Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Структура урока математики в коррекционной школе-интернат

Выступление на методическом объединении педагогов, работающих с умственно отсталыми детьми, с детьми с ТМНР по теме "Структура урока математики"
Структура урока определяется дидактическими целями. Составные части или этапы урока тесно между собой связаны и обусловливают друг друга. Каждый этап урока ограничен определенным временем.
На уроке математики наиболее широкое распространение получили следующие этапы урока:
1. Организация обучающихся на уроке.
2. Проверка домашнего задания.
3. Устный счет.
4. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к рассмотрению новых знаний.
5. Сообщение темы, целей урока. Сообщение знаний учителем, восприятие и первичное осознание их обучающимися.
6. Первичное закрепление новых званий и включение их в систему имеющихся у обучающихся знаний.
7. Повторение, обобщение и систематизация имеющихся знаний обучающихся под руководством учителя и в самостоятельной деятельности.
8. Задание на дом.
9. Подведение итогов урока.

Структурные компоненты и их порядок могут меняться. Не все компоненты могут входить в один урок. Однако они присущи большинству уроков математики. Остановимся на их краткой характеристике.
1. Учитывая особенности эмоционально-волевой сферы обучающихся, а именно повышенную возбудимость одних, заторможенность, инертность других, учитель должен организовать начало урока так, чтобы собрать внимание обучающихся, отвлечь их от той деятельности, которой они были заняты во время перемены, переключить их внимание на учебную деятельность. Спокойным, но требовательным тоном он должен привлечь внимание всех к себе, а затем и к тому материалу, который будет изучаться на уроке. Иногда в начале урока следует сообщить план работы на уроке, а в конце урока подвести итог выполнения плана. Такой прием в работе учителя организует обучающихся, воспитывает их ответственность. Обучающиеся приучаются к планированию своей деятельности, что помогает им ориентироваться во времени (обучающиеся стараются намеченный план выполнять до конца), у них развивается критическое отношение к собственной деятельности и деятельности одноклассников.
Но сообщение темы и плана работы в начале урока не всегда целесообразно, так как это снимает элемент неожиданности. На отдельных уроках тема объявляется после объяснения нового материала.
Можно в начале урока создать определенную жизненную или игровую ситуацию, поставить перед ребятами поисковую задачу и попросить найти ее решение. Это позволит быстро вовлечь обучающихся в учебную деятельность.

2. Проверку домашнего задания учитель осуществляет на уроке по-разному.
Если задание было на закрепление нового материала, то из всего домашнего задания необходимо выбрать типичные примеры, упражнения, проверить их с подробным объяснением хода решения, дать возможность остальным ученикам сверить свой ответ с ответом того ученика, который отвечает. При проверке задачи выслушать не только вопрос и решение, но и поставить 1-2 вопроса на выявление осмысления хода решения.
Если задание является новым для обучающихся, то целесообразно провести не выборочную проверку, а проверить всю работу.
Возможны сверка с заранее написанными на доске ответами, выполнение работы, аналогичной той, которая выполнялась дома, и т. д.
Иногда целесообразно проверку домашнего задания сочетать с устным счетом. В этом случае учитель не просто просит прочитать пример и назвать ответ, а дает дополнительное задание либо вычислительного характера, либо связанное с анализом числа. В этом случае ученик, прежде чем прочитать пример и дать ответ, должен произвести вычисления. Например, в домашней работе есть упражнения 1+2=3, 2+2=4 и др. Учитель говорит: «Найдите пример, ответ которого на 1 меньше 4. Какое это число?» Такого рода задания активизируют обучающихся, пробуждают у них интерес к процессу проверки домашнего задания.
Правильность выполнения домашнего задания проверяется и оценивается учителем ежедневно. При этом учитель детально анализирует личные ошибки, трудности у обучающихся всего класса и индивидуальные трудности и ошибки у каждого и намечает работу по ликвидации этих трудностей с такими учениками на следующем уроке.

