Ребёнок постоянно нуждается в любви и родительском понимании. Понимание, принятие, признание, все это элементы одного ряда — любви к ребенку. Проявление родительских чувств прежде всего реализуется в постоянном внимании к его мыслям, действиям, отношениям. Если ребенок не ощущает родительского внимания, он чувствует себя несчастным и ненужным. Есть семьи, где внимание к ребенку «перекрывает» внимание к своей, родительской жизни. Родители исполняют роль свиты при маленьком принце. Но есть и другие семьи, где дефицит внимания так очевиден, что ребенок чувствует себя изгоем в этой жизни.
«Звездность» ребенка может определяться его способностями, присущим ему талантом, а может исходить просто из чадолюбия. Попробуем разобраться, определив для себя несколько групп детей. Одни из них, имеющие звездный статус, назовем их «маленькими принцами», могут делиться на истинных и признанных принцев, другие возведены на престол родителями, твердо уверенными, что их чадо единственное на свете такое необыкновенное. Дадим им название соответственно их статусу: «истинный принц» и «псевдопринц». Другая группа — «изгои» тоже неоднородна. Она будет поделена на детей, отверженных и обделенных радостями проживания в семье в силу условий этого проживания, и детей, отверженных в силу их личностных особенностей. Этим присвоим соответствующие статусы, в первом случае — «социально обделенный», во втором — «личностно обделенный».
Итак, «истинный принц». Кто не знает таких детей. Как правило, они успешны уже в силу врожденных и развитых в свое время способностей. Его статус определен присущими такому ребенку качествами, дающими ему возможность быть впереди, быть признанным и принятым как в коллективе сверстников, так и среди взрослых. Способные дети могут проявлять способности во многих видах деятельности одно временно, а могут быть более способны в каком-либо конкретном виде. Но практика убеждает нас в том, что способный ребенок, к примеру, в математике, также преуспевает и в русском языке, и хорошо рисует, может и петь лучше остальных.
Люди обладают математическими, гуманитарными, художественными, музыкальными, педагогическими, литературными и другими способностями, соответствующими видам деятельности. Развитие способностей происходит неравномерно — по мере накопления ребенком знаний и опыта в определенной деятельности и по определенным этапам. На первом этапе развитие способностей имеет подражательный характер. Для этого этапа очень важно, чтобы взрослые создавали специальные условия, способствующие переходу способностей из низкого уровня на более высокий. На втором этапе в развитии появляются элементы творчества. Это этап внутренней мотивации развития способностей, на котором создаются определенные предпосылки, способствующие принятию самостоятельных решений. К примеру, ребенок, обладающий художественными способностями, может на втором этапе вполне самостоятельно выбирать стиль рисования и художественные предпочтения. Развитие способностей у ребенка определяют три основных условия: деятельность, обучение и воспитание. В ходе обучения и воспитания появляется возможность создавать или корректировать условия деятельности ребенка, способствующие развитию способностей. Постоянное же участие ребенка в разных видах деятельности формирует у него умение добывать знания и усваивать их.
Именно разная формула способностей, достигшая высшей ступени, и определяет талантливость ребенка. Талант — это возможность реализации способностей в их высшей фазе. Во многом эта реализация зависит от условий, в которых находится развивающаяся личность.
Талантливый ребенок может находиться в замкнутом пространстве своей одаренности. У него другой взгляд на мир, другие ощущения себя в мире, что, безусловно, затрудняет степень встраивания его в систему общественных отношений. Его с трудом воспринимают сверстники, поскольку он далек от их игр, интересов и забот. Он в какой-то степени может быть интересен взрослым, поскольку с ним можно поговорить на разные «недетские» темы.
