Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ «Русская матрёшка»
Методическая разработка познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Русская матрёшка»
Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством расширения и углубления знаний о матрешке - символе русского народного искусства. Задачи:
• дать представление детям о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов;
• рассказать об истории возникновения, видах и особенностях росписи русской деревянной куклы;
• учить ребёнка оценивать окружающие вещи с точки зрения развития истории и культуры;
• расширять представления о Семеновской, Полхов-Майданской и Сергеев-Посадской матрешках, знакомить с их характерными особенностями;
• прививать интерес к народному творчеству;
• развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества;
• развивать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру, символу страны;
• развивать речь, мышление, воображение.
Предварительная работа: подбор экспонатов в музей народной игрушки: матрешки, свистульки, лошадки и другие игрушки, выполненные в технике хохлома, гжель, дымковская, филимоновская и другие.
Оборудование: русский народный костюм для педагога, матрёшки, сундучок, кукла неволяшка, компьютер, проектор.
Ход занятия:
В группу входит педагог с сундучком. Педагог:
Здравствуйте, ребята.
Я на ярмарке была,
Сундучок вам принесла.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.
Вынимаю напоказ.
И веду о нем рассказ.
Что же в этом сундучке? Хотите узнать? Я открою вам секрет. Сундучок наполнен народными игрушками. А какие в нем игрушки, вы узнаете, когда отгадаете загадку. Педагог загадывает загадку:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста,
Разнимается она на две половинке,
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Разрумянилась немножко
Наша русская…[3] (Матрешка)
Педагог: Правильно, матрешка.
Дети рассматривают матрешку, любуются.
Педагог: Какая матрешка? (Деревянная, красочная, красивая, яркая, веселая, разъемная, интересная, загадочная, румяная…) Педагог: Кажется, что матрешка пришла к нам из мира сказок.
Слайд 2.
Педагог: История появления матрешки в России туманна. Единого мнения о том, как появилась она в России, когда именно и как это произошло, нет. Я хочу вам рассказать вот такую версию. Послушайте. В старинном подмосковном селе Абрамцево более 100 лет назад жили многие замечательные художники: Серов, Коровин, Васнецов. Однажды из Японии к ним попала традиционная японская деревянная кукла. Это был добродушный, узкоглазый старичок Фукуруму - японское божество долголетия и счастья [9](Показать слайд). Фукуруму раскрывался, и в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую, - божества рангом пониже. Кукольные мастера и художники повертели в руках заморскую игрушку, подивились. Понравился им Фукуруму, и решили они: а что, если выточить такую же русскую куклу и расписать ее [4].
Слайд 3.
Токарь Василий Звездочкин закрепил высушенную заготовку из березы на токарном станке и выточил и ошкурил самую маленькую, нераскрывающуюся фигурку. Потом фигурку побольше, раскрывающуюся, потом еще больше - всего 8 [4].
Слайд 4.
Первых матрешек расписал художник Сергей Малютин. Первая матрешка состояла из восьми кукол, которые изображали девушек и мальчиков разных возрастов. Это были девочки в ситцевых сарафанах с белыми фартуками, с цветастыми платками на головах, в руках – черный петух, серп или хлеб. Назвали куклу Матрешей, старинным русским именем. Так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника [4].
Кукла получилась на удивление русской. Так и хотелось назвать ее русским именем. Дуняша? Маняша? Кто-то воскликнул: «Хороша! Типичная Матрена!» Матреша! Так и стали новые игрушки матрешками!
Педагог: Ребята, подумайте, почему про матрёшку говорят, у нее два отца и ни одной матери. (Ответы детей). Токарь-игрушечник Василий Звездочкин выточил первую матрешку, а художник Сергей Малютин расписал.
Педагог: Очень полюбилась такая игрушка и взрослым, и детям. А знаете ли вы, из какого дерева стали делать матрешку? (Предположения детей)
Слайд 5.
Педагог: Сейчас матрёшки делают в различных мастерских. Способ изготовления матрешек остался неизменным за много лет. Нужно подобрать подходящую древесину. Хорошо режется, мягкая и податливая липа, реже делают из ольхи или березы. Подходящее дерево рубят ранней весной, снимают частично кору, чтобы дерево сохло медленно. Сушат несколько лет, следят чтобы хорошо проветривалось.
Самую маленькую куклу, не разборную делают первой. Потом начинают делать вторую куклу, чуть побольше. Измеряют высоту, отпиливают необходимую заготовку, разделяют её пополам. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Изготовив вторую куклу, приступают к третьей и так необходимое количество раз.
Педагог: А на этом фото видно в разрезе, как матрешки расположены внутри.
Слайд 6.
Беседа с детьми.
Педагог: Ребята, а давайте с вами подумаем, какое значение имеют следующие пословицы?
Пословицы и поговорки о мастерах.
• Поспешишь – людей насмешишь.
• Делу время, а потехе – час.
• Труд кормит, лень – портит.
Педагог: А как вы думаете, что происходит с матрешками после того, как мастер выполнит заготовки из дерева? (Предположения детей) Педагог: После изготовления заготовок их еще сушат. Потом их раскрашивают. Но прежде чем раскрасить матрешку, ее надо сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Затем уже её красят художники, покрывают лаком. Используют разные краски, но чаще гуашь. Так рождается матрешка – разъемная деревянная кукла!
