Работа с одаренными детьми
Формирование психолого-физиологической стойкости, профилактика стрессов и эмоциональных перегрузок одаренных детей
В жизни каждого человека происходят случаи, когда он оказывается в обстановке большой эмоциональной напряженности, в ситуации стресса.
Школьная жизнь насыщена ситуациями, где возможно появление стресса, эмоциональных перегрузок, конфликтных ситуаций.
И поэтому, в деятельности практического психолога - профилактическая и психокоррекционная работа очень важна, она дает возможность ученикам изучить техники совладения с собой в стрессовых ситуациях, сформировать психологическую готовность, полностью реализовывать свой потенциал.
Лицеисты, как правило, задействованы в различных сферах и занимаются несколькими видами деятельности. Это требует много психических и физических затрат. И задача психологической службы научить одаренных детей шагам по восстановлению психического, эмоционального и физического равновесия.
Психологическая подготовка школьников к интеллектуальным соревнованиям начинается с первых дней жизни в лицеи: в каждой группе проводятся занятия с элементами тренинга, способствующие развитию личностных качеств, позитивному отношению к себе, используются приемы, которые учат сосредоточиваться, концентрировать усилия на решении проблемы, психологически настраиваться на преодоление трудностей, честолюбие, ответственность и воля к победе.
Во время подготовки к олимпиадам чаще всего используем индивидуальную форму работы, а при подготовке к турнирам, конференциям – групповую, потому что важными составляющими успеха на национальных и международных интеллектуальных соревнованиях является - коллективная воля команды к победе, взаимопонимание и взаимоподдержка. Иногда слишком высокая амбициозность и чувство ответственности приводят к нервному перенапряжение, переутомлению, а иногда и к эмоциональным срывам и психическим расстройствам. Поэтому на тренингах стремимся создать в команде атмосферу честного соревнования, толерантного, уважительного и чуткого отношения друг к другу. На психоэмоциональных сеансах учим детей приемам снятия стресса в нестандартных ситуациях.
Психоэмоциональные сеансы представляют собой систему занятий, которая помогает:
1. Успокоиться, эффективно снять физическую и психическую напряженность.
2. Быстро отдохнуть. Восстановление сил во время занятий идет быстрее, чем во время сна.
3. Самостоятельно регулировать такие функции организма, как кровообращение, частоту сердечных сокращений, дыхания и кровообращения мозге.
4. Активизировать психические и физические функции (память, внимание, представление).
5. Пробуждать творческие ресурсы через развитие интуиции, образного мышления.
Наряду с упражнениями в программу входят психотерапевтические сеансы, которые представляют собой научно-обоснованные тексты, составленные кафедрой педиатрии и психиатрии Донецким медицинским университетом и положенные на лечебную музыку. Механизм влияния сеансов основан на благоприятном воздействии, как на кору головного мозга, так и на подкорковые образования. Это позволяет регулировать состояние всех органов и систем человека. В процессе сеансов снимается усталость, раздражительность, создается приятное настроение, нормализуется деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшается обмен веществ, пищеварение.
Сеансы музыкотерапии, основа которых классическая музыка: Чайковского «Времена года», Грига «Утро», Мусорского «Рассвет над Москвой-рекой», Хачатурян «Танец с саблями»; Шостаковича «Вальс» из к / ф «Овод»; оркестр Пурселя, произведение «Мужчина и женщина» Лея; романс из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель», Свиридова; полонез Огинского; Бетховен «Соната № 7» и «Лунная соната»; Шуберт «Аве Мария» и музыка Моцарта. Все эти произведения несут в себе лечебный эффект: или снимают напряжение и усталость, или стимулируют творческий импульс, нормализуют кровяное давление и сердечную деятельность.
Психоэмоциональные и оздоровительные релаксационные сеансы проводятся в кабинете психологической разгрузки и саморегуляции. Существенно повышает эффект занятий наполнения окружающего воздуха ароматами растений посредством электроувлажнителя воздуха или аромалампы, благовоний.
В своей работе мы применяем такие методы психической саморегуляции: внушение, самовнушение, аутогенная тренировка (АТ), релаксационные упражнения:
1. “Вверх по радуге”.
Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох. И представьте, что вместе с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, а выдыхая – съезжаете с нее, как с горки.
2. Сядем поудобнее, спина расслаблена, опирается на спинку стула, руки спокойно лежат на коленях. Можно закрыть глаза. Сделаем глубокий медленный вдох и медленно выдохнем.
3. Другой способ расслабиться можно было бы назвать “Волшебное слово”. Например, когда мы волнуемся, мы можем произнести про себя это волшебное слово, и почувствуем себя немного увереннее и спокойнее. Это могут быть разные слова: “тишина”, “остановись”, “нежная прохлада”. Для вас любые другие, главное, чтобы они помогали вам.
4. “Могло быть и хуже”.
