Конкурсы

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах

Конспект урока ИЗО в 5-6 классе

Автор-составитель: Гордеева Наталья Николаевна, учитель изобразительного искусства, филиал МБОУ Инякинская СОШ  с. Тырново

Этот урок поможет учителям изобразительного искусства  в необычной форме получить замечательные рисунки. Урок рассчитан для учащихся 5-6 классов.

Тема урока: «Золотые краски осени»

(Работа в технике тиснение листьев).

Цели:

- ознакомление с новыми возможностями художественных техник, овладение техникой «тиснение листьев»;

- развитие образного представления, творческого восприятия действительности;

- воспитание художественного вкуса.

Задачи:

Учебные:

- Познакомить учащихся с техникой «Тиснение листьев».

- Формировать творческий интерес.

- Закреплять навыки изобразительной деятельности.

Воспитательные:

- Развивать эстетическое мировоззрение.

- Способствовать восприятию  прекрасного.

Развивающие:

- Развивать творческие способности и навыки в работе.

Оборудование: альбомные листы, гуашь, кисточки, стаканчики с водой, листья различных деревьев.

Зрительный ряд: иллюстрации и фотографии с изображением осени, мультимедийная презентация  «Художники об осени»,  работы детей.

Ход урока.

I. Организационный момент и мотивация к  учению.

Рефлексия.

II. Подготовка к восприятию нового материала.

Литературная «заставка». (Первое стихотворение читает учитель, а остальные - дети)

Листопад

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

 

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой...

Автор: Иван Бунин

Золотая осень

Осень. Сказочный чертог,

Всем открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

 

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой.

 

Липы обруч золотой —

Как венец на новобрачной.

Лик березы — под фатой

Подвенечной и прозрачной.

 

Погребенная земля

Под листвой в канавах, ямах.

В желтых кленах флигеля,

Словно в золоченых рамах.

 

Где деревья в сентябре

На заре стоят попарно,

И закат на их коре

Оставляет след янтарный.

Автор: Борис Пастернак

Осень

На кусте-кусточке –

Жёлтые листочки,

Виснет тучка в просини, -

Значит, дело к осени!

 

В красных листьях бережок.

Каждый листик - как флажок.

Стал наш парк осенний строже.

Бронзой весь покроется!

 

Осень, кажется мне, тоже

К октябрю готовится...

В красных листьях бережок.

Каждый листик - как флажок!

Автор: Иван Демьянов

Осень

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

 

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

 

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

Автор: Константин Бальмонт

Осенний клад

Падают с ветки жёлтые монетки

Под ногами целый клад!

Это осень золотая

Дарит листья не считая,

Золотые дарит листья

Вам, и нам,

И всем подряд.

Автор: И.Пивоварова

Учитель: Ребята, осень подарила вам разноцветные листья. Они у вас на парте. Но это необычные листья, на них загадки. (Каждый ученик читает загадку, а остальные отгадывают).

1. Дни стали короче,

Длинней стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Осенью)

 

2. Пришла без красок

И без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

 

3. Он с весны висел на ветке,

Был зелёный – пожелтел,

Только дунул слабый ветер,

Он уже и полетел. (Лист)

 

4. Рыжий Егорка

Упал на озерко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул. (Осенний лист)

 

5. Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла…

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно ... (Листопад)

 

6. Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто ...(Листопад)

Учитель: Ребята, о чём мы сегодня с вами беседуем?

Учащиеся: Об осени, о листьях, о красках осени.

Учитель: Какие цвета нам дарит осень?

Учащиеся: красный, жёлтый, оранжевый, коричневый, жёлто – зелёный и т. д.

Учитель:  Послушайте рассказ Г. Скребицкого «Художник - осень» и обратите внимание на то, какие цвета осени описывает автор.

