Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Государственная политика в области образования детей с расстройством аутистического спектра

На сегодняшний день в мире официально зарегистрировано 6,5 миллионов аутистов. Только за последние 30 лет статистика этого заболевания резко увеличилась: по данным «Всемирной организации аутизма», в 2008 году 1 случай аутизма приходился на 150 детей. За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. И стало распространенным в современном мире. По данным статистики, на 1000 новорожденных приходится 6 случаев аутизма. Болезнь в 4 раза чаще поражает мальчиков. Аутизм называют болезнью XXI Века.
Аутизм – это врожденное неизлечимое заболевание, характеризующееся нарушением психического развития, приводящим к ослаблению или потере контактов с окружающим миром, глубокому погружению в мир собственных переживаний, отсутствию желания общения с людьми.
Такой ребенок не способен выразить свои эмоции и понять эмоции другого человека. При этом часто отмечаются нарушения разговорной речи и даже снижение интеллектуального развития. Первые клинические симптомы заболевания проявляются в раннем возрасте — до 2 лет. В основе болезни лежат отклонения, связанные с нарушением развития головного мозга.
Основными признаками патологии является ярко выраженная ограниченность социального общения и отсутствие каких-либо интересов. Дети, страдающие аутизмом, не способны построить в будущем нормальные человеческие отношения.
Не существует четкого перечня факторов, которые могут вызвать этот недуг. Учеными было выдвинуто немало теорий, относительно причин возникновения заболевания.
Наследственная предрасположенность
Несмотря на многочисленные споры, специалисты сходятся в одном: болезнь начинает формироваться уже в процессе внутриутробного развития плода. Поэтому нет сомнений в генетической природе этого недуга.
Исследования показали, что при рождении одного ребенка с аутизмом риск развития его у следующего, родившегося в семье, малыша выше в 2,8 раза. Возрастает вероятность возникновения болезни и в случае наличия аутизма хотя бы у одного из родителей.
Доказано, что наличие в кругу ближайших родственников человека, страдающего аутизмом, значительно увеличивает вероятность рождения на свет ребенка с таким же диагнозом. Уже на 7-8 неделе внутриутробного развития у плода имеется это заболевание. Основное отклонение в развитии нервной системы возникает не позднее 28-30 недели внутриутробного развития. По мнению многих ученых, феномен развития этой патологии заключается в неудачном соединении генов и неблагоприятном воздействии на организм будущей матери окружающей среды (токсинов, вирусов, соматических заболеваний и т. п.). Ученые до сих пор спорят о возможных причинах мутации генов, с целью найти лекарство от аутизма. Но вопрос о том, почему происходит сбой в генах, несущих ответственность за созревание синаптических связей в мозге, — остается открытым.
Возраст родителей
Ученые предполагают, что не менее важным фактором, который может привести к данной патологии является возраст отца, редко матери, т.е. чем старше отец, тем выше вероятность рождения ребенка с РАС.

Близнецовый метод
Если при внутриутробном развитии у одного из близнецов начинает формироваться данное заболевание, то вероятность рождение двоих детей с РАС составляет 90%.
Химические и биологические факторы
Следующей причиной развития аутизма являются расстройства гормональной и иммунной природы, а также различные нарушения, затрагивающие нервную систему. Имунные отклонения у ребенка с РАС составляют 99,9 %.
Некоторые ученые уверены, что стать провокатором заболевания могут обыкновенные вакцины для детей, но это мнение до сегодняшнего дня остается неподтвержденным.
Поэтому если после проведения прививки в поведенческих реакциях и самочувствии ребенка возникли какие-либо выраженные изменения, скорее всего, речь идет о наличии не обнаруженного в прошлом расстройства, которое до этого момента являлось скрытым и ничем себя не проявляло. То есть вакцинация в данной ситуации вполне может сыграть роль так называемого патологического пускового механизма.
Также популярностью пользуется теория негативного влияния на развитие головного мозга мучной и молочной продукции — пищи, содержащей такие вещества, как глютен и казеин. Ученые, занимающиеся этой проблемой, утверждают, что белки вызывают серьезные расстройства нервной системы новорожденных и грудных детей, в связи с чем и диагностируются ранние симптомы аутизма.
