Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Консультация для педагогов ДОУ. Музыкальная игра

Консультация для педагогов. «Музыкальная игра – ресурс совершенствования музыкально – ритмических способностей старших дошкольников»
Данный материал будет полезен музыкальным руководителям детских садов, педагогам.
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, которая может явиться одним из наиболее эффективных средств развития детского музыкального творчества, выступающего в качестве составного компонента музыкальной культуры ребенка. Творческие проявления дошкольников в музыкально-игровой деятельности становятся важнейшими показателями уровня развития музыкальной культуры ребенка, выражающейся в умении воспроизводить, интерпретировать и переживать музыку, а также оценивать результаты творческого процесса.
Музыкально-игровая деятельность тесно связана со всеми видами детской музыкальной деятельности: восприятием музыки, исполнительством и творчеством, и является важной предпосылкой к формированию действительно развитого во всех отношениях человека.
Музыкальная игра вовлекает дошколят в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются: развитие интереса к музыке, правильное восприятие её содержания, структуры, формы, а также пробуждение постоянного общения с музыкой и желания активно проявлять себя в этой сфере.
Музыка как вид искусства напрямую обращена к эмоциональному миру, чем и объясняется огромная сила ее воздействия на духовный мир ребенка.
Дети старшего дошкольного возраста легко вовлекаются в музыкальную деятельность. Во-первых, она связана с интересом детей к музыке, а во-вторых, с чередованием пения, слушания, игры на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движений, использования музыкально-дидактических игр. Поэтому старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для целенаправленного и активного развития музыкальных способностей в различных видах музыкальной деятельности на музыкальных занятиях и других формах работы по музыкальному воспитанию в детском саду
Музыкальные занятия строятся с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводятся по заранее намеченному плану. При этом принимается во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть интересными и вариативными, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение, понять элементарные основы музыкальной грамоты.
Применение музыкально-дидактических игр и пособий на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно.
В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки. Игры, которые проводятся на занятиях, имеют обучающий характер и выступают как отдельный вид музыкальной деятельности.
Одним из видов музыкальной деятельности детей являются ритмические движения. В процессе систематических занятий по движению у детей развивается музыкально-слуховое восприятие. Детям приходится постоянно вслушиваться в музыку для того, чтобы точно выполнять движения. В музыкально-дидактических играх используются игрушки, которым дети охотно подражают. Игровая форма разучивания движений помогает ребенку правильно выполнять ритмический рисунок. При разучивании хороводов, плясок, танцев лучше использовать озвученные игрушки и музыкальные инструменты. Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми и с выполнением творческих заданий.
Роль воспитателя в детской игре велика: он направляет ее, следит за взаимоотношениями играющих. Еще А. С. Макаренко писал: "И я как педагог должен с ними играть. Если я только буду приучать, требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег".
Результативность обучения в музыкально-дидактической игре создается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в этой игре, становится ее полноправным участником. Игра прекрасная форма деятельности, способствующая привитию умения приблизить, расположить к себе всех детей, в том числе и малоактивных.
Организуя музыкальные игры, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Практика показывает, что чем больше доверяешь детям, тем сознательнее, добросовестнее они относятся к порученному.
Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета.
Существуют разные квалификации игр и пособий. Например, Н.А. Ветлугина разделяет игры для развития музыкально-сенсорных способностей на настольные, подвижные и хороводные.
Игры, синтезирующие виды детской музыкальной деятельности, являются кульминацией всей музыкально-игровой системы. Они совершенствуют восприятие, память, мышление, воображение, ощущения детей, активизируют умственные способности и положительно влияют на физическое и эмоционально развитие, возбуждают интерес к жизни и развивают их музыкальные способности. Основная цель игр данного вида – формирование у детей культуры пения в синтезе с культурой движений в процессе приобщения их к музыке.
Задачи игр:
• развитие музыкальных способностей ребенка (эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух и чувство ритма);
• формирование и развитие певческих навыков (интонирование, певческое дыхание, дикция, ансамбль);
• синтезирование певческих умений и навыков с выразительностью движений;
• формирование музыкальной культуры (эстетических эмоций, интересов, оценок).
Роль воспитателя в детской игре велика: он направляет ее, следит за взаимоотношениями играющих. Еще А. С. Макаренко писал: "И я как педагог должен с ними играть. Если я только буду приучать, требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег".
Педагог организует игровое пространство, объясняет процесс игры, подбирает музыкальный материал, необходимые атрибуты, отбирает нужное количество участников и создает условия для их самовыражения, самоутверждения, самопознания, а главное для того, чтобы детям в игре было легко и уютно – комфортно. Желательно начинать объяснение игры с беседы, которая должна быть связана с игровой ситуацией. Лучшим вариантом можно считать объяснение условий по ходу игры.
Технология объяснения музыкальной игры должна соответствовать ряду требований:
• ясность и четкость в изложении;
• эмоциональная выразительность и достаточная громкость независимо от количества игроков;
• использование всевозможных видов воздействия (словесного, зрительного, слухового).

Этапы организации:
• поставить цель;
• разработать движения на данном музыкальном материале, используемые в игре;
• приготовить атрибуты (элементы костюмов);
• знакомство с сюжетом игры (рассказывание музыкальной истории сопровожденной пением педагога);
• разучивание песни непосредственно в процессе игры, распределение ролей;
• корректирование движений детей и создание условий для свободной импровизации (использование вопросов: «Как мы это изобразим?», «Как будет выглядеть тот или иной персонаж?», «Что будет делать тот или иной персонаж?» и т.п.);
• работа над выразительностью пения и движений, их разумным сочетанием, созданием игрового образа.
Таким образом, музыкальная игра имеет огромное значение в формировании духовного мира дошкольника, формирует у него эстетико-ориентированное мировосприятие, развивает эмоциональную и интеллектуальную сферы, оказывает неоценимое положительное влияние на его общее развитие. Поэтому в число важнейших и сложных задач музыкального обучения и воспитания входит задача формирования и развития органичного восприятия детьми высокого музыкального искусства, их приобщение к музыкальной культуре, способствуя тем самым раскрытию способности к художественному восприятию, активной работе фантазии и воображения, формированию устойчивого интереса к музыке.
Знания закономерностей приобщения детей к музыкальной культуре, условий и методов воспитания и умение организовать процесс взаимодействия ребенка с музыкой являются важнейшими показателями профессионального мастерства специалиста, работающего с детьми дошкольного возраста.
Музыкально-игровая деятельность – наиболее эффективное средство формирования основ музыкальной культуры дошкольников.
Методика организации игр, синтезирующих различные виды музыкальной деятельности разнообразна и вариативна. В процессе её реализации педагог должен руководствоваться целевой установкой – воспитание у детей чувства соответствия музыки и движения.
Главное, необходимо помнить, что лишь опираясь на детские музыкальные интересы и отталкиваясь от них, педагог может ненавязчиво, без принуждения направлять развитие музыкального вкуса ребенка и обогащать его музыкально-слуховые представления и музыкальный опыт на основе ценной в художественном отношении музыки

Рекомендуем посмотреть:

Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста Для чего нужна диагностика дошкольников? Консультация для педагогов. О роли семьи в воспитании ребёнка
Мастер-класс для педагогов детского сада. Музыкальные игры | Консультация для родителей в детском саду. Музыкальные игры
Опубликовано: 2525 дней назад (7 декабря 2017)
Просмотров: 1690
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!