у детей и родителей была вызвана выставка поделок из природного и бросового материала «Математическая сказка».
Родители с удовольствием смастерили поделки-сказки: «Три медведя», «Теремок», «Репка». Затем в группе с воспитателями дети обыгрывали их: показывали высокие и низкие деревья, большого Михаила Ивановича и маленького Мишутку, одну мышку в тереме, много зверей рядом с теремом и т.д.
В результате проведенной работы создалась благоприятная эмоциональная атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между всеми участниками образовательной деятельности.
Для помощи родителям в установлении эмоционального контакта в процессе совместной деятельности и осознании полезности «математики вдвоем» мы провели досуг «Путешествие в лес». Благодаря совместному досугу у детей развивается познавательный интерес, мыслительная деятельность, мелкая и крупная моторика, формируются умения выполнять математические игры в детско-родительской паре. Посредством выполнения игр и упражнений в детско-родительской паре обогащается сенсорный опыт. При этом родители помогают ребенку выполнить то или иное упражнение.
Совместные занятия также влияют на создание и поддержание благоприятного психологического микроклимата, формируют у родителей основы математической грамотности.
В результате системы работы с родителями по математическому развитию детей раннего возраста, повысилась заинтересовать участников данного процесса в родительских собраниях, в досугах, в семинарах-практикумах, в повседневной образовательной деятельности. Необходимо отметить тот факт, когда родители, делясь информацией о собраниях, семинаре-практикуме, досуге, в которых приняли участие с остальными (или, обсуждая между собой) вызывали интерес у окружающих.
Родители, которые неоднократно их посещали, со временем раскрываются, нацелены на активное сотрудничество.
Заметно повышение уровня педагогической культуры родителей, что подтверждают результаты показателей сенсорного развития детей: 90% детей имеют первую и вторую группы развития, исчезла четвертая группа развития.
В вопросах сенсорного развития родители часто используют рекомендации педагогов, охотно делятся с педагогами своими проблемами, мыслями, семейным опытом. В группе детского сада и в семье поддерживается благоприятный психологический микроклимат.
Таким образом, тесное педагогическое взаимодействие детского сада и семьи в вопросах математического развития детей раннего возраста позволяет сделать родителей союзниками педагогов, что очень важно для их дальнейшего сотрудничества.
Литература
1. Концепция развития математического образования в РФ, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 24.12.13. № 2506-р
Рекомендуем посмотреть:
Семинар-практикум для родителей детского сада
Игры и упражнения, направленные на коррекцию детских страхов
Семейный клуб в детском саду. Средняя группа
Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников в условиях ФГОС ДО