Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия по рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Матрёшка»

Методическая разработка по рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Матрёшечка»
Человечество всегда стремилось вырастить свою смену достойной, умной, смелой, доброй, красивой и трудолюбивой. Осмысление, сохранение и передача народного искусства следующим поколениям имеет огромное общенациональное значение и способствует сохранению мировой культуры.
В каждом доме живут и служат нам различные предметы. И если их коснулась рука художника или народного умельца, они становятся произведениями декоративно-прикладного искусства. Прикладное – значит то, к чему приложено умение. В области народного искусства есть много красивого, простого, что с успехом можно использовать. Эти работы воспитывают у детей трудолюбие, развивают умения, навыки, научают целесообразно использовать материал. Такие поделки удовлетворяют запросы детского воображения, в них проявляется и художественный вкус, и остроумная догадка, и умелое подражание.
Нет, наверное, такого дома, а тем более детского учреждения, в котором бы не было нашей русской красавицы – расписной матрешки. Матрешка – исконно народная, всему миру известная детская игрушка. Народная мудрость воплотила в ней целый комплекс дидактических идей: знакомство с количеством и счетом, цветом, освоение ребенком формы, величины, не говоря уже об эстетике самого изделия. Нельзя переоценить роль матрешки в воспитании и развитии маленького ребенка. Матрешка стала не только универсальным воспитательным пособием и вечным спутником детства, но и символом России [8].
Вскоре после матрёшек, расписанных цветочными орнаментами, появились матрёшки, украшенные живописными сюжетами из сказок и былин. Такие матрёшки "рассказывали" целые истории.

