Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Из опыта работы

Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольников

Чтобы никому не было скучно

Наверное, все педагоги знают, как важно, чтобы на занятиях по изобразительной деятельности детям было интересно, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом, и мечтают об этом. А как добиться такого эффекта?

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества — разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы —вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой —искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т.п.). А что случится, если делать по-другому? Кто от этого пострадает? Жесткие, «единственно верные» правила сковывают инициативу педагогов и детей, лишают их возможности проявить творческие способности.

Чтобы помочь воспитателю в поисках разнообразных решений, приведем примеры вариативного подхода к формулировке темы изображения, к организации занятий или их отдельных моментов.

Вот, например, как по-разному можно подвести детей младшего дошкольного возраста к созданию изображений по замыслу. В одном случае воспитатель организует игровую ситуацию, собирает детей около себя и говорит, что сейчас они будут заниматься. В это время раздается стук в дверь. Воспитатель удивляется: «Кто бы это мог быть?» Идет к двери, затем возвращается и говорит, что ребенок из старшей группы принес малышам в подарок игрушки и предложил, если игрушки им понравятся, нарисовать их, а старшие дети повесят эти работы в своей группе. Воспитатель достает одну игрушку за другой (мяч, погремушка, неваляшка, колечко и др.). Игрушки могут быть различными по форме, количеству составляющих их частей и т.д. Все зависит от того, когда проводится занятие и что дети уже умеют. Необходимо также учитывать возможности и интересы каждого ребенка, чтобы никому не было скучно из-за чрезмерной простоты задачи или неинтересной темы. Поэтому можно использовать сложные по форме игрушки (а не только те, которые, по мнению воспитателя, могут нарисовать или вылепить дети). Всегда и во всем нужно обеспечивать детям возможность выбора; учитывать, что кто-то захочет и сможет выполнить более сложное изображение.

Дети рассматривают яркие, красивые игрушки, называют форму, цвет. «Нравятся ли вам игрушки?» —спрашивает воспитатель. Получив утвердительный ответ, спрашивает снова: «Хотите их нарисовать?» Конечно же, дети отвечают согласием. Педагог предлагает каждому ребенку ту игрушку, которая ему нравится больше всего. На столах приготовлены бумага, краски —все необходимое (материалы для рисования могут быть другими, можно предоставить детям возможность выбора). В этом случае все должно находиться на отдельном столе, чтобы ребенок мог свободно подойти и взять то, что ему нужно. Это детям вполне по силам и приучает их самостоятельно готовить рабочее место, продумывать, что потребуется для работы.

Работа с готовыми рисунками может быть продолжена. Так, малыши все вместе относят свои шедевры в старшую группу. Старших же ребят можно попросить придумать рассказ или сказку о той игрушке, изображение которой им больше всего понравилось. Можно записать их рассказы, затем прочитать малышам.

Занятие по замыслу может начаться и по-другому. Воспитатель устраивает в группе выставку детских рисунков, на которых изображены различные предметы, сюжеты. Собрав всех около стенда, доски или стены, где развешаны рисунки, педагог обращает внимание малышей на то, какие красивые картинки они научились рисовать. Каждый рисунок рассматривается; воспитатель спрашивает, что на нем нарисовано. Как правило, такая выставка вызывает у детей чувство радостного удивления, поэтому, когда педагог спрашивает, хотят ли они нарисовать еще, с радостью соглашаются. Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать себе бумагу (листы разного цвета лежат у него на столе) и подумать, что он хочет нарисовать, какие краски ему понадобятся. Представленные на выставке рисунки дают толчок детскому воображению; все, как правило, рисуют то, что хотят, и с большим интересом. Закончив работу, ребенок отдает ее воспитателю или сам помещает свой рисунок на стенд, и рядом с прежней выставкой возникает новая. Затем дети рассматривают новые рисунки, воспитатель подчеркивает, что все рисунки разные. Можно предложить детям выбрать работу, которая им больше всего понравилась, сказать, что на ней изображено, назвать форму, цвет изображения, а может быть, и рассказать о нарисованном. Здесь не должно быть шаблона, нужно развивать активность детей, предоставлять им большую самостоятельность.