Талант как сложнейшее психическое качество, как правило, не определяется одной даже сильно развитой способностью. Это система способностей. Независимо от того, принимается способный или талантливый ребенок коллективом сверстником или нет, он без сомнения относится к «истинным принцам». Причем следует отметить, что способные и талантливые дети большие трудяги. Они увлечены и отдают свое время и свои силы предмету увлечения. Родителям необходимо правильно строить взаимоотношения со своими необыкновенными детьми. В зависимости оттого, очерчивает ли ребенок круг, отгораживаясь от внешнего мира в своем творчестве, или он открыт «всем житейским ветрам», он, несомненно, требует огромного внимания и такта со стороны родителей. Думается, родителям необходимо поддерживать способности или талант своего ребенка, даже если направление его интересов не отвечает ожиданиям родителей.
К примеру, родители ребенка скрипачи и считают, что ребенок тоже без сомнения имеет способности к музыке. А ребенок обожает компьютер, и его способности реализуются именно в «общении» со своим техническим другом. Надо ли родителям настаивать? Если ребенок реализуется в этом общении, если пользование компьютером не наносит вреда его здоровью, если ему не свойствен эскапизм (компьютерная зависимость), то необходимо уважительно относиться к выбору ребенка.
Больше всего ребенок ценит доверие, которое оказывают родители его выбору, его предпочтениям, его склонностям. Если ему интересна художественная литература, то не надо ему «подсовывать» книги по овладению компьютером, если ему интересно петь и у него это получается, то не надо занудствовать и посылать его заниматься математикой. Родителям
Теперь несколько слов о «псевдопринце». Это известный тип детей. Родители считают их способными, одаренными, талантливыми, даже если эти характеристики и не проявляется в ребенке. Он — центр Вселенной под названием «Семья». Эти дети знают себе цену. Если же у них что-то не получается, они, как правило, бросают начатое дело, или закатывают родителям истерики, или ищут и обязательно находят виновного в своих неудачах. При этом вся родня в один голос твердит о талантливости сыночка или дочки. Это очень вредно, и прежде всего для ребенка. Завышенная самооценка, не подтвержденная в кругу сверстников, наносит непоправимый удар по самолюбию ребенка. Она же может выбросить его за пределы детского сообщества. Такое отношение формирует комплексы у ребенка, которые могут сопровождать его всю жизнь. Что можно посоветовать родителям, которые без всяких на то оснований считают своего ребенка талантливым? Попробуйте проверить своего ребенка на наличие у него способностей. Предлагаем одну из известных диагностик, которая поможет осуществить родительские замыслы. Она, правда, предназначена учителям, но интересующийся родитель может вполне ею воспользоваться.
Общая характеристика
Методика адресована прежде всего педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь им систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, характеризуют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком. Но ею может воспользоваться и родитель, желающий диагностировать своего ребенка и определить имеющиеся у него способности.
Данная методика, как и все методики диагностики одаренности для педагогов и родителей, не исключает возможности использования классических психодиагностических методик, а, напротив, должна рассматриваться как одна из составных частей общего с психологом комплекта психодиагностических методик.
Оригинальность мышления. Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных. Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражена в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и др.).
Гибкость мышления. Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию. Проявляется в умении находить альтернативные стратегии решения проблем, оперативно менять направление поиска решения проблемы.
Продуктивность. Беглость мышления, обычно рассматриваемая как способность к генерированию большого числа идей. Проявляется и может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и продуктов деятельности (проекты, рисунки, сочинения и др.).
Способность к анализу и синтезу. Анализ — линейная, последовательная, логически точная обработка информации, предполагающая ее разложение на составляющие. Синтез, напротив, — ее синхронизация, объединение в единую структуру. Наиболее ярко проявляется при решении логических задач и может быть выявлена практически в любом виде деятельности ребенка.
Классификация и категоризация. Психические процессы, имеющие решающее значение при структурировании новой информации, предполагающие объединение единичных объектов в классы, группы, категории. Проявляется кроме специальных логических задач в самых разных видах деятельности ребенка, например, в коллекционировании, систематизации добываемых материалов.