Неблагоприятное влияние на детский организм может оказать неблагополучие воздушной атмосферы, окружающей человека: всевозможные соли тяжелых металлов, выхлопные газы, химические растворители, никотин и токсины отражаются на уровне развития головного мозга и нервной системы ребенка, поэтому они вполне могут являться одной из причин развития аутизма.
Перинатальная патология
У некоторых детей вскоре после рождения диагностируются органические поражения отдельных участков головного мозга, которые появились еще во время периода внутриутробного развития. Причины возникновения этих аномальных явлений обусловлены инфекционными заболеваниями матери в период беременности (в частности, краснухой), физическими и психическими травмами, а также риском, связанным с профессиональной деятельностью женщины (отравление организма солями тяжелых металлов, облучение и пр.).
Кроме того, к развитию расстройств головного мозга могут привести и такие осложнения, как родовые травмы, полученные новорожденными в процессе стремительных или тяжелых родов, а также в связи с преждевременным родоразрешением.
Прием антибиотиков
Антибиотики должны использоваться в самых минимальных для возраста ребенка дозах. В противном случае бесконтрольный длительный прием препаратов способен нанести ущерб клеточным структурам головного мозга, что, в свою очередь, может стать толчком к развитию психических расстройств, в частности, аутизма.
В группе риска оказываются дети матерей, страдающих ожирением.
Масса мозга у новорожденного ребенка с РАС равна массе мозга здорового ребенка, затем масса мозга у ребенка с РАС увеличивается и на некотором этапе развития рост мозга останавливается.
Система зеркальных нервных клеток у ребенка с РАС испытывает задержку в развитии. Мы зеваем, когда видим, что кто-то зевает; грустим, если кто-то страдает или плачет, способны даже почувствовать чужую боль, т.е. способны считывать состояние другого человека по его жестам и эмоциям. Если видим, что кто-то пьет или принимает пищу, то начинаем испытывать ту же потребность. Ребенку с РАС не чужды чувства страха, гнева и удовольствия, но он глух к переживаниям других людей и не замечает тонких оттенков их поведения, понятных большинству его сверстников. Некоторые из основных проявлений аутизма, например, социальную изолированность и неспособность к сопереживанию можно объяснить нарушением функций зеркальных нейронов.
Аутизм у ребенка развивается на фоне целого комплекса различных предрасполагающих факторов.
Особенности воспитательного процесса
Поведение родителей серьезно сказывается на психическом здоровье малыша. Отклонения в этой сфере может вызвать напряженная обстановка внутри семьи, систематические скандалы с рукоприкладством, физические наказания, которые применяются непосредственно к ребенку, — все это может говорить ему о том, что его не любят и отвергают.
Даже в раннем возрасте он начинает замыкаться, чтобы найти причины в себе. Это может привести к формированию психического расстройства с последующим развитием аутизма. Отрицательные эмоции накапливаются.
На этом фоне его головной мозг защищаясь, затормаживает основные процессы развития, стремясь оградить детскую психику от влияния внешней действительности, подталкивая решение всех имеющихся проблем к простым стереотипным действиям и поступкам. Этим и обусловлен повторяющийся механизм действий у детей, страдающих аутизмом.
Стрессовый фактор
Под влиянием стресса в кровь выбрасывается гормон дофамин — секрет, влияющий на передачу импульсов в тканях головного мозга. Хронический стресс может стать причиной медленного формирования аутизма, с постепенным появлением симптомов, характерных для этого заболевания: отчужденность к окружающим, отсутствие интереса к внешнему миру, повторение одного и того же механизма действий.
Гормональный фактор
Дать начало развитию аутизма у детей может недостаточное количество таких гормонов, как адреналин и норадреналин. Нехватка также провоцирует неадекватную психическую реакцию со стороны больного — отсутствием улыбки, нежеланием контактировать с окружающими, выраженной апатичностью.
