А
Авторитарность (от лат. autoritas — влияние, власть) — характеристика личности, или стиль руководства, ею осуществляемого, выражающаяся в стремлении максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению, подчиненных.
Авторитарное воспитание — воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя. Подавляя инициативу и самостоятельность, авторитарное воспитание препятствует развитию активности детей, их индивидуальности, ведет к возникновению конфронтации между воспитателем и воспитанниками.
Авторитарный стиль педагогического руководства представляет собой стрессовую воспитательную систему, основанную на властных отношениях, игнорировании индивидуальных особенностей обучаемых, пренебрежении к гуманистическим способам взаимодействия с воспитанниками.
Адаптация — динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. В психологии понятие адаптации раскрывается как совокупность особенностей биологического вида, обеспечивающих ему специфический образ жизни в определенных условиях среды. В дошкольной педагогике понятие «социальная адаптация» трактуется как активное усвоение действующих в обществе норм и овладение соответствующими формами общения и деятельности.
Активность познавательная — деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями.
Активные методы обучения — методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Активные методы обучения характеризуются высоким уровнем активности обучающихся.
Апробация — испытание с целью подтверждения того или иного предположения в ходе исследования; опытная проверка.
Аттестация педагогов — комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников государственных, муниципальных образовательных учреждений. Проводится в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.
В
Валеологическое образование (от лат. vale — будь здоров) — целенаправленный процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста способам укрепления и сохранения своего здоровья; это процесс и результат овладения ими системой знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе валеологического сознания (я могу и хочу быть здоровым).
Взаимодействие педагогическое — личностный контакт воспитателя и воспитанника(ов), случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок.
Воздействие педагогическое — влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитанников, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей.
Возрастной подход в воспитании — учет и использование закономерностей развития личности (физических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитанников, обусловленных их возрастным составом.
Воображение (фантазия) — психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, мыслей и образов на основе имеющихся знаний и опыта.
Воспитание (как педагогическое явление):
1) целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей;
2) целостный, сознательно организованный педагогический процесс формирования и образования личности специально подготовленными специалистами;
3) процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе (в этой позиции ребенок — объект педагогического воздействия);
— нравственное — формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения;
— социальное — процесс и результат стихийного взаимодействия человека с ближайшей жизненной средой и условиями целенаправленного воспитания (семейного, духовно-нравственного, гражданского, правового, религиозного и др.); процесс активного приспособления человека к определенным ролям, нормативным установкам и образцам социального проявления; планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации;
— трудовое — совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам и на сознательный выбор профессии;
— умственное — формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности;
— физическое — система совершенствования человека, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании;
— художественное — формирование у воспитанников способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им; развитие потребностей в художественно-творческой деятельности и создании эстетических ценностей;
— экологическое — целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности;
— эстетическое — целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в подрастающем человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты;
— этическое — целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющее своей целью выработку у последних правил хорошего тона, формирование культуры поведения и отношений.
Воспитанность — уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью оформленности общественно значимых качеств.
Воспитательная работа — целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности. Через воспитательную работу реализуется воспитательный процесс.
Воспитательная система образовательного учреждения — совокупность взаимосвязанных компонентов (воспитательные цели, люди, их реализующие, их деятельность и общение, отношения, жизненное пространство), составляющая целостную социально- педагогическую структуру образовательного учреждения и выступающая мощным и постоянно действующим фактором воспитания.
Г
Гипотеза — основание, предположение, выдвигаемое с целью объяснения причин, свойств и существования явлений действительности. Формулировка гипотезы в педагогических исследованиях, как правило, направлена на определение условий протекания тех или иных педагогических процессов и явлений.
Готовность ребенка к школе — комплексное понятие, в состав которого входят два блока. В первый блок (общая готовность) включают физиологическую зрелость детского организма, социально-личностную и интеллектуально-речевую готовность. Второй блок (специальная готовность) составляют предпосылки учебной деятельности и готовность к усвоению письма, счета и чтения как основных предметов в начальной школе.
Гражданственность — нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны.
Гуманизация воспитания и обучения — реализация в процессе
3
Задача педагогическая — задание, формулируемое педагогом и направленное на формирование определенных позитивных свойств личности воспитанника или группы воспитанников. Подразделяются на собственно педагогические задачи и функционально-педагогические. Первые связаны с изменением личности воспитанника, переводом ее из одного состояния в другое, более высокое по уровню воспитанности, обученное™, развитости; вторые (функционально-педагогические) — связаны с выбором форм, методов и средств реализации первых, собственно педагогических задач.
Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа формирования личности ребенка. Проявляется в отставании психофизиологического, психического и социального развития от возрастных нормативов.
Занятие — форма организации обучения, осуществляемая под руководством педагога в точно установленное время, с постоянным составом детей, в ходе которой решаются дидактические задачи, вытекающие из целей обучения.
Зона ближайшего развития — расхождение между уровнем актуального развития (задачу ребенок может решить самостоятельно) и уровнем потенциального развития, которого ребенок способен достигнуть под руководством взрослых и в сотрудничестве со сверстниками. Зона ближайшего развития (это понятие введено Л.С. Выготским) свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. Развивающее обучение ориентировано на зону ближайшего развития.
И
Игра:
— предметная — детская игра с окружающими предметами, в которой ребенок учится использовать их по прямому назначению;
— ролевая — совместная групповая игра, в которой дети берут на себя различные социальные роли (матери, отца, воспитателя, врача, ребенка, ученика и т.п.) в специально создаваемых ими сюжетных условиях;
— символическая — игра, в которой реальность воспроизводится в виде символов, знаков, а действия выполняются в абстрактной, символической форме;
— сюжетная — игра, в которой ребенок воспроизводит сюжеты из реальной жизни людей, рассказов, сказок и т.п.
Инварианты педагогические — педагогические истины, не подлежащие пересмотру.
Индивидуализация обучения:
1) организация образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка;
2) один из дидактических принципов, предусматривающий такой подход к организации образовательного процесса, при котором учитываются личностные особенности детей, их социальный опыт, а также уровень интеллектуального развития, познавательные интересы, социальный статус, режим жизнедеятельности и другие факторы, оказывающие влияние на успешность обучения.
Инновация педагогическая (нововведение):
1) целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом;
2) процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т.п.);
3) поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.
Исследовательский метод обучения — организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.
К
Качество образования — комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям (образовательным стандартам и требованиям, устанавливаемым университетами) и (или) потребностям заказчика образовательных услуг, социальным и личностным ожиданиям человека.
Когнитивное развитие — процесс формирования и развития когнитивной сферы человека, в частности его восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи.
Коллектив детский воспитательный — созданная система коллективистически, высоконравственно и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения в детской среде, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности.
Коллективизм:
1) способность человека активно откликаться на нужды других людей, жить общественными интересами;
2) принцип воспитания, утверждающий приоритет интересов коллектива над устремлениями индивида. Способствует формированию в человеке идеалов братства, взаимопомощи, уважения к другим людям.
Коллективное творческое дело (КТД) — организуется таким образом, чтобы предложенная воспитателем идея оказалась воспринятой детским коллективом как собственная; чтобы деятельность детей имела практическую направленность на благо собственного или другого коллективов, других людей — имела гуманистическую и альтруистскую цель; чтобы все члены коллектива, на добровольных началах, с интересом и желанием включаясь в реализацию дела, могли раскрыть свои творческие возможности.
Этапы КТД: принятие идеи, выделение совета дела, творческое коллективное выполнение, коллективный анализ и оценка, принятие идеи нового дела.
Коммуникация (общение) невербальная — передача информации другому человеку или группе лиц без использования речи. Виды невербальной коммуникации: кинесика (совокупность телодвижений, жестов, мимики, пантомимики, манеры одеваться, причесываться и т.п.); проксемика (место и время общения); пара- и экстралингвистика (тональность, тембр голоса, громкость и быстрота речи, паузы); визуальное общение (контакт глазами) и такесика (прикосновение).
Компетентность педагогическая — владение педагогом необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания.
Консилиум педагогический — совещание, консультация педагогов с целью более глубокого изучения успеваемости и поведения обучающихся и воспитанников и выработки правильного пути дальнейшей работы с ними по устранению обнаруженных недостатков в их обучении, развитии и воспитании.
Конспект занятия содержит формулировку темы, задачи занятия, этапы занятия, оборудование, задания для воспитанников на каждом из этапов, алгоритмы выполнения заданий, фрагменты речи педагога или полный текст нового материала.
Креативность (от англ. creativity) — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности-
Кризисы возрастные (от греч. crisis — поворотный пункт) — условное наименование переходных этапов от одного возрастного периода к другому. Особенностью кризисных периодов является то, что часть детей в это время становятся трудновоспитуемыми, вступают в острые конфликты с окружающими, испытывают тяжелые переживания, у школьников снижаются успеваемость, работоспособность, интерес к учебным занятиям. Возрастные кризисы являются нормальными процессами, необходимыми для поступательного развития личности.
Критерий - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценки какого-либо явления.