3. Устный счет является неотъемлемой частью почти каждого урока математики.
Устный счет может проводиться не обязательно в начале урока, но и в середине, конце, в зависимости от целей устного счета на уроке.
Устный счет должен быть тесно связан с темой и основной обучающей задачей урока. Однако в устный счет могут включаться и такие упражнения, которые ставят целью выработать беглость счета, закрепить те или иные вычислительные приемы. Устный счет нередко ставит целью подготовить детей к восприятию новых знаний. Устный счет включает несколько форм упражнений и заданий: это могут быть устные арифметические и геометрические задачи, упражнения вычислительного характера, задания на закрепление нумерации, различение фигур, повторение их свойств и т. д. Длительность этого этапа урока не должна превышать 10-12 минут, так как устный счет требует от обучающихся максимальной отдачи умственных сил. Устный счет, как правило, проходит в быстром темпе, происходит довольно частое переключение с одного вида деятельности на другой, с одной формы упражнений на другую. Как известно, такого рода переключения чрезвычайно полезны для развития мыслительных процессов, по трудны для умственно отсталых школьников.
Упражнения для устного счета предъявляются как в устной, так и в письменной форме. Нередко вместо записи на доске учитель пользуется различными таблицами с краткой записью содержания задач, с записью чисел, арифметических знаков, выражений.
Целесообразно устным заданиям придавать занимательный характер, шире использовать дидактические игры математического содержания. Это позволяет поддерживать постоянный интерес обучающихся к устному счету.
Задания для устного счета необходимо подбирать с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. Это позволит вести фронтальную работу и включить в активную учебную деятельность всех.
При устном счете важно установить обратную связь между учителем и обучающимися. С этой целью используются различные средства, например «светофор», когда правильность ответа ученики подтверждают зеленым цветом кругов, а неправильность - красным; использование табличек с цифрами, из которых ученики выбирают числа ответов и др. После проведения устного счета подводится итог, учитель оценивает активность класса, правильность их ответов, успехи отдельных учеников.

4. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний с целью повторения пройденного на уроке служит связующим звеном между ранее усвоенными знаниями и новым материалом или способствует закреплению материала, изученного на прошлых уроках. На этом этапе урока закрепляются вычислительные, измерительные, чертежные умения и навыки, повторяются теоретические знания (правила, определения, свойства фигур и т. д.) в ходе выполнения практических работ. Повторение, как правило, проходит в виде фронтальной работы с классом; в этот этап урока включается нередко и опрос обучающихся.
На уроках математики следует осуществлять подведение учащихся к восприятию нового путем подбора таких упражнений, которые позволят использовать прошлый опыт обучающихся, их знания умения и навыки и тем облегчить восприятие нового, включение новых знаний в систему уже имеющихся. Следовательно, на этом этапе урока надо воспроизвести в памяти учеников те знания, которые помогут им лучше усвоить новый материал.

5. Сообщение новых здании включается в большинство уроков математики, так как на каждом уроке новый материал преподносится небольшими порциями. При объяснении учитель опирается на имеющиеся знания, т. е. прошлый опыт школьников. На этом этапе урока обучающиеся усваивают новые вычислительные приемы, знакомятся с новыми правилами, законами, решением нового вида задач, с нумерацией чисел, их свойствами, новыми геометрическими фигурами и их свойствами, построением геометрических фигур, новыми единицами мер и измерения и т. д., т. е. получают новую информацию. Они наблюдают математические факты, операции и на их основе делают доступные для них обобщения, выводы, формулируют правила. На этом этапе выполняются упражнения под руководством учителя с комментированием своих действий, т. е. осмысляется воспринятый материал. Объяснение ведется теми методами, которые учитель считает на данном этапе наиболее целесообразными. Это может быть и метод изложения знаний в сочетании с наблюдениями и демонстрацией, эвристическая беседа (вопросно-ответный метод обучения, при котором учитель не сообщает обучающимся новых знаний, а умело поставленными вопросами побуждает их самих на основе уже имеющихся знаний, наблюдений, личного жизненного опыта подходить к новым понятиям, выводам и правилам), метод практических работ. При объяснении важно правильно выбрать наглядные средства и умело их использовать.
Целесообразно, чтобы после объяснения учителя сильный ученик еще раз воспроизвел его рассказ. Это необходимо сделать потому, что многие умственно отсталые обучающиеся с первого объяснения не могут запомнить свойства фигуры, понять способ решения задачи и т. д.