 «Художник – осень покрыла берёзы и клёны лимонной желтизной. Листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко – красный, весь как огонь горит. Могучий дуб в медную кованую броню одела. Стоит могучий дуб – богатырь, густой листвой потряхивает. На развесистые липы надела тяжёлый убор из золотой парчи. И только иглы на ели и сосны не смогла разукрасить художник – осень. Вот и остались сосны да ели по – летнему тёмно – зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе. »

III. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Ребята, вы догадались что мы сегодня будем рисовать?

(Ответы учащихся)

Учитель: Правильно, сегодня мы будем изображать осень, осенние листья.

5 класс будет рисовать «Веточку осеннего дерева», а 6 класс – «Листопад».

Но выполнять работу мы будем не совсем обычным способом: в технике «тиснения листьев».

VI. Знакомство с новым материалом.

Учитель: Ребята, я просила вас принести осенние листочки  и рисовать мы будем с их помощью.

Тиснение листьев – это один из способов печатания.

Печатание с помощью растений – один из древнейших приёмов.

Материалы для работы: листья, гуашь (акварель с мылом), газетная бумага и альбомные листы бумаги.

Свежий или сушёный  листочек (растение) распрямляют, положив его на газетную бумагу лицевой стороной вниз. Обратную сторону листочка покрывают краской (но не очень густо). Краска не должна быть жидкой. Окрашенной  стороной лист прикладывают к чистому листу бумаги. На листе остаётся отпечаток. Если он получится жирным, то выполняют ещё один, не окрашивая листок снова.

Иногда листок плохо покрывается краской: она как бы скатывается с него. В таком случае накрыть листок бумагой и сверху хорошенько прижать ладонью.

IV. Физкультминутка.

V. Творческая работа. Закрепление знаний, навыков.

1. Игра «Чей листок»

Учитель: Ребята, прежде чем начать рисовать, вы должны определиться листья какого дерева вы будете использовать, а чтобы помочь вам в этом  я предлагаю вам поиграть в игру «Чей листок».

Шалун – ветер посрывал с деревьев листочки и перепутал их.

Определите, с какого дерева упал листок и прикрепите его к соответствующему названию.

2. Выполнение практической работы

1. Демонстрация образцов рисунков.

2. Выполнение учащимися практической работы.

3. Контроль за выполнением практической работы.

VII. Анализ работ учащихся.

Экспресс – выставка. Анализ работ, выбор более удачных.

VIII. Итог урока.

Учитель: Ребята, с какой техникой познакомились на уроке?

- Что нового узнали на уроке?

- Рефлексия.

- Уборка рабочих мест.

Урок окончен. Всем спасибо!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока ИЗО в 1 классе по программе «Школа 2100»

Конспект кружкового занятия. Роспись по дереву

Техника японской живописи суми-ё

Конспект урока по изобразительному искусству, 8 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека

Разработка интегрированного урока по изобразительному искусству и художественному труду