Разнообразие следует предусматривать и в отборе тем, предлагаемых детям для рисования, лепки, аппликации. Так, научить малышей изображению предметов той или иной формы можно на разном предметном содержании.

Рассмотрим это на примере круглых или шарообразных предметов. В процессе обучения можно показывать детям любые предметы круглой формы: колечки, колесики, мыльные пузыри, воздушные шары, елочные шарики, сушки, баранки, яблоки, ягодки, апельсины, хурму, помидоры, орехи и многое другое. Из всего этого разнообразия воспитатель может выбрать для занятия по рисованию, лепке, аппликации то, что ближе и более знакомо детям его группы. Если в программе стоит задача научить дошкольников изображать предметы, состоящие из нескольких частей круглой формы, можно также найти разнообразное содержание для рисования, лепки и аппликации: бусы, неваляшки, снеговик, цветы, шары на ниточке, погремушки разного строения, цыплята и т. п.

Приведем пример разных занятий по рисованию на одну и ту же тему — «Красивые цветы» (младшая группа). Его можно проводить и в средней группе, включив для рассмотрения большее количество цветов (на открытках, иллюстрациях), требования к рисункам в соответствии с приобретенным детьми опытом также повышаются (точнее передать форму, использовать разнообразные цвета и оттенки, выполнить большее количество изображений).

Воспитатель напоминает детям, что недавно они наклеивали замечательный цветок в подарок маме. «А сегодня, — говорит он, —нарисуйте красивые цветы». В групповой комнате в вазе стоят живые цветы. Накануне дети рассматривали их. Воспитатель также подобрал несколько иллюстраций с изображением крупных цветов несложного строения (ромашки, ноготки, маки) и утром демонстрировал их ребятам. Воспитатель отметил, что у цветка есть серединка, вокруг нее расположены лепестки. У мака лепестки круглые, у ромашки много узких лепестков. Вниз от цветка идет стебель, на нем растут листья. Воспитатель спрашивает у детей: «Кто хочет показать, какие цветы он нарисует?» —и вызывает к доске одного ребенка, который рисует на листке бумаги, приколотом к доске, большую круглую сердцевину цветка, а вокруг много мелких лепестков. Педагог обращает внимание детей на то, какой красивый цветок получился, затем предлагает всем взять в руки кисть и показать, как ее нужно держать. Особое внимание необходимо уделить недавно пришедшим в группу детям, у которых навык правильно держать рабочий инструмент еще не выработан. Если нужно, воспитатель подходит к ребенку и поправляет положение рук, пальцев. Такую проверку следует делать быстро, чтобы не задерживать всех детей; к некоторым можно подойти чуть позже, когда все начнут рисовать.

Дети приступают к работе. У них на столах пять красок: красная, желтая, зеленая, розовая и голубая (можно приготовить и другие цвета), белая или синяя бумага стандартного формата. Тем, кто быстро выполнил работу и хочет рисовать еще, воспитатель предлагает изображать цветы на этом же листе или дает новую бумагу. Можно прикрепить к доске кусок обоев, чтобы дети продолжили рисование на нем. Опыт показывает, что сам процесс рисования занимает у большинства младших детей не более пяти минут, а у некоторых, хорошо освоивших способы изображения, даже меньше. Поэтому многие малыши успевают выполнить новый рисунок на другом листе бумаги. Целесообразно предварительно настроить ребенка на то, чтобы второе изображение чем-нибудь отличалось от первого (цветом, размером и др.).