Высокая концентрация внимания. Выражается обычно в двух основных особенностях психики: высокая степень погруженности в задачу и возможность успешной «настройки» (даже при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременным занятиям (другой полюс характеризуется «низким порогом отключения», что выражается в быстрой утомляемости, неспособности долго заниматься одним делом).
Память. Способность ребенка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки — важнейший индикатор одаренности. Однако следует иметь в виду, что преимущество в творчестве имеет не тот, у кого больший объем памяти, а тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию. Проявление различных видов памяти (долговременная и кратковременная, смысловая и механическая, образная и символическая и др.) несложно обнаружить в процессе общения с ребенком.
Увлеченность содержанием жизненно-практической задачи. Многие исследователи считают увлеченность содержанием задачи ведущей характеристикой одаренности. Деятельность тогда выступает эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, победить в конкурсе, а в первую
Перфекционизм. Характеризуется стремлением доводить продукты своей деятельности до соответствия их самым высоким требованиям. Как отмечают специалисты, высокоодаренные дети не удовлетворяются, не достигнув максимально высокого уровня в выполнении своей работы. Проявляется в самых разных видах деятельности, выражается в упорном стремлении делать и переделывать до соответствия самым высоким личным стандартам.
Социальная автономность. Способность и стремление противостоять мнению большинства. В ребенке, несмотря на свойственную дошкольному и младшему школьному возрастам подражательность, это качество также присутствует, и степень его развития характеризует степень детской самостоятельности и независимости — качеств, необходимых и юному, и взрослому творцу. Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства, в стремлении действовать и поступать нетрадиционно, оригинально.
Лидерство. Доминирование в межличностных отношениях. Лидерство в детских играх и совместных делах дает ребенку первый опыт принятия решений, что очень важно в любой творческой деятельности. Проявляется в совместных играх детей. Не всегда, но часто является результатом интеллектуального превосходства. Ребенок сохраняет уверенность в себе в окружении других людей, легко общается с другими детьми и взрослыми, проявляет инициативу в общении со сверстниками, принимает на себя ответственность.
Соревновательность. Склонность к конкурентным формам взаимодействия. Приобретаемый в результате опыт побед и особенно поражений — важный фактор развития личности, закалки характера. Проявляется в склонности либо нежелании участвовать в деятельности, предполагающей конкурентные формы взаимодействия.
Широта интересов. Разнообразные и при этом относительно устойчивые интересы ребенка — не только свидетельство его одаренности, но и желаемый результат воспитательной работы. Основой этого качества у высокоодаренных детей являются большие возможности и универсализм. Широта интересов — основа многообразного опыта. Проявляется в стремлении заниматься самыми разными, не похожими друг на друга видами деятельности, в желании попробовать свои силы в самых разных сферах.
Юмор. Без способности обнаружить несуразность, увидеть смешное в самых разных ситуациях невозможно представить творческого человека. Эта способность проявляется и формируется с детства. Она является свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным механизмом психологической защиты. Проявления юмора многогранны, как сама жизнь, и легко можно обнаружить как их наличие, так и отсутствие.
Для оценки воспользуемся «методом полярных баллов». Каждую характеристику потенциала ребенка будем оценивать по пятибалльной шкале:
5 — оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения.
4 — свойство выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко.
3 — оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга.
2 — более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
1 — четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности.
0 — сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Обработка результатов
Отметки внесите в таблицу. Результат будет более объективен, если воспользоваться «методом экспертных оценок», т. е. привлечь к выставлению отметок других педагогов, хорошо знающих этих детей.
Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, так называемый «интеллектуальный портрет», составленный по результатам оценок нескольких педагогов) можно представить графически. «Идеальный результат» — два правильных семиугольника. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается «звездочка» сложной конфигурации.
