Творческий конкурс для педагогов «Жаркое лето»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Урок ОБЖ, 11 класс. Военнослужащий - защитник своего Отечества. Конспект с презентацией

Материалы для проведения урока по ОБЖ с 11 классом по теме "Военнослужащий – вооруженный защитник Отечества"
Цель урока: довести до обучаемых в чем заключается воинская деятельность и требования, предъявляемые военнослужащим при исполнении воинского долга.
Задачи:
а) образовательные:
- разъяснить в чем заключается воинская деятельность;
- ознакомить обучающихся элементами воинской деятельности;
б) развивающие:
- развивать внимательность;
- развивать учение высказывать собственные суждения;
в) воспитательные:
- воспитывать познавательную активность;
- воспитывать интерес к предмету.
Продолжительность урока: 45 мин.
Тип урока: урок - лекция с использованием мультимедийной презентации.
Метод проведения: объяснительно - иллюстративный

План урока:
1. Организационный момент, проверка наличия обучающихся.
2. Объяснение нового материала, обсуждение видеоролика.
3. Закрепление материала, проведение тестирования, выставление оценок.
4. Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку (доклад дежурного о готовности класса к уроку).
Постановка цели урока.

II. Новый материал.
Слайд № 2
Военная служба — это особый вид федеральной государственной службы; она заключается в повседневном выполнении гражданами воинских обязанностей. Военная служба в России всегда считается почетной обязанностью, священным долгом, исключительным по важности и необходимости.

Посредством воинской деятельности осуществляется вооружённая защита интересов Российской Федерации, обеспечиваются благоприятные внешние условия социально-экономического развития общества.
В воинской деятельности можно выделить три основных её элемента: учебно-боевую подготовку, служебно-боевую деятельность и реальные боевые действия.

Слайд № 3
Учебно-боевая подготовка — система мероприятий по обучению и воинскому воспитанию личного состава частей и подразделений, боевому слаживанию частей и подразделений для подготовки их к ведению боевых действий или выполнению других задач, определённых предназначением Вооружённых Сил.

УБП в первую очередь направлена на обеспечение высокого уровня боеспособности частей и подразделений.
Учебно-боевая подготовка предназначена обеспечить высокий военно-профессиональный уровень личного состава частей и подразделений. Она осуществляется непрерывно как в мирное, так и в военное время.

В ходе учебно-боевой подготовки проводятся занятия, учения, боевые стрельбы, тренировки, во время которых военнослужащие изучают воинские уставы, оружие и военную технику, приёмы действий в бою, а подразделения и части отрабатывают способы действий при выполнении боевых задач.

УБП имеет ряд особенностей. Она носит явно выраженную коллективную направленность и организуется таким образом, что в ходе занятий одновременно осуществляется обучение отдельных военнослужащих и идёт подготовка воинских подразделений к совместным действиям.

Учебно-боевая подготовка — это в основном практическая подготовка, направленная на овладение личным составом вооружением и военной техникой и умелое использование их в бою для обеспечения превосходства над противником.

Таким образом, основную часть учебно-боевой подготовки составляют упражнения, которые включают в себя многократное повторение действий, направленное на отработку действий с вооружением и военной техникой и умелое использование их тактико-технических характеристик в бою.

Воинская деятельность — это в основном деятельность в коллективе (расчёте, экипаже, отделении). Следовательно, тренировки проводятся как индивидуально, так и в составе боевого отделения для отработки боевой слаженности.

Слайд № 4
Высшей формой обучения в частях и подразделениях являются учения, на которых отрабатываются способы использования вооружения и военной техники в бою, боевое слаживание подразделений и обеспечение боевых действий. Учения проводятся в любую погоду, на реальной местности, со штатным оружием и техникой, в обстановке, приближенной к боевой.

В целях поддержания в постоянной боевой готовности вооружения и военной техники в частях запланированы парково-хозяйственные дни и дни регламентных работ, во время которых проводятся осмотры и обслуживание вооружения и военной техники, а также работы по благоустройству парков, военных городков и др.

Содержание учебно-боевой подготовки определяется учебными планами и программами. Один из основных принципов организации учебно-боевой подготовки -учить войска тому, что необходимо на войне. Поэтому выполнение задач учебно-боевой подготовки требует от каждого военнослужащего высокого уровня духовных и физических качеств, а овладение всеми элементами воинской деятельности - психической устойчивости и физической выносливости.

