Мастер-класс «Техника японской живописи суми-ё»
Автор: Грекова Ольга Александровна учитель изобразительного искусства, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа №4».
Далекая, загадочная Япония - это одна из тем по изобразительному искусству в 7 классе.
Цель: познакомить с особенностью техники японской живописи суми-ё и научить рисовать дикую орхидею.
«Наша жизнь росинка,
Пусть лишь капелька наша жизнь.
И всё же».
Басё.
Я предлагаю погрузиться в мир далёкой загадочной Японии.
Япония - таинственное, почти неизвестное государство. Священная Фудзияма, призматические синтоистские храмы, чайная церемония, гейши, кабуки…Здесь уникально всё- язык, культура, искусство, традиции.
Главная причина, наверное, в том, что японцы смогли найти гармонию во всём.
Искусство Японии самобытно и своеобычно, его философские принципы, эстетическое предпочтение и вкусы отличаются от западных.
На формирование эстетических принципов японского искусства повлияло особое отношение японцев к природе, её красоте с древнейших времён, воспринимавших её, как божественное творение. Японцы ценят только те вещи, которые были изготовлены человеком вручную из «живого материала» (глины, дерева…).
В японском искусстве традиции далёкой древности дошли до наших дней.
Это традиционная национальная одежда (кимоно), веер по сей день остаётся неотъемлемой частью костюма. Оригами стало хобби для всех японских семей. Открываются школы по изучению искусства икебаны, ни один праздник, чайная церемония не проходят без икебаны.
Особое место занимает каллиграфия и суми-ё. Суми-ё - это рисование тушью. Особый жанр изобразительного искусства пришел в Японию из Китая, японцы наполнили его своим шармом и внедрили в свою культуру. Они оценили отсутствие цветовой гаммы и считали, что чёрно- белое изображение требует большего напряжения, сил, вдохновения, чем цветное и приучает к дисциплине.
Суми-ё основана на вдохновении и индивидуальности, сознание должно оставаться чистым, незамутненным. Картина уже существует в вашем сознании, любуйтесь прекрасной картиной и передавайте своё настроение, эмоциональное состояние.
Эта техника базируется на четырёх мазках: бамбук, хризантема, ветка вишни, орхидея.
Необходимыми материалами является кисточка (фуде), бумага, тушь. Чтобы научиться этой технике надо соблюдать несколько правил: держать кисть строго вертикально и тренировать изменение размера мазка.
Давайте попробуем нарисовать дикую орхидею.
1. Готовим для работы материалы (разводим тушь и готовим кисть)
2. Начинаем с основания бутона (кисть строго вертикаль, кончиком кисточки ведём вверх).
3. Прорисовка нижних лепестков (начинаем кончиком кисти, нажим, потянуть, оторвать).
4. Прорисовка верхних лепестков ( начинаем кончиком кисти, нажим, притянуть, оторвать).
5. Рисуем пятый лепесток вниз ( начинаем кончиком кисти, нажим, притянуть, оторвать) .
6. Рисуем тычинки( точки кончиком кисти).
7. Прорисовка стебля (кончиком кисточки, кисточку держим вертикально).
8. Листья орхидеи длинные тонкие, колышаться на ветру ( кисть вертикально, кончиком кисточки протягиваем, нажим и плавно отрываем слева на право и наоборот).
Техника суми-ё является естественным спутником японской поэзии. «Горные сумерки. Похитили алые краски. Орхидея». Бусон.
Рефлексия.
(составляем синквейн на тему мастер-класса «Техника японской живописи суми-ё»).
1. Изящная, таинственная
2. Хочется размышлять, творить, рисовать
3. Приходят мысли о сущности бытия
Спасибо за внимание и творчество!
Участник конкурса для педагогов «Лучший мастер-класс»
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока ИЗО в 1 классе по программе «Школа 2100»
Конспект урока по изобразительному искусству, 8 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека
Конспект кружкового занятия. Роспись по дереву
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах
Разработка интегрированного урока по изобразительному искусству и художественному труду