Первое заседание в семейном клубе в детском саду
Автор: Старцева Зинаида Аркадьевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №40" п. Майский, Пермский край. «Добро пожаловать в семейный клуб "Солнышко"
Описание: данный материал представлен как инновационная форма работы с родителями по воспитанию духовно-нравственных ценностей. Конспект можно использовать полностью, или частично, фрагментарно в работе с родителями и педагогами, отредактировав задачи и материал. Материал будет интересен педагогам ищущим новые формы взаимодействия с родителями. Встречи в семейном клубе по технологии "Уроков семейной любви" позволяют решить многие задачи родительского образования. Данный урок я разработала по технологии Елены Владимировны Бачевой "Уроки семейной любви" для родителей организованного на базе моей группы семейного клуба "Солнышко". На первую встречу пришли папы, мамы и бабушки.В ходе заседания выяснилось, что мужчины и женщины имеют абсолютно разные точки зрения на происходящее и горячо отстаивают их. На первом заседании клуба нам всё было ново. Родители и я вместе с ними учились слушать, слышать друг друга, спокойно воспринимать иную точку зрения.
Аудитория: родители детей средней группы.
Подготовительная работа: вручение писем любящим родителям в течение четырёх недель, работа в семейном клубе «Солнышко» в течение учебного года во второй младшей группе детского сада, открытие «Школы любящих родителей» в детском саду 24 октября 2012 года, оформление с детьми группы приглашений для мам и пап на встречу в семейном клубе «Солнышко».
Тема: "Добро пожаловать"
Цель: введение родителей в тему предстоящих занятий в семейном клубе «Солнышко» по теме «Родительское образование».
Задачи:
1. Познакомить родителей с правилами встреч в обновлённом семейном клубе "Солнышко".
2. Создать условия для формирования умений родителей работать в микрогруппах, договариваться, выслушивать друг друга и находить компромиссное решение.
3. Способствовать сплочению коллектива родителей.
Материалы и оборудование: солнышко (изображение) лучики с информацией,
кукла Светлана,
колокольчик,
свеча, спички, шкатулка,
импровизированный микрофон,
осенние листочки четырёх цветов,
задачки для родителей на листах бумаги соответствующих по цвету осенним листьям,
на каждого родителя:
-листы бумаги в клеточку формата А6 для работы в микрогруппе
-цветные листы бумаги формата А6 для отзыва о работе на уроке,
-осенние листочки живые, 2 листа бумаги формата А4
-на каждого ребёнка группы цветные карандаши мягкие тёплых тонов, и восковые мелки,
памятка для каждого родителя «Детские радости»
Ход урока
Введение
Педагог: Благодарю вас за то, что нашли время, чтобы прийти сегодня на нашу встречу. Начинаем новый учебный год в нашем семейном обновлённом клубе «Солнышко». Занятия в клубе будут проходить необычно, мы вместе будем работать, размышлять о том, что такое семья, как гармонично выстраивать отношения с родными близкими и окружающими людьми.
Педагог обращает внимание родителей на солнце, которое изображено на доске.
Педагог: Сегодня у нас в гостях Светлана (показ куклы)
Чтение стихотворения:
За окошком снег идёт,
По минутам день ползёт.
Надоело долго ждать -
Буду солнце рисовать.
Нарисую солнце -
Приклею на оконце,
Стало в комнате светлей,
Сразу стало веселей.
Я скажу вам, не тая -
Жить без солнышка нельзя.
Вопрос по кругу: Без чего ещё нельзя жить человеку?
(Ответы родителей выслушать, обобщить и подвести к выводу): человеку нельзя жить без семьи, близких людей, без любви.
Педагог: Людмила Павловна, Любовь Ивановна, Вера Ивановна присутствовали на первом уроке в «Школе любящих родителей». Хотелось бы послушать ваше мнение.
(Отзывы родители выслушать, обобщить).
Наше солнце непростое, оно несёт свет, позитив и информацию. Лучики вам раздаю, ознакомьтесь с информацией и поделитесь с нами.
Работа с текстом: (Родители читают вслух информацию):
У родительского образования в Пермском крае своя история. В городе Перми уже 20 лет работает по данной теме Бачева Елена Владимировна, руководитель Пермской краевой общественной организации «Родительский дом», учредитель и ректор «Академии родительского образования», главный редактор журнала «Родной дом» и очень грамотная, деятельная, в тоже время душевная, чуткая, открытая добрая женщина.