Цель: Расширение представлений о фольклоре России, об организации народного быта и об изделиях декоративно - прикладного искусства.
Задачи:
• приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства;
• познакомить детей с матрешкой как с предметом народного творчества;
• Показать способ отражения представлений о матрешке в изобразительной деятельности;
• учить различать матрешек по форме, цвету, узору, по месту производства;
• закреплять навыки аккуратного рисования красками на трафарете матрешки;
• активизировать творческое воображение;
• развивать художественный вкус.
Предварительная работа: Создание в группе условий для осуществления совместной деятельности по теме «Русская матрешка»:
• беседы с дошкольниками о появлении матрешки, о творчестве русских народных мастеров;
• рассматривание разных видов матрешек: Семеновской, Полхов-Майданской, Загорской (Сергиево-Посадской);
• загадывание загадок о матрешках;
• прослушивание русской народной музыки;
• рассматривание узоров рисунков в альбоме для раскрашивания;
• изготовление заготовок для плоскостных игрушек - матрешек.
Оборудование: компьютер, аудионоситель (инструментальная музыка русских народных инструментов); демонстрационный материал: матрешки разных видов: Семеновские, Полхов-Майданские, Загорские (Сергиево-Посадские); раздаточный материал: плоскостной силуэт игрушки - матрешки, принадлежности для рисования по количеству детей (бумага, краски, кисточки, баночки, салфетки, ватные палочки), гуашь, медали «Мастер по росписи матрёшек».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Ход занятия
Дети становятся в круг, лицом к педагогу.
Педагог загадывает загадку:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская… (матрёшка).
Педагог ведёт детей к выставке матрёшек. Дети рассматривают матрёшек.
Сравнение матрёшек. Нахождение сходств и различий. Рассказ, чем они отличаются друг от друга.
Рассказ педагога
Матрёшка - русская игрушка из дерева, в виде расписной куклы, внутри неё находятся такие же куклы, меньшего размера. Число вложенных друг в друга кукол может быть от трех и более. Давайте подумаем, какую форму имеет матрешка? (Овал)
Плоская фигура овал, а объемная матрешка имеет форму, которая называется овоид. (Эту объемную геометрическую фигуру мы не изучаем, но можно сообщить в качестве ознакомления). Дно игрушки делают плоским для устойчивости. На что похожа матрешка? (На вытянутое яйцо, кабачок, баклажан, огурец, воздушный шарик).
Давайте посмотрим, из скольких частей состоит матрешка и сколько их у нас вложено друг в друга. (Дети открывают и считают). Матрешки состоят из двух частей, только последняя, самая маленькая - из одной.
Мастера из Полховского Майдана выработали свой стиль декоративной росписи: у матрешек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого - условный овал на двухцветном поле - верх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый. Вверху в овале лицо, немного грустное. А все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. Цветы часто чередуются с красными точками ягод. Характерной особенностью этих матрешек является изображение на голове полушалка с цветами. По форме эти матрешки близки к загорским и семёновским, но у них более плавный контур и как бы вытянутые пропорции. Каждая матрешка хороша по-своему [10].
Семёновская матрешка имеет стройную, вытянутую форму. Она отличается от всех большим очень ярким букетом цветов, который занимает почти весь фартук. Колорит росписи сочетает яркие до резкости цвета: малиновый, лимонный, фиолетовый, зеленый. Край платка этой матрешки украшен орнаментом из небольших бутонов. Манера росписи семеновской матрешки напоминает кистевую роспись золотой Хохломы. Да это и немудрено, ведь центр хохломской росписи и фабрика, на которой делают матрешку, находится в одном городе - Семёнове. Семёновские мастера всегда изображают матрешек бойкими девушками в ярких полушалках. У них несколько удлиненное лицо, высоко поставленные глаза, дугообразные брови, ротик «бантиком», малиновый румянец.
Загорские матрешки отличаются от семёновских. Они более приземистые, плотные. Верхняя часть фигурки плавно переходит в утолщение. Она более округла, в сарафанчике, кофточке с вышивкой, платке, переднике с вышитым узором или цветами. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные узоры местные мастера называют «пеструшкой». Выполняются эти узоры приемом «тычка». Часто мастера работают сразу двумя тампончиками разной величины: более крупным наносят светлое пятно, а тем, который поменьше, делают узоры темной краской [11].
Педагог: А теперь мы с вами пройдём в мастерскую по росписи матрешек. Проходите и садитесь за столы.
А сейчас, дорогие ребята, на минутку закройте глаза (педагог читает стихотворение)
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса!
Ростом разные подружки
А похожи друг на дружку
Круглолицы и румяны
В разноцветных сарафанах
Русские красавицы
Всем нам очень нравятся.
Педагог: Ребята, о ком это стихотворение? Верно, о матрешке. Сейчас каждый будем расписывать свою матрешку. Давайте мы рассмотрим моих матрешек, которых я для вас расписала. Посмотрите, вы узнаёте здесь каких-либо матрешек? (Семеновская, Загорская, Полхов- Майдановская)
Педагог: А чем они отличаются? (Росписью)
Педагог: Правильно, они отличаются друг от друга росписью в зависимости от той местности, откуда пришла матрешка.
Педагог: Здесь у меня семья матрешек. Они все сестрички и очень похожи друг на друга. Но им чего -то не хватает… Да ведь у них фартуки совершенно белые и чистые! Да, наряд скучный, слишком однотонный для русской игрушки. Давайте мы их сейчас украсим. А чтобы лучше отличать сестричек друг от друга, мы сейчас их распишем, каждый на свой вкус (педагог читает стихотворение):
Нарисуем на платочках
Очень яркие цветочки,
Завитки, листочки,
Маленькие точки.
Постараемся немножко -
Станет радостной матрешка! [11].
Педагог: Давайте с вами подумаем, какие элементы кистевой росписи лучше использовать для украшения наших матрешек? (Цветы, листочки, точки, кружочки, волнистые линии, завитки, целые букеты)
Педагог: Рисовать будем гуашью. Какой цвет гуаши лучше использовать? (Желтый, красный, синий и зеленый)
Педагог: Подбирайте цвета так, чтобы матрешка получилась яркой, нарядной. Старайтесь рисовать аккуратно. Точки, завитки, тонкие линии делайте тонкой кисточкой или кончиком кисточки, лепестки цветов — короткими толстыми штрихами. Можно использовать для работы и ватные палочки. Они похожи на тампончики, как у мастеров из города Загорска.
Педагог: А теперь начинаем: первое, что должны сделать - это нанести линии лица, косынки, рукавов, передника простым карандашом. После того, как нарисовали вспомогательные линии, приступаем к раскрашиванию косынки, сарафана и передника.
Звучат русские народные мелодии в записи, дети садятся за столы и начинают расписывать матрешек [6].
Педагог: Пока краска подсыхает, давайте с вами отдохнем.