Постепенно, по мере завершения, рисунки выставляют на доске. Воспитатель обращает внимание детей на то, как много ярких, красивых цветов они нарисовали, отмечает, что у всех цветы получились разные; просит показать цветы, различные по цвету, величине, форме лепестков (именно в этом проявляется творчество малышей). Дети довольны своими рисунками, они рассматривают их и после прогулки, и после дневного сна, а вечером показывают родителям.

Рисование на тему «Красивые цветы», «Цветы» и т.д. может проводиться с детьми разного возраста. Так, в Японии я наблюдала подобное занятие во втором классе школы (обучение в японских школах ведется с 6 лет). Проходило оно следующим образом: в центре класса стоял небольшой столик, на котором учитель поместил ведро с огромным букетом, составленным из разных цветов. Педагог предложил детям нарисовать букет. Их внимание не было заострено на том, что надо нарисовать именно этот букет, да это и не представлялось возможным. Букет из множества цветов был поставлен для того, чтобы каждый ребенок мог рассмотреть его и нарисовать цветы, которые ему больше понравятся. Таким образом предотвращались возможные трудности, связанные с отсутствием у детей отчетливых представлений об изображаемых предметах, умения нарисовать сложные цветы; обеспечивалось яркое эмоциональное воздействие прекрасного на психику школьников. Столы, за которыми работали дети, были расставлены вокруг букета, и все его хорошо видели.

Занятие на эту же тему можно провести и по-другому, в форме коллективного рисования. Воспитатель укрепляет на доске или мольберте (можно на двух мольбертах, в зависимости от того, что есть в детском саду, как удобнее для детей, сколько их присутствует на занятиях) один или два больших листа белого или лучше — зеленого цвета (тогда это будет полянка или лужайка, газон, можно сделать большой круг —клумбу). Детей лучше разместить полукругом, тогда им всем будут видны листы бумаги и возникающие на них изображения. Конечно, такое занятие очень трудно провести с группой из двадцати и более детей. Целесообразно составить две подгруппы (одни рисуют, а другие играют в игровом уголке под наблюдением няни или занимаются с другим педагогом). Организация может быть и такой: столы размещают в два ряда, и все дети, стоя, рисуют на длинных листах бумаги.

Воспитатель обращает внимание ребят на то, что перед ними раскинулась зеленая лужайка. На лужайке посеяли разные красивые цветы (жестами имитирует посев семян). Затем педагог просит детей нарисовать цветы, которые выросли на лужайке. Около мольберта или доски с обеих сторон нужно заранее разместить краски (фломастеры, восковые мелки), кисти, воду, салфеточки для промакивания кисти. Можно предложить рисовать цветы двум детям одновременно. Вначале к доске вызывают тех, кто пожелает. Другие в это время наблюдают за работой товарищей, упражняются на своих листочках бумаги. Воспитатель называет действия детей, подчеркивает, что нарисованные цветы —разные. Общую картину или картинки разных «художников» следует оставить в группе, чтобы они могли любоваться своими произведениями, показывать их сотрудникам детского сада, родителям.

Можно предложить детям рисовать цветы на «газоне». В этом случае длинный лист бумаги (это могут быть и простые обои) кладется на составленные в одну линию столы. Дети могут рисовать стоя или сидя около стола.

Возможен и такой вариант. Воспитатель предлагает детям нарисовать красивые цветы для платья куклы, заранее готовит кусочки ткани, на которых изображены простые для воспроизведения цветы, по возможности организует рассматривание живых цветов. Дети получают вырезанные из бумаги (цветная или белая, тонированная светлыми тонами акварели) силуэты платьев для куклы.

А вот как интересно можно предложить детям нарисовать (вырезать и наклеить) рыбок. После наблюдения за рыбками в аквариуме воспитатель спрашивает детей, не хотят ли они выполнить рисунок на эту тему. Как правило, малыши охотно соглашаются. Можно предложить им создать иллюстрацию к песенке про рыбку (пусть каждый ребенок нарисует свою рыбку) или по стихотворению:

На пруду камыши,

Расплескались там ерши.