Культура:
— общения — система знаний, умений и навыков адекватного поведения в различных ситуациях общения;
— поведения — соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими;
— речи — степень совершенства устной и письменной речи, характеризующаяся соблюдением ее нормативности, выразительности, лексическим богатством, манерой вежливого обращения к собеседникам и умением уважительно отвечать им;
— самообразования (самообразовательная культура) — высокий уровень развития и совершенства всех компонентов самообразования. Потребность в самообразовании является характерным качеством развитой личности, необходимым элементом ее духовной жизни;
— физическая — уровень сформированности правильного отношения человека к своему здоровью и физическому состоянию, обусловленный образом жизни, системой сохранения здоровья и физкультурно-спортивной деятельностью, знанием о единстве гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.
Культурная среда ребенка — среда обучения и жизнедеятельности ребенка, формируемая культурными компонентами содержания всех учебных курсов предметов; культурой собственной активной учебной и самообразовательной деятельности; мультикультурным пространством учебного заведения; культурой общения детей и взрослых, детско-подростковых объединений, культурой среды дополнительного образования.
М
Мастерство педагогическое — высокий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и взаимодействие.
Ментальное» (менталитет) — устойчивая настроенность внутреннего мира людей, сплачивающая их в социальные и исторические общности; совокупность установок и предрасположенностей людей к определенному типу мышления и действия.
Метод — совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи:
— анализа документов — исследование результатов деятельности в сфере образования, проводимое на основе анализа планов различного характера и назначения, программ, учебно-методических материалов, материалов аттестации, лицензирования и аккредитации и т.п;
— беседы — получение словесной информации о человеке, коллективе, группе, как от самого предмета исследования, так и от окружающих его людей;
— изучения продуктов творчества — диагностика психических особенностей человека путем включения в стандартизированную творческую деятельность;
— наблюдения — целенаправленная, систематическая фиксация специфики протекания тех или иных педагогических явлений, проявлений в них личности, коллектива, группы людей, получаемых результатов;
— проб и ошибок — один из видов обучения, при котором умения и навыки приобретаются в результате многократного повторения связанных с ними движений и устранения допускаемых ошибок;
— проектов — система обучения, в которой знания и умения дети приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов;
— тестирования — исследование личности путем диагностики ее психических состояний, функций на основе выполнения какого-либо стандартизованного задания.
Методика в образовании — описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах.
Методика педагогического исследования — совокупность приемов, способов организации и регуляции педагогического исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов при достижении определенной научной цели.
Методы воспитания — общественно обусловленные способы педагогического целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. Выбор методов воспитания зависит: от цели воспитания; ведущего типа деятельности; содержания и закономерностей воспитания; конкретных задач и условий их решения; возрастных, индивидуальных и половых особенностей воспитанников; воспитанности (воспитуемости), мотивации поведения.
Методы контроля и самоконтроля — пути получения информации об эффективности воспитательных воздействий. К ним относятся: педагогическое наблюдение, беседа, педагогический консилиум, опрос, анализ результатов деятельности воспитанников, создание контрольных ситуаций, психодиагностика, тренинги.
Методы обучения — система последовательных, взаимосвязанных действий педагога и обучающихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей обучающихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения. Метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения.
Методы организации деятельности и опыта поведения — пути выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации. Осуществляются посредством поручений, упражнений, создания воспитывающей ситуации, КТД (коллективное творческое дело).
Методы самовоспитания — методы, направленные на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития. К данной группе методов относятся: самонаблюдение, самоанализ, самоприказ, самоотчет, самоодобрение (поощрение), самоосуждение (наказание).
Методы самостоятельной работы — методы стимулирования и мотивации интереса к учению (создание эмоциональных нравственных переживаний, ситуаций новизны, неожиданности, актуальности; познавательные игры; театрализации и драматизации; дискуссии, анализ жизненных ситуаций; создание ситуации успеха в учении); методы стимулирования долга и ответственности (разъяснение личностной и общественной значимости учения; требования, поощрения и наказания).
Методы стимулирования деятельности и поведения — пути побуждения воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения:
—- «взрыв» — заключается в том, что конфликт с воспитанником доводится до последнего предела, когда единственной возможностью разрядить ситуацию является какая-либо резкая и неожиданная мера, способная «взорвать», преодолеть ложную позицию воспитанника;
— метод естественных последствий — заключается в том, что воспитаннику предлагается ликвидировать последствия проступка, причем предъявляемые требования для обеих сторон являются вполне очевидными и справедливыми (насорил — убери, сломал — почини и т.п.);
— наказание — торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины и раскаяния;
— поощрение — стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания усилий и стараний личности;
— принуждение — педагогическое воздействие, основанное на активном проявлении воли воспитателя в отношении воспитанников, не обладающих достаточной сознательностью и игнорирующих нормы общественного поведения;
— требование — педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды его деятельности. Требование бывает непосредственным — прямым (приказ, запрет, указание), косвенным (совет, просьба, намек, условие) и опосредованным, выраженным через актив (инициативную группу) и общественное мнение.