Физкультминутка:
Наши алые цветы распускают лепестки
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветы закрывают лепестки
Головой качают, тихо засыпают [12].
Педагог: Приступаем ко второму этапу. Краска высохла, а теперь давайте посмотрим какие узоры, использовали мастера при росписи. Я уже говорила, что они немного отличались друг от друга в зависимости от той местности, откуда пришла матрешка. Со многими вы уже знакомы. Давайте вспомним, как правильно их рисовать (вызвать одного ребенка, чтобы он показал, как рисовать цветок кистью, цветок тычками, листья).
Дети приступают к росписи своих авторских матрешек.

Итог занятия
После окончания все работы вывешиваются на стенде. И дети каждый рассказывает о своей матрешке.
Педагог: Ребята, посмотрите, какие у вас получились яркие, красочные, нарядные матрешки. Вы настоящие мастера. А сейчас я вас хочу наградить каждого медалью «Мастер по росписи матрешек». Вы ее заслужили. Молодцы!

Литература
1. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева. - М., 2000. С. 304-337.
2. Левина, М.С. 365 кукол со всего света /М.С.Левина.- М. : Айрис-Пресс : Рольф, 2000. – 246 с.
3. Русская матрешка // Каштан, Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы : учеб. пособие. - М. : Высшая школа, 1980. - С. 129.
4. О полхов-майданской матрешке // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. - Л.: Художник РСФСР, 1981. - С. 131.
5. Татаринов, В.М. Матрешки: стихотворение //Татаринов, В.М. Дом над прудом. - М.: Композитор, 1992. - С. 31.
6. Русские народные мелодии [Электронный ресурс]
7. Цветкова, Т. Веселый хоровод: развлечение для старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 5. - С. 89.
8. Досуг для детей младшей группы [Электронный ресурс]
9. Значение и символика русской матрешки [Электронный ресурс]
10. К истокам народного творчества «Русская матрешка». НОД по декоративно-прикладному искусству. [Электронный ресурс] / Режим доступа: /blogs/olga-nikolaevna-tihonkova/k-istokam-narodnogo-tvorchestva-ruskaja-matreshka-nod-po-dekorativno-prikladnomu-iskustvu.html (дата обращения 10.11.2016).
11. НОД по декоративно-прикладному искусству для старшей группы детского сада. [Электронный ресурс] / Режим доступа: /blogs/olga-nikolaevna-tihonkova/k-istokam-narodnogo-tvorchestva-ruskaja-matreshka-nod-po-dekorativno-prikladnomu-iskustvu.html (дата обращения 13.11.2016).
12. Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. Русская матрёшка [Электронный ресурс] / Режим доступа: /blogs/lyudmila-ivanovna-vologdina/konspekt-integrirovanogo-zanjatija-v-podgotovitelnoi-grupe-ruskaja-matr-shka.html (дата обращения 13.11.2016).

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий развлечения в младшей группе «Русская матрешка» Межрегиональный конкурс. Русская народная игрушка Творческий проект в детском саду во второй младшей группе. Русская матрёшка Конспект занятия по аппликации для детей подготовительной группы детского сада «Русская матрёшка»
Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ «Русская матрёшка» | Конспект занятия по аппликации для детей подготовительной группы детского сада «Русская матрёшка»
Опубликовано: 2561 день назад (12 апреля 2017)
Просмотров: 5693
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!