Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Имитация иллюстрированного папирусного свитка. Мастер-класс с пошаговыми фото

Папирусный свиток своими руками пошагово с фото
Древнеегипетские иллюстрированные свитки - вид папирусной графики, представляющий собой изумительные образцы различных по содержанию рисунков и текстов. За все время существования этого вида искусства ( XV до н.э.- III в до н.э) было создано огромное количество экземпляров, от самых примитивных до шикарных образцов иллюминированного папируса. Золотой век папирусных свитков пришелся на Новое Царство. В это время создаются различные по содержанию и стилистике произведения. Наиболее известным стал сборник заупокойных текстов под названием "Книга Мертвых". Название это весьма условное, и в действительности, переводится как «Главы о выходе к свету дня». В сборнике идет повествование о преодолении испытаний душой почившего, чтобы выйти к свету и воскреснуть.

Свиток Некбед из Лувра, 18 династия. Сопровождаемый матерью и женой Небкед встречает бога смерти - Осириса.
Автор: Марахина Анастасия Борисовна, преподаватель изобразительного искусства в ЦРР "Летучий корабль"
Описание: данный мастер-класс предназначен для школьников, педагогов дополнительного образования, и всех, интересующихся Древним Миром.
Назначение: работа может стать проектом по уроку истории или МХК, украшением интерьера
Цель: Создание качественной имитации иллюстрированного папирусного свитка
Задачи:
1.Познакомиться с папирусной графикой Древнего Египта
2.Изучить каноны и стилистические особенности древнеегипетских рисунков
3.Придумать, на основе предоставленного материала, художественную концепцию и содержательную часть свитка
4.Научиться имитировать фактуру свитка
5.Научиться тонировать бумагу
6.Научиться использовать метод акварельной заливки и контур
7.Развивать мелкую моторику рук
8.Воспитывать чувство эстетики
9.Развивать воображение
10*. Использовать мастер-класс для ассоциативного изучения исторических дисциплин.
Необходимые инструменты и материалы
1. Распечатки иллюстраций и древнеегипетского словаря
2. Лист акварельной бумаги
3. Скрепка
4. Карандаш НВ и ластик
5. Акварель
6. Кисти синтетические 3 и 5
7. Ножницы
Вступление:
Прежде, чем приступать к мастер-классу, стоит сказать пару слов об особенностях искусства Древнего Египта и продемонстрировать наглядные материалы.
Искусство Древнего Египта представлено в архитектуре, живописи, скульптуре и других видах художественной деятельности. Вы все, наверняка, имеете представление о Египетских пирамидах. А кто знает их предназначение? Правильно, пирамиды являлись последним пристанищем человека на Земле и началом его нового пути в Загробном Царстве. Все древнеегипетское искусство связано с культом смерти: здесь и гробницы с расписанными стенами, и саркофаги, и мумии, а также гимны и различные тексты заупокойного содержания. Сегодня мы с вами познакомимся с папирусными иллюстрированными свитками, которые наиболее полно представлены в т.н. "Книге Мертвых".

Взвешивание души Осирисом и Гором

«Книга мёртвых» Хунефера. «Обряд отверзания уст и глаз». Папирус.
Технология создания папирусного свитка была создана в Египте и потом распространилась по всему Античному миру,но вскоре была утрачена. Ее смогли воссоздать лишь в 20 веке! Главным материалом для создания папирусного свитка выступает растение из семейства Осоковых- Папирус.
Как видите, здесь иероглифы сопровождаются иллюстрациями с изображениями людей и богов. Расскажите, что вы видите особенного в построении фигуры человека, композиции в целом? Сразу бросается в глаза отсутствие прямой перспективы, а также общая схематичность всех форм. Это связано с тем, что древние мастера стремились показать сущность предмета или человека, отсюда и изображение одновременно в фас и в профиль. Перспектива привязывает к моменту и к месту, египетские изображения существуют как бы вне времени и пространства. А теперь посмотрим на иероглифы. Каждый символ обозначает определенное слово или даже словосочетание. С помощью кратких словарей вы сами попробуете составить текст и создать изображение, используя канон.