Методы формирования сознания — методы воспитания, направленные на формирование правильных понятий, оценок, суждений, мировоззрения:
— анализ воспитывающих ситуаций — способ показа и анализа путей преодоления моральных противоречий, возникающих в тех или иных ситуациях и конфликтах, или создания самой ситуации, в которую включается воспитанник, когда ему необходимо реально сделать нравственный выбор и совершить соответствующие поступки;
— беседа — вопросно-ответный способ привлечения воспитанников к обсуждению и анализу поступков и выработки нравственных оценок;
— дискуссия — коллективное обсуждение какой-либо проблемы или круга вопросов с целью нахождения правильного ответа;
— диспут — спор, путь мобилизации активности воспитанников для выработки правильных суждений и установок; способ обучения борьбе против ошибочных представлений и понятий, умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей;
— конференция (пед.) — коллективное обсуждение книг, спектаклей, фильмов с целью выделения нравственных норм, декларированных в произведении, и формирования определенного к ним отношения;
— лекция — последовательное изложение системы нравственных идей и их доказательства и иллюстрирования;
— пример — метод формирования сознания человека, заключающийся в том. чтобы на конкретных убедительных образцах проиллюстрировать личностный идеал и предъявить образец готовой программы поведения и деятельности. Построен на склонности детей к подражанию;
— рассказ (как метод формирования сознания воспитанников) — небольшое по объему связное изложение (в повествовательной или описательной форме) событий, содержащих иллюстрацию или анализ тех или иных нравственных понятий и оценок.
Моделирование педагогическое — построение копий, моделей педагогических материалов, явлений и процессов. Используется для схематического изображения исследуемых педагогических систем.
Мониторинг в образовании — постоянное наблюдение за каким- либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.
Мотив (от лат. moveo — приводить в движение, толкать) — субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действия человека; психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению. В качестве мотива могут выступать инстинкты, влечения.
Мотивационная среда — совокупность условий, определяющих направленность и величину усилий, прилагаемых для достижения целей деятельности. В зависимости от характера мотивационной среды у участников вырабатываются так называемые инициативная, исполнительская, потребительская, отсутствующая линии поведения.
Мотивация — вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.
Мотивировка — сознательное объяснение человеком причин своих действий. Мотивировка может не совпадать с истинным мотивом, особенно тогда, когда, совершив неблаговидный поступок, человек не хочет потерять уважение окружающих.
Мышление — познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности:
— педагогическое — определенное видение и понимание педагогом ученика, самого себя, окружающего мира, выступающее основанием для вычленения и решения задач в педагогическом взаимодействии;
— практическое — вид мышления, связанный с постановкой целей, выработкой планов, проектов в непосредственной практической деятельности и часто развертывающийся в условиях дефицита времени;
— практическое педагогическое — анализ конкретных педагогических ситуаций с использованием теоретических закономерностей развития педагогического взаимодействия и принятие на основе этого реального педагогического решения, которое воплощается;
— синкретическое (от греч. synkretismos — соединение) — детское и примитивное мышление, в котором недифференцированно связываются самые разные представления;
— педагога диагностическое — анализ отдельных черт ребенка и связывание их воедино с учетом прогнозирования развития личности.
Н
Наблюдательность — способность человека концентрировать внимание на том или ином объекте, замечать и воспринимать существенные, характерные, а также малозаметные свойства явлений и предметов.
Навык — действие, доведенное до автоматизма; формируется путем многократного повторения.
Направленность личности — совокупность устойчивых, не зависимых от сложившейся ситуации мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. Формируется путем воспитания.
Направленность педагогическая — стремление личности стать, быть и оставаться педагогом, помогающее ей преодолевать препятствия и трудности в своей работе.
Настойчивость — волевое качество личности, направленное на то, чтобы неуклонно, решительно, вопреки трудностям и препятствиям, добиваться осуществления цели. Нецелесообразная, бессмысленная настойчивость превращается в упрямство.
Нравственность:
1) особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простых норм или традиций нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.д.;
2) система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.
О
Образование — общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности.
Образованность — качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становится способной ориентироваться в окружающей среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя.
Образовательная деятельность — целенаправленные последовательные действия, осуществляемые управомоченным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем по организации и осуществлению образовательного процесса (обучения) с целью реализации образовательных программ, программ профессионального обучения, а также предоставлению дополнительных образовательных услуг.
