Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

О работе с одаренными детьми

Поговорим о детской одарённости
Автор: Анненкова Елена Николаевна, учитель изобразительного искусства МБОУ "Глебовская СОШ" Фатежского района Курской области.
Описание материала: Предлагаю вниманию пользователей сайта размышления об одарённости детей и путей её развития.
Назначение: Данная статья будет полезна педагогам и родителям.
Цель: Систематизация материалов по выявлению и развитию одарённости у школьников.

Эпиграфом своей статьи я взяла слова Б.П. Никитина: "Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но... не опоздайте и, помогая,... думайте сами".
Сегодня каждое образовательное учреждение проводит работу по выявлению одарённых детей и разрабатывает программу поддержки личностных способностей обучающихся. А в условиях ФГОС ещё большее значение уделяется созданию системы поддержки одарённых детей. В этой системе каждый родитель, каждый учитель имеет значимость, так как от них зависит обеспечение возможности для самореализации ребёнка.
Издательский центр СПЕЦ-АДРЕС (Москва) даже выпускает Общественное издание "Энциклопедия "Одарённые дети - будущее России", в котором в раздел "Им принадлежит будущее России" вносятся имена одарённых детей, а в раздел "Доска почёта" - данные их педагогов.

Начиная разговор об одарённости, нужно, в первую очередь, раскрыть само это понятие.
Одарённость – это генетически обусловленный комплекс способностей, которые развиваются в труде, поисках, усилиях или деградируют при их отсутствии; совокупность ряда способностей, обуславливающая особенно успешную деятельность человека в определённой области и выделяющая его среди других лиц, выполняющих эту деятельность в тех же условиях. Одарённость обычно проявляется в разносторонних способностях (в изобразительном искусстве, в музыке, в актёрском мастерстве, в литературе...) и граничит с талантом. В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова понятие «одарённость» толкуется как «то же, что талантливый».


У педагогов часто вызывает трудности именно отнесение детей к группе одарённых. Возникают сомнения: одарён этот ребёнок или способен? Ведь грань между этими понятиями такая зыбкая.

В помощь учителям можно предложить следующие критерии:
1. Способный ребёнок обучается по общей программе, одарённому требуется индивидуальная образовательная программа или применение методики опережающего развития.
2. Способный учащийся участвует в текущих и итоговых мероприятиях, одарённый способен на персональные выставки, авторские публикации, сольные концерты...
3. Способный ребёнок участвует в конкурсных мероприятиях, а одарённый систематически входит в число призёров, добивается высоких результатов.
4. Одарённый ребёнок способен ассистировать педагогу.
Для развития одарённости очень важно ещё в раннем детстве определить виды способностей, присущие ребёнку. При их диагностике важны эмоциональные, социальные, интеллектуальные, мотивационные характеристики. Способствуют распознаванию одарённости в детях наблюдение, анализ продуктов деятельности ребёнка не только в школе, но и инициированных им самим. Можно выделить критерии определения способностей и по основным видам деятельности. Индикатором непосредственно художественных способностей служат детские творческие работы, позволяющие увидеть в ребёнке будущего художника (лишённые стереотипа, оригинальные в выборе сюжета, своеобразные по композиции).

Часто проявление имеющейся одарённости у детей затрудняется недостатком необходимых знаний, умений и навыков, недоступностью в силу условий жизни предметной области деятельности.
Педагогам и родителям необходимо знать, что существуют два вида одарённости: с гармоничным и дисгармоничным типами развития. Первый всегда выражен в более очевидной форме и более желателен. Дети с гармоничным типом развития одарённости достигают высоких результатов в определённой предметной области, имеют высокий уровень интеллектуального и личностного развития.
Есть дети, одарённость которых трудно обнаружить из-за немотивированности, недисциплинированности. Это пример дисгармоничного типа развития одарённости. Положительные результаты в таком случае может дать только терпение учителя и уважение в ребёнке личности, индивидуальности.
Самооценка у одарённого ученика, как правило, завышена. Но в тоже время она бывает крайне противоречивой – постоянные переходы от сознания своих особых возможностей до полного самоотрицания.
Когда у такого обучающегося наступает минута отчаяния, необходимо внушать ему, что он обладает большими возможностями и может преодолеть трудности, так как именно в высокой самооценке одарённый школьник черпает силу для своей деятельности.
Общей методики преподавания для одарённых детей не существует. Для них урок без эксперементирования и собственной инициативы практически потерян. В условиях общеобразовательной школы методика обучения одарённых детей основывается на дифференциации обучения и на индивидуальном подходе.
Одарённые дети стремятся к получению информации, знаний, навыков, не предусмотренных программой для данной возрастной категории. Используя метод адаптивного опережающего развития, им можно предлагать специальную литературу на опережение, самостоятельное посещение сайтов в системе Интернет. И домашние задания для одарённых детей должны носить характер опережения и решаться индивидуально.
Нужно понимать, что для одарённых детей потребность в признании и в осознании собственной ценности очень высока. Они с удовольствием участвуют в творческих выставках и конкурсах различного уровня. Персональные выставки творческих работ одарённого ребёнка – ещё один мощный двигатель в развитии его способностей.