Слайд № 5
Служебно-боевая деятельность направлена прежде всего на обеспечение высокого уровня боевой готовности подразделений и частей, т. е. способности войск в любых условиях обстановки начать военные действия в установленные сроки.

Степень боевой готовности в мирное время должна обеспечивать быстрый переход войск на военное положение и организованное вступление в военные действия, а в военное время - способность к немедленному выполнению поставленных боевых задач.

Служебно-боевая деятельность включает в себя: боевое дежурство, караульную и внутреннюю службы.

Слайд № 6
Боевое дежурство — это пребывание специально выделенных сил и средств в полной боевой готовности к выполнению внезапно возникающих задач или ведению боевых действий.

Боевое дежурство является выполнением боевой задачи. Оно осуществляется дежурными силами и средствами, назначенными от воинских частей и подразделений. В состав дежурных сил и средств входят боевые расчёты, экипажи кораблей, дежурные смены пунктов управления и др.

Подготовка личного состава к несению боевого дежурства проводится в составе подразделений, боевых расчётов, дежурных смен перед каждым заступлением на боевое дежурство.

На боевое дежурство не назначают военнослужащих, не приведённых к Военной присяге, не усвоивших программу учебно-боевой подготовки, совершивших проступки, по которым ведётся расследование, и больных.

Для обеспечения необходимой степени боевой готовности на личный состав дежурных смен накладывается ряд ограничений и запретов в их поведении.

Так, например, личному составу дежурной смены при несении боевого дежурства запрещается: передавать исполнение своих обязанностей по несению боевого дежурства; отвлекаться на мероприятия, не связанные с исполнением обязанностей по несению боевого дежурства; самовольно оставлять боевой пост; проводить на вооружении и военной технике работы, снижающие их установленную готовность.

Караульная служба предназначена для надёжной охраны и обороны боевых знамён, хранилищ с вооружением, военной техникой, другими материальными средствами.

Несение караульной службы является выполнением боевой задачи и требует от личного состава постоянно высокой бдительности, точного соблюдения и исполнения своих обязанностей, решимости и инициативы.

Виновные в нарушении требований караульной службы несут дисциплинарную или уголовную ответственность.

Для несения караульной службы назначаются караулы. Караулом называется вооружённое подразделение, назначенное для выполнения боевой задачи по охране и обороне боевых знамён, военных и государственных объектов, а также для охраны военнослужащих, содержащихся на гауптвахте и в дисциплинарной воинской части.

В состав караула входят:
• начальник караула;
• караульные по числу постов и смен;
• разводящие и другие лица.

Для непосредственной охраны и обороны объектов из состава караула выставляются часовые.
Караульные назначаются, как правило, из числа солдат (матросов), приведённых к Военной присяге, усвоивших соответствующие программы учебно-боевой подготовки и готовых по своим морально-психологическим качествам нести караульную службу.

Слайд № 7
Внутренняя служба — это повседневная служебная деятельность в воинских частях и подразделениях. Она организуется и осуществляется в соответствии с Уставом внутренней службы Вооружённых Сил и предназначена для поддержания в воинской части внутреннего порядка и воинской дисциплины, обеспечивающих её постоянную боевую готовность, безопасность воинской службы и др.

Повторим ещё раз: вся воинская деятельность имеет целью подготовить каждого военнослужащего, подразделения и воинские части к ведению реальных боевых действий.

Слайд № 8
Реальные боевые действия есть воинская деятельность, осуществляемая непосредственно в условиях боя и направленная на поражение противника.

Реальные боевые действия — это тот вид воинской деятельности, ради которого создаются Вооружённые Силы и осуществляются их учебно-боевая подготовка и служебно-боевая деятельность.

Основными чертами современного боя являются:
• маневренность, динамичность, быстрые и резкие изменения обстановки;
• неравномерность его развития по фронту и в глубину;
• повышенное морально-психологическое и физическое напряжение личного состава.
История войн знает немало примеров, когда исход боя решало не превосходство в живой силе и технике, а именно морально-психологическая готовность личного состава до конца выполнить свой воинский долг.

Слайд № 9
Деятельность военнослужащего в первую очередь обусловлена его принадлежностью к Вооружённым Силам Российской Федерации. Каждый военнослужащий является членом того большого коллектива людей, который объединён понятием «Вооружённые Силы», а следовательно, вся его деятельность должна быть направлена на обеспечение тех функций и задач, ради которых они создаются.