Образовательная программа — комплекс требований, определяющих основные характеристики (объем, содержание, планируемые результаты), а также организационно-педагогические условия получения образования определенного уровня и (или) направленности.
Образовательные услуги — оказываемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или индивидуальным предпринимателем услуги по организации и осуществлению образовательного процесса (обучения) в целях освоения обучающимися образовательных программ или программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), если они не завершаются выдачей документа, дающего право на продолжение образования на следующем уровне и занятие профессиональной деятельностью.
Образовательный процесс — педагогически обоснованный процесс обучения, воспитания и развития, организуемый субъектом образовательной деятельности, реализующим образовательную программу (оказывающим образовательные услуги).
Обучаемость — индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.
Обучение — целенаправленный процесс организации учебной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей.
Обученность — результат обучения (организованного или стихийного), включающий как наличный, имеющийся к сегодняшнему дню запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения.
Общение — взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками. Общение является необходимым условием развития и формирования личностей и групп.
Общение педагогическое - профессиональное общение педагога с детьми в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе.
Общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования — время, отведенное:
— на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
— образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
— самостоятельную деятельность детей;
— взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая должна быть реализована в группах компенсирующей и комбинированной направленности, рассчитывается с учетом направленности программы, в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное:
— на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
— образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов;
— самостоятельную деятельность детей;
— взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время,
Общительность — черта характера, выражающая потребность и способность личности к общению с другими людьми, установлению с ними взаимопонимания.
Объект исследования — педагогическое пространство, область, в рамках которой находится (содержится) то, что будет изучаться.
Одаренность:
1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности;
2) общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;
3) умственный потенциал, или интеллект, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению;
4) совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей;
5) талантливость;
6) наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.
Одаренные дети — дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т.д.). Одаренность принято диагностировать по темпу умственного развития — степени опережения ребенком при прочих равных условиях своих ровесников (на этом основаны тесты умственной одаренности и коэффициент интеллектуальности IQ).
Опорный сигнал — средство наглядности (схема, рисунок, чертеж, криптограмма), содержащее необходимую для долговременного запоминания учебную информацию, оформленную по правилам мнемоники (искусства запоминания).
Оптимальность — достижение наилучшего результата в данных условиях при минимальных затратах времени и усилий участников.
Опыт педагогический — творческое, активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования — программа, которая разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, разработка которых обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных требований. Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических. интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
Основная образовательная программа образовательной организации — утвержденная в установленном порядке учебно-методическая документация, определяющая на основе федерального государственного образовательного стандарта (образовательных стандарта) основные характеристики и организационно-педагогические условия получения образования определенного уровня в этой образовательной организации с учетом ее вида (категории) и особенностей деятельности.
Ответственность — способность личности контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми в обществе или коллективе социальными, нравственными и правовыми нормами и правилами, чувством долга.
Отношения межличностные — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми. Проявляются в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
П
Педагогика (греч. paidagogike teachne, букв. — «детоводческое» мастерство, от pais, род. падеж от paidos — дитя, ребенок, и ago — веду) — отрасль науки, раскрывающая сущность, закономерности образования, роль образовательных процессов в развитии личности, разрабатывающая практические пути и способы повышения их результативности.
Педагогика сотрудничества — направление в отечественной педагогике, в котором во 2-й половине XX в. стали возрождаться прогрессивные гуманистические идеи. Основными положениями педагогики сотрудничества являются: отношения сотрудничества и взаимодействия с воспитанниками; учение без принуждения; идеи трудной цели, опоры, свободного выбора, опережения, крупных блоков, самоанализа и самооценки, создания высокого интеллектуального фона, личностного подхода.
Педагогическая диагностика — совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации образовательного процесса, дифференциации воспитанников, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия.
Педагогическая ситуация — совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых педагогом или возникающих спонтанно в педагогическом процессе.
Педагогический процесс — целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности воспитанника.
Поведение — система взаимосвязанных рефлекторных и сознательных действий (физических и психических), осуществляемых человеком при достижении определенной цели, реализации определенной функции в процессе его взаимодействия со средой. Выделяют три типа поведения (психологический аспект): инстинктивное, навыки и разумное.
Подражание — вид обучения, осознанное или неосознанное следование примеру, образцу действия, манере поведения, общения и т.д.
Познание — обусловленный развитием общественно-исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении человека, результатом которого является новое знание о мире. Специально организованное познание составляет сущность учебно-воспитательного процесса.
Потребности — нужда в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития человеческой личности, общества в целом. Потребности делятся на биологические и социальные, которые зависят от уровня экономики и культуры. Воспитание потребностей является одной из центральных задач формирования личности.
