Конкурсы

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Дымковская барыня

Конспект проведения мастер-класса для педагогов ДОУ на тему: «Дымковская барыня в гости к нам пришла, дымковская барышня подружек привела»

Авторы составители  мастер-класса: Гринько Наталья Равилевна, воспитатель высшей квалификационной категории, и Никифорова Ольга Алексеевна, старший воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №11» городского округа город Салават Республики Башкортостан

Посмотри, как хороша,

Эта девица-душа

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

(Народное творчество)

Этапы работы мастер-класса

1. Подготовительно-организационный этап:

Цель: познакомиться с изготовлением дымковской барышни, расширяя знания педагогов о народном промысле, прививать любовь к творчеству, развитие коммуникативной культуры.

Материалы и оборудование: дымковские  игрушки, альбом о народных промыслах, пластилин, яички от киндер-сюрприза, дощечки, стеки, салфетки.

Содержание этапа:

Добрый день. Сегодня  мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных игрушках. Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо-мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много.

Я предлагаю Вам вспомнить,  какие народные промыслы Вы знаете, для этого я предлагаю  загадки. И так, внимание:

Загадки

Рядом разные подружки,                                  

Но похожи друг на дружку.                                 

Все они сидят друг в дружке,                              

А всего одна игрушка.  (матрёшка)                    

                                                                                 

 

Деревянные игрушки,

Да игрушки не простые.

Мы всегда в движении,

Мы всегда в работе,

 А как нам это удаётся,

Играя вы поймёте.

(богородская игрушка)

Расписные коньки,

Разноцветные индюки,

Барышни румяные

И гусары бравые -

Играй вдоволь, да

смотри,

Только нас не урони.

(дымковская игрушка)

 

У детей в ладошах птички,

С виду птички – невелички,

Только птички не порхают.

В небеса не улетают.

Дети бережно их носят,

Дети их ко рту подносят,

Дуют в птичек – те свистят,

Всех в округе веселят.

(свистульки)

Распустились синие цветы,

Развернулись синие листочки,

Не в саду, не в лесочке, не в поле.

А на белоснежном фарфоре.

Подарило небушко ей свою акварель.

Что за роспись? Это  роспись - …(гжель)

Золотым и алым цветом

Эта чаша расцвела.

Солнцем, ягодами, летом

Вдруг наполнилась она!

Угадаешь, что за чудо?

Это чудо - …( хохлома)

Деятельность участников

Отвечают на вопросы.  Отгадывание загадок.

Основная часть.

Изготовление дымковской барышни.    

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

Автор: В.Фофанов

Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?

Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке ''Свистунья''. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке.  От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.  

Часть исследователей связывает изготовление этой игрушки с весенней ярмаркой «свистуньей» или «свистопляской», некогда проходившей на горе Раздерихе (близ Вятки). Пробуждение природы, прилет птиц, надежды на будущий урожай (а закупка зерна именно и происходила на этой ярмарке) - все это витало в воздухе и рождало веселое настроение, радостное ожидание, а вместе с тем и веселые игрушки, какой была дымковская игрушка. Первоначально дымковская игрушка была свистулькой, на которой можно было воспроизвести несложную мелодию или наигрыш. Позже свистульки постепенно уступили место простой, но очень яркой игрушке, изготовляемой на продажу. И здесь происходит как бы изменение ее значения: из обыкновенной игрушки-свистульки она превращается в произведение искусства, дошедшее к нам из «старины глубокой».

Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.

Дымковские кавалеры, генералы осанисты, с чувством собственного достоинства. Чаще изображаются верхом или в паре с барыней.

С лентами да бантами,

Да под ручку с франтами

Мы гуляем парами,

Проплываем павами.

Автор: П. Синявский

Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

(Народное творчество)

Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и красным гребнем, похожим на причудливый цветок. Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг -символ солнца.

Голосисты эти птицы

И нарядны, словно ситцы!

(Народное творчество)

И по сей день, дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова.

Мы игрушки знатные,

Складные да ладные,

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся!

Автор: П. Синявский

Я предлагаю Вам стать настоящими народными мастерами и сделать свою дымковскую барышню.

Содержание этапа

1. Берем небольшой кусок  пластилина и делаем колбаски, из этих колбасок делаем украшение для юбки (для украшения юбки делаем колбаски разных цветов).

Для этого берем одну часть яичка киндер-сюрприза и прилепляем колбаски прямыми линиями или кольцами.

2. Берем 1/3 часть куска пластилина это туловище нашей барышни, прилепляем к юбке.

3. Лепим фартук, для этого нужен кусок белого пластилина, делаем полукруг, и, прищипывая по краю пальцами, делаем оборку и прилепляем к юбке.

4. Небольшой кусок белого пластилина скатываем между ладонями в шарик, это голова, прилепляем к туловищу.

5.  Выбираем цвет пластилина для рукавов, небольшие комочки пластилина скатываем шарики и прилепляем к туловищу по бокам.

6.  К рукавам прилепляем колбаски – это руки.

7.  Украшение барышни:

- кокошник выполняем по подобию фартука;

- волосы, лепим тонкую колбаску коричневого цвета, складываем пополам и скручиваем, прилепляем к голове ближе к кокошнику;

- украшаем лицо нашей барышни.

8. У Вас получились красивые барышни!

Заключительное слово.

Сегодня Вы узнали о  способе изготовления дымковской барышни. Проявили интерес к традиционной культуре народа. Изготовили дымковскую барышню.

Деятельность участников.

Устроить выставку дымковских барышень.  Каждая участница высказывает свое отношение к проделанной работе, свои чувства.

Спасибо за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия в средней группе. Дымковская игрушка

Лепка фигур из пластилина

Елена Кустова # 1 июня 2013 в 20:54 +1
А мы лепим Дымковскую игрушку из глины. Дети говорят:" Трудно, но интересно!" Сушим, затем раскрашиваем. Жаль, муфельной печи для обжига нет, но все равно прилично получается. Ваши работы интересные, но мне кажется, если уж Дымковская игрушка - то это глина и раскрашивание.Использование загадок, истории создания, это детям интересно.
Наталья Викторовна Дубровина # 11 января 2018 в 20:00 0
Добрый вечер, коллега. Интересный материал. Думаю использовать материал для детей подготовительной группы и задумка слепить с детьми из соленого теста, а потом раскрасить. Спасибо.