Мастер – класс для педагогов ДОУ «Музыкальные игры как ресурс совершенствования музыкально – ритмических способностей старших дошкольников»
Данный мастер-класс будет интересен музыкальным руководителям детских садов.
Цель: Развитие профессионального самосознания, творческого потенциала, коммуникативной компетенции педагогов.
1. Организационная часть.
Сообщение на тему: «Музыкальная игра как ресурс совершенствования музыкально – ритмических способностей старших дошкольников»
ИГРА – огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
ИГРА – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский
Музыкальные игры должны быть яркими и красочными, простыми и доступными детям. Ведь в результате их использования у детей появляется желание участвовать в процессе обучения, раскрываются скрытые возможности. Застенчивые дети становятся более открытыми, проявляя свои эмоции в игровой деятельности, связанной с усвоением музыкальных знаний. Также дети обогащаются новыми впечатлениями, у них развивается инициатива, появляется способность к восприятию, к различению основных свойств музыкального звука.
Игра имеет важное значение в умственном, нравственном и физическом развитии дошкольника и способствует его гармоничному развитию. В игре быстрее и успешнее развиваются психические процессы, формируется сенсорное развитие, личностные качества, развивается интеллект, происходит обучение навыкам общения. Игровая деятельность является основной формой деятельности в детском саду. А комплексное развитие эмоциональных, познавательных, коммуникативных качеств через игру и есть основная задача музыкального руководителя в детском саду.
Музыкально – ритмические способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Эмиль - Жак Далькроз: «Если мы хотим наделить мозг ритмическим сознанием, то нужно, прежде всего, сообщить ритм мускулам, а затем уже чувствительные нервы позаботятся о том, чтобы передать его мозгу. В свою очередь, мозг нуждается в восприятии ритма, чтобы при помощи двигательных нервов предать его мускулам». Музыкальная игра, построенная на основе музыкально – ритмических движений, является превосходным средством развития музыкально – ритмических способностей детей.
Правильно организовать и направить ее с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней – задача не только музыкального руководителя, но и в большой степени педагогов ДОУ. И сейчас я предлагаю вам несколько игр и методических рекомендаций к ним, которые помогут нам помочь ребёнку в совершенствовании музыкально - ритмических способностей.
2. Практическая часть
На своих занятиях я часто использую подвижные музыкально-ритмические игры. Основной задачей в работе над музыкально-ритмическими играми относятся развитие у детей чувства ритма. В начале игра разучивается. Чтобы обучающие моменты не стали скучными, обыгрываем их, иногда добавляя забавные атрибуты. Например:
«Хотите купить Курочку?» (Да!) Надо пропеть ку-роч-ка и выложить монеты по числу и длительности слогов. (выложить из больших и маленьких монет, пропеть). Молодцы, правильно пропели, вот ваша курочка (игрушка передаётся «Бабушке») и т.д.
А сейчас я вам спою весёлую песенку – я пою первую фразу – вы повторяете. (разучивается песня «Бабушка, купим курочку».
Музыкальная игра «Бабушка, купим курочку»
для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Развитие музыкально – ритмических способностей детей.
Задачи:
1. Развитие чувства ритма.
2. Совершенствование умения составлять и пропевать ритмические формулы.
3. Закрепление певческих навыков.
4. Развитие внимания и памяти: согласованность движений и пения.
Материал: мольберт, демонстрационный экран с кармашками, шапочки животных или игрушки.
Содержание игры:
Перед началом игры выбираются: ведущий – продавец, покупатель, бабушка, животные (животными могут быть дети в шапочках или выставляться картинки или игрушки в определённой последовательности (в соответствии с песней)
В одной линии с «продавцом» стоит мольберт, на котором можно разместить карточки, животные (дети, игрушки или картинки) и бабушка. Дети (среди них «покупатель») стоят напротив.
У «покупателя» кошелёк с «деньгами» (маленькие и большие монеты), из них будет выкладываться ритмический рисунок, например: ин-дю-шо-нок ко-РО-вуш-ка
Дети поют 1 фразу песни:
«Купим мы, бабушка, себе курочку» – идут вперёд, на повтор – назад.
Бабушка: Есть ли денежки у вас? Все хором: Есть!
Продавец Макар: Подходите хоть сейчас! (Выходит покупатель с кошельком)
Как звучит угадывай - денежки выкладывай!