Круг—постарше,

Круг—помладше,

Круг —совсем малыши.

Композиция картинки и задания подгруппам детей определяются словами стихотворения: рыбки должны быть разными по величине (большие, поменьше и совсем маленькие), и располагать их следует кругами, чтобы казалось, что они танцуют в хороводах. Разумеется, педагог должен учитывать, что это занятие более сложное. Могут быть и другие варианты подобного занятия, например «Подводное царство», «Аквариум в зоопарке». Фактически каждая тема может иметь несколько вариантов. Важно научить детей творчески подходить к решению всех компонентов изображения, к композиции.

Часто детям дают для рисования листы бумаги одного размера и формата (целый альбомный лист или его половину) независимо от темы, даже расположение листа на столе перед ребенком стандартное — по горизонтали. Это лишает ребенка возможности думать, как лучше разместить изображение (изображения) с учетом формы и конструкции предмета. Для того чтобы научить детей разнообразным композиционным решениям, необходимо кроме развития восприятия предоставлять им для выбора бумагу разного формата и ставить задачу подумать, как лучше положить лист бумаги, чтобы изображение разместилось красиво. Такую работу нужно вести уже в младшей группе. Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать. Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Больше разнообразия следует вносить и в организацию занятий: дети могут рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами (мольбертами), за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд (так дети младшей группы могут рисовать зимний лес на одной длинной полосе бумаги), у мольбертов и т.д. Важно, чтобы организация занятия соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно работать.

Особый интерес у детей вызывает создание изображений на темы сказок. Дети любят сказки, готовы слушать их бесконечно; сказки будят детскую фантазию. У каждого малыша есть свои любимые произведения и сказочные герои, поэтому предложение нарисовать картинки к сказкам или вылепить волшебных персонажей всегда вызывает у детей положительный отклик. Тем не менее рисование, аппликации, лепку по сюжетам сказок необходимо разнообразить. Так, все дети могут создавать образ одного и того же персонажа. В этом случае, рассматривая вместе с малышами готовые работы, следует обратить внимание на разницу в изобразительных решениях, на какие-то оригинальные находки. Например, если дети рисовали петушка из сказки «Лиса и заяц», можно затем попросить их выбрать самого большого петушка, отметить, у кого петушок самый красивый, храбрый. Можно провести занятие, на котором дети будут изображать разных сказочных животных. В другой раз они рисуют иллюстрации к одной сказке, и каждый сам решит, какую картинку нарисует.

Занятие может проходить и так: ребята вместе создают иллюстрации к своей любимой сказке, а затем поочередно рассказывают эпизод, который изобразили. Дети с большим удовольствием откликаются на предложение воспитателя нарисовать или вырезать и наклеить общую картинку к какому-то произведению, например, «Незнайка в Солнечном городе» Н. Носова, «Чебурашка и крокодил Гена» Э. Успенского, «Горшочек каши» братьев Гримм и др. Предлагая детям создавать изображения на темы сказок, необходимо разнообразить и материалы.

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться творчество и детские художественные способности.

Что мешает успешному развитию детского творчества

Основная задача изобразительной или художественно-творческой деятельности заключается в том, чтобы развить эстетические чувства, представления и взгляды на мир; научить детей создавать своими руками аппликацию, рисунок; предоставить растущей личности возможность познать радость созидания, получить удовлетворение от своей деятельности. Осуществляя руководство изобразительной деятельностью, необходимо помнить о ее специфике — это не обычное учебное занятие, на котором дети просто чему-то учатся, что-то узнают, это — художественно-творческая деятельность, требующая от ребенка положительного эмоционального отношения, желания создать изображение, картину, прикладывая усилия мысли и физические усилия. Без этого успех невозможен.