Гормональные нарушения приводят к патологическим изменениям метаболизма, то есть происходит нарушение его нормальной физиологической внутренней среды.
Колоссальное значение играет возраст до 1 года, когда головной мозг ребенка активно совершенствуется, с точки зрения функционального значения, и становится похожим на мозг взрослых людей.
Всего можно выделить 3 критических момента в становлении аутизма у детей, в те моменты, когда нервные процессы находятся на пиковом уровне. Именно в эти возрастные периоды происходит перестроение организма и значительно повышается риск формирования отклонений в психическом здоровье, это возраст:
• 15–17 месяцев;
• 6 лет;
• 10–11 лет.
При неблагоприятном стечении обстоятельств, причины могут наслаиваться друг на друга.
Например, беременность женщины, протекающая с определенными осложнениями (на фоне токсикозов, инфекций и соматических заболеваний), неудачно сочетается с некоторыми странностями в поведении и психическом здоровье будущего отца, а затем и тяжелыми родами.
Группы проявлений аутизма
Аутизм – уход из мира реальности в мир внутренних трудностей и переживаний. У ребенка нет бытовых навыков и эмоциональной связи с близкими. У таких детей возникает дискомфорт в мире обычных людей, ведь они не понимают их эмоций и чувств.
Признаки этого загадочного заболевания зависят от возраста. Специалисты выделяют 3 группы проявлений аутизма: ранний (у детей до 2 лет), детский (с 2 до 11 лет), подростковый (с 11 до 18 лет) аутизм.
Признаки аутизма у детей до 2 лет жизни:
• малыш недостаточно привязан к матери: не улыбается ей, не тянет к ней ручки, не реагирует на ее уход, не узнает близких родственников (даже мать);
• дитя не смотрит в глаза и в лицо при попытке общения с ним;
• отсутствует «поза готовности» при взятии малыша на руки: не протягивает ручки, не прижимается к груди, в связи с чем он может даже отказываться от грудного вскармливания;
• дитя предпочитает играть в одиночестве с одной и той же игрушкой или частью ее (колесико от машинки или одна и та же зверушка, кукла); другие игрушки интереса не вызывают;
• не реагирует на свое имя при нормальной остроте слуха;
• не нуждается во внимании или какой-либо помощи;
• обращается с любым человеком, как с неодушевленным предметом – отодвигает со своего пути или просто обходит;
• отмечается задержка речевого развития (не гулит в годовалом возрасте, не произносит простых слов к полутора годам, а простых фраз в 2 года), но даже при развитой речи ребенок редко и неохотно разговаривает;
• малыш не любит изменений, противится им; любые изменения вызывают тревогу или гнев;
• отсутствие интереса и даже агрессия к другим детям;
• сон плохой, характерна бессонница: дитя долго лежит с открытыми глазами;
• аппетит снижен;
• развитие интеллекта может быть разным: нормальным, ускоренным или отстающим, неравномерным;
• неадекватная реакция (сильный испуг) на незначительные внешние раздражители (свет, негромкий шум).
8.Проявления аутизма с 2 до 11 лет (кроме вышеуказанных симптомов, появляются новые):
• в 3-4 года малыш не разговаривает, или произносит лишь несколько слов; некоторые дети повторяют постоянно один и тот же звук (или слово);
• развитие речи у некоторых детей может быть своеобразным: ребенок начинает говорить сразу же фразами, иногда логично («по-взрослому») построенными; иногда характерна эхолалия – повторение услышанной ранее фразы с сохранением ее структуры и интонации;
• с эффектом эхолалии связано также неправильное использование местоимений и неосознание собственного «я» (себя ребенок называет «ты»);
• ребенок никогда сам не начнет разговор, не поддерживает его, отсутствует стремление к общению;
• изменения в привычной обстановке вызывают беспокойство, но более значимым для него является отсутствие какого-либо предмета, а не человека;
• характерным является неадекватный страх (иногда самого обычного предмета) и при этом отсутствие ощущения реальной опасности;
• ребенок совершает стереотипные действия и движения; может долго сидеть в кроватке (в том числе ночью), монотонно раскачиваясь в стороны;
• любые навыки приобретаются с трудом, некоторые дети не могут научиться писать, читать;
• у некоторых детей успешно проявляются способности к музыке, рисованию, математике;
• в этом возрасте дети максимально «уходят» в свой мир: нередко у них появляется беспричинный (для окружающих) плач или смех, приступ злости.