(Слово ты произнеси - столько денежек плати)
(ребёнок может выложить большими и маленькими монетами ритмический рисунок по - разному:)
КУ- роч- ка ....... КУ- РОЧ- КА ....... ку- роч- ка
Все пропевают ритмический рисунок на мольберте и прохлопывают его. (продавец убирает денежки). Затем курочку забирает «покупатель» и отводит к «Бабушке», сам отдаёт кошелёк другому ребёнку – теперь он «продавец», игра продолжается. Все последующие действия такие – же. В конце игры дети исполняют всю песню, а продавец говорит:
Распродал я весь товар! Рынок закрывается!
Все хором: Выходи – ка в круг, Макар, пляска начинается! (звучит плясовая – начинает танцевать Макар (продавец), к нему выходят все – общая свободная пляска)
Текст песни Движения
1. Купим мы, бабушка, себе курочку. (2 раза)
Идут вперёд, отходят назад
Курочка по зернышку: Кудах-тах-тах.
«Машут крыльями»
2. Купим мы, бабушка, себе уточку. (2 раза)
Идут вперед, отходят назад
Уточка: Та-та-та-та,
Ладошки в стороны – повилять хвостиком
Курочка по зернышку: Кудах-тах-тах.
«Машут крыльями»
3. Купим мы, бабушка, себе индюшонка (2 р.)
Идут вперёд, отходят назад
Индюшонок шалды - балды,
Расслабленные кисти рук покачать вправо – влево
Уточка та-та-та-та,
Постучать ладошками по коленкам
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
«Машут крыльями»
4. Купим мы, бабушка, себе кисоньку (2 р.)
(повтор перечисленных движений)
А кисонька мяу-мяу,
«Лапки» прижать к груди
Индюшонок шалды - балды, уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
5. Купим мы, бабушка, себе собачонку (2 р.)
(повтор перечисленных движений)
Собачонка гав-гав,
Большой палец соединяется с другими пальцами - раскрывать
и закрывать
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок шалды-балды, уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
6.Купим мы, бабушка, себе поросёнка (2р.)
(повтор перечисленных движений)
Поросёнок хрюки- хрюки
Соединить кулачки возле носа.
Собачонка гав-гав, а кисонька мяу-мяу,
Индюшонок шалды-балды, уточка та-та-та-та,
Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах.
7. Купим мы, бабушка, себе коровёнку, (2 раза)
(повтор перечисленных движений)
Коровенка муки-муки,
Приставить ко лбу указательные пальцы
Поросёнок хрюки-хрюки,
Собачонка гав-гав, а кисонька мяу-мяу,
Индюшонок шалды-балды, уточка та-та-та-та,
Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах.
8. Купим мы, бабушка, себе лошадёнку, (2 раза)
(повтор перечисленных движений)
Лошадёнка нуки-нуки,
"держа, чуть встряхивая поводья"
Коровёнка муки-муки,
поросенок хрюки-хрюки,
собачонка гав-гав,
а кисонька мяу-мяу,
Индюшонок шалды-балды,
уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
Надеюсь, ваше настроение улучшилось, присядем, немного отдохнём и посмотрим на экран – нас ждёт ещё одна игра - это видеоигра так же на развитие чувства ритма в игре на музыкальных инструментах.
(Просмотр видеоигры «Веселье в зимнем лесу»)
А сейчас предлагаю взять музыкальные инструменты, и встать в группы.
Какой инструмент появляется на экране – та группа играет, ритм отмечен крупными и мелкими картинками. Для начала проиграем ритм с каждой группой без музыки.(проигрывают) А сейчас – внимание, игра начинается.
Видеоигра «Веселье в зимнем лесу»
Замечательные музыканты! Какие внимательные! Помните всегда о положительной оценке детей, о помощи затрудняющимся детям в совместной деятельности.
3. Заключительная часть.
Игра, это основная деятельность ребенка и ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет себя так полно, как в игре. В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию. Что ребенок делает с удовольствием, не напрягаясь, и готов делать часами? Конечно, играть! Нам, взрослым, нужно обязательно использовать эту естественную потребность ребенка на музыкальных занятиях, в совместной, индивидуальной деятельности и, конечно же, создавать условия для самостоятельной деятельности ребёнка!
Рекомендуем посмотреть:
Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольн
Музыкально дидактические игры для детей дошкольного возраста
Музыкальные ребусы с ответами для детей 5-7 лет
Дидактическая игра для детей старшей группы ДОУ «Музыкальная викторина»
Похожие статьи:
Мастер-класс для педагогов ДОУ. Дымковская барыня