Однако зачастую на практике специфика изобразительной деятельности игнорируется, сама деятельность ставится в ряд с другими занятиями, что приводит к формализации педагогического процесса. Воспитатель часто диктует детям, сколько предметов в сюжетном изображении они должны передать (как будто это не творческая художественная деятельность, а занятия по математике). Например, предлагая нарисовать осенний парк, говорит: «Нарисуйте два дерева». Делается это обычно из боязни, что дети не справятся с большим количеством изображений, не успеют завершить работу в срок, но таким образом ограничиваются возможности всех ребят.

Использовать образцы можно только в декоративном рисовании. За образцы, как правило, принимаются предметы народного искусства. Такой эталон не сковывает инициативу ребенка и развивает эстетическое восприятие действительности, формирует эстетическое представление.

Формализм в руководстве изобразительным творчеством детей нам видится и в том, что педагог не только не поощряет внесение ребенком дополнений, обогащающих изображение, но и не разрешает это делать. Некоторые воспитатели сознательно ограничивают изображение (в предметном рисунке, лепке, аппликации) одним предметом, иначе, по мнению таких педагогов, получится не предметное, а сюжетное рисование, аппликация. Но ведь ребенку совершенно не важно, предметный у него рисунок (аппликация) или сюжетный. Маленький художник стремится передать свои впечатления от окружающего мира. Внесение дополнений будит его воображение, позволяет полнее передавать образ, характер, особенности предмета. Именно так ребенок творит, и педагогу следует не просто хвалить его за проявленную инициативу, а стимулировать развитие и обогащение образа.

Изобразительная деятельность как часть воспитательно-образовательной работы с детьми должна соответствовать дидактическим принципам. Однако применительно к изобразительной деятельности детей общедидактические правила рассматриваются в качестве основы обучения, не формально, а с учетом специфики изобразительной деятельности. Поэтому на первое место выдвигаются те принципы, которые в руководстве развитием детского художественного творчества являются определяющими.

Как уже неоднократно отмечалось, в изображении дети передают те впечатления, которые они получили от окружающего мира и произведений искусства. Один из наиболее важных принципов, на котором должно основываться руководство художественной деятельностью со стороны взрослого, —связь обучения с жизнью. Это значит, что изобразительная деятельность должна опираться на впечатления, полученные ребенком от действительности. Необходимо учитывать, как окружающая обстановка действует на растущего человека, его интересы. Не следует, однако, ориентироваться только на уже имеющиеся интересы и устраняться от их формирования. Подобный подход приведет к ограничению представлений и знаний детей, приостановит развитие фантазии и творческих способностей. Малышам интересно изображать то, что им хорошо знакомо, с чем они встречаются в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она находит в их творчестве. Необходимо давать ребенку возможность пережить полученные впечатления. Это повышает личностно-значимую мотивацию занятий. Игнорирование данного принципа проявляется в следующем: воспитатели мало задумываются над тем, что интересно детям, и механически используют разработки занятий, опубликованные или рукописные, хранящиеся в методическом кабинете, без творческого осмысления и учета особенностей своих подопечных.

Важным принципом, характеризующим специфику рисования, лепки, аппликации, является принцип наглядности. Опираясь на него, необходимо обеспечивать познание детьми предметов и явлений, организовывать осознанное восприятие действительности и наблюдение над ней. Не следует надеяться на то, что дети когда-то уже видели те или иные объекты. Впечатления от воспринятого ранее могут сглаживаться, стираться в памяти под влиянием новых. К сожалению, все еще очень мало используются в качестве наглядных средств произведения изобразительного искусства: репродукции картин, иллюстрации к детским книгам, подлинные изделия народных мастеров, скульптура и т.д.

Приступая к изображению предмета, ребенок часто обнаруживает недостаточность своих знаний. Заметив его затруднения, педагог должен помочь маленькому художнику, предложив вновь взглянуть на предмет; уточнить его форму, величину и место расположения частей, активно включив его в процесс познания. Пусть ребенок подойдет поближе к окну и посмотрит: есть ли на улице то, что он собирается изобразить, или найдет ли он то, что ему нужно, в игровом или книжном уголке.

