Задачи:
— закреплять знания о живой и неживой природе и природных явлениях, о временах года, умение ориентироваться в пространстве;
— упражнять в образовании относительных и сложных прилагательных;
— учить понимать смысл и содержание литературного произведения, осмысливать характеры и поступки персонажей;
— способствовать высказыванию своих суждений, давать развернутую оценку, применяя образные слова и выражения;
— развивать логическое мышление на материале загадок, зрительное восприятие и мелкую моторику, музыкальный слух;
— формировать умения слушать, отвечать на вопросы, высказываться по предложению воспитателя, работать в коллективе, эмоциональную отзывчивость, эстетическое восприятие окружающего мира;
— воспитывать бережное отношение к природе, интерес к сказкам;
— поощрять проявление творчества, инициативу.
Оборудование: презентация мультимедиа; флажки синего, красного, желтого, зеленого цвета; изображения четырех времен года; магнитная доска; ватман с нарисованной лейкой и цветами; фломастеры; мяч; султанчик; костюм дождика; стулья (по количеству детей); ширма; куклы бибабо (листок, мышка, заяц, лиса, медведь, бабочка, птичка, мама, мальчик); изображения кленового, березового, дубового, рябинового, липового, ивового, тополиного, каштанового листьев; пять столов; разноцветные части кленовых листьев на магнитах; изображение на листе ватмана ежа в осеннем лесу; аудиопроигрыватель; музыкальное сопровождение.
* * *
I. Вводная часть
Дети входят в зал под музыку, встают врассыпную. На экране изображение земного шара или природы.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы собрались в зале для того, чтобы совершить путешествие в удивительный мир природы.
Посмотри, мой юный друг,
И увидишь ты вокруг
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Травы росы умывают.
1-й ребенок
Речка, лес, цветы, поля —
Сердцу милая земля.
2-й ребенок
Нам в любое время года
Красоту дарит природа
И земную благодать!
1-й ребенок
Без растений и животных,
Без лугов, полей раздольных
Жить не может человек!
2-й ребенок
Так давайте сбережем
Наш природный щедрый дом!
По М. Семкиной
Дети исполняют песню «Эко-экология» (муз. и сл. Н. Куликовой).
Воспитатель
Вот на Земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
1-й ребенок
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья,
2-й ребенок
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Воспитатель
Куда б дороги ни вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
Л. Дайнеко
Воспитатель предлагает детям сесть на стулья, стоящие полукругом. Под ними лежат флажки четырех цветов: синего, красного, желтого, зеленого.
II. Основная часть
Воспитатель. Ребята, в стихотворении Л. Дайнеко прозвучало слово «природа». А что оно означает?
Дети. Природа — солнце, вода, воздух, растения, животные, птицы — все, что нас окружает.
Воспитатель. Молодцы, ребята. А что тогда не относится к природе?
Дети. Это то, что сделано руками человека: дома, самолеты, машины.
Воспитатель. Ребята, природу можно разделить на мир живой природы и мир неживой природы. Как вы думаете, что относится к миру живой природы?
Дети. Это то, что рождается, дышит, двигается, размножается, растет, развивается, питается, умирает.
Воспитатель. Молодцы, ребята. А что можно отнести к миру неживой природы?
Дети. Горы, реки, дождь.
Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам сейчас встать около своих стульев. Мы поиграем в игру с мячом.
Дидактическая игра «Живая — неживая природа»
Воспитатель по очереди дает каждому ребенку мяч и просит назвать предмет живой или неживой природы. Участники выполняют задание и возвращают мяч.
На экране изображение четырех времен года.
Воспитатель. Ребята, обратите внимание на экран. Назовите времена года. Что вы можете о них рассказать?
Дети рассказывают о зиме и весне.
Игра на внимание «Полей цветы»
Воспитатель. Ребята, на мольберте лист с нарисованной лейкой и цветами. Надо найти правильный путь, чтобы полить цветы. Дорожку проведем цветным фломастером.
По сигналу воспитателя вызванные дети выполняют задания. Остальные помогают участникам, подбадривают их. По окончании подводятся итоги.
У нас остались еще два времени года. Какие?
Дети. Лето и осень.
Дети рассказывают об осени и лете.
Воспитатель. Молодцы! Рассказали обо всех временах года. Я предлагаю вам поиграть в игру.
Игра «Времена года»
Дети берут из-под стульев флажки и встают в круг. Под легкую музыку бегут по кругу, под звуки марша маршируют в разных направлениях. С окончанием музыки подходят к картинке с изображением определенного времени года: дети с желтыми флажками — осени, с белыми — зимы, с зелеными — весны, с красными — лета.
По окончании игры дети садятся, кладут флажки под стулья.
Проводится викторина с использованием загадок и стихотворений.
Воспитатель. Спасибо, ребята! Вы были очень внимательными и хорошо справились с заданием. Мы продолжаем наше путешествие по удивительной стране Природа.
На экране изображения снега, льда, града.
Обратите внимание на экран. Что вы видите?
Дети. Снег, град, лед.
Воспитатель. А что такое снег, лед, град?
Дети. Это природные явления.
Воспитатель. Когда бывают эти явления?
Дети. Зимой.
Воспитатель. Что такое снег?