Как мы уже говорили, согласно Федеральному закону «Об обороне», Вооружённые Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооружённой защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Слайд № 10
Военнослужащий должен быть готов к исполнению своих обязанностей, которые могут включать:
• участие в боевых действиях, выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, в условиях вооружённых конфликтов;
• исполнение должностных обязанностей в повседневной жизни;
• несение боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнение обязанностей в составе суточного наряда;
• участие в учениях или походах кораблей;
• выполнение приказа, отданного командиром или начальником.

Все виды воинской деятельности военнослужащего должны способствовать поддержанию высокого уровня боевой готовности и боеспособности подразделения, в котором он проходит военную службу.

Слайд № 11
Основные особенности воинской деятельности
Воинские обязанности имеют различия в зависимости не только от вида Вооружённых Сил или рода войск, но ещё и от воинской должности.

Важно отметить, что в воинской деятельности есть целый ряд особенностей в зависимости от вида или рода войск, в которых придётся проходить военную службу.

Для того чтобы лучше, если такая возможность представится, определить вид или род войск для прохождения военной службы, где более полно пригодятся приобретённый жизненный опыт, определённые склонности и предпочтения к виду деятельности, необходимо иметь чёткие представления о структуре современной армии.

В настоящее время Вооружённые Силы Российской Федерации состоят из трёх видов: Сухопутных войск, Воздушно-космические силы, Военно-морского флота - и трёх родов войск: Ракетных войск стратегического назначения, Воздушно-десантных войск, Войск воздушно-космической обороны.

Вооружённые силы состоят из трёх видов вооружённых сил (Сухопутных войск, Воздушно-космические силы, Военно-морского флота), двух отдельных родов войск (Ракетных войск стратегического назначения, Воздушно-десантных войск) и специальных войск.

Составная часть вооружённых сил; совокупность воинских соединений, частей, подразделений, учреждений, осуществляющих тыловое обеспечение и по службам тыла техническое обеспечение войск и сил (флота и авиации). Состоит из железнодорожных, трубопроводных, дорожных войск, войск информационных операций, медицинской службы, МТО; топографической службы, частей специального назначения.

Слайд № 12-13
В Вооружённых Силах в соответствии с психологической классификацией, установленной «Руководством по профессиональному психологическому отбору в Вооружённых Силах Российской Федерации», воинские должности, замещаемые солдатами и матросами, сержантами и старшинами, подразделяются с учётом однородности требований к индивидуально-психологическим качествам специалистов на семь основных классов сходных воинских должностей: командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, специального назначения, технологические и прочие воинские должности.

Слайд № 14
Выводы
1. Воинские должности, замещаемые солдатами и матросами, сержантами и старшинами, подразделяются с учётом однородности требований к индивидуально-психологическим качествам специалистов на семь основных классов сходных воинских должностей.
2. Каждый должен определиться ещё при подготовке по основам военной службы, в каком виде или роде Вооружённых Сил ему хотелось бы служить, и какая воинская должность ему более других подходит по психологическим и физическим качествам.

Слайд № 15
Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуальным качествам гражданина
В условиях повышения технической оснащённости Вооружённых Сил государства, сокращения времени, необходимого для развёртывания войск и приведения их в готовность вступить в бой, возросли требования к уровню морально-психологической, профессиональной и физической подготовки как каждого военнослужащего, так и подразделений и частей в целом.

Общие требования воинской деятельности
Анализ видов воинской деятельности с позиции её конечного предназначения - приведение и поддержание Вооружённых Сил на уровне, обеспечивающем надёжную защиту страны от агрессии и вооружённую защиту целостности и неприкосновенности её территории, а также выполнение задач по защите её интересов - свидетельствует о постоянном возрастании требований воинской деятельности к уровню подготовки призывников.

Особое значение приобретают такие качества военнослужащих, как устойчивость внимания, скорость и точность восприятия окружающей обстановки, быстрота и гибкость мышления. Важное значение имеют также личностные качества: самостоятельность, ответственность, способность принимать решение в условиях жёсткого дефицита времени, эмоционально-волевая устойчивость, готовность к самопожертвованию во имя защиты Отечества.

Анализ Генерального штаба Вооружённых Сил России, по организации и проведению одного из осенних призывов последних лет на военную службу. Там отмечено, что сохраняется тенденция ухудшения здоровья призывников. Неуклонно продолжает снижаться суммарная доля призывников, признаваемых годными к военной службе и годными к военной службе с незначительными ограничениями по состоянию здоровья.