Формализм, неправильная постановка обучения часто бывают связаны с непониманием педагогом в программах и методических рекомендациях обязательного, рекомендуемого и вариативного. Формализм в работе с детьми возникает и тогда, когда педагоги нетворчески, некритически воспринимают опыт своих коллег (пусть даже и передовой) и рекомендации, которые, как правило, имеют необязательный характер. К тому же они не всегда учитывают конкретные особенности дошкольного учреждения, школы, отдельной группы детей.

Методические рекомендации создаются в помощь воспитателю, но они не могут быть идеальными, подходящими ко всем случаям жизни, поэтому относиться к ним нужно творчески, учитывая обстановку, в которой живут дети, их возрастные и индивидуальные особенности, опыт владения изобразительной деятельностью, уровень развития знаний, умений, навыков. Бывает, что рекомендации воспринимаются буквально, как требование, обязательное для выполнения. Например, в ряде методических пособий была высказана рекомендация, согласно которой с детьми следовало проводить примерно одинаковое число занятий, посвященных решению разных задач: предметному изображению, сюжетному, декоративному, по замыслу. И хотя в пособиях оговаривается, что это лишь примерное количество занятий, которое можно изменять и которое зависит от того, какие впечатления получают дети, как они усваивают материал и овладевают умениями, —все напрасно. Руководители разных рангов при анализе деятельности педагога буквально считают детские рисунки, аппликации и сравнивают их чуть ли не поштучно, требуя сохранения всех детских работ для проверок. Но ведь детские рисунки, аппликации должны «жить» в детском учреждении, использоваться в его интерьере, в играх детей, на праздниках, они могут быть подарены родителям, друзьям, гостям. Их можно использовать и для организации выставок детского творчества не только в детском саду и школе, но и за их пределами. А вместо этого все шедевры лежат в шкафу для отчета!

Одной из частых ошибок является недооценка возможностей детей и стремление воспитателя все делать самостоятельно: приготовить все и разложить на столах, опасаясь, что дети сделают что-то не так. А ведь включаясь в посильную подготовку, дети уже мысленно входят в творческую работу, начинают понимать, что им предстоит делать: рисовать, лепить или вырезать и наклеивать. Вот, казалось бы, такая незначительная деталь, как раскладывание листов бумаги для рисования или аппликации. Когда это делает воспитатель, ребенок принимает положение листа на столе как должное и не думает, почему его надо класть именно так. Тем самым педагог фактически задает композицию рисунка, лишает детей возможности поразмышлять, как будет выглядеть творение. Совсем другое дело, когда ребенку предлагают самому взять лист бумаги со стола воспитателя и решить, как его лучше положить, чтобы картина получилась красивой. При этом целесообразно показать детям варианты композиционного решения на примере репродукций картин, книжных иллюстраций и даже рисунков их товарищей.

Одним из существенных недостатков организации учебных занятий по изобразительной деятельности следует считать ограниченное количество материалов, предлагаемых детям для рисования, аппликации и лепки; небольшое число используемых детьми способов изображения. Некоторые считают, что детям не стоит показывать разнообразную технику изображения, что это, дескать, формализует, засушивает детское творчество. Однако такое мнение ошибочно. Дети любят новизну, им интересны разные приемы рисования, и далеко не все могут самостоятельно выделить и воспроизвести определенные способы изображения.