Проведенная диагностика поможет выявить, одаренный ли ваш ребенок и на какой ступени он находится. Какие способности у него выражены ярче, а главное, она подскажет КАК взаимодействовать с таким ребенком. Главное во взаимодействии с нестандартным ребенком — это не навредить ему. Родителям нужно научиться проходить «между Сциллой и Харибдой». С одной стороны, стараться содействовать развитию способностей, с другой — воспитать у ребенка ответственность за свой талант. С этой целью полезно обсуждать с ребенком его способности или талант, объяснять, что его непохожесть на других людей наделяет его не только правами — правом быть первым учеником в классе, первым спортсменом в группе, первым скрипачом в музыкальной школе, но и обязанностями.
А родителям, которые не считают своих детей способными или талантливыми, можно пожелать следующее. Если они будут развивать способности и склонности своих детей, то и до таланта недалеко. Даже если нет ярко выраженного таланта на сегодняшний день, нельзя забывать о том, «что терпение и труд все перетрут». Нужно к тем характеристикам, которые у ребенка есть на сегодняшний день, прибавить трудолюбие. Главное — не переусердствовать, не лишать ребенка радости детства. Избегать односторонности в обучении, не лишать игр и детских увлечений. И учить соответственно не тому, что ему легко дается, а тому, что дается с трудом и может быть осилено с помощью взрослого.
С талантливыми и способными детьми все обстоит довольно неплохо, поскольку их принимает общество в лице своих сверстников (истинных принцев), или восторженные зрители в лице родителей и родственников (псевдопринцев).
Гораздо сложнее детям, которых отвергает общество в лице сверстников, родителей, учителей и воспитателей. Речь в данном случае идет о детях-изгоях, «социально или личностно обделенных». Обделенные дети могут иметь семью, а могут находиться в детском доме или интернате. Главное, что отличает их от остальных детей, это одиночество. Оно может быть вдвоем, втроем, вдесятером. Но суть одна! Ребенок одинок. К группе детей-изгоев можно отнести в основном ребят из трудных, неблагополучных семей. Не хочется маркировать и наклеивать ярлыки, поскольку трудность многих ребят является временной и проходит, если исчезает причина, ее породившая. Приведем пример.
В седьмой класс пришел новый ученик Павлик М. Он сразу не понравился классному руководителю, и она стала всячески его притеснять. Ребенок стойко держался, но когда учитель начала его унижать при одноклассницах, нагрубил ей и убежал из класса. Дома он сказал, что больше в эту школу не пойдет. Но желание ребенка не всегда совпадает с желаниями и возможностями родителей. Ребенку пришлось вернуться в этот же класс, к этому же классному руководителю. Их отношения все углублялись. Парень открыто хамил «классной». Но кроме нее, стал достаточно грубо разговаривать и с другими учителями. К нему быстро приклеили ярлык «трудного подростка». Положение обострялось. Нашему «герою» уже самому казалось, что он трудный и плохой, и грубый и бесчувственный. Наконец родители, уставшие от повседневной борьбы, перевели сына в другую школу. Там его приняла совершенно другая
Это пример благополучного разрешения конфликта, но жизнь показывает, что так бывает достаточно редко. Очень трудно избавиться от ярлыка, который привешивают взрослые люди детям. Но случай с Павликом подсказывает верное решение — оно в поведении взрослых людей, окружающих ребенка. Временные отклонения от норм встречаются у большинства детей. Отличие их друг от друга в количестве и качестве этих «трудностей.
Трудных детей можно обнаружить уже в начальной школе. Они сразу привлекает к себе внимание. Внешний вид, поведение, взгляды отличаются от принятых в обществе норм и стандартов. Причиной появления «трудностей» множество. Они зависят от того, представитель какой науки их описывает. Есть причины психического свойства, психологического, физического, социального. Попытаемся нарисовать «портрет» трудного ребенка и выяснить, что конкретно сделало его таковым.