Преемственность в образовании — непрерывающаяся связь между различными этапами и стадиями в историческом развитии образовательной теории и практики, базирующаяся на сохранении и последовательном обогащении общих традиций и более частного позитивного опыта, на их постоянном качественном обновлении с учетом изменений, происходящих в жизни общества, и нового содержания образовательных потребностей.
Прием — элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода.
Примерная образовательная программа — учебно-методическая документация, определяющая объем и содержание образования, структурированные по учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям), соответствующие требования к условиям образовательного процесса и планируемые результаты освоения программы.
Принципы целостного педагогического процесса — исходные положения, определяющие содержание, формы, методы, средства и характер взаимодействия в целостном педагогическом процессе; руководящие идеи, нормативные требования к его организации и проведению (доступность; индивидуальный подход; коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка; наглядность; научность; культуросообразность; природосообразность; сотрудничество; прочность, осознанность и действенность результатов воспитания и обучения; связь теории с практикой; систематичность и последовательность; сознательность, активность, самодеятельность; уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему).
Проблема педагогического исследования — вопрос, который возникает в процессе изучения педагогических процессов и явлений и на который надо ответить.
Проблемная ситуация (от греч. problema — задача, задание и лат. situatio — положение) — соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность человека или группы, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения.
Прогнозирование — познавательная деятельность педагога, направленная на раскрытие черт и особенностей процессов будущего развития личности воспитанника и ожидаемых от них следствий, предсказание пути и условий осуществления предвидения.
Процесс воспитания — процесс педагогического взаимодействия, в котором в соответствии с требованиями самой личности и общества возникает организованное воспитательное влияние, имеющее своей целью формирование личности, организацию и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями и отношениями.
Психологический климат — межличностные отношения, типичные для трудового или учебного коллектива, которые определяют его основное настроение.
Психология педагогическая (от греч. pais (paidos) — дитя и ago — веду, воспитываю) — отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания детей и психологические основы педагогической деятельности учителей, воспитателей, родителей, педагогических коллективов.
Р
Развитие личности — процесс закономерного изменения личности в результате ее социализации.
Ранжирование — расположение в определенной последовательности (убывания или нарастания) показателей, зафиксированных в ходе педагогического исследования; определение места (рейтинга) в этом ряду изучаемых объектов.
Результат образовательного процесса — изменения в знаниях, способностях, отношениях, целостных ориентациях, физическом состоянии воспитанников.
Рефлексия педагогическая — способность педагога дать себе и своим поступкам объективную оценку, понять, как его воспринимают дети, другие люди, прежде всего те, с кем педагог взаимодействует в процессе педагогического общения.
С
Самоанализ педагогической деятельности — изучение педагогом состояния, результатов своей учебно-воспитательной работы, установление причинно-следственных взаимосвязей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования обучения и воспитания учащихся.
Самообразование — образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы.
Самооценка — оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Самооценка бывает актуальной (как личность видит и оценивает себя в настоящее время), ретроспективной (как личность видит и оценивает себя по отношению к предыдущим этапам жизни), идеальной (каким бы хотел видеть себя человек, его эталонные представления о себе), рефлексивной (как, с точки зрения человека, его оценивают окружающие).
Самореализация личности —- наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей.
Саморегуляция (в психол.) (от лат. requlare — приводить в порядок, налаживать) — система сознательных актов, действий, направленных на поддержание, достижение необходимого психического состояния, управление своей психикой. Может достигаться самоубеждением, самовнушением, самоприказом, самопринуждением, а также путем систематической аутогенной тренировки и др.
Самосознание — одна из сторон сознания человека, осознание им себя как личности, своих чувств, желаний, потребностей, идеалов, достоинств и недостатков.
Самоутверждение — достижение субъективной удовлетворенности результатом и (или) процессом самореализации.
Семинар (от лат. seminarium — рассадник) — вид групповых занятий по какой-либо научной, учебной и другой проблеме, обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов и т.п.
Сензитивность (от лат. sensus — чувство, ощущение) — характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим событиям. Сензитивность возрастная — способность человека в определенные возрастные периоды оптимально, быстро овладевать теми или иными видами деятельности, психической активности (обучение речи, иностранному языку и т.д.). Сензитивные периоды развития — периоды повышенной восприимчивости ребенка к определенного рода влияниям внешней среды.
Система образования — совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений, различных по орга- низационно-гтравовым формам, типам, видам; система органов управления образованием и подведомственных им учреждений, предприятий и организаций.
Система педагогическая — совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.
