Интегрированный урок (ИЗО и музыка) «Дорого яичко к пасхальному дню»
Тема урока: «Дорого яичко к пасхальному дню»
Автор: Холошенко Елена Георгиевна, учитель изобразительного искусства ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общеобразовательной школы-интерната г. Тимашевска Краснодарского края
Цель урока: формирование национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию предков.
Задачи урока:
- Расширить знания детей о народных праздниках и традициях;
- Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и ее культуре;
- Познакомить с символикой писанки;
- Роспись пасхального яйца;
- Способствовать формированию слушательской культуры учащихся;
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям;
- Укреплять межпредметные связи (ИЗО, музыка).
Оборудования и материалы:
1. Музыкальный ряд: «Христос воскрес» В. Алев, «Пасхальное яичко» О. Тананко;
2. Мультимедийная презентация «Пасхальная радость»;
3. Образцы пасхальных яиц, карточки с символами;
4. Пустая скорлупа яиц, фломастеры, маркеры, гуашь, темпера, акриловые краски.
План урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся.
3. Сообщение темы урока.
4. Слушание песни «Христос воскрес».
5. Разучивание песни «Пасхальное яичко».
6. Постановка художественной задачи.
7. Практическое выполнение задания.
8. Выставка и обсуждение работ.
9. Рефлексия.
Ход урока
1. Звучит пасхальный перезвон. Дети с учителем проходят в класс и усаживаются полукругом возле фортепиано.
2. Учитель музыки: - Ребята, этим праздничным колокольным перезвоном мы приветствуем Вас. Мы часто его слышим по праздникам, когда звучат колокола в нашем храме. Сейчас весь православный народ готовится к большому и светлому празднику. А кто мне скажет, какой православный праздник приближается? (Пасха).
- Правильно, Пасха - праздник Светлого Христова Воскресения. Это самый главный праздник всех христиан и отмечается он всегда с огромным торжеством и радостью. Празднование Пасхи - многовековая традиция, которую православный народ бережно хранит и передает из поколения в поколение.
3. Учитель ИЗО: Яйцо - является символом колыбели Вселенной, источником жизни, именно его красили и расписывали ко дню Пасхи. Пасхальное яйцо один из главных компонентов пасхального стола, ему-то мы и посвятим наш урок сегодня. Итак, тема урока: «Дорого яичко к пасхальному дню».
4. Учитель музыки: - В праздник Светлого Христова Воскресенья отмечается воскресение из мертвых Иисуса Христа. Этот праздник символизирует победу добра над злом. И сейчас я предлагаю вам послушать новую песню «Христос воскрес».
(Дети слушают музыкальное произведение, затем им предлагается ответить на следующие вопросы:
- Какого характера музыкальное произведение?
- О чем оно?
- Какой тембр голоса в нем звучит?)
5. Учитель музыки: - Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с песней «Пасхальное яичко» и сейчас мы продолжим ее разучивание. (Разучивание песни).
6. Учитель ИЗО: - Какая же Пасха без красивых пасхальных яичек. Яркие, красочные, они не оставляют никого равнодушным. И сегодня, накануне Пасхи, мы поговорим о символике писанки. Наши далекие предки придумали особый язык для разговора с Богом. Это язык символов и особых знаков - так древние люди пытались воздействовать на природу и жизнь человека.
- Кто мне скажет, какие знаки встречаются в самым древних, геометрических узорах? (Ответы детей: круг, треугольник, ромб, волнистые линии и т.д.)
Учитель ИЗО: - Правильно, ребята! (демонстрация готовых писанок с геометрическими узорами).
- А знаете ли вы, что эти знаки означают?
Возможные ответы детей:
• Круг - символ Солнца;
• Треугольник - символ семьи (мать, отец, ребенок).
Учитель поясняет, что треугольник означает также единство духа, разума и тела, единство стихи огня, воды и воздуха, единство настоящего, прошлого и будущего.
• Ромб – знак семян, символ достатка и богатства
• Волнистая линия - знак воды. Учитель дополняет, что это символ небесной, святой воды. Нечистая сила боится святой воды. Писанку с этим знаком держали в доме от сглаза, порчи, от зависти.