9.Проявления аутизма у детей после 11 лет:
• хотя ребенок к этому возрасту уже имеет навыки общения с людьми, он все же стремится к одиночеству, не испытывает необходимости в общении. В некоторых случаях ребенок-аутист при общении может избегать зрительного контакта или, наоборот, пристально заглядывает в глаза, подходит слишком близко или отдаляется на слишком большое расстояние при беседе, говорит очень громко или очень тихо;
• мимика и жестикуляция слишком скудные. Довольное выражение на лице сменяется недовольством при появлении в помещении людей;
• словарный запас бедный, определенные слова и фразы часто повторяются. Речь без интонаций напоминает разговор робота;
• затрудняется первым вступить в разговор;
• непонимание эмоций и чувств другого человека;
• неспособность строить дружеские (романтические) отношения;
• спокойствие и уверенность отмечаются только в привычной обстановке или ситуации, а сильные переживания – при каких-либо изменениях в жизни;
• большая привязанность к отдельным предметам, привычкам, местам;
• период полового созревания протекает сложнее, с частым развитием агрессии к окружающим, депрессии, тревожных психических расстройств, эпилепсии;
• в школе некоторые дети создают мнимое впечатление гениев: они с легкостью могут повторить наизусть стихотворение или песню, прослушав их один раз, хотя остальные предметы им трудны для изучения.
Наличие перечисленных признаков не обязательно свидетельствует об аутизме. Но при их обнаружении следует обратиться за консультацией к специалисту.
РДА у детей объясняется неправильной работой отдела головного мозга, который отвечает за стирание ненужной информации, которая уже была получена. При аутизме информация не стирается. Мозг со временем активизирует функцию невосприятия новой информации из-за загруженности. Головной мозг просто прекращает воспринимать новую информацию.
Основными методами диагностики аутизма у детей являются:
• проведение тестов со специальными опросниками;
• УЗИ головного мозга – позволяет выявить или исключить повреждения и аномалии строения головного мозга, которые могут провоцировать симптомы заболевания;
• ЭЭГ – проводят с целью выявления эпилепсии, так как иногда аутизм может проявляться эпилептическими припадками;
• осмотр ребенка отоларингологом и проверка слуха – это необходимо для исключения задержки развития речи ввиду тугоухости.
Диагноз «аутизм» выставляется на основании совокупности клинических проявлений и отклонений в поведении ребенка.
Заподозрить развитие аутизма у грудничка можно с 3-месячного возраста. Но ни один врач точно подтвердить диагноз в столь раннем возрасте не сможет. Детский аутизм чаще диагностируется в 3 года, когда проявления болезни становятся явными.
Диагностика данной патологии даже для опытного специалиста далеко не проста. Иногда врачу необходимы многократные консультативные приемы, различные тесты и наблюдение для проведения дифференциальной диагностики с неврозоподобными состояниями, ДЦП, генетическими болезнями с умственной отсталостью.
Некоторые симптомы могут быть свойственны здоровым детям. Важным является не столько наличие признака, сколько систематичность его проявления. К примеру, способный ученик может быть замкнутым по характеру. Поэтому важно обнаружение нескольких признаков, нарушение восприятия реального мира.
Обнаружив отклонения в поведении ребенка, родителям следует обратиться к детскому психиатру, который может диагностировать у ребенка расстройство психики. В крупных городах в настоящее время созданы «Центры развития ребенка». Специалисты в них (детские неврологи, психиатры, логопеды, психологи и др.) занимаются ранней диагностикой нарушений развития детей и рекомендациями по их лечению.
В случае отсутствия центра диагноз устанавливается комиссионно с участием педиатра, детского психиатра, психолога и педагогов (воспитателей).
