Поговорим о детской одарённости
Автор: Анненкова Елена Николаевна, учитель изобразительного искусства МБОУ "Глебовская СОШ" Фатежского района Курской области.
Описание материала: Предлагаю вниманию пользователей сайта размышления об одарённости детей и путей её развития.
Назначение: Данная статья будет полезна педагогам и родителям.
Цель: Систематизация материалов по выявлению и развитию одарённости у школьников.
Эпиграфом своей статьи я взяла слова Б.П. Никитина: "Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но... не опоздайте и, помогая,... думайте сами".
Сегодня каждое образовательное учреждение проводит работу по выявлению одарённых детей и разрабатывает программу поддержки личностных способностей обучающихся. А в условиях ФГОС ещё большее значение уделяется созданию системы поддержки одарённых детей. В этой системе каждый родитель, каждый учитель имеет значимость, так как от них зависит обеспечение возможности для самореализации ребёнка.
Издательский центр СПЕЦ-АДРЕС (Москва) даже выпускает Общественное издание "Энциклопедия "Одарённые дети - будущее России", в котором в раздел "Им принадлежит будущее России" вносятся имена одарённых детей, а в раздел "Доска почёта" - данные их педагогов.
Начиная разговор об одарённости, нужно, в первую очередь, раскрыть само это понятие.
Одарённость – это генетически обусловленный комплекс способностей, которые развиваются в труде, поисках, усилиях или деградируют при их отсутствии; совокупность ряда способностей, обуславливающая особенно успешную деятельность человека в определённой области и выделяющая его среди других лиц, выполняющих эту деятельность в тех же условиях. Одарённость обычно проявляется в разносторонних способностях (в изобразительном искусстве, в музыке, в актёрском мастерстве, в литературе...) и граничит с талантом. В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова понятие «одарённость» толкуется как «то же, что талантливый».
У педагогов часто вызывает трудности именно отнесение детей к группе одарённых. Возникают сомнения: одарён этот ребёнок или способен? Ведь грань между этими понятиями такая зыбкая.
В помощь учителям можно предложить
следующие критерии:
1. Способный ребёнок обучается по общей программе, одарённому требуется индивидуальная образовательная программа или применение методики опережающего развития.
2. Способный учащийся участвует в текущих и итоговых мероприятиях, одарённый способен на персональные выставки, авторские публикации, сольные концерты...
3. Способный ребёнок участвует в конкурсных мероприятиях, а одарённый систематически входит в число призёров, добивается высоких результатов.
4. Одарённый ребёнок способен ассистировать педагогу.
Для развития одарённости очень важно ещё в раннем детстве определить виды способностей, присущие ребёнку. При их диагностике важны эмоциональные, социальные, интеллектуальные, мотивационные характеристики. Способствуют распознаванию одарённости в детях наблюдение, анализ продуктов деятельности ребёнка не только в школе, но и инициированных им самим. Можно выделить критерии определения способностей и по основным видам деятельности. Индикатором непосредственно художественных способностей служат детские творческие работы, позволяющие увидеть в ребёнке будущего художника (лишённые стереотипа, оригинальные в выборе сюжета, своеобразные по композиции).
Часто проявление имеющейся одарённости у детей затрудняется недостатком необходимых знаний, умений и навыков, недоступностью в силу условий жизни предметной области деятельности.
Педагогам и родителям необходимо знать, что существуют
два вида одарённости: с гармоничным и дисгармоничным типами развития.
Первый всегда выражен в более очевидной форме и более желателен. Дети с гармоничным типом развития одарённости достигают высоких результатов в определённой предметной области, имеют высокий уровень интеллектуального и личностного развития.
Есть дети,
одарённость которых трудно обнаружить из-за немотивированности, недисциплинированности. Это пример дисгармоничного типа развития одарённости. Положительные результаты в таком случае может дать только терпение учителя и уважение в ребёнке личности, индивидуальности.
Самооценка у одарённого ученика, как правило, завышена. Но в тоже время она бывает крайне противоречивой – постоянные переходы от сознания своих особых возможностей до полного самоотрицания.
Когда у такого обучающегося наступает минута отчаяния, необходимо внушать ему, что он обладает большими возможностями и может преодолеть трудности, так как именно в высокой самооценке одарённый школьник черпает силу для своей деятельности.
Общей методики преподавания для одарённых детей не существует. Для них урок без эксперементирования и собственной инициативы практически потерян. В условиях общеобразовательной школы методика обучения одарённых детей основывается на дифференциации обучения и на индивидуальном подходе.
Одарённые дети стремятся к получению информации, знаний, навыков, не предусмотренных программой для данной возрастной категории. Используя метод адаптивного опережающего развития, им можно предлагать специальную литературу на опережение, самостоятельное посещение сайтов в системе Интернет. И домашние задания для одарённых детей должны носить характер опережения и решаться индивидуально.
Нужно понимать, что для одарённых детей
потребность в признании и в осознании собственной ценности очень высока. Они с удовольствием участвуют в творческих выставках и конкурсах различного уровня. Персональные выставки творческих работ одарённого ребёнка – ещё один мощный двигатель в развитии его способностей.
Следует отметить, что одарённые редко терпят руководящую и направляющую роль учителя, а скорее обращаются к нему, как к помощнику.
В целях эффективности работа с одарёнными детьми не должна ограничиваться урочным временем. Педагогу необходимо создать такие условия во внеурочное время, при которых они смогут реализовать свои творческие возможности, свободно проявляя нестандартное мышление, смелость суждений и трактовки тем, развивать свои выдающиеся способности.
Одарённые дети - это будущее нашей страны, её двигатель. Одарённость нужно беречь и целенаправленно создавать условия для её развития на уроке и во внеурочной деятельности.
Желаю всем педагогам побольше одарённых учащихся!
Статья оформлена работами героини "Энциклопедии "Одарённые дети - будущее России" Лукъянчиковой Алины.
Спасибо всем за просмотр.
Рекомендуем посмотреть:
Работа психолога с одаренными детьми
Формирование психолого-физиологической стойкости, профилактика стрессов и эмоциональных перегрузок
Как выявить одаренных детей в школе
Работа с одарёнными детьми в начальной школе
Похожие статьи:
Методика диагностики общей одаренности «Интеллектуальный портрет» А. И. Савенкова
Методические рекомендации по работе с одаренными детьми
Способности ребенка. Как развивать способности детей
Как оценить умственные способности ребенка
Рабочая программа учебного предмета Изобразительное искусство 5 класс I вид