Т.к. у нас нет настоящего папируса, мы попытаемся сымитировать фактуру с помощью канцелярской скрепки.
Кончиком скрепки процарапываем на поверхности листа сперва - горизонтальные,а затем- вертикальные линии.
Затем приступаем к тонировке. Папирус- материал натуральный, значит и тонировка должна быть выполнена землянистыми естественными оттенками ( охра, умбра, хаки и т.д)

Пока сохнет будущий свиток после тонировки, можно подумать над композицией и содержанием. В нашем мастер-классе от "Книги Мертвых" мы отталкиваемся лишь как от художественного источника. В помощь нам, найденные на просторах интернета, канонические изображения богов, простых жителей и других обычных для древнеегипесткого папирусного рисунка предметов и символов.



Используя данные изображения мы можем составить собственную композицию.
А с помощью словаря иероглифов - дополнить иллюстрации пояснениями.

*В конце мастер-класса детям можно предложить расшифровать свитки друг друга.
Приступаем к эскизированию. Для начала надо определиться с ориентацией изображения, затем поделить лист на зоны: поля, иероглифы, рисунок.

Многие свитки поделены на два яруса. Я тоже буду использовать два яруса. На верхнем "этаже" размещу колесницу с лучником, а на нижнем сидящих людей, в оставшемся вертикальном отрезке справа размещу божество.
Делаю набросок всех действующих персонажей.

Затем прорабатываю детали.

После этого можно приступать к заливке. Цвета выбираем локальные,яркие, стараемся наносить цвет без градаций. Для этого берем круглую кисть и наносим ей цвет, хорошо разбавленный с водой. скорее всего надо будет использовать несколько слоев. Не забываем, что для нанесения каждого последующего слоя надо подождать, пока подсохнет предыдущий, иначе рискуете истончить бумагу.


Пока сохнет акварель, пора заняться иероглифами. Располагаем иероглифы в отведенных для них местах. Сперва только карандашом. Можем написать "Абракадабру",а можем постараться вложить в надписи смысл.

Далее тонкой кисточкой накладываем контур ( очень аккуратно) на рисунок и иероглифы, обводим поля.

Наша композиция готова. Осталось пройтись ножницами по краям, чтобы создать эффект расходящихся волокон папируса.

Всем большое спасибо за внимание. Надеюсь, мастер-класс был познавательным и понятным.

Рекомендуем посмотреть:

Турнир «Веселые краски» для детей 5-7 классов. Сценарий Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки для учащихся 5-6 класса Урок рисования для младших школьников по теме: Зима в лесу Сценарий внеклассного мероприятия по МХК в 5 классе

Похожие статьи:

Конспект урока по изобразительному искусству, 8 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах

Разработка интегрированного урока по изобразительному искусству и художественному труду

Техника японской живописи суми-ё

Конспект кружкового занятия. Роспись по дереву

Имитация чернофигурной вазописи. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 2726 дней назад (6 июля 2017)
Просмотров: 9107
+3
Голосов: 3
Татьяна Николаевна Мешина # 7 июля 2017 в 13:52 +2
«Мне понравился ваш материал. Беру в копилочку»
Анастасия Борисовна Марахина # 7 июля 2017 в 17:53 +2
Спасибо за проявленный интерес
Валентина Михайловна Скрипникова # 7 июля 2017 в 15:03 +1
Замечательный методический материал!
Анастасия Борисовна Марахина # 7 июля 2017 в 17:54 +2
Спасибо за отклик
Ольга Станиславовна Средина # 8 июля 2017 в 08:50 0
Здравствуйте, Анастасия Борисовна!
Очень интересный материал Вы предоставили. Начиная от имитации текстуры папируса и заканчивая истрепавшимися краями свитка, процесс показан последовательно, хорошо иллюстрируется.
ГОЛОС!
Анастасия Борисовна Марахина # 8 июля 2017 в 19:14 +1
Спасибо, Ольга Станиславовна, за проявленный интерес
Нина Николаевна # 16 июля 2017 в 15:03 0
Мастер-класс очень познавательный и интересный. Изготовить папирус своими руками мечтает наверное каждые школьник и вы даете такую возможность.
Молодец!
Голос!
Анастасия Борисовна Марахина # 3 августа 2017 в 20:11 +1
Спасибо большое!
Наталья Сергеевна Пимахина # 6 августа 2017 в 15:45 +1
Спасибо за интереснейший мастер-класс! Я не художник, но с удовольствием опробую вашу технику сама и вместе со своими детьми!