Консультация для педагогов ДОУ «Организация музыкальных игр на развитие танцевально - двигательного творчества»
Детство – волшебный и причудливый мир фантазий, игр и забав. Не надо уговаривать ребёнка играть – вся душа его стремится к увлекательному, неизвестному миру, который он познаёт и отражает в игре. Придумывает, выдумывает, сочиняет и воплощает! Как только что-то удивило или заинтересовало ребёнка – всё надо попробовать повторить, изобразить.
Одним из самых привлекательных видов изобразительной деятельности является музыкальное движение и танцы. Как ходят мышки? А как мишки? Умеет ли танцевать слон? А как танцует бабочка? Все эти вопросы легко возбуждают в ребёнке активный интерес, включают в игру и вдохновляют на двигательное творчество! Вот так летят листочки – и движения становятся плавными, легкими, слегка покачивающимися, и даже мимика помогает передать образ лёгкости, воздушности, плавного полёта, кружения. Вот так танцуют дикари – и движения становятся резкими, воинственными, ритмичными, появляется угрожающее выражение лица - можно даже покричать вволю, что особенно нравится мальчикам. А как могут танцевать часики? А как крадётся кот?.. В игре дети по-настоящему превращаются в того или иного героя - и рождается новый образ, иногда шедевр, двигательного творчества и фантазии!
Для того, чтобы эти шедевры рождались, ребёнку нужен богатый опыт движения, яркие образцы двигательного творчества. Этот опыт в детском саду накапливается на музыкальных занятиях: сначала при повторении движений за взрослым, затем в самостоятельном исполнении, при грамотном содействии воспитателя. Одним из приёмов стимулирования детской самостоятельности в игре является внесение в группу ярких, эстетически оформленных атрибутов: костюмов, масок, ленточек, султанчиков, карточек и т.д. Новое сразу привлекает внимание детей, они начинают активно действовать с ними, затем активность затухает – тут нужно на время убрать атрибуты, а затем снова внести – и так дозированно и разумно чередовать их.
Ещё один
приём стимулирования самостоятельной игровой деятельности - направляющие вопросы, высказывания и беседы на тему игры. Например: «Я сегодня шла по улице и увидела, как танцевала сорока на дереве, а другая сорока на другом дереве всё за ней повторяла» (Игра «Танцевалки на лесной полянке») или «А сегодня не было письма из Африки?» (игра «Почтальон»). Иногда достаточно просто напевать песенку («Мы пушистые зайчата, все весёлые ребята. На полянке мы резвимся, даже волка не боимся!» - игра «Зайчата и волк») или загадать загадку («Кто в лесу под новый год водит хоровод?» - игра «Новогодний хоровод»), чтобы привлечь внимание детей и побудить к самостоятельной деятельности.
Роль воспитателя в детской игре велика: он направляет ее, следит за взаимоотношениями играющих. Еще А. С. Макаренко писал: "И я как педагог должен с ними играть. Если я только буду приучать, требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег". Результативность обучения в музыкальной игре создается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в ней, становится ее полноправным участником. Игра прекрасная форма деятельности, способствующая привитию умения приблизить, расположить к себе всех детей, в том числе и малоактивных. Организуя музыкальные игры, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Практика показывает, что чем больше доверяешь детям, тем сознательнее, добросовестнее они относятся к порученному. Педагог организует игровое пространство, объясняет процесс игры, подбирает музыкальный материал, необходимые атрибуты, отбирает нужное количество участников и создает условия для их самовыражения, самоутверждения, самопознания, а главное для того, чтобы детям в игре было легко и уютно – комфортно. Желательно начинать объяснение игры с беседы, которая должна быть связана с игровой ситуацией. Лучшим вариантом можно считать объяснение условий по ходу игры.
Технология объяснения музыкальной игры должна соответствовать ряду требований:
• ясность и четкость в изложении;
• эмоциональная выразительность и достаточная громкость независимо от количества игроков;
• использование всевозможных видов воздействия (словесного, зрительного, слухового).
Этапы организации:
• поставить цель;
• разработать движения на данном музыкальном материале, используемые в игре;
• приготовить атрибуты (элементы костюмов);
• знакомство с сюжетом игры (рассказывание музыкальной истории, сопровождение пением, слушание музыки);
• разучивание песни непосредственно в процессе игры, распределение ролей;
• корректирование движений детей и создание условий для свободной импровизации (использование вопросов: «Как мы это изобразим?», «Как будет выглядеть тот или иной персонаж?», «Что будет делать тот или иной персонаж?» и т.п.);
• работа над выразительностью пения и движений, их разумным сочетанием, созданием игрового образа
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, картин, просмотр мультфильмов, видеоотрывков танцев и театральных постановок в профессиональном исполнении (Балет «Щелкунчик» - танец цветов, танец кукол и т.д.)
Таким образом,
музыкальная игра имеет огромное значение в формировании духовного мира дошкольника, формирует у него эстетико-ориентированное мировосприятие, развивает эмоциональную и интеллектуальную сферы, оказывает неоценимое положительное влияние на его фантазию и творчество. Детство – нежный возраст, впитывающий, требующий всё новых и новых впечатлений – и бойся спугнуть этот интерес, затушить искорки в глазах ребёнка. Бережно относись к детской фантазии! Она не выносит грубости и насмешки. Дети – по природе своей фантазёры, непоседы, артисты, узнавайки. Для них ещё нет запретных шлагбаумов: «Так не бывает!», «Нельзя!!!», «Невозможно!» Поверьте: в детстве – возможно всё! Конечно, при условии, что взрослые разумно и тактично относятся к детской фантазии, поддерживают, грамотно направляют и развивают её, радуются вместе с ребёнком его выдумке. Главное, необходимо помнить, что педагог может ненавязчиво и без принуждения направлять развитие музыкального вкуса ребенка и обогащать его музыкально-слуховые представления и музыкальный опыт на основе ценной в художественном отношении музыки.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет
Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста
Для чего нужна диагностика дошкольников?
Консультация для педагогов. О роли семьи в воспитании ребёнка