Вдумайтесь в её слова : «Тысячелетия люди спорят о том, что есть Добро, что есть Зло. Нам бы договориться, что добро – это то, что делает человека человеком, возвышает его; то, от чего он становится лучше. Зло – это то, что уничтожает человека, унижает его, сводит его до положения нелюдя, нечеловека, зверя, животного.
Природа мудра, она каждому определила свою задачу: цветок цветет, речка течет, солнышко греет, а человек думает. Думает! Он может творить Красоту, нести Добро в этот мир, обогревать сердцем своим обездоленных. Но только тогда, когда он думает, размышляет, сопоставляет, анализирует, осознает, сочувствует, понимает.
Счастливого ребёнка может воспитать лишь позитивный родитель. Позитивному родительству можно и нужно научиться через саморазвитие и самосовершенствование".
Педагог: Сегодня мы проведём вступительные экзамены в «Школу любящих родителей». Итак, начинаем, во время работы по кругу у каждого из вас есть право пропустить один вопрос
Вопрос к аудитории:
- Вы любите своего ребенка? (родители отвечают поочередно).
Педагог: Замечательно. Другого ответа на этот вопрос я и не ожидала.
Предлагаю вам выбрать один из осенних листочков: есть жёлтые, оранжевые, красные, вишнёвые. Выбор сделан, прошу объединиться по цвету листочков, займите свои столики.
Работа в микрогруппах: Каждый из вас имеет свою точку зрения на происходящее. Договариваемся: нет точек зрения неправильных или правильных: есть просто своя точка зрения, свое решение, своё видение. В микрогруппах постарайтесь договориться: и если не прийти к единому мнению,хотя бы постараться найти компромисс.
Итак, наши дети перешли в среднюю группу. Новая жизнь – новые задачки. И жизнь нам их уже заготовила.
Раздать каждой микрогруппе листочки с педагогическими задачками.
Педагог: Внимательно прочитайте задачку, выскажите своё мнение, запишите своё решение данной задачки.
(Даётся время для работы).
Обмен мнениями: Делимся в микрогруппе друг с другом полученными результатами. Находим общее решение.
(Дать время.)
Затем группы поочередно читают задачи и говорят свое решение.
Примерный перечень задач:
• Ребенка вечером невозможно вовремя уложить спать.
• Утром ребенка трудно поднять .
• Ребёнок не хочет сам одеваться.
• Ребенка невозможно оторвать от компьютера.
• Любит смотреть «злые», агрессивные мультики.
Выслушать всех родителей, похвалить каждое решение,можно сделать свое добавление по ситауции с детьми своей группы, не называя имён.
Кольцо добрых слов: Все мы любим добрые слова в свой адрес. А нашему ребёнку это сейчас особо важно и нужно. Запускаем кольцо добрых слов в адрес нашего малыша. Говорим кукле Светлане добрые слова и передаём её нежно из рук в руки по кругу.
Педагог: Только уверенность ребенка в том, что ребёнок любим, принят родителями таким, какой есть, помогает ему добиться успеха. Замечательно сказал об этом поэт В. Берестов в одном из своих стихотворений:
Любили тебя без особых причин
За то, что ты — внук,
За то, что ты — сын,
За то, что — малыш
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Из истории образования: «Обращайте ваше внимание не столько на истребление недостатков и пороков в детях, сколько на наполнение их животворящей любовью: будет любовь — не будет пороков. Истребление плохого без наполнения хорошим — бесплодно: это производит пустоту, а пустота беспрестанно на¬полняется пустотою же; выгоните одну, явится другая».
В. Г. Белинский
Педагог: Поэтому, учимся хвалить, поддерживать нашего малыша за каждое маленькое достижение, маленький успех, учимся сравнивать ребёнка только с ним самим, а не с соседом Ваней, учимся гордиться успехами своего ребенка, учимся верить в него, доверять ему – это основа самоуважения и успешности человека, его чувства собственного достоинства.
Отметили вы в семье переход ребёнка в среднюю группу? А почему бы нет? Например, семейный праздник – первое сентября. В нашей стране традиционно отмечается, как День Знаний. Попробуем определиться с понятием традиция.
Работа в микрогуппах: по опорной схеме:
• Зачем нужна традиция в семье?
• Как часто этот день повторяется в семье?
• Что происходит в этот день в семье?
