Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект по ОБЖ, 10 класс. Автономное пребывание человека в природной среде

Автор: педагог-организатор «Кудинской СОШ», Иркутская область, д.Куда.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для учеников 10 классов по предмету «Обеспечение безопасности жизнедеятельности». Данный конспект предназначен для учителей, осуществляющих проведение уроков по предмету «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» в средней общеобразовательной школе, работающих по учебнику авторов Смирнова А.Т., Хренникова Б.О.
Конспект проведения урока по предмету Обеспечение безопасности жизнедеятельности на тему «Автономное пребывание человека в природной среде»
Цель: Ознакомить обучаемых с понятиями «автономное существование в природной среде», «добровольная и вынужденная автономия»
Задачи:
Образовательные: сформировать чёткое представление о понятии «автономия», «автономия в природной среде», «добровольная автономия», «вынужденная автономия»
Развивающие: развитие логического мышления, развитие навыка принятия самостоятельного решения в трудной ситуации.
Воспитательные: развитие интереса к выработке самостоятельных решений в неординарных ситуациях, алгоритма действий в сложной обстановке.
Демонстрационный материал: иллюстрации по теме урока.
Методические приёмы: анализ, подведение итогов, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним.
Ход урока:
Автономное существование человека в природной среде — это самостоятельное, независимое существование его в природных условиях.
Автономное существование человека в природных условиях может быть добровольным или вынужденным.
Добровольная автономия — это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определённой целью, на определённое время переходит на самостоятельное существование в природных условиях.
Вынужденная автономия — это ситуация, когда человек случайно, в силу независящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям. В условиях вынужденной автономии человек может оказаться, если он заблудился в лесу, в горах, отстал от группы на маршруте, попал в аварию на каком-либо транспортном средстве и при других непредвиденных обстоятельствах.
Человек и природа неразделимы, человек - неотъемлемая часть природной среды и не может существовать вне её. Однако для обеспечения своей безопасности и благополучия человек создал искусственную среду обитания: построил города, развил комплексную систему жизнеобеспечения и удовлетворения своих потребностей. При этом человек отделился от естественной природной среды и, проводя большую часть времени вне природы, начал утрачивать способность общаться с ней. Однако все блага цивилизации не могут заменить человеку то, что даёт ему общение с природой. Чем больше благ предоставляет человеку цивилизация, тем сильнее он нуждается в общении с естественной природной средой для восстановления своих духовных и физических сил.
Общение с природой помогает человеку формировать выдержку, уверенность в себе, умение управлять своими эмоциями, анализировать обстановку, самостоятельно принимать решения и мобилизовывать себя на их выполнение, добиваться поставленной цели. В процессе общения человека с природой происходит совершенствование его физических качеств: выносливости, силы, ловкости, быстроты.
В то же время любое пребывание человека на природе требует от него определённой подготовки.
Живя в городе, человек привыкает пользоваться благами цивилизации. В природной среде всё иначе. Чтобы правильно переме¬щаться в желаемом направлении, надо знать, как ориентироваться на местности. Чтобы прожить на природе хотя бы один день, нужно уметь обеспечить себя пищей и водой
Способы добычи воды в условиях автономии:
- сбор дождевой воды (рис.1);

Рис.1: Сбор дождевой воды
- сбор сока растений (рис. 2,3);
)
Рис.2:Сбор сока растений

Рис.3:Сбор сока растений
- использование воды из открытых водоёмов, (рис.4,5)

Рис.4: Использование воды из открытых водоёмов

Рис.5: Использование воды из открытых водоёмов
а в некоторых случаях - соорудить для себя временное укрытие от непогоды (рис.6,7)

Рис.6:Временное укрытие от непогоды

Рис.7:Временное укрытие от непогоды
Необходимо знать особенности того места, где организовать свой отдых (горы, лес, вода), соблюдать правила безопасного поведения, уметь оказать первую помощь.
В случае автономного существования в природных условиях (добровольного или вынужденного) человек, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье, должен обладать высокими духовными и физическими качествами, уметь действовать в различных климатических условиях, для чего необходимо рационально использовать в своих интересах всё, что имеется под рукой и что даёт окружающая природная среда.
Внимание!
Деятельность человека при добровольной автономии направлена на выполнение поставленной цели, а при вынужденной на возвращение к людям и привычной жизни
Цели добровольной автономии могут быть разными: активный отдых на природе(рис.8,9),

Рис.8:Активный отдых на природе

Рис.9:Активный отдых на природе
исследование человеческих возможностей (рис.10),

Рис.10:Исследование человеческих возможностей
самостоятельного пребывания в природе , спортивные достижения и др.
Добровольной автономии человека в природе всегда предшествует серьёзная всесторонняя подготовка с учётом поставленной цели: изучение особенностей природной среды, подбор и подготовка необходимого снаряжения (рис.11,12)