Склонность — устойчивая расположенность к определенной деятельности, стремление ею заниматься. Раннее выявление склонностей у детей, создание условий для их развития — задача любого образовательного учреждения.
Содержание образования — совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, отражающая определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки.
Содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования — совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям — физическому, социально-личностному, познавательно- речевому и художественно-эстетическому. Программа должна:
— соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
— сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
— соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
— обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
— строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
— основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
— предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
— предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Содержание психолого-педагогической работы с детьми в ДОУ предполагает освоение детьми следующих образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
Сознание педагогическое — совокупность знаний и ценностных установок педагога, определяющая характер всей его педагогической деятельности и отношения к профессии и детям.
Социометрический статус — положение человека в системе внутригрупповых межличностных отношений, определенное при помощи социометрического теста.
Социометрический тест — методика выявления, наглядно-графического изображения и индексного представления межличностных отношений в малой группе.
Сплоченность коллектива — степень единства коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений и др., а также в единстве практической деятельности.
Способности — индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности.
Среда воспитания — совокупност ь природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность ребенка и становление его как личности. Включает в себя среду группы, детского сада, класса, школы, семьи. Виды организации среды воспитания: стихийная, авторитарная и оптимальная, при которой общие правила коллективной жизни и окружения не ограничивают развития у детей самостоятельности и творчества.
Среда педагогическая — специально, сообразно с педагогическими целями, созданная система условий организации жизнедеятельности детей, направленная на формирование их отношений к миру, людям и друг к другу.
Средства обучения — материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Стандарт образования:
1) основной документ, в котором определены конечные результаты образования по учебному предмету. Составляется для каждого этапа образования. Структура стандарта включает: цель и задачи предметного образования, термины и закономерности, знания и представления, умения и навыки, технологию проверки результатов образования;
2) содержательное ядро образования, включающее в себя материал, необходимый и достаточный для достижения целей среднего образования на общефедеральном уровне. Отражает оптимальный минимум содержания образования.
Статус личности — понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы.
Стиль педагогического общения — совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления педагогического взаимодействия.
Структура основной общеобразовательной программы дошкольного образования состоит из двух частей — обязательной и части, формируемой участниками образовательного процесса. Обязательная часть программы должна быть реализована в любом образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Она обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. В группах компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Часть программы, формируемая участниками образовательного процесса, отражает:
— видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья);
— специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс,
Время, необходимое для реализации программы, составляет от 65 до 80% времени пребывания детей в группах с 12-часовьш пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой программа реализуется. Объем обязательной части программы составляет не менее 80% времени, необходимого для ее реализации, а части, формируемой участниками образовательного процесса — не более 20% общего объема программы.
Структура обязательной части программы должна содержать следующие разделы:
— пояснительная записка;
— организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;
— содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;
— содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);
— планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
— система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.
Структура педагогического процесса — совокупность составляющих его частей, соответствующих компонентам педагогической системы. Компоненты: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, оценочно-результативный.
Структура занятия — совокупность элементов занятия, обеспечивающих его целостность и сохранение основных характеристик при различных вариантах сочетания.
Субъект (от лат. subjectum — подлежащее) — носитель предметно-практической активности и познания, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом. Субъектность человека проявляется в его жизнедеятельности, общении, самосознании.
Субъекты образовательной деятельности — лица, группы лиц, государственные учреждения и другие организации, занимающиеся вопросами функционирования и развития системы образования. Подразделяются на пять категорий:
1) разработчики образовательной политики;
2) субъекты, принимающие решения о ее содержании, направлениях, способах воплощения;
3) организаторы образования на национальном, региональном, местном уровнях;
4) учреждения образования;
5) лица, осуществляющие обучение и иные виды педагогической деятельности.
Т
Творчество педагогическое — выработка и воплощение педагогом в постоянно меняющихся условиях учебно-воспитательного процесса, в общении с детьми оптимальных и нестандартных педагогических решений.
Темперамент (от лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей, соразмерность) — совокупность устойчивых индивидуальных особенностей, характеризующих динамику психической деятельности человека: интенсивность, скорость, темп и ритм протекания психических процессов и состояний.
Теория воспитания — раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы и методику.
Теория образования — комплексное аргументированное учение о феномене образования, его роли в жизни общества, закономерностях развития и путях повышения его эффективности.
Тест (от англ. test — испытание, проверка) — стандартизованный метод исследования, предназначенный для точных количественных и определенных качественных оценок индивидуально-психологических особенностей и поведения человека путем сравнения этих оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами — нормами теста.
Тестирование — метод диагностического контроля знаний, навыков и умений тестируемых.