Для всех детей в 1,5 годовалом возрасте проводится тестирование родителей на предмет исключения аутизма у ребенка (тест называется «Проверка на аутизм для маленьких детей»). Этот несложный тест может помочь родителям самим определиться в необходимости консультации специалиста своему ребенку. На каждый из вопросов следует дать ответ «Да» или «Нет».
1. Ребенку нравится, когда его берут на руки, сажают на колени, укачивают?
2. Малыш интересуется другими детьми?
3. Ребенок любит куда-нибудь взбираться, подниматься по лестнице?
4. Малышу нравятся игры с родителями?
5. Имитирует ли ребенок какое-то действие («готовит чай» в игрушечной посуде, управляет машинкой и т.д.)?
6. Использует ли малыш указательный палец для указания на предмет, интересующий его?
7. Приносил ли он когда-нибудь какой-либо предмет, чтобы показать его вам?
8. Смотрит ли малыш в глаза незнакомому человеку?
9. Укажите пальцем на какой-либо предмет вне поля зрения малыша и скажите: «Смотри!», или же произнесите название игрушки («машинка» или «кукла»). Проверьте реакцию ребенка: повернул ли он голову, чтобы посмотреть на предмет (а не на движение вашей руки)?
10. Надо дать малышу игрушечную ложечку и чашку и попросить «сделать чай». Поддержит ли ребенок игру и притворится, будто делает чай?
11. Задайте ребенку вопрос «Где кубики? или кукла». Покажет ли малыш на этот предмет пальцем?
12. Может ли ребенок построить пирамиду или башню из кубиков?
Если большинство ответов будет «нет», то вероятность наличия аутизма у ребенка очень высока.
Основные правила взаимодействия с ребенком, страдающим РДА:
1. Необходимо выбрать психиатра, имеющего опыт работы с детьми-аутистами. Нежелательно менять врачей, т.к. каждый будет применять свою программу, что не позволит ребенку закрепить полученные навыки.
2. В лечении должны участвовать все родственники ребенка, чтобы оно продолжалось и дома, на прогулке и т.д.
3. Лечение заключается в беспрерывном повторении полученных навыков, чтобы они со временем не терялись. Стрессы и болезни могут привести к первоначальному состоянию и поведению.
4. У ребенка должен быть четкий режим дня, который следует неукоснительно соблюдать.
5. Нужно сохранять максимальное постоянство окружающей обстановки, каждый предмет должен иметь свое место.
6. Следует стараться привлекать внимание ребенка, обращаясь к нему несколько раз по имени, но не повышая голос.
7. Нельзя использовать силовое принуждение и наказания: ребенок-аутист не в состоянии увязать свое поведение с наказанием и просто не поймет, за что он наказан.
8. Поведение с ребенком должно быть логичным и последовательным у всех членов семьи. Изменение модели поведения может неблагоприятно сказаться на его состоянии.
9. Разговор с ребенком должен быть спокойным, медленным, короткими ясными предложениями.
10. На протяжении дня у ребенка должны быть перерывы, чтобы он мог побыть один. Следует лишь позаботиться, чтобы обстановка была для него безопасной.
11. Физические упражнения помогут ребенку снять стресс и дадут положительные эмоции. Большинство таких деток любят прыжки на батуте.
12. Обучив ребенка новым навыкам, следует показывать, в какой ситуации можно их применять (например, пользоваться туалетом не только дома, а и в школе).
13. Необходимо хвалить ребенка за успех, используя и слова, и другие способы поощрений (просмотр мультфильма и др.), постепенно он найдет связь между поведением и похвалой.
Важно и самим родителям иметь перерыв и отдых от этих занятий, т.к. они вызывают психологическое истощение: хотя бы 1 раз за год нужно уезжать на отдых, а уход за ребенком поручить бабушке и дедушке (или отдыхать по очереди). Не лишним будет и посещение психолога самими родителями.
Многие родители долго не могут смириться с таким диагнозом, объясняя для себя изменения в поведении ребенка его индивидуальностью, особенностями характера.
Как учить ребенка общаться?