Рис.11:Снаряжение для активного отдыха

Рис.12:Снаряжение для активного отдыха
и, главное, физическая и психологическая подготовка к предстоящим трудностям.
Но может случиться так, что человек неожиданно, помимо его воли, в силу стечения обстоятельств оказывается один на один с природой. Вынужденная автономия накладывает определённый отпечаток на состояние и поведение человека. Он попадает в условия, к которым не готовился, его жизнь и здоровье зависят только от него самого. Перед ним сразу встаёт задача, как выйти к людям. Для этого ему прежде всего необходимо поверить в себя и свои возможности, успокоиться, реально оценить обстановку, принять решение, как себя вести, чтобы сохранить жизнь и здоровье.
Безопасность человека в этих условиях всецело зависит от его духовных и физических качеств, от его общей подготовки к пребыванию в природной среде и способности мобилизовать все свои знания и умения для достижения единой цели: выжить и выйти к людям. А знаний и умений потребуется немало. Ведь надо добывать питьевую воду , обеспечивать себя пищей, устраивать ночлег и укрытие от непогоды, ориентироваться на местности, двигаться в нужном направлении и подавать сигналы бедствия.
Выводы:
1) Опыт свидетельствует, что люди, оказавшиеся в силу различ¬ных обстоятельств один на один с природой, могут в течение дли¬тельного времени сохранять свои силы и надёжно защищать себя от неблагоприятных природных факторов.
2) Человеку необходимо всегда быть в определённой степени подготовленным к автономному существованию в природных условиях.
3) Результаты автономного пребывания человека в природе зависят от его способности определённое время без посторонней помощи обеспечивать свои жизненные потребности в еде, тепле, воде за счёт имеющихся запасов или даров природы.
Вопросы:
1. При каких обстоятельствах человек может оказаться в условиях вынужденной автономии в природной среде? Вспомните или найдите в средствах массовой информации примеры автономного существования в природной среде.
2. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, чтобы решиться на добровольную автономию в природной среде?
3. Как вести себя человеку, оказавшемуся в экстремальной ситуации в природной среде: отправиться немедленно в путь навстречу помощи или ожидать её на месте? Обоснуйте свой ответ с учётом специфики природной среды вашего региона.
4. Как природная зона (пустыня, горы, тайга, тундра) обусловливает специфику жизнедеятельности человека, оказавшегося в ситуации автономного или добровольного существования? Какой режим поведения необходим для выживания в той или иной природной зоне?
Задания:
1. Подберите из художественной литературы примеры автоном¬ного существования человека в природной среде (например, рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни», произведение Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»).
2. Используя прочитанный материал, сделайте выводы, ответив на вопросы:
Какие качества помогают человеку преодолевать трудности?
Как можно развить в себе эти качества?
Сформулируйте основные качества, которые помогли герою художественного произведения выжить в трудных условиях.

Рекомендуем посмотреть:

Конкурс по ОБЖ для 10 класса «Военизированная эстафета» Урок ОБЖ, 11 класс. Военнослужащий - защитник своего Отечества. Конспект с презентацией
Опубликовано: 1777 дней назад (11 июля 2017)
Просмотров: 36623
+4
Голосов: 4
Оксана Анатольевна Данильченко # 11 июля 2017 в 14:24 +3
Интересный материал для размышлений. Хорошие иллюстрации. Хочется детального продолжения темы в новых публикациях. Например: "Как безопасно использовать воду из озера?" Данную публикацию можно использовать как на уроках по ОБЖ, так и на классных часах. Голос №1! Удачи в педагогическом творчестве!
Мария Анатольевна Блинова # 11 июля 2017 в 19:52 +1
Конспект по ОБЖ, 10 класс. Автономное пребывание человека в природной среде.Доступное,понятное,чёткое изложение материала,для для учителей, осуществляющих проведение уроков по предмету «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» и учеников.Когда человек остаётся один на один с природой,ему необходима подготовка моральная,физическая,опредёленные навыки,умения,знания. Знакомство обучаемых с понятиями «автономное существование в природной среде», «добровольная и вынужденная автономия».Человек и природа неразделимы, человек - неотъемлемая часть природной среды и не может существовать вне её. Голос.
Ирина Николаевна Ступченко # 12 июля 2017 в 16:15 +1
Материал заслуживает внимания. Это очень интересно. Голос!
Луиза Маратовна Мухаметдинова # 13 июля 2017 в 15:06 0
Все четко, понятно изложено!мотаю себе на ус zst smile
Ткаченко Тамара Владимировна # 18 июля 2017 в 21:46 +1
Здравствуйте, Олег Георгиевич. очень интересная тема, которую можно не только теоретически рассматривать, но и превратить в занимательную игру или проект. Достаточно включить соответствующие видеоролики, мозговой штурм, моделирование ситуаций, их проигрывание. Думаю, уместно было бы включить в цели и задачи воспитание самостоятельности, выдержки и другие качества - они ведь есть у вас в тексте. Успехов вам.