Всех обделенных детей объединяет то, что у них под влиянием взрослого мира сформировалось искаженное представление о ценностях и нормах нравственности, побуждающих его фиксировать направленность на свой собственный мир. Как правило, мир людей ему враждебен. Поэтому основная позиция таких детей — оборонительная. Конечно, по внешнему виду и поведению зачастую не скажешь, что ребенок в обороне. Он подозрителен, лжив, жесток, неорганизован. Если от него что-то требуют, личностно обделенный всегда находит оправдание своему поведению. Система мотивов большинства его поступков направлена на самооправдание, самоутешение, поиск виноватого. Подобным детям свойственна в основе своей отрицательная линия поведения. Справедливости ради надо отметить, что ребенок может быть трудным для окружающих, но нетрудным для себя. Он в ладу с самим собой. Все, что он делает и как, его устраивает.
Таким образом, личностно обделенный ребенок тот, на нестандартное поведение которого повлияло или его развитие, или социальные условия.
Для проведения успешного взаимодействия с обделенными детьми, с детьми-изгоями необходимо прежде всего знать причины возникновения трудности ребенка. В психолого-педагогической литературе их выделено немало. Мы выберем основные, на наш взгляд, дающие возможность идентичной индивидуализации, профилактики и корректировки поведения детей, испытывающих трудности в жизни. К ним можно отнести четыре группы причин: биологические причины, социальные, психологические и педагогические. Деление причин на такие группы можно и нужно считать достаточно условным, поскольку весь процесс взаимодействия взрослого и ребенка представляет систему, обусловленную социальными условиями и личностными особенностями участников. Разберем более подробно эти группы.
К биологическим причинам относятся причины наследственного характера. К примеру, основные свойства нервной системы формируются под воздействием наследственности и определяют в дальнейшем психическую структуру человека. Свойства нервной системы, такие как подвижность, уравновешенность, сила, влияют на развитие познавательных процессов и проявляются в их формировании. Во многом это обусловливает уровень развития у ребенка мышления, памяти, внимания, восприятия и пр.
Также к биологическим причинам можно отнести те врожденные свойства, которые не входят в наследственный ряд. Это могут быть различного рода нарушения, такие как врожденные дефекты зрения, слуха, нервной системы, какие-либо телесные недостатки, нарушения умственного развития, психические и психофизиологические расстройства. Дело в том, что если ребенок с каким-либо биологическим дефектом попадает в благоприятную среду, то совсем не обязательно он войдет в группу обделенных детей. Любовь, забота, уважение окружающих — лучшее лекарство и лучший воспитатель.
Группа социальных причин вытекает из особенностей социальной жизни общества. Современное общество характеризует целый букет социальных причин, обусловливающих появление детей, так или иначе «отставленных» от любви и заботы взрослых. Это и многодетные семьи, и семьи алкоголиков и наркоманов, это все увеличивающееся количество несовершеннолетних родителей. И, наконец, это общее падение экономических и материальных стимулов, способствующих адекватной социализации личности. Безусловно, нельзя отнести всех без исключения детей из неполных или конфликтных семей к обделенным детям. Но политическая и экономическая нестабильность создает предпосылки для возникновения отклонений от социальной нормы у многих семей.
Психологические причины. В эту группу входят причины, связанные с индивидуальными и возрастными особенностями детей. Индивидуальные особенности личности рассматриваются в психологии как набор признаков, присущих определенному индивидууму. Их сочетание образует целостную структуру, включающую многообразие характеристик человека. К ним можно отнести мысли, чувства, волю, потребности, мотивы, желания, интересы, склонности, способности и др. Предпосылками формирования индивидуальных особенностей выступают анатомо-физиологические задатки, присущие каждому человеку. Особое место в рассмотрении вопроса занимает анализ темперамента и характера человека. Мы можем сказать с уверенностью, что именно по «набору» индивидуальных особенностей можно различать людей. К примеру, индивидуальные различия проявляются в свойствах нервной системы. Процессы возбуждения и торможения не полностью, но значительно определяют тип поведения личности в социуме. Четыре типа высшей нервной деятельности, выделенные И.П. Павловым, характеризующиеся четырьмя
Основные различия в названных феноменах определяют индивидуальную неповторимость каждого ребенка, а в нашем случае именно определенный набор этих свойств приводит или не приводит детей в обсуждаемую нами группу.