1. Если ребенок не способен к общению словами, надо искать другие варианты: невербальное общение с помощью картинок, жестов, звуков или мимики.
2. Не нужно что-либо делать вместо ребенка, если он не просит о помощи. Можно спросить, нужна ли ему помощь, и только при утвердительном ответе помочь.
3. Нужно постоянно стараться вовлекать его в какие-либо игры с другими детками, даже если первые попытки вызовут злость. Раздражение и злость – тоже эмоции. Постепенно придет понимание, что общаться интересно.
4. Не нужно торопить малыша – ведь ему необходимо время для осмысления действий.
5. Обязательно хвалите его за самостоятельное начало общения.
6. Старайтесь создавать повод необходимости в общении, ведь если все необходимое есть, то и нет стимула к общению со взрослыми, обращению с просьбой о чем-либо.
7. Малыш должен сам определять, когда занятие нужно закончить (когда он устал или надоело). Если он не может об этом сказать словами, то подскажет его мимика. Можно помочь ему подобрать слово для окончания игры («Хватит» или «Все»).
Имеющийся на сегодняшний день практический опыт обучения детей с РАС показывает, что для этой категории детей должны быть разработаны и внедрены различные модели обучения, позволяющие максимально реализовать их право на получение адекватного их возможностям и способностям образования, позволяющего реализовать потенциал этих детей. Важно при этом понимать, что эта задача не может быть решена методом административных решений и простым включением детей с особыми образовательными потребностями в школьный класс.
Практикуемое в настоящее время индивидуальное обучение на дому не отвечает образовательным потребностям детей с аутизмом.
Обязательным для руководителей образовательных организаций и всех членов педагогических коллективов, участвующих в разработке и реализации АООП НОО ОВЗ, является знание содержания следующих нормативных документов.
1. Закон «Об образовании в РФ» является основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ.
2. В соответствии с приказами Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года №1598 и №1599 федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ) и федеральный государственный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вступают в силу с 1 сентября 2016 года.
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию.
Адаптированная основная образовательная программа (АООП) начального общего образования обучающихся с РАС – это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Разработка АООП осуществляется образовательной организацией самостоятельно на основе ФГОС НОО ОВЗ, предусматривающего четыре варианта АООП для обучающихся с РАС (варианты 8,1; 8,2; 8,3; 8,4).
АООП образовательной организации разрабатывается для обучающихся, получивших заключение ПМПК о статусе ОВЗ, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.
Конечно, само по себе пребывание ребенка с РАС в общеобразовательной школе не гарантирует эффективного обучения академическим навыкам. Но создание специальных условий (ресурсный класс, адаптированная программа, помощь тьютора), а также присутствие типично развивающихся детей в качестве модели для подражания и среды для общения помогает ребенку с РАС быть более успешным в освоении школьной программы, способствует формированию коммуникативного поведения, расширению жизненного опыта и лучшей социализации. После школы ребенку с аутизмом предстоит жить в том же обществе, что и выпускникам обычных школ. Чем раньше они познакомятся друг с другом, тем выше шансы на то, что между ними сложится понимание и взаимодействие. Ребенку с аутизмом, который ходит в школу вместе с обычными детьми, гораздо проще будет ощущать себя частью общества, чем выпускнику коррекционной школы.
В некоторых регионах для детей с РАС создаются ресурсные классы, в которых проводится подготовка к обучению в обычном классе. Ресурсный класс — это отдельный кабинет для специальных занятий, где ученики с РАС могут заниматься по специальной программе, составленной в соответствии с их индивидуальными образовательными потребностями. Ученики с РАС посещают часть уроков в ресурсном классе, а часть — вместе со своими одноклассниками в общеобразовательном классе. Учитель ресурсного класса может вести занятия в небольших группах или работать с ребенком индивидуально.
КАК УЧИТЬ РЕБЁНКА-АУТИСТА:
1. обращаться к ребенку по имени,
2. доносить информацию через схемы, наглядные картинки,
3. избегать переутомления,
4. четко организовывать пространство,
5. использовать подписанные системы хранения,
6. подписывать предметы, которыми пользуется ребенок,
7. обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки,
8. осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое,
9. постоянно развивать крупную и мелкую моторику.