Александр Семенович Жбанов # 4 февраля 2014 в 13:50 +3
Подобные уроки  всегда поднимают настроение и повышают интерес к уроку. Молодец!!!
Александра Юрьевна Баскатова # 4 июля 2014 в 00:11 0
Увлекательный урок. Интересно выбран сценарий урока, красивое и поэтичное вступление. В конспекте урока, да и на самом уроке обучающимся ставят цель данного урока, цель-одна, чем ребенок овладеет, что узнает, а вот задач несколько, с помощью каких задач мы придём к данной цели, это нужно понимать. Рефлексия не может стоять в организационном моменте, орг. момент в большей степени нужен учителю.Рефлексию нужно проводить в конце урока, как вы и делаете, только вы почему то не описываете как она у вас проходит, а это очень важно, а особенно сейчас, когда в школу ввели стандарты 2 поколения. Творческих вам успехов!!!
Лариса Клавдиевна Некрасова # 29 ноября 2014 в 10:24 +1
Хороший урок, можно на последнем этапе добавить работу масляной пастелью для прорисовки мелких деталей, что еще больше украсит Ваши замечательные рисунки.
Кристина Викторовна Сафронова # 29 марта 2015 в 08:24 0
Здравствуйте. Урок интересный. Для учеников легкий, доступный и запоминающийся. И им всегда нравится результат. Единственное, особенно для такого возраста можно усложнить технику или задание. Спасибо!
Надежда Юрьевна Горбова # 3 октября 2015 в 10:00 0
Наталья Николаевна, спасибо за конспект урока! Осуществление межпредметных связей делает урок интереснее.Рассказ, стихотворения, загадки, мелодии по теме привносят изюминку. Очень комплексный подход к уроку. Ребята не только знакомятся с работами художников,которые изображали осень, закрепляют знания о форме листьев различных пород деревьев, но и выполняют интересное практическое упражнение))).Дети любят яркие, сочные цвета, которыми богата золотая осень! Во время рисования, можно включить музыкальные композиции по теме.
Наталья Валентиновна Демьянова # 25 октября 2015 в 21:25 0
Наталья Николаевна, спасибо за урок! Рассказ, стихотворения, загадки, мелодии по теме. Очень комплексный подход к уроку. Ребята знакомятся с работами художников,которые изображали осень, закрепляют знания о форме листьев. Интересный урок, спасибо!
Айгуль Салаватовна Даминева # 31 октября 2015 в 08:32 0
спасибо вам за урок! очень актуально! очень все подробно! дети будут в восторге если проводить подобные уроки! яркие сочные цвета! очень красиво!
Ирина Александровна Коротенко # 11 ноября 2015 в 22:22 0
Интересный урок. Осень - источник вдохновения для многих талантливых людей. Как можно пройти мимо такого великолепия? Дети с удовольствием поучаствуют в занятии. Интересна форма проведения, учитель использует и музыку, и литературу, много поэзии. Творческий процесс организован мастерски. Замечательно!
Татьяна Андреевна Шилова # 27 января 2016 в 11:23 0
Материал урока соответствует программе и возрастным особенностям учащихся. Этапы урока строго выдержаны, логически последовательны, прослеживается четкость перехода от одного этапа к другому.На всех этапах урока используется речевая и не речевая форма деятельности. Спасибо!
Елена Николаевна Глямшина # 23 февраля 2016 в 16:49 0
Ваш мастер-класс вызвал у меня самые положительные эмоции, мне понравилось! Благодаря четкому и пошаговому фотоматериалу, который был представлен Вами в данном МК, весь процесс выполнения данной работы понятен и доступен. Уверена, что данный материал будет интересен. Примите голос!
Светлана Витальевна Федина # 14 марта 2016 в 19:51 0
Интересно, занимательно, правда, не поняла, почему 5 и 6 классы вместе? Детям нравятся подобные занятия, может только усложнить задание , если 6 класс.Спасибо за мастер-класс, интересный сценарий.
Александра Юрьевна Лугина # 10 апреля 2016 в 06:26 0
Очень интересный и познавательный урок !!!!Спасибо большое!!!Дети с удовольствием поучаствуют в занятии. Возьму его себе на заметку,будем ждать прекрасной осенней поры!
Дина Хуснуллина # 28 мая 2016 в 20:39 0
Настоящий урок искусства, творчества: звучат стихи, рассказы о природе, никто не останется равнодушным. Интересный момент "Чей листок" - дети должны знать, с какими листочками работают. Ученики не просто рисуют осень, а знакомятся с новым видом изобразительного искусства в технике "тиснения листьев". Работа не очень сложная, значит у каждого ребенка будет работать фантазия, и каждый создаст свой маленький шедевр. Это урок для души. Большое спасибо.
Анастасия Борисовна Марахина # 2 августа 2017 в 21:40 0
Качественно составленный урок, хорошая подача. Однако на мой взгляд, учащимся 5-6 класса подобный материал покажется слишком простым.
Екатерина Витальевна Кривенец # 11 октября 2017 в 15:17 0
Очень актуальный урок ,на данный момент. Мне кажется сложности для этих классов мало , я бы его провела в начальной школе, а в основном очень интересно.
Черногаева Марина # 27 ноября 2018 в 14:39 0
Обязательно использую разработку в следующем учебном году! Спасибо!