Слайд 7.
Педагог: Каждая игрушка хороша по-своему: одна – озорная, другая - веселая, третья – задумчивая. Всё зависит от художника, который старается выполнить неповторимый образ для своей любимицы.
Педагог: Ребята, а знаете ли вы сколько матрешек спрятано внутри большой матрешки? (Ответы детей)
Педагог: Наиболее часто встречались 6-ти, 8-ми, 12-ти местные матрешки. Свое виртуозное мастерство токари проявляли в больших наборах, в которых было до 50 штук кукол, находящихся одна в одной.
Известна и такая история. Однажды Евгений Безруков, семеновский мастер, долго бродил по лесу, искал дерево, из которого мог бы вырезать матрешку высотой ровно в метр. Нашел, вырезал и принес матрешку на фабрику сувениров. Начали открывать матрешку, а в ней 70 матрешек, и каждая в неповторимом наряде [5].
Слайд 8.
Педагог: Посмотрите на фото, самая большая матрешка игрушка была выполнена размером с девочку – первоклассницу, а самая маленькая – размером с ноготь. Педагог: А я предлагаю вам отдохнуть и немного поиграть.
Русская народная игра «Федул»
Эй, Федул
Что губы надул? Дети идут по кругу, взявшись за руки
Эй, Федул
Что губы надул? В центре стоит надувшийся Федул
Ты, не злись, не сердись
А ребятам улыбнись! Дети грозят пальчиком Федулу
Ты немножко попляши,
Что нам делать, прикажи! Дети хлопают в ладоши,
а Федул танцует
Педагог: А начинала свое путешествие матрешка по белу свету из Семенова.
Слайд 9
Педагог: В городе Семенов есть центр по росписи матрешек. Отсюда и название – Семеновская матрешка. Какие цветы вы видите на сарафане у матрёшки? (Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья.) Педагог: Ягоды и листья собраны в разнообразные букеты, которые матрешки держат в руках, заполняют весь центр фигурки. Своеобразием Семеновской матрешки является ее форма и цветовое оформление: желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами. Черные, на пробор, волосы, обрамляют сужающийся книзу овал. Педагог: Матрешки в Полховском-Майдане появились не случайно. Это большое село – центр народного художественного промысла. Полховско-Майданская матрешка непременно имеет ветку с алыми цветами. У нее нет таких деталей, как руки, сарафан, кофта, как у загорской и семеновской матрешек, а из-под платка обязательно видны кудри – черные, завитые [3].
Слайд 10.
Педагог: Знаменитая загорская (Сергеев-Посадская) матрешка похожа на первую русскую матрешку. Она так же одета в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках держит узелок, корзину или цветы. Но сам образ стал другим по характеру – ярким, открытым, привлекающим внимание; добротной, устойчивой стала и форма.
Слайд 11.
Педагог: Хочу вас познакомить вас с нашим гостем. Чтобы узнать его имя, нужно отгадать загадку.
Вот упрямый человек!
Не заставишь лечь вовек!
Вам такой встречается?
Он совсем не хочет спать,
Положу - встает опять
И стоит - качается.
Как он называется? [4] (Ванька-встанька)
Слайд 12.
Педагог: Ваньку-Встаньку (неваляшку) называют братом матрешки. Подумайте, почему? (Ответы детей).
Педагог: Матрешка – символ русского народного искусства. Она знаменита не только в нашей стране, но и за рубежом. Ее увозят как сувенир во все страны мира, поэтому русская матрешка и стала великой путешественницей.
Слайд 13.
Беседа
Педагог: Ребята, скажите, что такое сувенир? Кому мы можем подарить сувениры? (Ответы детей, с опорой на фото)
— Малышу мы можем подарить матрешку – погремушку.
— Бабушке – грелку на чайник, расшитую русскими матрешками.
— Сестренке, брату, другу, маме, папе, тёте, дяде – брелочки, колокольчики, матрешки, магниты на холодильник.
— Матрешками можно украшать елки.
Слайды 14 – 18. Использованная литература:
1. Берестов, В.Д. Матрешкины потешки // Берестов, В.Д. Читалочка : стихи. - М. : Малыш, 1988. - С. 8.
2. Знакомьтесь: матрешка // Дошкольное воспитание. - 1994.- № 4. - С. 29.
3. Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и ИЗО с детьми старшей группы. [Электронный ресурс] /
4. Методическая разработка по знакомству детей с русской матрешкой. [Электронный ресурс]
5. Праздник русской матрешки. [Электронный ресурс] /
6. Из истории матрешки // Левина, М.С. 365 кукол со всего света. - М. : Рольф, 2000.
7. Из истории матрешки // Семья. - 2001. - № 14. - С. 17.
8. Клиентов, А.Е. Две Матрены, три Матрешки и еще Матрешечка! : русская матрешка // Клиентов, А.Е. Народные промыслы. - М. : Белый город, 2003. - С. 10.
9. Матрешка - дочь Фукурумы // А почему? - 1991. - № 4. - С. 10.
10. Откуда ты, матрешечка? // Жили-были. - 2000. - Июль. - С 15.
11. О полхов-майданской матрешке // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. - Л. : Художник РСФСР, 1981. - С. 131.
12. Русская матрешка // Каштан, Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы : учеб. пособие. - М. : Высшая школа, 1980. - С. 129.