Строгий распорядок дня, постоянные и не всегда успешные занятия с ребенком, страдающим аутизмом, накладывают отпечаток на жизнь всей семьи. Такие условия требуют от членов семьи необыкновенного терпения и толерантности. Но только любовь и терпение помогут достичь хоть малейшего прогресса.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ТАКОЙ РЕБЕНОК УЖЕ ЕСТЬ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ?
1.Взаимодействуйте с ребёнком, только когда он готов к этому.
2.Вступайте в тактильный контакт с ребёнком, только когда он сам просит об этом.
3. Придерживайтесь определенного режима дня.
4. Соблюдайте ежедневные ритуалы.
5.Принимайте его таким, какой он есть.
6. Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.
7.Не выпускайте ребенка из поля своего зрения.
8.Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.
9.Совместно с ребенком создайте «укромное место», где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.
10.Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.
Что можно посоветовать родителям?
1. Не нужно отрицать диагноз. Ведь для постановки диагноза врачи проводили оценку по многим критериям.
2. Понять и принять, что эта патология не пройдет с годами и не излечится, она – на всю жизнь.
3. Понимать, что дорого время в работе с ребенком, т.к. с возрастом проявления только усугубятся. Чем раньше начато коррекционное лечение, тем выше шансы на успех.
4. Диагноз «аутизм» – не приговор. В 3-5 летнем возрасте трудно сказать о степени тяжести процесса и его развитии. Во многих случаях возможна социальная адаптация, приобретение профессии.
5. Следует использовать помощь специалистов в проведении логопедических, корригирующих, педагогических приемов для изменения интеллектуального развития, психомоторного и эмоционального поведения ребенка. Консультации психологов, дефектологов, логопедов помогут в формировании навыков, коррекции коммуникативных нарушений и социальной адаптации.
Прогноз
Прогноз в каждом конкретном случае разный. Своевременно начатая коррекция может в значительной степени ослабить проявления болезни и научить ребенка общаться и жить в обществе.
Но ожидать получения успеха через неделю и даже месяц нельзя. Лечение таких детей должно продолжаться в течение всей жизни. У многих детей некоторые сдвиги и возможность контакта отмечаются через 3-4 месяца, а у других положительная динамика не достигается годами.
При легкой форме психического расстройства больной аутизмом примерно к 20 годам может иметь возможность жить самостоятельно. Примерно каждый третий из них приобретает частичную независимость от своих родителей. При тяжелом течении болезни больной становится обузой для семьи, нуждается в присмотре родственников, особенно при сниженном интеллекте и неумении разговаривать.
Начинать работать с детьми в любой стадии аутизма нужно как можно раньше. Нельзя отчаиваться! Используя множество разработанных методик по коррекции, во многих случаях можно достичь успеха. Главный враг ребенка – время. Каждый день без занятий – шаг назад.

Рекомендуем посмотреть:

Причины нарушений чтения у учащихся начальных классов коррекционных школ VIII вида Ранний детский аутизм. Характеристика Типы и структура уроков по ФГОС в специальной школе Структура урока математики в коррекционной школе-интернат
Тренинговое занятие для подростков. Конспект
Опубликовано: 2613 дня назад (27 октября 2017)
Просмотров: 1577
0
Голосов: 0
Мария Евгеньевна Аржанова # 30 октября 2017 в 12:14 0
Материал Аллы Петровны актуален, в настоящее время детей с РДА очень много, а вот построить работу с ними без теоретических знаний о самом заболевании невозможно. На мой взгляд в материале недостаточно представлен методический материал "Как учить ребенка-аутиста", но теоретический материал представлен неплохо. Спасибо!
Наталья Валерьевна Гуляева # 9 ноября 2017 в 15:41 0
С каждым годом тема больше и больше обостряется в связи с ростом количества детей с подобными отклонениями. Даже лёгкие отклонения требуют повышенного внимания и особенного подхода к детям с подобными нарушениями. Спасибо за поднятую тему