Следует отметить, что одарённые редко терпят руководящую и направляющую роль учителя, а скорее обращаются к нему, как к помощнику.
В целях эффективности работа с одарёнными детьми не должна ограничиваться урочным временем. Педагогу необходимо создать такие условия во внеурочное время, при которых они смогут реализовать свои творческие возможности, свободно проявляя нестандартное мышление, смелость суждений и трактовки тем, развивать свои выдающиеся способности.
Одарённые дети - это будущее нашей страны, её двигатель. Одарённость нужно беречь и целенаправленно создавать условия для её развития на уроке и во внеурочной деятельности.
Желаю всем педагогам побольше одарённых учащихся!

Статья оформлена работами героини "Энциклопедии "Одарённые дети - будущее России" Лукъянчиковой Алины.

Спасибо всем за просмотр.

Рекомендуем посмотреть:

Работа психолога с одаренными детьми Формирование психолого-физиологической стойкости, профилактика стрессов и эмоциональных перегрузок Как выявить одаренных детей в школе Работа с одарёнными детьми в начальной школе

Похожие статьи:

Методика диагностики общей одаренности «Интеллектуальный портрет» А. И. Савенкова

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми

Способности ребенка. Как развивать способности детей

Как оценить умственные способности ребенка

Рабочая программа учебного предмета Изобразительное искусство 5 класс I вид

Конспект урока ИЗО во 2 классе на тему: Осень | Декоративное панно "Яблонька" из плоских камешков своими руками
Опубликовано: 3669 дней назад (19 октября 2014)
Просмотров: 5354
Рубрика: Статьи
+3
Голосов: 3
Мила Кузьмина # 19 октября 2014 в 22:54 0
Спасибо за полезную статью! Ваши размышления об одарённости детей и путей её развития сегодня необходимы как никогда!
Зачастую путают одаренных и способных детей. В школах разработаны программы, но все это касается способных детей. Вами грамотно и доступно представлена систематизация материалов по выявлению и развитию одарённости у школьников.Важную информацию донесу до коллег. Удачи вам и побольше одаренных детей!
Антонина Ивановна Цыпурина # 20 октября 2014 в 02:38 0
С одарёнными детьми работать ох как непросто, но зато интересно. Потребность в признании зачастую приводит ребёнка к синдрому отличника. Как избежать этого?
Татьяна Юрьевна Борисова # 20 октября 2014 в 06:39 0
Здравствуйте, Елена Николаевна! Материал у вас изложен чётко и ясно, на доступном уровне. Спасибо, использую в работе+1
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 20 октября 2014 в 09:44 +2
Здравствуйте, Елена Николаевна! Познакомилась с вашей статьей поговорим о детской одарённости. Очень интересный и полезный подобранный материал. Статью дополняют красивые красочные картинки. Работа оформлена грамотно. Материал у вас изложен чётко и ясно, на доступном уровне. Желаю вам дальнейших творческих успехов. Примите мой голос.
Оксана Викторовна Трушкина # 20 октября 2014 в 16:15 0
Благодарю за содержательный материал и опыт работы.
Елена Николаевна Анненкова # 20 октября 2014 в 21:46 0
Уважаемые коллеги! Благодарю Вас всех за внимание к данному материалу и доброжелательные комментарии! А.Е.Н.