Каждый третий призывник был признан не годным к военной службе. Более 50% призывников имели ограничения по состоянию здоровья. 40% призывников на момент призыва нигде не работали и не учились. Низкий процент призывников, имеющих 1-й спортивный разряд или спортивные звания по военно-прикладным видам спорта (всего 2,3%). Такое состояние уровня подготовленности молодого поколения к реальной жизни, в том числе и к военной службе, свидетельствует не только об отрицательном влиянии социально-экономических факторов, но и о безответственном отношении молодёжи к своему здоровью, физической закалке и образованию.

Слайд № 16
При подготовке к военной службе с учётом общих требований воинской деятельности каждому юноше следует особое внимание обратить на физическую подготовку, выработку необходимых физических качеств, обеспечивающих успешное исполнение воинских обязанностей и стойкое перенесение трудностей военной службы.

Молодым людям надо самим больше внимания уделять занятиям физической культурой и спортом для развития таких жизненно необходимых качеств, как сила, быстрота, выносливость, гибкость. Все эти качества нужны человеку в процессе его повседневной жизнедеятельности и при его подготовке к военной службе в особенности. Для развития этих качеств рекомендуются систематические занятия физической культурой и спортом, основу которых должны составлять самостоятельные занятия, эффективное использование учебного времени на уроках физической культуры, занятия в спортивных секциях.

Для оценки уровня своей физической подготовки можно воспользоваться нормативными данными по физической подготовке военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Морально-психологические требования
Использование современных технических средств не только предполагает распределение функций между членами отделения, расчёта, экипажа, взвода, роты и т. д., но и требует полной согласованности их действий в процессе боевой подготовки. Первостепенное значение приобретают вопросы психологической совместимости военнослужащих. Поэтому в большинстве случаев военнослужащему недостаточно лишь умения и готовности качественно исполнить непосредственные обязанности, он должен ещё обладать способностью работать в коллективе, эффективно взаимодействовать с другими членами экипажа (номерами боевого расчёта), иметь внутреннюю направленность на коллективизм.

Разделение действий военнослужащих в воинском коллективе на индивидуальные обязанности осуществляется так, чтобы обеспечивалась возможность эффективно выполнять единую общую задачу.

Необходимо отметить, что в процессе совместной жизнедеятельности военнослужащие постоянно взаимодействуют друг с другом не только в ходе коллективного выполнения задач боевой подготовки, но и в столовой, у телевизора, на спортивной площадке, при совместном проведении свободного от службы времени.

В процессе практически постоянного взаимодействия членов воинского коллектива между ними неизбежно могут возникнуть самые различные противоречия, которые при определённых условиях могут перерасти в конфликт. Любой конфликт всегда отрицательно влияет на взаимоотношения в группе, а следовательно, и на уровень боеспособности и боеготовности отделения, экипажа, расчёта.

При правильной организации взаимоотношений в воинском коллективе противоречия, возникшие между его военнослужащими, могут быть разрешены путём взаимного компромисса между ними.
Умение жить бесконфликтно — это одно из требований воинской деятельности. Но само оно не приходит, ему надо учиться, учитывая, что общая задача воинского коллектива - уровень боеспособности и боеготовности - выше личных запросов. При этом надо помнить, что любые компромиссы не должны унижать личное достоинство человека.

Зачастую конфликтные ситуации между военнослужащими, да и молодыми людьми возникают из-за личных взглядов и убеждений, которые не всегда бывают правильными. Поэтому каждому человеку не помешает знать о себе, конфликтная ли он личность.

Слайд № 17
Военная служба — это первая ступень, где проверяется уровень подготовки человека к взрослой жизни, где без скидок и условностей каждый получает оценку уровня своей подготовленности к жизни, которого он достигает за прожитые 18 лет.

Современный уровень оснащённости Вооружённых Сил новыми видами вооружения и военной техники не только повышает требования к общеобразовательному уровню, физической подготовленности и морально-психологическим качествам призывников, но и позволит им в процессе прохождения военной службы приобрести профессиональные знания, навыки и качества, необходимые в жизни после военной службы. Это знание конструкций, правил эксплуатации и ремонта различных видов техники, агрегатов и устройств, навыки в правилах поведения, позволяющих строить бесконфликтные взаимоотношения с военнослужащими и успешно решать самые сложные коллективные задачи.

Выводы
1. Подготовка молодого человека к военной службе, по сути дела, подготовка его к взрослой жизни. Она наиболее эффективна и целенаправленна, так как требования к призывнику чётко обозначены.
2. Военная служба всегда была для человека испытанием его духовных и физических сил и величайшей школой подготовки к жизни.
3. Психологическую основу взаимоотношений военнослужащих в коллективе составляют уставные взаимоотношения между ними, которые складываются в процессе совместной службы и повседневной жизни.

