Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ

Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ

Цель дошкольного воспитания — всестороннее физическое, умственное, нравственное, эстетическое развитие детей и подготовка их к школе. Оно должно быть связано непосредственно с жизнью и современностью и строиться в соответствии с возрастными психофизическими особенностями детей. У ребенка в дошкольные годы следует начинать формировать способности и нравственные качества, необходимые будущему гражданину нашего общества.

Новые знания и умения дошкольники усваивают и способности их формируются не путем пассивного восприятия воздействий воспитателя, а в активной форме, в процессе различных видов детской деятельности — игры, труда, учения. Важная задача воспитания заключается в том, чтобы правильно организовать эту деятельность, обогащать ее содержание, придавать ей нужные для решения воспитательных задач направления.

Большие возможности дошкольников позволяют родителям и педагогам изыскивать новые пути разумного их использования, знакомя детей не только с отдельными явлениями природы и общественной жизни, но и с простейшими связями и взаимозависимостями между ними, добиваясь более высокого уровня физического, умственного и эстетического развития детей.

При правильном воспитании в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим, сочувствие к их нуждам и переживаниям.

Задача педагогов — с учетом возрастных особенностей и возможностей дошкольника воспитывать у него в первую очередь такие ценнейшие качества, как способность внимательно наблюдать действительность, творчески изменять ее в своем воображении, чувствовать прекрасное в природе и искусстве, ответственно относиться к своим маленьким трудовым обязанностям, эмоционально откликаться на нужды других людей и стремиться помочь им в случае необходимости.

При организации учебного процесса важно избегать перегрузок. Надо рационально организовать режим дня ребенка, предусмотрев правильное чередование сна и бодрствования, кратковременные учебные занятия и свободные игры — все мероприятия, проводимые в закрытом помещении, и физические упражнения, а также прогулки на свежем воздухе.

Среда — важный фактор воспитания и развития дошкольника. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» предусматривает выделение микро- и макросреды и их составляющих. Микросреда — это внутреннее оформление помещений. Макросреда — ближайшее окружение детского сада (участок, соседствующие дома и учреждения, ближайшие сквер, парк).

Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим.

С опорой на рекомендации программы в детском саду должны быть организованы зоны для игр, чтения, самостоятельной деятельности. Коридоры и переходы дошкольного учреждения украшены предметами народного декоративно-прикладного искусства. Желательно чтобы в ДОУ была экологическая комната, где дети вместе с воспитателем наблюдают и ухаживают за различными растениями, проводят опыты с водой, песком, глиной, воздухом.

Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Его движения становятся увереннее и точнее. Активно действуя, он все лучше ориентируется в пространстве.

Хорошо если в детском саду есть хорошо оборудованные музыкальный и физкультурный залы, театральная студия. В них воспитатели проводят спортивные и фольклорные праздники и развлечения, организуют театрализованные представления. В помещении и на площадке детского сада должны быть созданы уголки дорожного движения. На них проходят занятия, досуги, игры по изучению правил дорожного движения.

Вокруг детского дошкольного учреждения должна быть большая территория, хорошо оборудованные веранды и участки, спортивная площадка для занятий физическими упражнениями, большое свободное место для проведения досугов и развлечений на свежем воздухе.

Окружающая природа во время прогулок предстает перед ребенком в самых ярких красках, постепенно меняющихся соответственно сезонам образах, картинах. Это привлекает внимание дошкольников, с возрастом усложняются и становятся более разнообразными их целенаправленные наблюдения. В результате у детей не только накапливаются впечатления о красоте природы, но и формируются представления, как она меняется, если разумно потрудиться над ней.

Детей раннего возраста не выводят на экскурсии за пределы территории. Они проходят на участке ДОУ. Для этих целей здесь разбиты клумбы и цветники, есть овощные грядки для развития трудовых навыков и наблюдения. На участках растут различные виды деревьев и кустарников. Здесь дети могут понаблюдать за насекомыми, дождевыми червями, птицами, растениями.

В детском саду должны быть созданы необходимые условия для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Дети — самое ценное, что есть у родителей. И поэтому перед родителями и педагогами стоит непростой вопрос — как сделать жизнь ребенка радостной, счастливой и уберечь его от опасностей, подстерегающих на каждом шагу? Для этого существуют правила поведения. Когда ребенок овладевает ими, это способствует образованию у него твердых нравственных привычек, помогает становлению взаимоотношений со сверстниками, воспитанию организованного поведения. Правила дают направление деятельности и по мере их усвоения становятся нужными самому ребенку: он начинает опираться на них. Разумные меры предосторожности, ограждающие ребенка от несчастного случая, не должны выливаться в категорические запреты, полностью подавляющие его инициативу. Основное средство предупреждения простудных заболеваний — естественные оздоровительные факторы. Целесообразное использование воздуха, солнца, воды помогает выработать у ребенка приспособительные реакции к меняющимся условиям.

Не последнюю роль в профилактике простудных заболеваний играет правильное питание.

В течение всего года у дошкольников необходимо продолжать формировать устойчивый интерес к народному искусству, лучшему пониманию его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров. 

Рекомендуем посмотреть:

Музейная педагогика в детском саду

Оборудование для спортивного уголка в детском саду своими руками

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности

Воспитание ответственности в организации трудовой деятельности дошкольников

Оформление детского сада в соответствии с ФГТ

Раиса Андреевна Новикова # 4 ноября 2014 в 14:05 0
Вы правы, что правильно организованный учебно- воспитательный процесс благотворно влияет на желание детей заниматься и способствует достижению высоких результатов в различных областях деятельности. Кроме того, Вы правильно заметили, что родители должны участвовать так же как и педагоги в формировании у детей интереса к занятиям и приобщать детей к устоявшимся нормам поведения в обществе. Только совместная работа детей и педагогов поможет ребенку в становлении его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Олеся Валентиновна Дементьева # 7 февраля 2016 в 16:56 0
При правильном воспитании в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим, сочувствие к их нуждам и переживаниям.
Людмила # 13 января 2018 в 17:31 0
Всё подробно, но в то же время лаконично изложены принципы построения воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Главное, чтобы материальная база соответствовала, чтобы в профессию шли по призванию, и чтобы подготовка специалистов была правильной, то есть давалась больше практических умений, а не элементарное начитывание лекций.
Наталья Геннадьевна Комиссарова # 5 ноября 2018 в 20:09 0
Учебно- воспитательный процесс в доу должен быть организован в соответствии с ФГОС.Автор статьи уделяет большое внимание окружающей среде, что немаловажно для всестороннего развития ребенка.