6. На этапе первичного закрепления новых знаний используются методы: практических работ, работа с раздаточным материалом и т. д.
Первые задания будут аналогичны тем, на которых шло восприятие новых знаний. Они выполняются под руководством учителя, при его строгом контроле, чтобы не закрепить ошибочного понимания материала, предупредить возможные ошибки обучающихся. Учитель на этом этапе требует от обучающегося подробного комментирования своих действий, старается, чтобы они включали в свою речь новые математические термины. Далее закрепление знаний происходит в различных ситуациях, при решении различных умственных учебных и практических задач. Привлекается и разнообразный наглядный н дидактический материал. Например, если объяснение нумерации происходило на палочках, то закрепление проводится и на счетах, и на абаке, и в работе с монетами, линейкой и т. д.
На этом этапе урока может использоваться и самостоятельная работа учеников по карточкам, по записям на доске. В процессе самостоятельной работы учитель осуществляет дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся, учитывая уровень усвоения нового учебного материала, темпа работы каждого ученика.

7. Повторение, обобщение и систематизация математических знаний требует организации достаточного количеств упражнений, которые выполняются обучающимися как под руководством учителя, так и в самостоятельной деятельности. На этом этапе урока происходит выработка умений п навыков измерения и вычерчивания фигур, решения задач, нахождения значений числовых выражений, сравнения чисел и т. д. Именно в этой части урока полученные знания обучающиеся учатся применять в различных ситуациях, при решении учебных и практических задач. Большое место на данном этапе урока отводится самостоятельной работе детей. Учитель подбирает виды самостоятельной работы с учетом возможностей каждого ученика класса, осуществляя дифференцированный н индивидуальный подход. Упражнения для самостоятельной работы не только формируют приемы и способы учебной работы, но и активируют познавательную деятельность обучающихся, развивают у них инициативу, смекалку. Этому во многом способствуют поиски рациональных приемов вычислений, решение нестандартных задач, составление выражений и задач, сравнение, сопоставление чисел и выражений, конкретизация абстрактных математических понятий, выделение главного и т. д. Учитывая быстрое забывание обучающимися знаний, на этом этапе урока важно постоянно воспроизводить главное из ранее пройденного материала.

8. Задание на дом целесообразнее всего задавать в конце урока, но можно это делать и раньше. Домашнее задание должно быть небольшим и доступным для самостоятельного выполнения всеми без исключения. Это требование возможно выполнить при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам.
Домашнее задание надо задавать до звонка. Необходимо, чтобы обучающиеся не только записали в дневник задание, но и успели посмотреть, что задано на дом. Иногда требуется и дополнительное разъяснение того, как нужно выполнить домашнее задание.

9. При подведении итогов урока важно добиваться от обучающихся выделения того главного, что было на данном уроке. Этому помогают вопросы учителя. Он спрашивает, что нового узнали на уроке: какое новое правило, свойство, какие новые вычислительные приемы и т. д. Если в начале урока учитель знакомил учеников с планом урока, то в конце урока он проверяет, все ли выполнено, что предусматривалось планом. Если план выполнен не полностью, то учитель вскрывает причины такого положения.

Рекомендуем посмотреть:

Причины нарушений чтения у учащихся начальных классов коррекционных школ VIII вида Государственная политика в области образования детей с расстройством аутистического спектра Типы и структура уроков по ФГОС в специальной школе
Новогодний праздник для учащихся с ТМНР. Сценарий
Опубликовано: 2 дня назад (31 октября 2024)
Просмотров: 264
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!