- А еще, ребята, на писанках можно встретить «плетенку» - это такая сеточка, которая обозначает сети судьбы, сотканные богиней Макошью.
(Показ презентации «Пасхальная радость»)
- Древние люди одушевляли цветы и деревья, обожествляли животных. И поэтому на писанках появились символы растений и животных. Каждый из этих символов имел свое значение:
• сливы и яблоки - плоды любви, произрастающие на дереве жизни.
• листья дуба и сосны - это символы древа жизни. Мальчику дарили писанку с дубовыми листиками, т.к. дубовый лист символ красоты и силы, а больному дарили писанку с веточками сосны - на здоровье;
• цветы на писанках - это символы неродившихся душ. Женщина, которая хотела иметь детей, писала много писанок с цветами и дарила их детям. Такие писанки также дарили женщинам, ожидающих ребенка, желая им родить крепкого малыша;
• кукушка - птица, хранящая ключи от рая;
• конь - мужское начало.
Также свое значение имеет цвет символа на писанке.
• Красный - знак счастья, света;
• Желтый - знак солнца, тепла;
• Белый - начало всех цветов, знак Рода небесного;
• Зеленый - знак жизни;
• Голубой - цвет неба;
• Коричневый и черный - цвет земли.
Учитель ИЗО: С появлением христианства у славян на писанках появляются изображения креста, свеч, веточек вербы и букв ХВ. Кстати, ребята, а что эти буквы означают? (Ответ детей – «Христос воскрес»).
7. Ребята, сегодня мы тоже будем расписывать пасхальные яички. Хочу сказать вам, что к орнаменту писанки надо относиться очень обдуманно. Каждая черточка тут имеет свое значение, является словом, а иногда и целой фразой. Подумайте, кому предназначается ваше пасхальное яйцо, и что вы желаете тому, кому оно предназначено. Расписывая яйцо, постоянно думайте о том человеке, которому вы его подарите.
А сейчас пройдите за рабочие столы, и пусть каждый из вас украсит свою писанку чародейными узорами. И пусть в работе вам поможет ваше творчество, знания, полученные сегодня, и музыка. (Практическая работа учащихся, в ходе которой оказывается индивидуальная помощь).
8. Выставка и обсуждение работ.
- Ребята, сегодня мы еще раз прикоснулись к наследию наших предков и познакомились с символикой одного из главных компонентов пасхального стола – пасхальным яичком. Давайте посмотрим на наши работы. Похоже, что у нас не нашлось двух одинаковых писанок. Наверное это потому, что вы, как и наши старые мастера, вложили в свои писанки частичку своей души.
-А скажите, о чем вы думали, когда расписывали их? Что вы чувствовали? Кому вы подарите ваши писанки в праздник Светлой Пасхи?
В старину пасхальные яйца выкладывали на блюда с проросшей пшеницей.
Давайте и мы с вами последуем этой традиции.
9. Рефлексия.
-А сейчас, мы зажжем Свечу, помолчим, подумаем о добром. Пусть сбудутся все ваши добрые пожелания, которые вы нарисовали на своих писанках. И мир станет хоть чуточку лучше!
Давайте встанем в круг. Потрите свои ладошки. Что вы чувствуете? (тепло). Так давайте возьмемся за руки и передадим друг другу тепло наших душ и сердец. Пусть добро и любовь воцарят в мире и настанет светлый праздник – Христова Воскресения.
(звучит пасхальный перезвон). На этом, ребята, наш урок закончен. Свои писанки вы можете подарить своим близким. Всем большое спасибо!
Рекомендуем посмотреть:
Турнир «Веселые краски» для детей 5-7 классов. Сценарий
Урок рисования для младших школьников по теме: Зима в лесу
Сценарий внеклассного мероприятия по МХК в 5 классе
Конспекты занятий по ИЗО с дошкольниками
Похожие статьи:
Конспект урока по изобразительному искусству, 8 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах
Разработка интегрированного урока по изобразительному искусству и художественному труду
Техника японской живописи суми-ё
Конспект кружкового занятия. Роспись по дереву