Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проектно-исследовательская деятельность как эффективный способ развития творчески одаренных детей.

Проектно-исследовательская деятельность как эффективный способ развития творчески одаренных детей.
Проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей в различных сферах деятельности является особенно актуальной в настоящее время, когда ведущим фактором экономического и социального развития общества становятся интеллектуальные и творческие ресурсы человека.
Еще в 2010 году национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определила, что «…необходимо создать специальную систему поддержки талантливых школьников и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребёнка, стимулирования и выявления достижений одарённых ребят. Современная модель образования на период до 2020, также предусматривает приоритетность создания системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;» остается приоритетной задачей.(«Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики» - 2020).
Такой «социальный заказ» требует от педагогической науки и каждого образовательного учреждения искать новые формы и методы работы с одарённым ребёнком, ставить во главу угла его развитие, формировать индивидуальность, раскрывая его творческий потенциал, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.
В образовательном учреждении "Гимназия №4" большое внимание уделяется работе с сильным, одаренным учеником. Ведь забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры, социальной жизни России и региона в будущем. Цель программы гимназии «Талантливые дети» : "Расширение образовательного пространства для развития личности обучающихся на всех ступенях образования."
Основные формы реализации программы: «Путь к успеху» (лестница успеха); «Ученик-исследователь» «Интеллект» ; «После уроков»
Современными научными исследованиями доказано существование особого вида одаренности - творческой, т. е. способности к творческой самореализации в различных областях жизнедеятельности.

Согласно учебному плану гимназии дети с высокими творческими (художественными) способностями имеют возможность обучаться в классах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, в школе организованны факультативные занятия по предметам, работают кружки по интересам.
Целью художественно-эстетического образования в гимназии является осуществление образовательного процесса, направленного на создание благоприятных условий для творческого развития личности обучающихся; повышение качества обучения через внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий.
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, - один из самых эффективных. Именно это определяет проектную и исследовательскую деятельность как важное условие для проявления и развития творческого и интеллектуального потенциала одаренного ребенка.
О методе проектов написано много. Он рассматривался и анализировался со всех сторон. Из лучших публикаций на эту тему можно выделить работы Гузеева В. В. Краткий обзор метода проектов в контексте развития образовательной технологии как целостного педагогического явления можно найти в книжке: Гузеев В.В. «Познавательная самостоятельность учащихся и развитие 2 из 13 образовательной технологии.» -- М.: НИИ школьных технологий, 2004. -- 128 с.
Сущность проектной и исследовательской деятельности - ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.
Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление. То есть, в основе проектного обучения лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается в процессе решения поставленной проблемы. (по Гузееву В.В.) В контексте данной статьи следует отметить важность и самого продукта, рождаемого ребенком в процессе работы над проектом.
Долгосрочные (годичные) проекты в нащей гимназии традиционно проводятся в рамках научного гимназического общества «София», где гимназистам предоставляется не только возможность выбора направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Постоянными участниками общества являются и обучающиеся художественно-эстетических классов, это и определяет выбор такой формы проекта как творческий. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.
Детям из художественных классов наиболее близки проекты по созданию произведений изобразительного или декоративно-прикладного искусства. Не меньший интерес представляют для творчески одаренных детей и практико-ориентированные проекты, которые нацелены на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему. В данное время над проектом такого типа работают ученицы 8-го художественного класса. Социальный проект : «Красивая улица» предполагает разработку эскизов по украшению витрин «Новгородского областного центра многодетных семей». В дальнейшем - реальное исполнение, на основе лучших эскизов, расчета масштаба, затрат на материалы.
В течение учебного года, иногда и более, гимназисты работают над проектом или выполняют исследовательскую работу. Весь цикл реализации годичного проекта - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время. Для каждого одаренного ребенка разработана индивидуальная программа, включающая индивидуальный план консультаций на год, где расписаны этапы работы над проектом в научном обществе. Обучащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии, проходящей в форме конкурсной защиты на итоговой годовой конференции в рамках научного гимназического общества «София».
Об эффективности развития творчески одаренных детей путем вовлечения их в проектно-исследовательскую деятельность в гимназии №4 говорит: удовлетворенность детей своей деятельностью; адаптация детей к социуму; повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности. О повышении уровня индивидуальных достижений говорят постоянные победы в конкурсах различного уровня, продукты проектной деятельности, выполненные на высоком профессиональном уровне, получают признание у жюри и зрителей. Только за прошедшие 2014-2015 года: 1место на городском («Краски Новгородчины») и областном («Новгородский дарования») получила работа «Годы войны», сам проект- победитель итоговой конференции научного гимназического общества «София»; 1 место на городском («Краски Новгородчины») и областном («Новгородский дарования») получила работа «Ледовое побоище», автора номинировалась на президентскую премию; 1место в областном конкурсе «Тепло дерева» за проект « Роспись комплекта из трех предметов по мотивам Валдайской росписи».
Из опыта своей работы я могу утверждать, что вовлечение одаренного ребенка в проектную и исследовательскую деятельность, с учетом имеющихся способностей и осуществлением индивидуальной программы развития ребёнка - это один из наилучших путей раскрытия одаренности, где одарённый ребёнок, зная о своих способностях, уникальных качествах, данных ему природой, будет проявлять самоуважение и уважение к окружающим, будет жить в ладу с внешним миром, извлекая для себя максимум пользы и активно развиваясь.

Список используемой литературы:
1. Intel . Обучение для будущего. Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века. Москва 2009.
2. Гузеев В.В. «Познавательная самостоятельность учащихся и развитие 2 из 13 образовательной технологии.»-- М.: НИИ школьных технологий, 2004. -- 128 с.
3. «Современная модель образования, ориентированная на решение
задач инновационного развития экономики» - 2020
4. Хуторской Андрей Викторович, доктор педагогических наук,
член-корреспондент РАО, директор Института образования человека,
Интернет-журнал «ЭЙДОС», г.Москва.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Рекомендуем посмотреть:

Работа психолога с одаренными детьми Формирование психолого-физиологической стойкости, профилактика стрессов и эмоциональных перегрузок Как выявить одаренных детей в школе Работа с одарёнными детьми в начальной школе

Похожие статьи:

Методика диагностики общей одаренности «Интеллектуальный портрет» А. И. Савенкова

Опубликовано: 1804 дня назад (12 июня 2017)
Просмотров: 1655
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!