III. Закрепление материала. (блиц-опрос по данной теме и проведение тестирования по пройденной теме)
1. Что такое военная служба?
Военная служба — это особый вид федеральной государственной службы; она заключается в повседневном выполнении гражданами воинских обязанностей. Военная служба в России всегда считается почетной обязанностью, священным долгом, исключительным по важности и необходимости.

2. В чем заключается воинская деятельность?
Воинская деятельность — это в основном деятельность в коллективе (расчёте, экипаже, отделении).

3. Перечислите элементы воинской деятельности.
В воинской деятельности можно выделить три основных её элемента: учебно-боевую подготовку, служебно-боевую деятельность и реальные боевые действия

Рефлексия учителя.
Учитель: что нового мы узнали на уроке? Чему научились?
Подведение итогов урока. Выставление оценок.

IV. Домашнее задание.
Изучить тему 27 «Военнослужащий – патриот. Честь и достоинство военнослужащего Вооруженных сил Российской Федерации», стр. 256-263
Тесты.
Класс 11 Дата________ ФИО _______________________________

Тема: «Военнослужащий – вооруженный защитник Отечества»
Вариант 1
1. Какая деятельность направлена прежде всего на обеспечение высокого уровня боевой готовности подразделений и частей?

a. Учебно-боевая
b. Служебно-боевая
c. Реальные боевые действия

2. Какие качества необходимы человеку для прохождения военной службы?
a. Большой рост, крепость костей
b. Усидчивость, скорость изучения информации
c. Выносливость, скорость, сила

3. Укажите род войск?
a. Сухопутные войска
b. Воздушно-космические силы
c. Воздушно-десантные войска

4. Укажите техническую должность?
a. Механик-водитель танка
b. Оператор РЛС
c. Моторист

5. Возможность войск вести боевые действия и выполнять боевые задачи в соответствии с их предназначением — это ...
a. Боеспособность
b. Дисциплина
c. Боевая направленность

Вариант 2
1. Когда конфликты между военнослужащими могут быть решены при помощи компромисса?
a. При правильной организации взаимоотношений внутри воинского коллектива
b. Если военнослужащие стремятся решать конфликты словами
c. Когда будет отдан приказ начальства

2. Какая воинская деятельность направлена на поражение противника?
a. Реальные боевые действия
b. Служебно-боевая
c. Учебно-боевая

3. Повседневная служебная деятельность в воинских частях и подразделениях — это ...
a. Внутренняя служба
b. Караульная служба
c. Внешняя служба

4. Из какого количества видов войск состоят Вооруженные Силы РФ?
a. 3
b. 4
c. 5

5. Согласно какому закону Вооружённые Силы РФ предназначены для вооружённой защиты целостности и неприкосновенности территории РФ?
a. Федеральному закону «Об армии»
b. Федеральному закону «О Вооруженных силах»
c. Федеральному закону «Об обороне»

Ответы.
Вариант № 1 – b, c, c, c, a
Вариант № 2 – a, a, a, a, c
Скачать Конспект урока по ОБЖ 11 класс по теме "Военнослужащий – вооруженный защитник Отечества"
Презентация на тему: Военнослужащий – вооруженный защитник Отечества, 11 класс

Рекомендуем посмотреть:

Конкурс по ОБЖ для 10 класса «Военизированная эстафета» Конспект по ОБЖ, 10 класс. Автономное пребывание человека в природной среде

Похожие статьи:

Круглый стол для старшеклассников на тему «Пожарная безопасность»

Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности для старших классов

Опубликовано: 371 день назад (28 июня 2021)
Просмотров: 1273
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Анна # 30 июня 2021 в 00:22 0
Отличный материал! Все изложено понятным и доступным языком! Большое спасибо автору!
Миляуша # 30 июня 2021 в 09:39 0
Интересно, увлекательно, доступно, понятно! Автор знаток своего дела! Спасибо!
Марина # 30 июня 2021 в 10:15 0
Применение компьютерных технологий позволило сделать занятие ярким, насыщенным, полным. Материалы изложены доступным и понятным языком! Автору, огромное спасибо!
Виктория # 30 июня 2021 в 17:42 0
Очень актуально для наших детей, спасибо за такой материал.
Макаров Александр # 2 июля 2021 в 17:25 0
Молодец. Очень хороший обобщающий труд. Продолжай в том же духе. Дабы не пропал твой богатый опыт...