Формирование творческих проявлений дошкольников в музыкально-театральной деятельности
Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный цветок.
В. Сухомлинский
Музыкальное воспитание в детском саду — это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребенка.
Проблема развития творческих способностей очень актуальна в наши дни, ведь из закомплексованных, скованных, неуверенных в себе детей вряд ли смогут вырасти действительно творческие личности. А самая главная задача — воспитать людей неравнодушных, ищущих, способных к преобразующей деятельности.
Творческие возможности детей дошкольного возраста наиболее ярко проявляются в интересной и доступной для них театрализованной деятельности. Она воздействует на воображение ребенка словом, действием, изобразительным искусством. Она позволяет удерживать внимание детей на высоком уровне и через интерес повышает умственную активность ребят, помогает достичь быстрых и качественных результатов в развитии творческих способностей детей. Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе лежит игра, а потребность в игре у детей дошкольного возраста, несомненно, велика. Даже самые маленькие с удовольствием включаются в творческий процесс, если он связан с игрой. Рождение творческой инициативы может служить свидетельством подлинной эстетической зрелости. Дети немножко волшебники, они умеют менять мир по своему «хотению» и потом жить и действовать в этом воображаемом мире. Важно использовать всесильную детскую фантазию, направить ее в творческое русло.
Решая задачу последовательного и постепенного развития творческих способностей в театрализованной деятельности, педагогу рекомендуется:
1. Во 2-й младшей группе формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (в частности — умение имитировать характерные движения животных).
2. В средней группе обучать элементам художественно- образных средств (интонации, мимике, пантомиме).
3. В старшей группе совершенствовать художественно- образные исполнительские умения.
4. В подготовительной группе развивать творческую самостоятельность в передаче художественного образа, выразительность речевых и пантомимических действий.
Задача театрализованной деятельности не только в том, чтобы учить изображать героев или выражать те или иные эмоции, а в том, чтобы дать детям возможность выразить себя, показать свои способности.
Н. А. Ветлугина выделяет основные этапы развития детского творчества:
— на первом этапе выдвигается задача, при решении которой дети активно подражают способам действий;
— задача второго этапа — сформировать у детей способы действий, которые стимулируются уже лишь косвенным образом; создание простейших примеров творчества, внесение изменений, вариаций в знакомый материал;
— на третьем этапе ставится задача, требующая от детей самостоятельных действий без применения образцов.
Чтобы привить детям любовь и интерес к музыке и театрализованной деятельности, необходимо использовать яркие, выразительные произведения, рекомендованные программой, а также и те, которые не предназначены специально для детей. Ребенок очень восприимчив ко всему подлинному, прекрасному, у него еще не сложились принятые в обществе стереотипы мышления, вкусов. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства (П. Чайковский, С. Прокофьев, Д. Кабалевский, Э. Григ...), расширять представления детей о музыке разных времен и народов.
Изучая проблему развития творческих способностей, П. Б. Ермолаева предлагает следующие рекомендации:
-— внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности детей;
— изменить внутренний настрой по отношению к каждому ребенку (видеть потенциальные творческие способности в каждом);
— формирование достаточно высокой самооценки;
— воспитание педагогом своей креативности.
Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, но в самом процессе творчества. Важно не то, что создает дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.
Рекомендуем посмотреть:
Павел Тюленев. Методика раннего развития
Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Из опыта работы
Педагогические термины для воспитателей
Эмоциональное развитие старшего дошкольника