Есть такая притча. Пришел к мудрецу мужчина, глава семейства, с жалобой: дома жить невозможно, потому что очень тесно и все друг другу мешают. Мудрец посоветовал завести дома козла. Человек удивился совету мудреца, но послушался. Через некоторое время он опять пришел за советом и со слезами стал жаловаться, что жить стало еще труднее. И так было мало места, да еще козел мешает. Мудрец посоветовал продать козла. На другой день человек пришел к мудрецу счастливым. Как после продажи животного в доме стало просторно.
Научитесь жить вместе с проблемами.
5. Когда настроение на нуле, сядьте и нарисуйте картину "Мое настроение". Посмотрите на нее и медленно, не торопясь, порвите листок на множество мелких частей. Соберите обрывки и сожгите их. Выбросьте пепел.
6. Повесьте на стену фотографию или картинку, вызывающую у Вас улыбку, умиление или какие-либо другие приятные и время от времени посматривайте на нее.
7. Устройтесь поудобнее, позаботьтесь о том, чтобы Вас никто не отвлекал. Возьмите чистый лист бумаги, цветные карандаши или фломастеры. Разделите лист пополам, слева перечислите эмоции, наиболее часто испытываемые Вами (как положительные, так и отрицательные). Справа напротив каждого слова нарисуйте какой-либо символ, образ или предмет, ассоциируемый с этим состоянием. Затем закройте глаза и, произнося про себя слова, мысленно представляйте нарисованные символы.
Например, "раздражение" - еж, "радость" - цветок, "досада" - лицо с кривой улыбкой и тому подобное. Проделав это несколько раз, отложите листок. Теперь, когда Вы почувствуете, что Вами овладевает та или иная негативная эмоция, вспомните ее символ и сконцентрируйте внимание на нем, затем замените его на другой, обозначающий положительную эмоцию. Очень скоро Вы заметите, как Ваше состояние начнет меняться в позитивную сторону.
8. Придя домой после полного забот дня, встаньте под душ. Закройте глаза. Представьте себе, что Вы на берегу горного озера под струями маленького водопада и вода смывает все-все, что происходило в течение дня. После душа смажьте кремом лицо и тело и разомните ступни ног. Выйдя на балкон, поднимите руки вверх и глубоко вдохните.
9. Перед сном, если мысли тревожат и не дают уснуть, представляйте себе, что Вы лежите не в постели, а на мягком мху в сказочном лесу...
Упражнение «Внутренний луч»
Цель: упражнение направлено на снятие утомления и внутренних «зажимов», на обретение внутренней стабильности.
Необходимо занять удобную позу сидя или стоя в зависимости от того, в какой конкретной ситуации упражнение будет выполняться (дома, в транспорте).
Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз, освещая изнутри теплым, ровным и расслабляющим светом все части лица, шею, плечи, руки и т.д. По мере движения луча исчезает напряжение в области затылка, разглаживаются морщины на лице, лучше видят глаза, опускаются плечи. «Внутренний луч» как бы формирует новую внешность спокойного человека, довольного собой и своей жизнью, своей профессией и своей работой.
Мысленное движение «внутреннего луча» сверху вниз, а затем снизу вверх необходимо осуществлять несколько раз. От выполнения упражнения важно получать внутреннее удовольствие, даже наслаждение. Заканчивается упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все теперь буду делать хорошо!»
Упражнение «Фокусировка»
Цель: развитие внутренней саморегуляции.
Это упражнение выполняется за 10-15 мин. до начала ответственного мероприятия. Удобно расположитесь на стуле. Отдавая самому себе команды, сосредоточьте свое внимание на том или ином участке тела и почувствуйте его теплоту. Например, по команде «Тело!» сосредоточьтесь на своем теле, по команде «Рука!» – на правой руке, «Кисть!» – на кисти правой руки, «Палец!» – на указательном пальце правой руки и, наконец, по команде «Кончик пальца!» – на кончике указательного пальца правой руки. Команды следует подавать самому себе с интервалами 10-12 сек
Упражнение «Пословицы»
Цель: упражнение на снятие депрессии и плохого настроения.
Возьмите любую из книг: «Русские пословицы», «Мысли великих людей», «Афоризмы». Читайте пословицы или афоризмы в течение 25-30 мин., пока не почувствуете внутреннее облегчение. Возможно, кроме успокоения, та или иная пословица натолкнет вас на правильное решение.
Упражнение «Руки»
Цель: снятие усталости, установление психического равновесия.
Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что усталость «струится» от головы к плечам, затем по предплечьям, достигает локтей, далее кистей рук и «вытекает» через кончики пальцев. Вы физически ощущаете тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так 1,5-2 мин., а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, пройдитесь по комнате.
Упражнение «Голова»
Цель: снятие напряжения, головных болей, тяжести в затылочной области головы.
Станьте прямо, расправив плечи и слегка откинув голову назад. Постарайтесь понять, в какой части головы ощущаете тяжесть. Представьте себя, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите этот головной убор рукой, выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, поправьте рукой волосы на голове, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.
Рекомендуем посмотреть:
Работа психолога с одаренными детьми
Как выявить одаренных детей в школе
Работа с одарёнными детьми в начальной школе
О работе с одаренными детьми
Похожие статьи:
Методика диагностики общей одаренности «Интеллектуальный портрет» А. И. Савенкова