Педагогические причины возникновения трудностей у детей связаны прежде всего с качеством и количеством связей, в которые попадает ребенок. Эти связи определяют возможность изменения его личностных качеств и свойств, и соответственно возможность изменения своей жизни. Установление таких связей между взрослым и ребенком — прерогатива воспитания. Говоря о педагогических причинах, мы сами немало сомневаемся в их «чистоте». Безусловно, рассматривая процесс воспитания как глубоко социализированный процесс с учетом индивидуальных, возрастных особенностей ребенка, как систему, включающую историческое, биологическое и социальное начало, мы не можем в достаточной степени выделить именно педагогические причины. Смиримся с тем, что разговор о причинах педагогических, читай — воспитательных, будет происходить в социальном, биологическом и психологическом поле.
Основным «провоцирующим» фактором отчуждения ребенка от общества, без сомнения, является семья. Что же происходит в семье, что ребенок становится «изгоем»? Недостаток внимания к ребенку, к его жизненным проблемам; отношение к нему как к никчемному еще члену семьи; снижение интеллектуального уровня членов семьи; негативный пример самих родителей; низкий экономический уровень жизни семьи; безработица; пьянство, алкоголизм и наркомания. Вот такой набор действует на неокрепшую душу и несформировавшийся характер сына или дочери, постепенно подтачивая или, наоборот, надстраивая то, что дано ребенку природой.
Школа, призванная «вести» за собой институт родительства, совершенно справедливо считается главной в тандеме «родители—школа», особенно в том случае, когда дело касается детей с жизненными трудностями, социально или личностно обделенных. Но и в практике работы школы можно наблюдать создание предпосылок для негативного поведения детей. Это невнимание к их индивидуальным особенностям, неуважение к личности ребенка, неприятие его жизненного опыта, несоответствие темпа учебной работы конкретным особенностям ребенка, преобладание отрицательной оценки действий школьников. Можно много еще назвать причин, ведущих к появлению детей, потерявших доверие к обществу.
Цена изменения ситуации не так уж и велика. Взрослым, призванным как профессионально взаимодействовать с детьми-изгоями, так и родителям, осуществляющим «родительскую педагогику», надо научиться опираться на важные факторы, способствующие «выводу» ребенка из отрицательного поля и «введению» его в положительное поле. В качестве таковых факторов назовем два:
* выраженность эмоциональной сферы детей;
* учет условий жизнедеятельности детей-изгоев, их жизненного опыта.
Говоря о выраженности эмоциональной сферы ребенка, попавшего в трудную ситуацию, целесообразно, на наш взгляд, познакомиться с эмоциональными расстройствами, присущими таким детям, в силу трудности их маленькой жизни. Симптомы таких расстройств могут выражаться в поведении ребенка (М. Раттер):
* Адекватность поведения ребенка нормативам, соответствующим его взрасту и половой принадлежности. (К примеру, разлука с близкими людьми вызывает тревогу в младшем школьном возрасте, а не в подростковом).
* Длительность сохранения расстройства. Страхи, припадки, капризы, нежелание что-то делать свойственны многим детям. Но если эти проявления носят длительный характер, это является отклонением от нормы.
* Колебания в поведении и эмоциональном состоянии детей.
* Появление новых, не связанных с нормами изменений в поведении ребенка.
* Появление тяжелых и часто повторяющихся симптомов (к примеру, ночные кошмары, связанные с просыпанием ребенка в слезах и нервном расстройстве).