Техника педагогическая — комплекс общепедагогических и психологических умений педагога, обеспечивающих владение им собственным психофизиологическим состоянием, настроением, эмоциями, телом, речью и организацию педагогически целесообразного общения.
Технология активного обучения — такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: либо каждый учащийся имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи.
Технология обучения — комплексная интегративная система, включающая упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих педагогическое целеопределение, содержательные информационно-предметные и процессуальные аспекты, направленные на усвоение знаний, приобретение профессиональных умений и формирование личностных качеств обучаемых, заданных целями обучения.
Тип образовательного учреждения — группа образовательных учреждений, имеющих общую специфику. Определяется реализуемыми основными и (или) дополнительными образовательными программами.
Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию; способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации. В основе толерантности лежит способность человека адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации — с другой.
Тревожность — повышенная склонность человека испытывать беспокойство, тревогу в самых разных ситуациях.
Тренинг — форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.
Трудновоспитуемость — сознательное или бессознательное сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами.
У
Убеждение:
1) метод воспитания, представляющий интеллектуально-эмоциональное воздействие на сознание, чувства, волю воспитанников, основанное на логике, доказательствах, с целью выработки у них собственных взглядов и нравственных критериев. В отличие от внушения убеждение основано на осмысленном принятии человеком каких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке;
2) осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, взглядами;
3) процесс и результат обретения человеком уверенности в правильности собственных суждений и выводов, подтверждаемый им самим ссылками на соответствующие факты и аргументы.
Умение — подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта.
Умения педагогические — совокупность практических действий на основе осмысления цели, принципов, условий, средств, форм и методов организации работы с детьми; различают три группы умений: связанные с постановкой задач и организацией ситуации; с применением приемов воздействия и взаимодействия, с использованием педагогического самоанализа.
Упражнение — повторное выполнение действия с целью его усвоения.
Уровень притязания:
1) установка личности на определенный статус, успех, результат деятельности, находящаяся в зависимости от уровня самооценки личности;
2) степень сложности задач, выбираемых человеком; уровень трудности целей, на достижение которых претендует индивид;
3) желаемый уровень самооценки личности (уровень «Я»).
Уровень развития — совокупность способностей, знаний, умений
Усвоение — овладение человеком в процессе обучения действиями, понятиями, формами поведения, выработанными обществом.
Устойчивость психическая — способность психики сохранять высокую функциональную активность в сложных, в том числе и стрессовых, ситуациях.
Учебная деятельность — процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменения старых; деятельность по решению учебных задач.
Учебные развивающие задачи — конкретные задачи, направленные на выработку интеллектуальных умений.
Учение — особым образом организованное познание; познавательная деятельность обучаемых, направленная на овладение суммой знаний, умений и навыков, способов учебной деятельности.
Ф
Федеральные государственные требования (ФРГ) — требования, устанавливающие нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию (далее — образовательные учреждения), в части определения структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
X
Характер (от греч. charakter — печать, чеканка) — совокупность устойчивых психических черт личности, обусловливающая его отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, выражающая индивидуальное своеобразие личности и проявляющаяся в стиле деятельности и общении.
Харизма (от греч. charis — подарок) — наделенность личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее возможности.
Ц
Целеполагание в образовании — процесс постановки перспективных задач и выбора путей их выполнения.
Целеполагание педагогическое — сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности; потребность педагога в планировании своего труда, готовность к изменению задач в зависимости от педагогической ситуации; способность трансформировать общественные цели в цели совместной деятельности с воспитанниками.
Целесообразность педагогическая — мера педагогического вмешательства, разумная достаточность. Предоставление самостоятельности и возможностей для самовыражения самому воспитаннику.
Цель:
— образования — формирование у обучаемого знаний, навыков и умений, приобщения человека к культуре, подготовка его к труду;
— воспитания — теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определенном типе личности, идеальных требований к ее сущности, индивидуальности, свойствам и качествам, умственному, физическому, нравственному, эстетическому развитию и отношению к жизни;
— педагогическая — результат взаимодействия педагога и учащегося, формируемый в сознании педагога в виде обобщенных мысленных представлений, в соответствии с которыми затем отбираются и соотносятся между собой все остальные компоненты педагогического процесса;
— педагогического исследования — выявление причинно-следственных связей и закономерностей в педагогических явлениях и разработка на их основе теорий и методик.
Я
Я-концепция — система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.
Методика Никитина раннего развития детей
Как оценить умственные способности ребенка
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности
Наталья Дмитриевна Кузьмина # 4 июня 2018 в 14:35 +1 | ||
|
Галина Анатольевна Мишина # 6 октября 2022 в 22:10 0 | ||
|