Обсуждение проводиться по схеме: сначала обсуждаем первый вопрос – поочередно микрогруппы выскажутся, затем – второй, третий.
Педагог: Этот праздник нужен для демонстрации ребенку, что он важен и нужен в жизни родителей, семье интересен он сам, его развитие и успехи. Почему? Взрослые отмечают свои события: профессиональные праздники, покупку автомобиля, покупаем тортик и своим коллегам, и своим семье. Для ребенка переход в среднюю группу, затем в старшую, подготовительную, а далее в школу - событие. А значит и семейное событие тоже. Уверена, что непременно добрые традиции появятся в семье ваших детей.
Работа в микрогуппах: составить словесный портрет идеального ребенка. После того, как микрогруппы поработают, на доске записываю коллективный портрет ребенка. Сначала пишу две буквы – ИР, а затем от каждой микрогруппы поочередно записываю 1-2 качества идеального ребенка и делаю вывод:
мы мечтаем об идеальном ребенке, нам он видится именно таким
(послушным, добрым, вежливым, аккуратным, умным, любимым).
Но эти две буквы
И Р можно расшифровать и как
«идеальный родитель». Такие ли вы – знаете только вы.
Педагог: Сегодня вы удачно прошли испытание, я попрошу вас встать в круг. Поздравим друг друга с удачной сдачей экзамена. Пожимаю руку родителя, стоящего от меня слева – и запускаю
круг поздравления «по солнышку»: Я поздравила вас, вы – того, кто слева от вас и так пока рукопожатие не дойдет до меня.
Вот так – рука в руке родителя и педагога, родителя и родителя, а самое главное – ребенка и родителя мы с вами продолжаем работу в средней группе детского сада. Договариваемся здесь и сейчас:
верить в наших детей,
доверять друг другу,
создать традицию: встречаться каждый месяц в семейном клубе «Солнышко»
наполнить жизнь наших детей радостью
и пусть поможет нам в этом любовь к детям.
Авторитетное мнение. Из дневника государыни императрицы Александры Фёдоровны Романовой:
«Проходят и снова возвращаются времена года, расцветают новые цветы, но никогда не приходит дважды юность.
Только один раз даётся детство со всеми его возможностями. То, что вы можете сделать, чтобы украсить детство своего ребёнка, делайте смело, не откладывая на завтра.»
Педагог: Предлагаю вам превратимся в Добрых Волшебников. Научим детей видеть чудо в обычном закрашивании листа бумаги. Для этого надо совсем немного: осенние листочки (я приготовила их для вас), чистые белые или цветные листы бумаги (лежат на столах) и яркие мягкие цветные карандаши, и восковые мелки.
Рефлексия: Педагог: я приглашу детей, а вы, пожалуйста, коротко напишите на маленьких цветных листочках свои впечатления, ощущения от нашей сегодняшней встречи, поставьте внизу дату, сегодня 31 октября 2012 года и свою подпись. Листочки можно положить в шкатулку.
Сотворчество родителей и детей: осенние листья положить под чистый лист бумаги и закрашивать лист бумаги цветными карандашами, восковыми мелками. Волшебство: на чистом листе вдруг появляются «деревья и кусты» из осенних листочков, подложенных под белый тонкий лист бумаги. Восхищение: «Ах, какая красота», предложение: «Украсим нашу группу!»
Педагог: Благодарю всех за участие в работе нашего семейного клуба «Солнышко». Позвольте вручить вам памятки «Детские радости».
Приложение.
Детские Радости. Что обязательно нужно делать с ребёнком, чтобы воспоминания о детстве были яркими и счастливыми:
Говорить о мечтах.
Стучать в самодельный барабан.
Выпустить в небо воздушный шар.
Организовать детский праздник.
Смотреть на мир через цветные стеклышки.
Рисовать на запотевшем стекле.
Начать обед с десерта.
Играть в привидений.
Вырезать челюсти из апельсиновых корок.
Сидеть в темноте, при свечах.
Строить дом из мебели.
Прыгать в кучи осенней листвы.
Смотреть на звезды.
разрешить ребёнка надеть на себя вашу одежду или обувь.
Заштриховывать листья, спрятанные под бумагой.
Рекомендуем посмотреть:
Семинар-практикум для родителей детского сада
Игры и упражнения, направленные на коррекцию детских страхов
Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников в условиях ФГОС ДО
Программа социального партнерства с семьей в детском саду