* Наличие ряда симптомов, касающихся разных сторон психической жизни ребенка и проявляющихся одновременно.
Детям, имеющим трудности в развитии и поведении, характерна эмоциональная неустойчивость (импульсивность). Поведение трудного ребенка характеризуется недостаточным контролем своих эмоций, неустойчивостью эмоционального состояния. Он часто плачет, его легко обидеть, при этом его реакции импульсивны и он не способен правильно оценить, что произойдет дальше. Когда ребенка ругают, он выглядит очень подавленным. Каждая маленькая неудача воспринимается как катастрофа. Определенная незрелость поведения создает впечатление, что ребенок нарочно стремится привлечь к себе внимание («Такой большой, а ведешь себя, как маленький»). Каждый ребенок стремится стать взрослым, и если окружающие его люди не принимают его новую позицию, то нормальная скорость взросления нарушается, что снижает самооценку и самоуважение ребенка. Отвержение сверстников дополняет картину негативных эмоциональных переживаний. К примеру, школьник хочет занять какое-то место в коллективе сверстников. Но его поведение в группе настолько неприемлемо, что дети насмехаются над ним и исключают из группы. В результате ребенок или уходит в себя, или протестует (драки — неудачи — убеждение в том, что он никому не нужен, никто его не любит).
Еще одна черта у трудных детей — непостоянство («встал не с той ноги»). Вчера мог, сегодня — нет. Отказывается делать то, что уже делал.
Ученые пришли к выводу, что отклонению от нормы способствуют не сами психические аномалии, а психологические особенности личности, которые формируются под их влиянием. Поэтому необходимо быть крайне осторожным в диагностике подобных отклонений и помнить о том, что эмоциональная структура личности определяет ее внутреннее состояние, через которое она взаимодействует с социальной средой.
Условия жизнедеятельности. Описывая второй фактор, способствующий выводу ребенка из отрицательного поля, остановимся на двух его сторонах: условия семейного воспитания и условия школьного воспитания.
Условия семейного воспитания. Ближайшей непосредственной средой, которая закладывает нравственные ценности, как не раз нами подчеркивалось, является семья. Следовательно, условия, в которых воспитывается ребенок, позиция, которую он занимает в семье, все влияет на возникновение или отсутствие трудностей в его жизни. Эти позиции могут быть разными и в основе своей зависят от культуры семьи, от ее ценностей, от взгляда на воспитание.
В семьях, где родители ведут беспорядочную жизнь, ссорятся, пьянствуют, совершают бесчестные поступки, дети являются свидетелями безобразных сцен: сквернословие, драки, склоки и т. п. В таких семьях ребенок предоставлен самому себе, поведение его не контролируется. Некоторые дети начинают бродяжничать, так как дома они чувствуют себя неуютно, незащищено, ощущают свою ненужность. Подобные семьи оказывают непосредственное криминогенное влияние на детей. Дети в них «заброшены» своими родителями. Но есть и другие семьи, где царит диктат силы и подавления. Поведение ребенка чрезмерно контролируется. За любую провинность, явную или надуманную, дети подвергаются физическим наказаниям. Позиция родителей
Позиция отчужденности ребенка возникает и в тех семьях, где родители с головой уходят в круг собственных проблем, когда они не знают, чем живет их ребенок, что его интересует, беспокоит, о чем он мечтает, думает. В итоге нет взаимопонимания, духовной близости, теплоты взаимоотношений. В этом случае родители могут не заметить, как их сын или дочь попадут под дурное влияние, как сформируются отрицательные качества личности.
В любой из указанных нами позиций ребенок испытывает дефицит глубокого, содержательного общения с родителями. Так или иначе, он отвергнут самыми близкими для него людьми — родителями. Быть изгоем очень тяжело и взрослому человеку, а ребенку и подавно. У него еще не сформированы механизмы защиты, позволяющие отгородиться от насилия взрослых.