Развитию творческих способностей, активности, воображения способствуют разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционного и привычного, поиск новых решений. Например, для аппликации целесообразно использовать не только готовую цветную бумагу. Очень интересные работы получаются из бумаги, которую раскрашивают восковыми мелками при положении мелка плашмя по отношению к листу. Детям нравится создавать композиции из нарисованных и вырезанных ими изображений. Необходимо разнообразить занятия аппликацией: создавать изображения методом вырезания и наклеивания, способом обрывания (особенно выразительно можно передать облака; снег на земле, на ветвях деревьев, на крыше дома, заборе; снеговика; одуванчики и многое другое). Аппликация может быть плоскостной и объемной (в этом случае вырезанное изделие или его части наклеиваются на картину не полностью), тогда изображение получается более выразительным, живым. Особенно интересны созданные таким образом композиции с цветами («Цветы в корзине», «Ваза с цветами», «Цветущий луг» и др.), летающими бабочками и стрекозами. Также можно создавать настольно-печатные игры. В качестве материалов можно использовать обертки от конфет, обои, плакаты, цветные страницы журналов и даже газеты.

Для отработки способов изображения и выразительного применения различных изобразительных материалов можно использовать образные игровые упражнения, например, раскрашивание с разным нажимом «перьев», из которых затем составляют хвост и крылья сказочной Синей птицы, Жар-птицы, дымковского петуха; раскрашивание лепестков для Аленького цветочка или просто красивого цветка, цветов для декоративной композиции; раскрашивание рыбок, плавающих в ручейке. Творчески работающий воспитатель может придумать и предложить детям разные игры-упражнения, в результате которых возникнет выразительный образ, но прежде чем предложить детям использование какого-то приема, педагогу следует попробовать его самому. Постепенно в это придумывание следует включать и детей.

Неинтересные занятия, нарушение ряда дидактических принципов учебно-воспитательной деятельности, неправильное руководство детским творчеством обусловлены и недостаточным уровнем квалификации педагогов. Некомпетентные наставники прежде всего понимают личную готовность к занятию только как подготовку материалов, ознакомление с методическими рекомендациями или уже разработанными кем-то конспектами. А между тем профессиональный педагог строит каждое занятие с учетом личных наблюдений, опыта, прочитанных книг, изученных художественных альбомов, иллюстраций — иными словами, с опорой на все, что может помочь в поисках творческого разнообразия решений. Недостаточно развитое эстетическое восприятие педагогов является причиной формирования штампов, которые внедряются в сознание детей: «Так бывает, а так не бывает» (а жизнь ведь многообразна), «это надо рисовать так, а это вырезается так». Один из наиболее прочно закрепившихся стандартов—у дерева коричневый ствол. Посмотрите вокруг! Много ли вы увидите деревьев с коричневыми стволами? Иногда приходится сталкиваться с абсурдными «правилами», касающимися того, что и как надо рисовать: дерево надо рисовать снизу вверх, потому что оно растет снизу, а ветки—только от ствола и ни в коем случае наоборот. Авторы подобных рекомендаций склонны рассматривать свои советы как некое новаторство. Но, во-первых, нельзя строить процесс изображения по законам биологии, во-вторых, педагоги должны знать, что для ребенка движение руки с карандашом или кистью вниз значительно легче и естественнее, чем вверх, и линии при этом получаются более слитными, плавными. Когда ребенок подрастает и рука становится более умелой, он свободно может осуществлять движения в разных направлениях.

Низкий уровень квалификации педагога определяет формальный, нетворческий подход к организации занятий: используются одни и те же методы и приемы обучения, в работу не включаются игровые приемы и ситуации, часто дается непосредственный прямой показ способа изображения, в результате чего у детей образуется установка на то, что рисовать, лепить или делать аппликацию можно только после того, как воспитатель продемонстрирует, как это надо делать. Не продумывают педагоги и варианты занятий.

Знание условий, отрицательно влияющих на развитие творческих способностей детей, поможет педагогам избежать ошибок, сделать свою работу наиболее эффективной и приносящей радость детям.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности

Формирование навыков поведения за столом у детей раннего возраста

Методика проведения физкультурных занятий в детском саду

Культурно-гигиенические навыки приема пищи у детей дошкольного возраста в ДОУ

Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям

Нет комментариев. Ваш будет первым!