Дети. Снег — атмосферные осадки, состоящие из мелких кристалликов льда. Падая на землю, кристаллики удлиняются и превращаются в снежинки. Каждая снежинка имеет особый вид. В мире имеются только две одинаковые снежинки, и хранятся они в музее. Снег покрывает зимой землю и деревья, спасая их от мороза.
На экране облака, дождь.
Воспитатель. Молодцы, ребята. Посмотрите на экран. Что вы видите? Расскажите об облаках и дожде.
Дети. Облака — скопление крошечных капелек воды, кристалликов льда. Они бывают самых разных форм. Перистые облака плывут очень высоко в небе, кучевые обычно ползут низко над землей. Они образуются при охлаждении восходящих потоков влажного воздуха, при этом содержащиеся в нем водяные пары собираются в мириады крошечных капелек воды. Дождь — осадки, выпадающие из облаков в виде капель воды. Дожди бывают ливневыми, грибными, с градом, моросящими.
На экране туман, гроза, радуга, ветер.
Воспитатель. Ребята, у нас остались еще некоторые природные явления. Назовите их.
Дети выполняют задание.
Что вы можете сказать об этих явлениях?
Дети отвечают.
Ребята, а вы заметили, что почти во всех явлениях природы присутствует одно вещество?
Оно без запаха, вкуса и цвета,
Но, всеми учеными признано это,
С любого грязнули всю грязь без следа
Смоет обычная наша... вода.
Конечно, это вода. Без нее нет жизни на Земле.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде:
1-й ребенок
В луже, в море, океане
И в водопроводном кране.
2-й ребенок
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
1-й ребенок
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Воспитатель
Смею я вам доложить —
Без нее нам не прожить.
Н. Рыжова
Игра «Дождик, лей»
Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам немного передохнуть перед следующим этапом путешествия. Мы поиграем в игру.
Дети встают врассыпную и поют песенку. Ребенок - «дождик» бегает и пытается султанчиком дотронуться до игроков.
Дождик, лей веселей,
Теплых капель не жалей.
Для лесов, для полей,
И для маленьких детей,
И для мам, и для пап.
Кап-кап! Кап-кап!
Дети садятся на скамейки, поставленные перед ширмой.
Логопед. Ребята, вы в кукольном театре. Скоро начнется чудесная добрая «Лесная сказка», которую написала Наталья Чарушина-Капустина. Но сначала объясните слова, которые встретятся вам в сказке: «закутываться», «подевался», «пыхтя», «чавкая», «громадный», «неподалеку», «невесомая», «пролепетала». Будьте внимательны. Сказка начинается...
Родители показывают кукольный спектакль. За автора рассказывает логопед.
Ребята, вам понравилась сказка?
Дети. Да.
Логопед. Давайте поаплодируем нашим актерам.
Родители выходят из-за ширмы, кланяются и садятся на отведенные для них места.
Логопед задает вопросы по содержанию сказки.
Вопросы
• О ком эта сказка?
• Куда хотел полететь Листок, когда оторвался от ветки?
• Кто сначала хотел взять Листок к себе в норку? Зачем?
• Какие герои потом хотели взять Листок?
• От чего заскучал и стал сохнуть Листок?
• Какого друга нашел себе Листок?
• Почему Листок так обрадовался Мальчику?
Дидактическая игра «С какого дерева лист?»
Логопед предлагает детям встать в круг.
Логопед. Ребята, я буду показывать вам разные осенние листья: кленовые, дубовые, березовые... Скажите, с каких они деревьев. Липовый листок с какого дерева?
Дети. С липы.
Логопед. Каштановый листок с какого дерева?
Дети. С каштана.
И т.д.
Логопед. Ребята, листья разного цвета какие?
Дети. Разноцветные.
Логопед. Если лист красный и зеленый, как назовем его цвет?
Дети. Красно-зеленый.
Логопед. Правильно, ребята. Подойдите к своим столам. На них лежат части разноцветных листочков и клей. Склейте из этих частей осенние листья, назовите их цвет (красно-коричневый, оранжево-зеленый, зелено-желто- красный и т.д.) и подарите ежику. Работайте дружно и сообща.
Дети выполняют задания и прикрепляют листья-подарки на сюжетную картину «Ежик в лесу».
III. Заключительная часть
Воспитатель. Человека называют царем природы. Человек — существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.
На земле он всех умней,
Потому и всех сильней!
Однако благодаря своему могуществу человек стал причиной гибели многих животных, растений, мест их обитания. Надо бережно относиться к природе.
Дети вместе с родителями встают в хоровод и поют песню «Кто березку причесал» (муз. Л. Семеновой, сл. А. Горской).
В лесу и на речной излуке,
В родных полях, где даль светла,
Ты с добротой не будь в разлуке,
Не причини природе зла.
Иди к земле хорошим другом,
Ее защитником иди,
Чтоб только пенье птиц над лугом,
Чтоб мир и солнце впереди.
И. Дружинин
Авторы: Парфенова Екатерина Вячеславовна, Пескова Наталья Леонидовна
Сценарий логопедической игры в подготовительной группе детского сада
Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме Витамины
Конспект интегрированного занятия в группе ПО «Пришелец с неведомой планеты»
Конспект занятия – путешествия на тему «Школа» в подготовительной группе
Нет комментариев. Ваш будет первым!