Определенная часть детей носит черты нескольких групп, но ни одна из них не является главной. В отдельных неблагополучных семьях на ребенка влияет комплекс отрицательных факторов. В этом случае для него присущи многие признаки отрицательного поведения.
Условия школьного воспитания. Роль родителей, близких, безусловно, велика в воспитании ребенка, но не менее значимо и педагогическое, профессиональное руководство трудным ребенком. Учитель, владеющий психологическими и педагогическими знаниями, может помочь ребенку в правильном выборе своего места в школьных отношениях. А с другой стороны, школа является той средой, которая как бы провоцирует ребенка на плохое поведение. Именно в школе, среди сверстников, школьник хочет показать свое «Я», такое не похожее, по его мнению, на других.
Мы относим этот фактор к особенным, формирующим пакет трудностей у ребенка. И его изменение во многом определит и позитивное изменение ребенка-изгоя. По своему назначению школа призвана помочь трудным детям справиться с возникающими трудностями. Более того, школа является неким гарантом помощи родителям, не владеющим психолого-педагогическими знаниями и умениями. Порой бывает, что трудный ребенок рассчитывает, сменив обстановку, изменить и свой путь. Если, к примеру, в семье он все время получает замечания, его деятельность вызывает раздражение и непонимание близких людей, то, собираясь в школу, ребенок мечтает о новом положении. «Меня никто там не знает, им неизвестно, что я плохой! Может, они подумают, что я хороший!». Вот такие или похожие думы терзают ребенка. Очень важно разглядеть и оправдать его надежды.
Влияние вышеназванных факторов на изменение позиции ребенка не может происходить само по себе. Здесь сила и желание взрослого человека изменить жизнь ребенка становятся решающим фактором.
Подводя некоторый итог нашим рассуждениям, еще раз напомним о тревожащих нас факторах в обеспечении жизнедеятельности нестандартных детей. Будь они принцами или изгоями, им присуща нужда в теплых, дружеских взаимоотношениях с миром. Эти взаимоотношения могут обеспечить только взрослые люди, поскольку ребенок еще не имеет необходимого социального опыта для решения возникающих в его жизни задач. Но такой опыт имеют родители, школьные учителя, руководители кружков и секций. Практическое применение подобного опыта заключается прежде всего в том, что взрослые «примут» ребенка таким, каков он есть, и вместе с ним будут проектировать его жизнь.
В родительский блокнот
❀ Если вы видите у своего ребенка способности к какой-либо деятельности, старайтесь их развивать.
❀ Не смущайтесь, если ребенок интересуется разными областями жизни.
❀ «Нагружая» своего ребенка эстетическими и спортивными мероприятиями, не забывайте, что он все-таки ребенок.
❀ Старайтесь не заставлять ребенка заниматься музыкой, спортом, рукоделием, планеризмом и т. д., а мотивировать его занятия.
❀ Если вас свела жизнь с трудным ребенком, помните, что таким его сделали взрослые.
❀ Ребенок, встретивший со стороны взрослого негативное отношение, переносит его на других.
❀ Старайтесь предъявлять ребенку единые требования, выработанные семьей.
На заметку бабушке и дедушке
❀ Балуя внука или внучку, вы готовите неблагоприятную почву для его жизни.
❀ Научитесь различать любовь к внуку или внучке и выполнение их капризов.
❀ Прежде чем подать своему «чадушке» то, что он потребует, вспомните, кто старше.
❀ Постарайтесь научить своих внуков уважать старших.
❀ Больше рассказывайте им добрых сказок, легенд, мифов и обсуждайте действия героев.
❀ Предоставляйте маленьким детям больше самостоятельности.
Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ
Методика Никитина раннего развития детей
Эмоциональное развитие старшего дошкольника
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности
Зарина Александровна Кантеева # 26 июня 2018 в 00:22 0 | ||
|
Галина Анатольевна Мишина # 6 октября 2022 в 22:51 0 | ||
|