Методическая разработка занятия по аппликации для детей старшего дошкольного возраста «Русская матрёшка»
Цель: воспитывать у детей стремление научится создавать изделия, радующие окружающих и самих детей
Задачи:
• Воспитывать у детей уважение и интерес к труду народных мастеров;
• развивать творческие способности детей, фантазию, творческий склад ума;
• закреплять умение правильно подобрать цвет;
• закреплять навыки работы с шаблонами;
• развивать художественный вкус, чувство композиции.
Предварительная работа:
• рассматривание разных видов матрешек: Семеновской, Полхов-Майданской, Загорской (Сергиево-Посадской);
• беседы с дошкольниками о появлении матрешки, о творчестве русских народных мастеров;
• познавательное занятие «Русская матрешка» с использование ИКТ;
• рисование матрешек;
• загадывание загадок о матрешках;
• чтение стихов о матрешках;
• прослушивание русской народной музыки.
Оборудование: компьютер, аудионоситель (инструментальная музыка русских народных инструментов); демонстрационный материал: матрешки разных видов: Семеновские, Полхов-Майданские, Загорские (Сергиево-Посадские); раздаточный материал: шаблоны игрушки - матрешки, принадлежности для аппликации (ткань (густо накрахмаленная), ножницы, клей ПВА, кисти, элементы декора матрешки).
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Ход занятия
В начале занятия включается русская народная музыка.
Педагог загадывает загадку:
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы — …[4].
(Матрешки)
Беседа.
Педагог: Доброй славой пользовались в народе настоящие умельцы, которые своими руками искусно лепили из глины, вырезали из дерева игрушки, предметы быта, делали из коры туеса (круглый берестяной короб с плотно прилегающей крышкой (служит для хранения и переноса мёда, икры, ягод и т.п.) [1], лапти, корзины и красиво шили. Про мастера, который никакой работы не боялся, говорили: «Мастер на все руки».
У всякой хозяйки после кроя одежды оставались разноцветные лоскутки ткани различных форм и размеров.
Педагог: Как вы думаете, что с ними делали? (Ответы детей)
Педагог: Их не выбрасывали, а складывали в укромное местечко, в коробочку, мешочек до тех пор, пока не наберется нужное количество. Потом каждому из этих лоскутков находили место в орнаменте (узоре) на красивых и полезных вещах в доме.
Педагог: Какие полезные и красивые вещи шили хозяйки в дом? (прихваты, одеяла, грелки, фартуки)
Хозяйки не просто сшивали лоскутки, а старались сделать это искусно. Придумывали узор, подбирали цвета по форме и цветовым сочетаниям [2].
Дети всегда были помощниками. Взрослые с любовью про них говорили: «Маленький, да удаленький». Подобрав и разложив из разноцветных лоскутков элемент узора, дети, взяв иглу в руки, приговаривали:
Иголка, иголка, ты остра и колка.
Не коли мне пальчик, шей мне сарафанчик.
Педагог: Мы с вами не будем шить, мы с вами будем делать аппликацию «Матрешка». Но сначала давайте отдохнем, сделаем физкультминутку.
Физкультминутка
ВЕСЕЛЫЕ МАТРЕШКИ
Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки.
Мы похожи словно сестры,
Ладушки, ладушки.
Повороты туловища направо, налево.
Руки перед собой, выставить левую ногу вперед на пятку, покачать носком слева направо, то же с правой ноги.
Два хлопка слева и справа. Повторить 2 раза
Педагог: Давайте вернемся к нашим матрешка, посмотрим на них и подумаем, что общего у всех матрешек? (сарафан, платок)
А чем они отличаются друг от друга (цветом своего наряда, узором, фартуком, размером).
Педагог: Из шаблонов нам нужно выбрать те, из которых будет состоять наша матрешка. При выборе будьте внимательны: матрешки разных размеров, от большой до маленькой, поэтому детали нужно подбирать по размеру. Вырезать детали нужно равно, по линиям. Затем нужно собрать узор на основе. И только потом мы аккуратно приклеиваем все детали друг к другу.
Дети на изнаночной стороне простым карандашом обводят шаблоны (туловище, фартук, волосы). Вырезают и выкладывают на основе. Элементы декора используются готовые (лицо, пайетки, блестки, цветочки).
Когда все матрешки выполнены, дети объединяют их в единую композицию «Хоровод».
Использованная литература:
1. Энциклопедический словарь. 2009.
2. Пискулина С.С. Художественно- творческая деятельность. Аппликация из ткани. – Волгоград: Учитель, 2015. - 95 с.
3. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. – М.: Просвещение, 1986.
4. Загадка. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://mshishova.ru/zagadki-pro-matreshku/#ixzz4RxgVGYu6 (дата обращения 04.12.2016).
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий развлечения в младшей группе «Русская матрешка»
Межрегиональный конкурс. Русская народная игрушка
Творческий проект в детском саду во второй младшей группе. Русская матрёшка
Конспект занятия по рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Матрёшка»