Чернофигурная вазопись своими руками. Пошаговая инструкция с фото
Марахина Анастасия Борисовна. преподаватель изобразительного искусства, ЦРР "Летучий корабль", г. Москва
Назначение: Мастер-класс предназначен для школьников, знакомых с пропорциями фигуры человека, педагогов дополнительного образования и любителей Античности. Работа может стать проектом по уроку истории или МХК, украшением интерьера.
Цель: создание качественной имитации чернофигурной вазописи.
Задачи:
1)Установить принцип интеграции с другими видами образовательной и художественно-эстетической деятельности ( История Античности, Античная литература,)
2)Установить принцип авторской свободы проектирования в зависимости от подготовленности учащегося
3) Развивать мелкую моторику рук
4) Учиться правильному построению композиции
5) Развивать чувство формы
6) Продолжить изучение пропорций человека
7) Обучиться технике маширования
8) Научиться обрабатывать изделие из папье-маше
9) Овладеть графическими приемами и средствами художественно – образной выразительности с учетом специфики чернофигурной вазописи
*Использовать мастер-класс для ассоциативного изучения исторических дисциплин
Необходимые инструменты и материалы:
Пластиковая бутылка
Воздушный шар
Скотч
Пластилин
Газеты и бумага
Ножницы
Клейстер
Клей типа «Момент»
Распечатки сцен из Античной мифологии и орнаментов
Мелкая наждачная бумага
Акриловые краски ( черная, терракота) и грунт
Зубочистка
Кисти синтетические (плоская 10 и круглая 3)
Лак декупажный или любой другой средней фиксации
Вступление:
Прежде, чем приступить к описанию мастер-класса, необходимо ознакомиться с особенностью чернофигурной вазописи в Античной Греции.
Для никого не секрет, что греки были мастерами в изящных искусствах. До нас дошли многочисленные руины храмов и дворцов, некогда возвышавшиеся на холмах, и поражавшие своим величием и совершенством. Скульптура разных периодов представлена в римских копиях, которые вы можете наблюдать в Российских музея ( ГМИИ им. Пушкина, Эрмитаж). С живописью все обстоит гораздо хуже. Можно сказать, что единственным хорошо представленным источником живописи могут служить расписные глиняные сосуды.Сегодня мы с вами поговорим о чернофигурной вазописи. Этот стиль является одним из наиболее значимых, наряду с краснофигурной. Расцвет приходится на VII—IV века до н. э. Технология изготовления была очень сложной и требовала многократного обжига, мы же, взяв за основу стилистические и художественные особенности, попытаемся создать лишь имитацию чернофигурной вазописи. Основными сюжетами росписи были сцены древнегреческой мифологии и мотивы Олимпийских игр.
Не будем забывать также и о самом сосуде ( вазе). В Древней Греции их существовало огромное множество. Форма древнегреческих сосудов соответствовала прикладному назначению и менялась почти до бесконечности, в зависимости от места и времени производства и личного вкуса производителя. Мы назовем лишь основные.
Сосудом для нашего мастер-класса станет амфора. Ее использовали для транспортировки и хранения продуктов, также в качестве приза в спортивных соревнованиях.
Шаг 1:
Отрезаем у бутылки донышко и горлышко. Донышко откладываем в копилку материалов для будущих мастер-классов, оно нам больше не понадобится. Надуваем шарик средних размеров.
Шаг 2:
С помощью скотча приклеиваем горлышко и цилиндр к шарику, как на фото. Вырезаем тонкие полоски- будущие ручки, их также – на скотч. Пластилином формируем венчик сосуда и дно по периметру.
Шаг 3:
Рвем (не режем) на мелкие и средние куски газету и обклеиваем, используя клейстер, нашу заготовку в 3 слоя. Через 12 часов после высыхания еще 2-3 слоя. Данная техника именуется «машированием».
Шаг 4:
Далее берем более плотную бумагу и продолжаем обклеивать тулово вазы. Накладываем 2 слоя-сушим, снова 2 слоя- сушим
Шаг 5:
Итого у нас получается около 7-8 слоев. Разрезаем амфору пополам вдоль и вытаскиваем все содержимое. Пазухи, оставленные после пластилина, заполняем комканой бумагой в клейстере.
Шаг 6
После полного высыхания, прокрашиваем внутреннюю часть амфоры черным цветом в один слой.
Шаг 7:
Склеиваем две половины клеем «Момент», и на месте стыков обклеиваем еще 2-3 слоями бумаги на клейстер. Ждем полного высыхания.
Шаг 8:
Грунтуем поверхность вазы белым цветом в один слой и шкурим. Затем снова грунтуем и шкурим.( до максимальной гладкости)
Шаг 9:
Если у вас все еще остаются неровности- не беда, все таки это археологический артефакт. Красим поверхность сосуда в терракотовый цвет, какие-то элементы - в черный.
Шаг 10:
Выбираем сюжет и орнаменты. У меня, с одной стороны сцена кентавромахии ( борьба с кентаврами), а с обратной - «Ахилл, убивающий Пентиселею. Орнаменты я выбрала геометрические типичные для греческих сосудов( меандр и подвески).
Шаг 11:
Делаем набросок графитным карандашом, учитывая каноны изображения человеческого тела в вазописи ( кстати, близкие к египетским, однако в композиции у греков преобладает динамика над статикой). Черной краской обводим контуры фигур, ждем высыхания.
Шаг 12.
Каждую фигуру очень быстро заливаем черной краской. Не дожидаясь высыхания, зубочисткой процарапываем детали (складки одежды, контуры лица и.т.д)
Шаг 13
Черным цветом наносим меандр сверху на шейку сосуда и подвески - снизу на перехват ножки. Ниже-схема рисования меандра
Шаг 14:
Закрепляем изображение лаком.
Трудоемкость: 6 часов + время на высыхание. Рекомендуется разбить на 5-6 занятий.
Спасибо, за уделенное внимание. Надеюсь, предоставленный материал будет полезен
Рекомендуем посмотреть:
Бочонок своими руками в технике папье-маше
Сова своими руками в технике папье маше. Мастер-класс с пошаговыми фото
Копилка Свинка своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Матрёшки в технике папье-маше. Мастер-класс с пошаговыми фото